Наставления старца отца Николая
Часть седьмая
По книге схимонахини Николаи
«Царственная Птица взывает к Богу», Москва,
2009 г.
Доверяя Старцу как истинному отцу, русский народ приходил к нему за Правдой Божией. Это было и в годы страшного безверия, и во времена свободы восстановленной Церкви:
- «Без Бога, - говорил Батюшка, - ни до порога. А с Господом и на Остров приехали».
Отцу Николаю постоянно приходилось исправлять кривые дела некоторых духовников, и он учил не соблазняться недобрыми священниками, а всегда помнить, что наш Духовник – Сам Господь в Его Святом Евангелии. Учил взирать на несметный сонм Святых, оставивших драгоценное наследие, прямо ведущее ко спасению. Благословляя ими руководствоваться и воодушевляться:
- «Они и поныне живут в Церкви… Живы все святые отцы, они нас слышат и не оставляют. Молитесь и просите помощи. Ведь Благодать не ведает границ».
- «Православная Вера на Кресте! Ее распинают! – сказал Старец в январе 2001 года. Он плакал беззвучно, не скрывая слез. – Как же не плакать?! Даже рыдать надо. Горе, что так заблудились».
Однажды ему поведали, что православные приходы будут состязаться в игре в футбол, с обязательным участием священников на поле – такова воля благочинного. Старец содрогнулся:
- «Надо повергнутся пред Богом, и каяться даже за эти слова»…
В другой раз, увидев в окно, как иеромонах возле его келлии хлещет монашеским ремнем лошадку – Батюшкина дружка – перекрестился и заключил:
- «Так и его будут хлестать в Вечности… Дали бы волю, он и человека ремнем нажарит».
А как «нажаривают» сейчас духовники в некоторых обителях ради смирения – за «послушание» даже отправляют здоровых людей в психиатрические больницы. Батюшка говорил:
- «Там душа нахватается страшного, и нужны сильные молитвы, чтобы спасти».
Такие «каноны и послушания» Батюшка не принимал. Увидев на фотографии монаха, гарцующего в подряснике верхом на лошади, спросил:
- «А как же монашеская кротость?»
Потому сердце его плакало, когда и на его святом Острове ввели новые «правила»: священник обучал детей каратэ, на короткой ноге, в подряснике, играл в футбол, а наперсный Крест сотрясался от каждого удара, гонял на мотоцикле, торговал золотыми крестиками, выложив их на аналой во время исповеди.
– «Это что-то никогда небывалое в Церкви!» - оплакивал нашу духовность Батюшка.
Сейчас христиан не ссылают в лагеря, не пытают физически, но истязают духовно сердце, прививая ему, как «нравственную норму» - безбожие, прикрытое мертвыми фарисейскими «канонами и уставами». Насаждая сребролюбие, властолюбие, тщеславие, идолопоклонство во всей жизни…Слезы и горе! Привязывая Церковь к миру, дух тьмы отрывает нас от Источника Света.
Святитель Николай Сербский говорил: «Пустые души – пустые и храмы». Об этом же сокрушался и отец Николай. Он плакал о пустоте наших душ, о поверхностном христианстве, соблюдающем обрядовые законы в ущерб не только Любви и Милосердию, но даже нравственности. Сокрушался, что ныне все больше появляется среди верующих духовных мертвецов. За внешним фарисейским благочестием зияет леденящая пустота и жестокость – вместо жертвенной любви, милости и покаянной веры.
Как понять тех «ревнителей», которые «по соглашению» молятся о ниспослании войны для нашего вразумления?! – Все отцы учили принимать с благодарением испытания, ниспосылаемые Богом, но не призывать их на свою голову, а уж тем более, на головы других… А Батюшка просил:
- «Молитесь Царю-Мученику, чтобы не было войны. Он Россию любит и плачет о ней. Он Господа умолит, и Господь послушает молитвы Царя. Царь – Хозяин России».
Как страдал Батюшка, что насаждается культ личности пастыря, что противно Православию и не допускается святыми догматами – создание кумиров, которые требуют абсолютного послушания своему слову, не содержащему Христа, а лишь человеческое страстное желание – властвовать над душой.
На Острове Батюшки постоянно появлялись странные люди, будто бы не от мира сего, несшие, казалось, на себе «всю святость»: их призвание было только «молиться» - а все остальные должны были их кормить. Как пример – люди, сжегшие паспорта и «отказавшиеся от мира». Они спрашивали Батюшку, кто им поможет материально.
- «А зачем вы сожгли?»
- «Духовник благословил…Паспорт – это все мирское, сатанинское».
– «А вы сами-то не из мира будете?» - призывал к рассудительности Старец, и применял правило святых отцов, напоминая, как Господь смирил даже высокого пустынника:
- «Рассказывали об авве Иоанне Колове. Сказал он однажды старшему брату: «Я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а непрестанно служат Богу», - и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но, не отворяя дверей, спрашивает: «Кто ты?» Он сказал: «Я Иоанн, брат твой». Отвечает ему: «Иоанн стал уже Ангелом, и его нет между людьми». Иоанн упрашивал и говорил: «Это я». Но тот не отворил ему, а оставил его скорбеть до утра. После, отворив ему двери, сказал: «Ты человек, и тебе нужно опять работать, чтобы пропитать себя». Иоанн поклонился ему и сказал: «Прости мне».
Как плакал Старец, что люди потеряли способность рассуждать, вверив себя младостарцам:
- «Они дают страшные советы на исповеди, строго наказывают и налагают епитимии, которых сами не несут… Отлучают от Святого Причастия».
Помню, как Батюшка снимал епитимию и долго утешал старушку, не приобщавшуюся семь лет по запрету от священника, который, наказав, уехал – и никогда больше не вспоминал о несчастной душе. Одним словом, отец Николай страдал, что продолжается в Церкви Христовой дело книжников и фарисеев, на которых гневался Сам Господь. (Лк. 11, 46)
Картинка №36640
Батюшка никого не принуждал к подчинению. Он возмущался духом, когда к нему обращались несчастные, которых «благословили» продать квартиры, бросить работу, детей, учебу – и уходить в никуда… Горы, пустыни, подземелья… Нарушив весь уклад жизни малой Церкви – семьи, такие пастыри безответственно ввергали человека в тяжелые искушения.
- «Миленькие! Как же вы без работы и без угла?! Чем детей будете кормить? Трудящийся да яст – так говорит Слово Божие. А современность учит – кто не работает, тот не ест», - переживал Батюшка.
- И слышал в ответ: «А духовник сказал, работать сейчас нельзя, потому что антихрист уже пришел».
– «Родные! Так зачем нам все время говорить об антихристе, если мы с вами со Христом… Им живем, и Господа Спасителя нашего ожидаем!»
В отношении родителей Батюшка всегда говорил:
- «Мои драгоценные! Родителя для нас святыня, они властны над детьми, мы должны молиться за них Господу, помогать, навещать… Потерпите их, не обижайте, жалейте, и Господь вас наградит и за ваши молитвы и их помилует».
Отличалось отношение Батюшки к образованию: он с радостию благословлял всех учиться, особенно на педагогов и врачей
– «Это евангельский труд, – говорил он. – Чем больше среди них будет верующих, те спасительнее для всех». А сейчас духовники нередко заставляют вовсе ничему не обучать ребенка – «только молитвы, и этого хватит»…. Да, но Василий Великий и Иоанн Златоуст – были великими Учителями Церкви, и сами обучались у эллинов… Необходимо не только образование духа, которое дает Церковь, но и образование ума.
Батюшка говорил о лжедуховничестве :
- «Сами невежды духовные и народ мучают… Грешно!»
Отец Николай неустанно снимал с обманутых несчастных людей нелепые «благословения»: продать квартиру – купить рояль и учиться церковному пению; нельзя лечиться, иметь протезы, вырвать все коронки – а то душа мытарства не пройдет.
– «Господи! – изумлялся Старец. – Да разве душа из металла и коронок состоит?! Чему они учат людей? – Сами едят, пьют, лечатся».
А сколько было «послушаний» семьям уходить в монастырь. Всем вместе в один мужско-женско-детский монастырь?! Батюшка огорчался:
- «Такие священники могут искривить путь человека, нарушить духовный мир… Перевернуть все с ног на голову и смешать несоединимое».
Конечно, после такого «окормления», истинным пастырям приходится бережно врачевать людей, возвращать из прелестного мира в духовную действительность .
Батюшка просил помнить слова Блаженного Иустина: «Для чего мне дано тело? – Чтобы оно было Храмом Господу… А душа? – Чтобы была священнослужителем, молитвенницей в этом Храме». Все, что мы делаем, Господь видит. Если будем постоянно думать о Нем, обращаться простыми словами – Он слышит и помогает. Ему ведь не нужно от нас ничего – только сердце. Надо жить сердцем…Никто из людей не знает, когда будет конец Света, но все знаем, что пойдем в Вечность. Чтобы наследовать Царство Небесное – живите при Свете совести, по Евангелию – и спасетесь».
«Евангельски прощайте всем».
«Никогда не унывай, если случится погрешить и споткнуться, даже пасть…Помни, что Господь пришел ради грешников…Даже если грех твой будет тяжек, помни, что за искреннее раскаяние Господь может изгладить его за три дня. Никогда не отчаивайся – Господь смиренного не осудит».
Наставления старца отца Николая
Часть восьмая
По книге схимонахини Николаи
«Царственная Птица взывает к Богу», Москва,
2009 г.
Отец Николай говорил:
- «Наши мысли и слова имеют великую силу на окружающий мир. Молитесь со слезами за всех – больных, слабых, грешников, за тех, о ком некому помолиться. Неотступно взывайте Сладчайшему Спасителю мира:
- «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
- «Бог слушает молитвы праведных людей. То, что люди не достигают с оружием в руках, праведники достигают молитвой».
- «Благодать Божия подается нам в Таинствах. Особенно – во Святом Причастии. Соединяйтесь со Христом так часто, как вам позволяет совесть и покаяние. С любовию и верою приступайте ко Господу – и Он попалит все греховное, и будет душа белее снега. Огненно белая… Благодать Причастия – Сила, несокрушимая для тьмы, избавляет от всех напастей».
- «Взывайте к Богородице, просите Ее о Благодати, которая во все века будет изливаться на род человеческий: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея, и яви Милосердие Твое».
- «Не будьте слишком строгими. Чрезмерная строгость опасна. Она останавливает душу только на внешнем подвиге, не давая глубины. Будьте мягче, не гоняйтесь за внешними правилами. Мысленно беседуйте с Господом и святыми».
- «Старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу, подправлять. Говорите, если сердце не молчит. От сердца к сердцу. Будьте проще и искреннее. Мир ведь такой Божий… Посмотрите кругом – все творение благодарит Господа. И вы так живите – в мире с Богом».
«Послушание…Оно начинается в раннем детстве. С послушания родителям. Это нам первые уроки от Господа. Если ребенок не слушался родителей, то его трудно обратить к Вере во Христа».
Царица
- «Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло – насильно мил не будешь… Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе – среди святых. Они никогда не оставят и не предадут».
- «Ищи чистоты. Не слушай худое и грязное ни о ком… Не останавливайся на недобром помысле…Неправды беги… Правду говорить никогда не бойся, только с молитвой и, прежде, проси благословения у Господа».
- «Вы все ищите только духовников… А Евангелие забываете…У нас у всех Один Духовник – Евангелие. Это смысл жизни, наша Живая Вера, Надежда и Любовь… Мне даже обидно бывает, что ищут только человека, а Господа забывают… Это хорошо, если есть разумный, верующий батюшка, к которому можно обратиться, это счастие…Но если Господь не послал – разве невозможно спастись?!»
- «Батюшек строго не судите, кто какой… Главное, чтобы он был верующий, богобоязненный, Евангелие проповедовал».
- «Жить нужно не только для себя… Старайтесь тихонечко молиться за всех…Никого не отталкивайте и не унижайте. Господь никого не обидел… И если вас унижают, помните, как распинали Спасителя и Царя-Мученика Николая...»
- «Наша жизнь благословенная… Дар Божий… Мы имеем в себе сокровище – душу. Если сбережем ее в этом временном мире, куда пришли как странники – наследуем Жизнь Вечную со Христом. Радость, несказанная радость… Нас ждут Ангелы и Святые. Господь-Отец и Царица Небесная… Какие мы счастливые, что правы и славные – Православные».
- «Таинственность и сокровенность отличают пребывание на земле возвышенных духом и сердцем. Люди, близкие Богу, молчаливы и редко открывают себя, ибо они все хранят в себе Божественную тайну, которую мир не только не может, но и не желает вместить».
Однажды молодые монахи, посетив Глинского Старца, духовного друга и сомолитвенника отца Николая, схиархимандрита Виталия (Сидоренко), задали ему вопрос: «Есть ли в нашем ХХ веке такие подвижники, о которых мы читаем в древних патериках?» - услышали в ответ: «Мы их видим, слышим, с ними бываем, но не имеем веры и послушания, какие были в древности, поэтому мы их и не знаем».
- «Мое сердце всегда было с Господом, - говорил Батюшка. – Я старался с детства научиться духовному плачу… Я ведь с детства монах. Домашние ко мне в келлию без молитвы не входили – монах…Знали, что я молюсь, с Господом беседую… Никого кроме Бога не знал и не видел».
Отец Николай говорил о том, что истоки страдания русского народа – в том, что в 1917 году Святейший Синод не только промолчал в час Божия призыва – но благословил клятвопреступник ов, совершивших переворот, повелев подчиниться изменника, самочинно объявившим себя «правительством» .
- «Это истоки наших страданий, - говорил Батюшка Николай. – Пока вся Церковь это не осознает, не обратится в своих молитвах к Царю Николаю как к великому святому и не обратится ко Господу с плачем вернуть нам Царя, мы будем страдать. И Бог не дарует нам Помазанника, чтобы его снова замучили и надругались над ним. Царь будет явлен, когда мы очистим себя и будем достойны. Надо молиться и трудиться».
- «Только нельзя озлобляться и исправлять содеянное злом…Зло, которое существует в мире, злом не исправить. Бог зла не сотворил. Господь Милостивый. Только милостию Божией мы спасаемся. Спасение только от Бога… Мы – православные христиане – живем на земле, чтобы готовиться к Вечности… И должны бороться со злом – но так, чтобы самим не отпасть от Божественной Любви».
Отца Николая спрашивали, мог ли Царь что-либо изменить в постигших нас испытаниях, и Батюшка однажды сказал:
- «Царь надеялся спасти Россию от свершившегося зла. Очень желал. Но смалодушничали и предали. Самое страшное – не поняло Царя духовенство… Не заступились за Него. За отречение на Императоре греха нет. Когда Держава была в гробу, явилась Матерь Божия Державная».
Отцы мученики
Молясь пред иконой Царственных Святых, Старец однажды сказал:
- «От жалости к Царю, я с коленей не вставал. Молился у Его Креста…Они уже Дома, в радостной Вечности, а мы – в гостях. Мои незабвенные и любимые Царь и Царица – милосердные и милостивые. Там… Они видят Бога…Это была единодушная Святая Семья. Ангелы. Все терпели и всем прощали, никого не унижали. А как неизреченно Господа любили! Носили на себе раны народа и Церкви. Чистота молитвы у Них была. Чистота молитвы… Имели такую любовь, что молились за всех, не делали разницы между людьми. И простили всех, кто Их оставил и предал. Мысль у Них высокая, и только на добро, потому Их Господь слышал… Имели святое смирение».
- «Сердце, любящее и верующее в свой народ, никогда не бросит в него камень, - говорил святой жизни Старец Николай. – В свержении Государя заключена не вина русского народа, а наше страшное горе. Это нам великое испытание… Как Иову Многострадальному. Народ наш верующий и очень доверчивый. В нем простота и искренность, которая часто используется против него. Но Русь наша хранима Богом!».
Батюшка часто вспоминал годы, проведенные в лагерях. Ведь там, в жутких нечеловеческих условиях, среди страданий и смерти, Церковь продолжала жить: тайно служились Божественные Литургии, тайно крестили и напутствовали умирающих, совершались тайные хиротонии священников и епископов. И никаких «ставленых грамот» и прочих справок не выдавалось, потому что понимали, что при обыске наличие таковых документов грозило бы владельцу если не смертным приговором, то уж точно – дополнительным сроком заключения.
Старец отец Павел (Груздев) также прошедший лагеря, рассказывал: «В лагерях и в гонениях, когда рухнули все правила, все указания по спасению, Веру сохранил тот, кто верил сердцем, тот и остался с Распятым Господом». Ибо Отец таких ищет – поклоняющихся Ему Духом и Истиною. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему Духом и Истиною достоит кланятися (Ин. 4, 23-24).
- «Верующий человек любвеобильно относится ко всему, что его окружает. Он живет по Евангелию и всегда все старается делать по Слову Господа» - неустанно повторял отец Николай.
Смирение отца Николая было так глубоко, что даже самое малое упоминание о себе он уже считал превозношением над ближним, не позволительным учительством. Поэтому так ценно для нас каждое его слово.
О себе Батюшка говорил только самое важное, только то, что необходимо для Жизни Вечной.
– «Это тебе для Бога нужно или для людей?» - спросил меня однажды Батюшка, когда я собиралась уточнить «даты и цифры» из его биографии. - «Богу даты не нужны, а все, что необходимо, я сказал».
Батюшка часто повторял:
- «Веруйте в Господа, несомненно. Сам Господь живет в нашем сердце и Его не нужно искать где-то там…далеко».
Батюшка любил наставления Исаака Сирина: «Сойди в свое сердце, и ты найдешь в нем лестницу для восхождения в Царство Божие». Только он упрощал:
- «Знай себя – и довольно с тебя».
|