Как сообщалось, социологи замерили уровень суеверности россиян. По данным ВЦИОМ, сегодня в России более половины опрошенных (55%) считают возможным предсказывать будущее, а 38% в это не верят.Regions.ru попросили священнослужителей и экспертов прокомментировать эти данные.Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что есть суеверия, а есть пророчества, которые могут быть сделаны на основе житейских знаний. «А самые важные и ценные сделаны на основе духовного опыта, — пояснил он. — Пророки были, есть и будут, и не надо в одну кучу мешать Кашпировского и молитвенную старицу, которая действительно имеет дерзновение пророчествовать. Церковь наша рождала пророков и будет рождать до конца света. А пророчества не от Бога – это всяческие оккультисты, маги и прочие Кашпировские, которые тоже были, есть и будут».
«Но все же я сомневаюсь, что результаты опроса верны, — признался отец Александр. — Мне кажется, у нас мракобесов и суеверов меньше. Другое дело, что некоторые люди прикрываются молитвами, Церковью, благодатными явлениями и пророчествуют недобросовестно, не от Бога. Так что надо отличать одно от другого».«Мне часто приходилось принимать исповедь, — мол, ходили к гадалке. Ну, кайся, раб Божий, а не покаешься, получишь полную коробочку разных скорбей. Есть люди, которые убеждены в силу примет и идут этим путем, часто даже по легкомыслию, они за это страдают, и приходится им испить очень горькую чашу», — заключил пастырь.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Православная, церковная вера действует на все чувства человека, охватывает все его существо. На Литургии присутствует все, что может усладить взор, слух, обоняние: церковная архитектура, живопись, пение, благовония… Люди, которые считают себя верующими, но не имеют привязанности к конкретному приходу или Церкви, вынуждены удовлетворять свои потребности в вере различными способами — в первую очередь при помощи суеверий. На них, кстати, была мода во все времена. Сначала популярным становится что-то одно, потом люди убеждаются: это не приносит ничего, кроме обмана, увлекаются другим, третьим… Эта мода, как и обычная, подвержена всплескам и угасаниям. Так что ничего удивительно, когда на смену уже поднадоевшему приходит что-то новое, что еще не распробовали».
«Хорошо, если суеверия безвредны. Но часто они наносят вред здоровью, психике людей, — отметил отец Михаил. — Я много раз становился свидетелем тому, как люди, отправившиеся лечиться к целителям, запустили болезнь, а вдобавок получили различные психологические травмы и потом жаловались, что их даже наяву посещают видения. Мы, священнослужители, часто сталкиваемся с последствиями такого «лечения». Иногда уже невозможно ничего сделать, а иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы вывести человека из этого состояния».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «результаты соцопроса неутешительные: хотя Церковь уже много лет пытается проводить просветительскую работу, объясняя людям, что нужно отказываться от суеверий, они продолжают верить во что и кому попало». «Дело в том, что суеверным быть легко: псевдовера не требует духовных усилий. Поэтому суеверия по-прежнему широко распространены в народе», — объяснил он.
«Некоторые из них связаны с оккультной практикой, что уже и совсем нехорошо. Есть в духовном мире и темная сторона, с которой человек тоже может соприкоснуться. Об этом свидетельствует Церковь. Поэтому оккультизм – не просто заблуждение, возникающее из-за отсутствия серьезного религиозного опыта, а опасное общение, которое может навредить человеку – вплоть до болезни и более серьезных вещей, не всегда объяснимых», — предостерег отец Константин.
«Есть еще один род суеверий – приметы. Они появились в результате жизненного опыта, наблюдений человека (бывают народные приметы), но чаще не имеют под собой никакой почвы. Суеверные люди пытаются связать вещи, друг с другом никак не связанные. Да, такие суеверия вроде бы безобидны. Тем не менее, все они подменяют традиционные ценности. Если бы человек более серьезно относился к вере, предрассудки не имели бы для него никакого смысла», — убежден пастырь.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, уверен, что «все суеверия вредны — какие больше, какие меньше, сказать сложно. Все они уводят человека от реальной жизни в псевдореальность. А уровень суеверий у нас остается высоким, потому что на то есть причины».
«В каждом печатном издании обязательно имеется астрологический прогноз – кто-то на этом очень хорошо наживается. Возникают также естественные вопросы к нашей системе образования — что же это такое: XXI век, а чуть ли не половина людей верит во всякую ерунду? А заодно к нашим средствам массовой информации, которые навязывают эти суеверия тем, кто их читает, слушает или смотрит. Нужно серьезно пересмотреть политику в отношении СМИ. Тогда все станет на свои места», — заключил отец Александр.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, подчеркнул: «Суеверия – пустая вера». «»Не поминай имени Господа Бога твоего всуе», — напомнил пастырь, — то есть понапрасну. Вот и суеверия – вера понапрасну, пустая трата времени».
«Почему же у нас так много суеверных? – вопрошает отец Михаил. — Да потому, что у человека всегда было желание обвинить в своих неудачах в невзгодах кого-то: «Сглазили, испортили, подлили, подсыпали». Человек всегда что-то планировал, поэтому появились прогнозы. И он верит в них. Многие действительно готовы верить во что угодно, только бы не заниматься внутренней, духовной жизнью. Им удобнее, когда все построено на торговых отношениях. Желание кому-то заплатить, чтобы кто-то что-то сказал, прочитал, сделал – лишь бы не сам этот человек. К сожалению, порой такое же магическое отношение у многих и к Православной Церкви. Люди приходят освятить кулич, яблоки или воду, не понимая смысла этого действия, суеверно относятся к этим освященным яблокам, свечам, освященной воде, не задумываясь о духовной составляющей. Это полуязыческое суеверное мышление. И в последнее время людей с таким мышлением все больше — люди отошли от духовной жизни. Осталась лишь вера в приметы, так как проще обвинить в злобе, гневливости черную кошку, нежели себя».
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что «этот социологический опрос показывает, что наши сограждане активно интересуются миром нереального, потустороннего. Попытки проникнуть в тайное, неведомое у людей были и несколько лет назад, и сейчас. Но одно дело – телекинез или передача мыслей на расстоянии. Это, быть может, и не связано со сверхъестественной силой, и когда-то станет предметом научного интереса. Исцеление гипнозом и другими способами психолингвистического программирования тоже можно косвенно отнести к науке. А вот ответы по поводу спиритических сеансов вызывают интерес. Общение с духами умерших предполагает, что люди верят в существование души».
«Что касается народных целителей – некоторые из них активно применяют знания в области мануальной терапии, старинные, проверенные веками способы лечения травами, и к суевериям это трудно отнести. Вера же наших сограждан в магов, колдунов, экстрасенсов астрологии заставляет задуматься. Даже в лихие 90-е на телевидении не было такого засилья всего этого. А сейчас в СМИ идет активная пропаганда, — возмущен отец Вячеслав. — Обратите внимание: каждая мало-мальски уважающая себя газета или журнал обязательно печатает астрологический прогноз, его показывают и на центральных каналах. При этом у нас всегда подчеркивают, что религия отделена от государства. Между тем суеверия это хоть и «суетная вера», но вера, то есть религия».
«Нас, православных, обвиняют, что мы стремимся появиться везде, где только можно. Но, обратите внимание: на каждом канале есть передача про людей с экстрасенсорными возможностями, кое-где открыто, в прямом эфире «колдуны, маги в четвертом и пятом поколении» принимают заявки на «исцеление». Это почему-то нашу «просвещенную» общественность, которая ратует за либеральные ценности и свободу совести, не смущает. С нами, с «мракобесами», они активно борются, а настоящее засилье мракобесия не вызывает никакой реакции. Я не знаю, почему у противников Православия такая двойственная позиция», — признался пастырь.
«Когда читаешь такие социологические исследования, конечно, стремишься довести до людей истинную значимость суеверий. Некоторые из них уже на уровне рефлексов – постучать по дереву, поплевать через левое плечо. Человек, быть может, уже не осознает этого, — тем не менее, даже такие «безобидные» суеверия наносят вред душевному состоянию. А если он осознанно стремится к познанию всего, что связано с оккультизмом? И свой интерес он без труда удовлетворит — такого ассортимента оккультной литературы, думаю, не было даже в 90-х. Народ ею интересуется, а кто его направляет? Все это нужно объяснить людям. Я всегда говорю: пусть ваше сердце обратится к Единому Богу. Вы обретете радость, счастье и покой – то, что так упорно ищете», — заключил отец Вячеслав.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, полагает, что в гаданиях и предсказаниях есть вещи более или менее безобидные. «Если человек стучит по дереву, это ему не принесет особого вреда, да и сам человек не очень хорошо понимает эту привычку, — отметил он. — А вот обращение к экстрасенсам, колдунам и вера в гороскопы приводит к тому, что человек быстро становится зависим от суеверий. То есть он незаметно теряет свою свободу, им манипулирует кто-то другой, а сам человек этого даже не замечает».
«Суеверия всегда в России были, в советское время они только распространились: религию искоренили, остались люди простые и доверчивые, им знаний не хватает. Так что чаще всего верят из-за ограниченности знаний и культурного воспитания. Вдобавок у нас с суевериями не просто не борются, а наоборот: увлечение мистикой и гаданиями культивируется. Полно бесплатных газет, где контакты колдунов, гороскопы, — посетовал пастырь. — Все это приносит большой доход. Чтобы суеверий стало меньше, государство должно дать установку, что все эти шарлатаны и обманщики вредны для общества, они на человеческом доверии зарабатывают деньги».
«Под видом хорошего и доброго может быть совсем нехорошее и недоброе — дьявол часто прикрывается таким невинным образом. Примеров тому множество. Есть мошенники, которые утверждают, что лечат молитвой, «с помощью икон и веры». Это само по себе должно настораживать – лучше подальше держаться от таких людей и идти в храм. Те старцы, которые действительно святые, всегда находятся при храме. И они не заманивают обещаниями излечить молитвой за плату», — заключил отец Иоанн.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, подчеркнул, что «любое суеверие удаляет нас от Христа. Нельзя быть христианином и верить в сглаз, порчу, гороскоп, стучать по дереву, сплевывать через плечо, бояться безобидной черной кошки. Христианство — религия выбора: либо Христос, либо все остальное. Что по некоторым «позициям» наблюдается рост, неудивительно: массовые псевдонаучные фильмы об НЛО, экстрасенсах, магах, разные ток шоу с приглашением шарлатанов-«медиумов» дают результат – вот такую статистику».