Невозможно стать смиренным, если ты боишься стать бедным
В стране великого блаженства, в крепости Божественной благодати, ждет тебя Царь царей, издавна ожидает Он, когда принесешь Ему ум свой, исхитив его из плена помыслов. Ибо так ты должен сделать, монах, если молишься на Литургии — «весь живот наш Христу Богу предадим». Также сделает и мирянин, если ты не оставишь его в своих молитвах.
Молитвенная практика без смирения — пещь огненная, ночное бдение без Любви к ближнему — завывание шакала, пост и поклоны без жалости к другим — самоистязания без всякого смысла. Возлюби доброту и станешь опорой мирянину.
Если ты молишься, а сердце все еще жестоко — сделай упор на доброту и стяжешь покаянный плач. Если ты молишься и тебя борет сонливость — сделай упор на сугубое покаяние, будто ты стоишь на пороге смерти, и пробудишься из сонного наваждения. Бодрствуй, монах, умом днем и ночью, и даже мирянин тогда пробудится от сна заблуждения.
Если в тебе не родилось отвращение к ублажению самого себя, монах, то наверняка тебя водит за нос диавол, а также и того мирянина, который подражает тебе.
Не слушай тех, которые говорят, что бесстрастие не для нас. Слушай тех, которые заповедали его нам не как несбыточную мечту, а как помощь для стяжания смирения. Невозможно стать смиренным, если привязан к мамоне, славе и почестям. Все эти ловушки демонов разлетаются как колдовские чары от одного лишь бесстрастного взгляда. Помни, что смирне может не быть бесстрастным. Если монах страстный, то не может быть смиренным, как и тот мирянин, который слушает его.
Если сила твоего бесстрастия и смирения не поддерживает молитву, то это не молитва, а пристанище не вежества. Не будь невеждой, монах, и пусть не будет невеждой мирянин, которого ты учишь молиться.
Никогда не молись со скукой в душе. Это есть оскорбление челове колюбивого Господа, а не покаяние. Если ты сознаешь свои грехи, как не покаяться горячо? Если ты горячо каешься, как ты будешь скучать, а также тот мирянин, который стремится вслед за тобой стяжать покаяние?
Когда ты начинаешь обузды вать свой ум, он становится подобен разъяренному вепрю. Но есть для этого свирепого зверя ограда — Божественная благодать. В ней усмиряется любой ум. Усмиряясь, он очищается от свирепости помыслов и становится ручным и кротким, подобно агнцу. Пусть он бросается в ярости на тебя, монах, но ты стой мужественно. Этой благодатной ограды не сломать никому ни на земле, ни на небе, ибо сделана она Богом для усмирения твоего неистового ума, а также для охранения мирянина, который ищет в тебе защиты.
Поучения монахов Афона
|