Воскресенье, 14.07.2024, 05:30 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Июнь » 8 » «Новая церковная экономика»: вопросы и ответы
21:14
«Новая церковная экономика»: вопросы и ответы
Несколько месяцев назад пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сообщила, что «в Красном зале Храма Христа Спасителя Патриарх Кирилл встретился с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе. Во встрече приняли участие председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества МП протоиерей Всеволод Чаплин, зампред ОВЦС МП игумен Филипп (Рябых), секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе П.Шашкин, а также студенты Московской школы управления «Сколково».
Глобальная группа по лидерству (The forum of young global leaders) была создана при Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2005 году, в ее состав входят более 700 руководителей со всего мира не старше 40 лет. Во время встречи Патриарху Кириллу было передано приглашение посетить Давос - от руководителя Давосского форума К.Шваба.
Известный аналитик В.Семенко в статье «Сохранять духовную трезвость» пишет: «Это чисто глобалистская структура, не подчиняющаяся ни одному из национальных правительств. Кстати, поищите в Интернете ссылки на эту "глобальную группу по лидерству" - не найдете ни одной! Стало быть, эта структура Давосского форума создана специально под "диалог" с РПЦ? Или она такая тайная, что ссылки отсутствуют по определению? Но почему тогда в данном конкретном случае они всплывают в большом количестве? А если все же структура не такая тайная, то где искомые ссылки?»
Еще одна цитата автора: «В рамках действующего при Святейшем Патриархе Клуба православных предпринимателей (чьи представители, кстати, участвовали в семинарах по "православному банкингу", проводимых при участии Банка Ватикана) подготовлен некий документ по этике бизнеса, которому расточает похвалы сам Юргенс - знаковая фигура современной российской политики, представитель крайне либерального ее крыла, можно сказать, либеральный радикал! Кстати, в названии доклада присутствуют два ключевых слова всего проекта - "духовность", "духовные основы" и "модернизация". Вспомним: "богословие модернизации" и т.д.
В связи со всем этим возникают следующие вопросы: означает ли внедрение на территорию России Банка Ватикана (чье руководство обвиняется итальянской прокуратурой в уголовных преступлениях), внедрение, осуществляемое при прямом посредстве РПЦ, возможность последующего аффилирования (присоединения. - Ред.) капиталов сей финансовой структуры и соответствующих структур РПЦ (например, банка "Пересвет")? Озабочены ли при этом заинтересованные лица чистотой происхождения внешних капиталов? Имеет ли какое-либо отношение сия финансовая коллизия к финансированию строительства "шестисот быстровозводимых храмов шаговой доступности"? Если нет, то из каких источников и через чье посредство осуществляется финансирование сего богоспасаемого проекта?»
В российских СМИ Юргенса называют идеологом всех реформ, проводимых президентом РФ Д.Медведевым. Недавно он заявил, что «модернизации России мешают русские».
В этой связи отец Александр Ильяшенко, например, отметил: «Я считаю, что слова о дегенерации и дебилизации русского народа должны стать предметом разбирательства в соответствующих судебных инстанциях».
А вот комментарий отца Георгия Белодурова, сотрудника миссионерского отдела Тверского епархиального управления: «Если идеалом модернизации являются жизнь в Куршавеле, гомосексуальная и педофильная "свобода", то достижение этого идеала окончательно погубит наш народ. У русских пока осталось еще какое-то внутреннее чувство правды и стыдливости, которое, по-видимому, и мешает проведению преобразований, декларируемых Юргенсом. Я рад, что в России активно реагируют на подобного рода публичные высказывания. Поскольку "быдло", то есть стадо, всю эту либеральную чушь проглотило бы молча».
Портал «Интерфакс-Религия» сообщил об учреждении первого эндаумент-фонда как основания «новой церковной экономики» для финансирования деятельности Московского Патриархата. Заработанные фондом деньги будут направляться на просветительско-образовательные проекты, развитие духовного образования и церковной науки, финансирование деятельности ОВЦС МП, на общецерковную аспирантуру, на восстановление комплекса Черниговского подворья в центре Москвы, которое было передано Патриархом на баланс аспирантуре.
Участвующий в создании фонда бизнесмен Л.Севастьянов, финансовый помощник главы ОВЦС МП митрополита Илариона, объяснил, что цель фонда - «сохранение прибыли в 10% годовых от эндаумента, то есть от суммы денег, которая находится в обороте. Мы уже привлекли 50 миллионов долларов, но рассчитываем на увеличение этого эндаумента в ближайшее время». В частности, РПЦ рассчитывает в том числе и на помощь «православных бизнесменов», фигурантов «золотой сотни» «Forbes». Бизнесмен подчеркнул, что если данный опыт будет успешен, то, «как принято за рубежом, эндаументы будут у всех церковных подразделений, а в идеале - и у каждого прихода. Пока это наше ноу-хау».
Л.Севастьянов также сообщил, что фонд «создается по инициативе владыки Илариона и по благословению Святейшего Патриарха: можно сказать, что мы действуем строго в рамках церковного послушания (присоединения. - Ред.) и непосредственно руководствуемся пожеланиями Святейшего Патриарха». Для извлечения прибыли фонд намерен вкладывать средства в российскую экономику: «депозиты, недвижимость, облигации и так далее», а также в «религиозный туризм, прежде всего для иностранцев».
Отмечу, что Л.Севастьянов является также руководителем Православного благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова, учрежденного по благословению Патриарха Кирилла и призванного поддерживать инициативы архиепископа Илариона по сотрудничеству с Западом для защиты христианских ценностей.
Протодиакон Андрей Кураев выразил мнение, что «данная модель церковной экономики была принята в XIX веке. Все пожертвования лежали в банке, на них капал процент, и эти деньги - целевым образом - тратились на приют для девочек-сирот и другие нужды. И сейчас Церковь должна отходить от громких разовых пожертвований, которые делаются в приступе благочестия. Церкви нужны стабильные деньги, не зависящие от политической ситуации».
Впервые эндаументы возникли в США для финансирования образовательных учреждений. Ватикан также имеет свой эндаумент-фонд, составляющий около 770 млн. долларов.
О.Четверикова в статье «Опасные игры с Ватиканом: вперед, к православному "банкингу"!» справедливо отмечает: «Для православного человека тема эта является крайне необычной, поскольку в его сознании деятельность современного банка как учреждения, существующего за счет взимания процента, испокон веков осуждаемого Церковью, плохо, мягко выражаясь, согласуется с христианской этикой.
Совершенно очевидно, что эта тема навязывается обмирщенным католицизмом в целях приобщения нас к продвинутому, модернизированному пониманию современных процессов... У нас уже широко распространены такие немыслимые словосочетания, как "православная политика", "православное предпринимательство". Теперь же теоретики от религии превзошли самих себя, введя понятие "христианский банкинг"».
В другой своей статье - «Что нам готовит "этичный бизнес"...» - этот же автор пишет: «Одним из важнейших направлений крайне усилившейся в последнее время идейной экспансии католицизма в Россию является приобщение РПЦ к коммерческому восприятию христианской миссии, при котором религия и бизнес настолько сливаются, что провести между ними четкую грань оказывается уже невозможным. Если для Ватикана, представляющего собой крупнейшую финансово-политическую структуру, этот процесс является совершенно естественным, то для Православия это означает полное извращение истинной системы ценностей».
Некоторые комментарии темы «православного банкинга» в интернет-пространстве:
- «Православные» предприниматели пытаются протащить под маркой «Православия» обычное ростовщичество, за-гримировав его под какой-то «banking»;
- Можно ли создать православный публичный дом? В категориях высокой нравственности? Лично я никак не могу представить себе православные нормы в практике конкурентной борьбы. Если с процентами еще можно как-то решить, то с конкуренцией как быть? Будем грабить друг друга строго по заповедям? Сам принцип выгоды, на котором стоит банковская система, противоположен христианской вере;
- Православное ростовщичество - очень православно. Хотя бы потому, что ислам-
ское исламно. Может и вер-блюд в игольное ухо пролезть, если правильно обоснует необходимость этого;
- Всегда Церковь Свою Господь питал и питает Сам. Вспомним преподобного Сергия Радонежского, ропот на него братии монастыря, его запрет даже просить. Полностью упование только на Господа. И Господь посылал. Посылает и сейчас всем верным Своим чадам. Создание «новой церковной экономики» - это антиправославный шаг и нашей Церкви только во вред;
- Новый мировой порядок победил окончательно и безповоротно. И Церковь встраивается в него, теперь уже экономически. Правда, для этого придется попрать не только ряд церковных канонов, но и целое святоотеческое богословие. Ибо буквально все Святые Отцы жестко обличали ростовщичество. Придется создавать «новое богословие»…
По словам Л.Севастьянова, «Церковь в каком-то смысле - попрошайка. Однако ситуация будет меняться. Церковь, во-первых, будет иметь свои активы, для этого ей возвращают недвижимость. Во-вторых, Церковь будет работать на финансовом рынке».
Комментарий О.Четвериковой: «Понимая Церковь не как сообщество верующих во Христа, а как институт и юридическое лицо, финансовый советник допускает смещение понятий. Во-первых, церковное имущество названо "активами", а "активы" - это экономический термин, означающий ресурсы, от которых компания ожидает экономической выгоды. Во-вторых, определяется новая функция Церкви как института - "работать на финансовом рынке"».
Термин «православный банкинг» предложил утвердить Клуб православных предпринимателей, понимая под этим «незамутненную моральную чистоту в отношениях с клиентами». О.Четверикова полагает, что это словесная завеса для лукавого обоснования права на взимание процента, что традиционно осуждалось Церковью как грех. Ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе П.А. Шашкин считает иначе: Церковь не возражает против банков-ского процента, «если он является разумным».
О.Четверикова: «Запреты на занятие ростовщичеством содержатся и в Библии, и в учении Святых Отцов, и эти запреты абсолютны, вне зависимости от того, высоким или низким (то есть "разумным") является получаемый процент. Церковные каноны устанавливали запреты на ростовщичество по отношению к клирикам, подлежащим за его нарушение извержению или отлучению. Об этом говорят: 44-е Апостольское правило,
17-е правило I Вселенского Собора, 10-е правило VI Вселенского Собора и др.».
Также автор отметила бросающийся в глаза факт: новая церковная экономика «носит открыто элитарный характер, ее средства идут на финансовую поддержку не паствы и наиболее нуждающихся прихожан, а совершенно определенных церковных структур».
В конце марта текущего года на расширенном заседании Клуба православных предпринимателей отец Всеволод Чаплин подчеркнул: «…Важно показать обществу пример честности, духовности бизнеса». А президент Клуба православных предпринимателей, генеральный директор Института экономических стратегий РАН А.Агеев, комментируя порталу «РНЛ» итоги круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты» (в рамках XIX Международных Рождественских чтений), заметил: «Странно, что кого-то смущает тема православного банкинга…»
Как бы то ни было, вышеизложенные вопросы - не праздные, и поставлены они, как пишет В.Семенко, «в надежде услышать на них взвешенные ответы от тех облеченных высоким саном лиц Церкви, которым вверена совершенно особая, архипастырская ответственность за ее судьбу».

Подготовил Алла Зуева, газета "Мир" №21 2011г.
Просмотров: 677 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: