ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
ГЛАВА VII:
ОБ ИКОНОСТАСЕ, СОЛЕЕ И АМВОНЕ
§ 1
ИКОНОСТАС ПЕРЕД АЛТАРЕМ
Все три полукружия, т. е. алтарь, диаконник и предложение, отделяются ныне от молитвенного храма сплошною перегородкою, простирающеюся от южной стены до северной. Эта перегородка в древние времена была решетчатая. Евсевий (кн. 10, гл. 4) говорит:«Константин Великий оградил алтарь деревянными решетками, дабы в него немногие входили».Церковь же, после потрясения от гонения иконоборцев, утвердив почитание икон как древнее, одобренное и всюду благоговейно хранимое, узаконила утверждение в иконостасе многих икон святых и решетчатую перегородку заменила сплошным иконостасом.
§2
ЧТО ЗНАМЕНУЕТ ИКОНОСТАС
Что решетки, вместо которых ныне ставится неперемежающийся иконостас, изобретены для того, чтобы алтарь был доступен немногим, и какое значение имеют эти решетки и иконостас, об этом говорят следующие писатели. Святитель Герман: «Бруски в решетках (кiонiа), отделяющих алтарь (вима) от прочего храма, означают храм вне алтаря и вхождение людей молящихся. Алтарь (или вима по-гречески) есть внутренняя часть храма и святая святых, доступное только одним иереям и сослужащим с ними. И далее, перегородки или решетки (канкелла) означают место молитвы, где стоит входящий народ; алтарь же, как святая святых, доступен одним только иереям. Так, в храме Святого Гроба были медные решетки, за которые никому не позволено было входить, хотя бы и нужно было».
Эти решетки в иконостасе и находящийся наверху фриз с карнизом святитель Симеон Солунский (в гл. 136) объясняет следующим таинственным образом: «Два столпа (бруски в решетках) ставятся для того, чтобы показать различие чувственного от мысленного, и суть как бы твердая стена, разделяющая вещественное от мысленного. Вещественным называется то, что человек видит и осязает, а мысленным – то, чего он не видит, не осязает, а только постигает умом. Над двумя столпами находится фриз с карнизом (космитис), который означает союз любви, связь и соединение святых со Христом и с горними святыми ангелами».
ИКОНЫ В ИКОНОСТАСЕ
В знак сего-то в иконостасе над царскими дверьми в средине ставится образ Спасителя, по правую сторону его – лик Божией Матери, а по левую – Крестителя и Предтечи, иногда же и изображения ангелов, апостолов и других святых. Все это внушает мысль, что Христос со святыми Своими пребывает на небесах, таинственно однако ж соприсутствует и нам и имеет приити судить мир.
§3
СОЛЕЯ ПЕРЕД ИКОНОСТАСОМ
Впрочем, иконостас состоит не в одной перегородке: к нему относится и находящееся перед ним возвышение со ступенями; это возвышение бывает не только пред царскими вратами, но и идет от южной стороны до северной. Возвышение это хотя и не представляет предмета особенной важности, но по значению достойно всякого уважения; древние Отцы не преминули дать ему значение и назвали оное, особенно среднее, на своем языке солея (отсюда и римское «solium» – «престол»). Итак, в церкви для Святых Даров находятся собственно два престола: один внутренний, другой внешний; первый устрояется внутри алтаря и назначается для освящения Даров, а второй – для раздаяния оных верующим.
Как высоко рассуждали и как пространно писали о Божественных делах Отцы Греческой Церкви! Они не преминули дать почетные и священные названия не только великолепнейшим вещам, но и самым, по-видимому, незначительным частям храма. Значение и превосходство этого внешнего престола или солеи древние Отцы понимали и превозносили в сочинениях своих. Святой Иероним в своем разговоре христианина с люциферианином, упоминая о святом Причащении, говорит: «Епископ преподает народу Святую Евхаристию с возвышенного места (солеи)». Святой Златоуст священника, призывающего народ к принятию Божественного Тела, изображаем сими словами: «По сей причини священник, стоя на возвышенном месте (на солее), дабы виден был всеми, при великом молчании громко произносить: „Святая святым"».
Итак, солея необходима для раздаяния Святых Даров. Ступени же, по коим всходят на солею, Симеон Солунский (в гл. 135) назначает для сидения иподиаконов и чтецов. «На сопрестолии, – пишет он, – непристойно сидеть даже диаконам. Им отделено другое место, которое поэтому и названо диаконник и в котором им и сидеть следует. Для иподиаконов же и чтецов отделена вне алтаря солея, которая и называется местом чтецов». Здесь следует заметить, что когда избранный из чтецов кандиловозжигатель, который есть и прислужник екклисиарха, по своей обязанности ходит по солее и украшает святые иконы или зажигает лампады, тогда он делается распорядителем всей солеи. Впрочем, солея необходима и для предосторожности; она препятствуете множеству предстоящих христиан подходить к иконостасу, стоять у него и чрез то дает удобство кандиловозжигателю заниматься своим делом, а священникам или диаконам совершать входы из алтаря в храм или из храма в алтарь.
§4
АМВОН
От средины возвышения или солеи далее в храме находится другое особенное возвышение, которое называется амвон. Амвон, по словам святителя Германа, означает находившийся у святого Гроба камень, который отвалил ангел, проповедуя и глаголя о Воскресении мироносицам.
§5
КТО ВОСХОДИТ НА АМВОН
Так как на амвон восходят только священники и диаконы, образуя собою ангелов, и на нем читают Евангелие, посему на него и не дозволено всходить никому другому для какого бы то ни было чтения. Разве только еще иподиаконы и чтецы, как правильно возведенные в чин церковнослужебный и архиерейским посвящением удостоенные исполнять звание свое, могут всходить на амвон. Об этом говорится и в 15-м правиле Собора Лаодикийского: «Без малых риз никто на амвон не должен всходить, т. е., как сказано в толковании, никому не следует всходить на амвон, ни петь, ни читать людям Божественные слова, если кто на главе не имеет священнического пострижения и не принял по святым правилам благословения от своего пастыря». Впрочем, помня, что для иподиаконов и чтецов, по их степени, назначено место на ступенях солеи, как показано выше, они при чтении апостольских посланий не всходят на амвон, а становятся на ступень оного. Сверх того амвон этот называется диаконским, потому что на нем только диаконы читают Евангелие и ектении.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует