Верою исцеляюсь
16:34 НОВАЯ СКРИЖАЛЬ, ИЛИ ОБЪЯСНЕНИЕ О ЦЕРКВИ, О ЛИТУРГИИ И О ВСЕХ СЛУЖБАХ И УТВАРЯХ ЦЕРКОВНЫХ | |
НОВАЯ СКРИЖАЛЬ, ИЛИОБЪЯСНЕНИЕ О ЦЕРКВИ, ОЛИТУРГИИ И О ВСЕХ СЛУЖБАХ ИУТВАРЯХ ЦЕРКОВНЫХ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ ГЛАВА V: ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ § 4 СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО ЧАСА Время третьего часа соответствует нынешнему девятому часу утра, потому что, по церковному счислению, день начинается с седьмого часа утра. Третий час читается вместе с шестым и изобразительными и имеет также три псалма. Славословится третий час по двум причинам: 1) в этот час иудеи сотворили совет, да убиют Иисуса, и 2) в тот же час снисшел на апостолов Дух Святый, Коим просвещены и все мы, верные. Посему первые два псалма этого часа изображают тот навет и лесть иудеев, а третий, 50-й, воспоминает пришествие Святаго Духа. Святитель Симеон Солунский (в гл. 327) пишет: «На каждом часе – первом, третьем, шестом и девятом – читается „Приидите, поклонимся…" трижды, в честь Святой Троицы. Потом читаются, в честь Троицы же, три псалма, приличные часу и объясняющие значение его. И как на первом часе утра псалмы содержат моление о Божественной светлости, напоминаемой солнечным сиянием; так и на третьем первые два псалма изображают лесть и навет иудеев на Христа; последний же псалом, 50-й, говорит о пришествии Божественнаго Духа». § 5 «ПОМИЛУЙ МЯ, БОЖЕ…» НА ТРЕТЬЕМ ЧАСЕ Пятидесятым псалмом, «Помилуй мя, Боже…», воспоминается здесь пришествие Святаго Духа. Ибо в псалме этом, во-первых, мы призываем на себя милость Божию и испрашиваем оставления грехов и чистого сердца; потом умоляем обновитися в нас Духу Святому, Которого, осквернившись, отгнали, и не отступить Ему от нас; наконец, приносим, как жертву, дух сокрушен, т. е. покаяние, вместо древней и неразумной жертвы. В этом псалме предзнаменуется состояние евангельское, вместо ветхозаконного, которое отменяется, как сеновное (прообразовательное, – примеч. ред.) и несовершенное. § 6 СОДЕРЖАНИЕ ШЕСТОГО ЧАСА Шестой час соответствует нынешнему 12-му часу по полудни; совершается он в особенности потому, что в это время Христос Господь распят был на Кресте. Поэтому первые два псалма сего часа изображают восстание иудеев, искавших души Господа, дабы умертвить Его. И точно, иудеи в шестом часу, по нашему – в 12-м, распяли Иисуса на Кресте, опечалили Его поруганиями и укоризнами и со гневом враждовали на Него, и во время распятия трепет был на земле и тьма покрыла ее. Последний псалом сего часа изображает помощь Отца, когда в скорби взывал к Нему Господь. Живый, – говорится в нем, – в помощи Вышняго, победит ад, наступив на него, как на аспида и василиска. Этот шестой час славословил во Иоппии первоверховный апостол Петр. В книге Деяний сказано: Взыде Петр на горницу помолитися, о часе шестем (Деян.10:9); в то время он видел свое чудное видение. Из сего следует, что славословие сего часа ведет начало от времен апостольских. § 7 СОДЕРЖАНИЕ ДЕВЯТОГО ЧАСА Девятый час соответствует нынешнему третьему часу по полудни и означает, что в этот час Христос Господь, вися на древе, возгласил и предал Свою душу Богу Отцу. Соответственно сему значению и псалмы, читаемые на девятом часе, показывают, что спасение наше приобретено смертию Христовою и через умерщвление Его святой скинии. В них говорится, что Бог жив, хотя и умер плотию за нас, сделался жертвою о нас, защитою, как для живых, так и для находящихся во аде, в месте плача; что благоволение явилось на земле, что Он возвратил пленение наше, т. е. души наши; отпустил нам беззакония наши, оживив нас Своим восстанием; возвеселил людей Своих и дал им мир, и милость и истина сретостеся, и правда с небесе приниче: поелику Христос смертию Своею разрушил смерть, и земля возвратила плод свой плотию Возставшего. И последний псалом, «Приклони, Господи…», содержит то же самое. В нем говорится, что Господь, преподобный и безгрешный, за нас распявшийся на Кресте и умерший, щедр и многомилостив и истинен; Он дал нам державу и Себе Самому, Сыну рабыни Своей Богоматери, дал знамение во благо, т. е. Крест Свой и восстание Свое, через которое постыжены враги Его. В воспоминание смерти Господней и сами апостолы не преставали в этот девятый час совершать свое славословие. В книге Деяний сказано: Вкупе же Петр и Иоанн восхождаста во святилище на молитву в час девятый (Там же. 3, 1). ГЛАВА VΙ: ЧИН СВЯЩЕННОЙ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ § 1 ЧИН ЛИТУРГИИ Все звания сего мира, дела человеческие, обряды церковные, законы, происшедшие от Божественной Премудрости, доказывают, равно как и все твари, Богом созданные, свидетельствуют, что вообще во всех вещах и делах есть известный чин и порядок. Посему нисколько не удивительно, если и святейшее и по вдохновению Духа Святаго в Церкви установленное великолепнейшее священнодействие Литургии, священнодействие, совершаемое христианами и даже самими ангельскими чинами с благоговением уважаемое, имеет также свой чин. Ежели звания мирские, дела человеческие и все твари заимствуют красоту свою от чина, то и Литургия, означающая то служение, которого основатель и совершитель есть Христос Господь, Сын Божий, в котором Превечному Богу Отцу приносится честнейшая жертва, возносящая к Богу, должна славиться также своим чином. Ибо это священное и Божественное служение, для совершения которого посвященные люди отделяются от человеческих званий и возводятся в Божественный лик, это служение делает всех священными и святыми, сохраняет и украшает их; оно почитается ангелами, неведомо язычникам, созерцается умами благочестивыми и просвещенными небесным светом, созерцается со святым страхом и трепетом духа. Посему внимательными очами и умом, просвещенным от Божественного и священного вдохновения, да зрится здесь чин священной и Божественной Литургии. О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА «ЛИТУРГИЯ» «Литургия» происходит от слова «λειτον» – «общество», и «ερογον» – «дело»; из сих слов составленное слово «Литургия» означает, во-первых, исполнение всякого общественного долга, по знанию; во-вторых, какое-нибудь священное и церковное и священником совершаемое действие, а особенно священнодействие Божественной и Тайной Вечери. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ) «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных». | |
|
Всего комментариев: 0 | |