ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
ГЛАВА XI:
O СВЯТОМ КРЕСТЕ
§ 9
Пятую причину [почему Господь Иисус Христос из всех родов смерти избрал смерть крестную] святитель Григорий Нисский, в своем катехизисе (гл. 32), изъясняя Символ веры Лаврентию, объясняет сими словами: «Крест Христов восторжествовал над всем. Ибо Христос, пришед на землю, как говорит апостол (см.: Флп. 2, 10), покорил себе три царства. Это означается словами: „О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних"; это значит, что Христос Своею смертию победил все эти три царства. И смерть была соответственна сему таинству. Вися на воздухе, Христос покорил воздушные силы и тем показал победу над высшими небесными силами. Простертые же на древе, как говорит пророк Исаия, весь день руки Свои Он держал для людей, сущих на земли, дабы непокоряющихся поразить, а верующих призвать. Частию же Креста, находящеюся в земле, Христос покорил преисподние царства».
§ 10
Шестою причиною распятия Христа древние обыкновенно, кроме вышеприведенных, полагают следующую: «Как первый Адам вкушением плода от запрещенного древа породил всеобщую смерть, так необходимо было второму Адаму, т. е. Христу, приобрести нам жизнь на древе». Святой Ириней (в кн. 5, ст. 6) пишет: «Христос, истребляя непослушание человека, оказанное вначале через древо, послушлив был „даже до смерти, смерти же крестныя", т. е. то преслушание, которое учинено было через древо, исцелил Он послушанием, показанным на древе». И далее (в гл. 17): «Слово, сокрытое от нас через древо, открылось расположением древа. Ибо как через древо мы оное потеряли, так чрез древо же и приобрели его». Святитель Григорий Назианзин (в гл. 1) говорит: «Необходимо было дать древо за древо, за руку, невоздержно простертую, руки, доблестно простертые, за руку слабую, руки, гвоздями пригвожденные, за руку, низвергшую Адама, руки, соединяющие концы всего мира». Святитель Амвросий (в 51-й гл., «О Кресте») так рассуждает: «Христос пригвождается на древе. И это потому так премудро устроено, дабы как человек в раю прельщен был древом сластолюбия, так и ныне спасен был древом же, и чтобы то же орудие, которое было причиною его смерти, соделалось причиною и его спасения». То же самое подробнее излагает святитель Иоанн Златоуст в 1-й беседе на святой и Великий пяток: «Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, древом же Христос и победил его. То древо низвергло нас в ад, а это освободило и отшедших туда; то древо скрыло наготу плененного Адама, а это показало всем Победителя нагого. Смерти Адама подвергались и его потомки, смерть же Христа воскресила и умерших до Него. Кто возглаголет силы Господни? Из мертвых мы сделались безсмертными. Таковы действия Креста!»
§ 11
Седьмую причину святитель Афанасий в книге о воплощении объясняет следующими словами: «Ежели, – говорит он, – Христос пришел для того, чтобы на Себе понести и наши смертные грехи и наше проклятие: то каким бы другим образом Он мог вместо нас принять на Себя проклятие и удовлетворить Бога за наши смертные грехи, если бы не принял смерти, свойственной проклятым? А это-то и есть крест. „Писано бо есть: проклят всяк висяй на древе" (Гал. 3, 13)».
§ 12
Восьмую причину указывает тот же святитель Афанасий и в том же месте: «Враг рода нашего, диавол, ниспавший с неба, носится в низших слоях воздуха. Господь пришел, чтобы диавола низвергнуть, воздух очистить и путь на небо, бывший некогда непроходимым, проложить нам, как говорит апостол, „завесою, сиречь плотию Своею" (Евр. 10, 20). И этого можно было достигнуть только смертию Спасителя. Но какою другою смертию можно бы это сделать, как не смертию, которая претерпевается в воздухе? Я говорю о Кресте; ибо только тот умирает на воздухе, кто оканчивает свою жизнь на Кресте. Следовательно, не без причины Господь подъял такую смерть. Будучи вознесен на Крест, Он очистил воздух от диавольского и всякого демонского нападения, говоря: „Видех сатану, яко молнию, с небесе спадша" (Лк. 10, 18). Таким образом, Он очистил и возобновил непроходимый на небеса путь».И наконец, в том же месте, святитель Афанасий заключает: «Справедливо и прилично смерть Христова совершилась на Кресте, и достаточна причина, почему спасение всех надлежало совершить не иначе, как Крестом».
§ 13
ДЛЯ ЧЕГО ХРИСТОС
РАСПЯЛСЯ ВНЕ ГРАДА?
К этим восьми причинам мы присовокупим и то, для чего Христос благоволил пролить Свою Кровь на Кресте не в Иерусалиме, а вне его. Святой Августин в беседе о Кресте и разбойнике так говорит об этом предмете: «Для чего Христос умерщвляется на высоте крестной, а не под кровом здания? Для того, чтобы очистить воздух; во-вторых, Искупитель умирает не на алтаре, и не под кровом, сверху сделанным, а под небом умирает потому, что во время смерти Агнца на высоте, очищался воздух, очищалась и земля, от падавшей на нее крови Господней. Далее – не под кровом и не в храме иудейском Он умирает для того, дабы иудеи не присвоили себе этой спасительной жертвы, или не подумали, что жертва сия приносится только за этот народ; и наконец, для того Спаситель умер вне града и вне стен, дабы ты разумел, что как жертва, принесенная за род человеческий, есть жертва всеобщая, так и очищение всеобщее же».
§ 14
ДРЕВНИЕ НЕ ИЗОБРАЖАЛИ
ХРИСТА НА КРЕСТЕ
Хотя древние христиане не только не стыдились Распятого, но и хвалились о Нем; но, снисходя к немощи обращающихся к вере от язычества или иудейства, не только не имели обыкновения изображать на Кресте страждущего Христа так явно для всех, как это после начали делать, но изображали один только простой Крест, без изображения на нем Распятого; и иногда только изображали у Креста стоящего агнца, который означал Спасителя нашего.
Один из древних писателей об этом предмете так говорит: «При начале образования Церкви, когда для преступников, предаваемых смерти рукою палачей, была в употреблении крестная виселица, христиане не имели обыкновения изображать на Кресте Христа пригвожденным гвоздями и висящим подобно преступникам; хотя Спаситель наш, будучи совершенно безгрешен, распят за нас и со беззаконными вменился. И это делалось для того, чтобы вид Христа, безчестно пригвожденного к Крестному дереву, не мог унизить веру в глазах недавно обратившихся христиан, причинить им соблазн, даже ослабить их дух, если бы они в тот же день увидели, что к такому же древу пригвождают злодея или преступника. Обыкновенно люди сильно боятся этого печального зрелища. Посему, снисходя до времени к немощи новообращенных, христиане поступали с ними с осторожностью, и писали один только Крест, а образа Христа, на нем висящего, не изображали. Но при этом самый Крест они облагали и украшали великолепно драгоценными камнями, а иногда под ним изображали стоящего агнца».
Вот почему некто из древних написал стихами следующие слова: «Под Крестом, обагренным Кровию, Христос предстоит в виде агнца, подобного белизною снегу». И это делалось для того, как другой древний писатель говорит, чтобы «в то время, когда Креста стыдились, обращающиеся из язычества к вере и крещающиеся во Христа привлекаемы были к уразумению высших тайн христианской веры способом неприметным и приятным».
Не спорим, что в древности было обыкновение изображать Христа Спасителя искусной резьбою; но это никак не могло быть прежде времен Константина Великого. Ибо христиане прежде, нежели Константин получил в свою власть римскую Империю, и спустя после того долгое время, пока не настали благополучнейшие для христианства времена, имели обыкновение на святых иконах изображать один Крест и при нем агнца, или агнца, несущего на себе Крестное знамение.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует