Верою исцеляюсь
15:39 Новая внешняя политика ЕС: «отдаленная» перспектива Украины | |
Новая внешняяполитика ЕС:«отдаленная»перспектива Украины15 января 2014, 09:20 вропейский Союз, судя по всему, вступил в год великих потрясений. В мае состоятся выборы в Европарламент, а вслед за тем будут сформированы руководящие органы Евросоюза — с новыми лицами и, не исключено, иными подходами к основным проблемам Европы. Недовольство Евросоюзом растетДело в том, что на фоне экономических проблем ЕС быстро растет недовольство европейцев самим Союзом. По данным опроса, проведенного осенью прошлого года компанией Gallup, за выход из Евросоюза готовы проголосовать на референдуме треть опрошенных французов (против — 43%). Мнения опрошенных в Нидерландах разделились: 39% хотят остаться в Евросоюзе, столько же предпочли бы союз покинуть. А в Великобритании за отделение от ЕС проголосовали бы 55% респондентов. Рост евроскептицизма в большинстве стран ЕС привел к укреплению и усилению влияния националистических партий, констатировала 9 января The New York Times. Они могут рассчитывать, по данным социологических опросов, на треть мест в Европарламенте нового созыва. В ноябре в Гааге прошла встреча французской националистки Марин Ле Пен и голландского правого популиста Герта Вилдерса, которые договорились вступить в совместную борьбу против диктатуры «брюссельского чудовища». Они пообещали вместе с националистами других стран создать парламентскую фракцию, чтобы эффективнее блокировать работу единой Европы. Как считают евроскептики, первым делом надо восстановить национальные границы, вернуть суверенитет «старым нациям Европы» — территориальный, валютный, бюджетный. Другие идеи, которые их объединяют, — отказ от евро, проведение политики экономического протекционизма, нетерпимое отношение к исламу. Марин Ле Пен, например, допускает, что между европейскими странами возможно сотрудничество, но считает, что не должно существовать законов, возвышающихся над национальным законодательством. Она выступает за протекционизм в экономике, требуя, чтобы французским компаниям оказывалось «предпочтение национального характера» при заключении государственных контрактов, а французским гражданам — при приеме на работу. Новая расстановка сил в сочетании с постоянными трениями между социал-демократами (социалистами) и традиционными правыми партиями (христианскими демократами), на фоне «болтающихся» либералов и «зеленых», способна коренным образом изменить состав руководящих органов ЕС и характер их деятельности. В условиях роста«суверенных» настроений в странах-членах Союза им придется все больше усилий тратить на обеспечение хотя бы видимости единой политической линии и согласованного экономического курса. Экономика растет — и угроза нового кризиса тожеНе все безоблачно и на экономическом поприще. Согласно прогнозам Еврокомиссии, совокупный ВВП 28 стран ЕС вырастет в 2014 году на 1,4%, а в 18 странах еврозоны — на 1,1%. «Еще рано праздновать победу, однако множатся признаки того, что европейская экономика достигла поворотного пункта», — утверждает комиссар ЕС по вопросам финансов Олли Рен. Действительно, примерно с лета 2013 года статистика фиксирует во многих странах Евросоюза постепенное улучшение макроэкономических показателей. В декабре поток хороших новостей заметно усилился. Они касались, прежде всего, двух локомотивов предстоящего роста — Германии и Великобритании, а также двух знаковых проблемных стран еврозоны — Ирландии и Испании. Еврокомиссия предсказывает ФРГ на 2014 год увеличение ВВП на 1,7%. Вторым локомотивом роста в Евросоюзе станет Великобритания. В декабре британское правительство резко пересмотрело в сторону повышения свои экономические прогнозы и объявило, что в 2014 году ВВП страны может вырасти на 2,4%. Главная причина роста — курс Лондона на реиндустриализацию страны. «Мы стараемся быть хорошими немцами», — шутит британский министр по делам бизнеса, инноваций и квалифицированных кадровВинсент Кэйбл, отмечая, что в Великобритании обрабатывающая промышленность обеспечивает лишь 11% ВВП, тогда как в Германии почти в два раза больше — 20%. По словам министра, в одну лишь английскую автомобильную промышленность в ближайшие годы ожидаются вложения в восемь миллиардов фунтов. Однако в этой «бочке меда» в любой момент может появиться «ложка дегтя». Известный экономист Нуриэль Рубини, предсказавший кризис 2008 года, уверен, что мир опять стоит на грани ипотечного кризиса. Низкие ставки привели к тому, что на рынках недвижимости Франции, Германии, Финляндии и других стран надуваются пузыри. Рано или поздно они взорвутся. Это станет началом нового финансового кризиса и очередного витка глобальной рецессии. Финансовый кризис 2008-2009 годов и последующую рецессию спровоцировала серия коллапсов на рынках недвижимости различных стран. Самый известный случай — США. Но сочетание мягкого регулирования и отсутствия надзора над банками, а также низких ставок привело к образованию пузырей в Великобритании, Испании, Ирландии, Исландии и Дубае. Теперь, пять лет спустя, говорит Рубини, признаки излишней легкости, если уже не пузырей, появляются на рынках недвижимости Швейцарии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Франции, Германии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и, конечно же, Великобритании, прежде всего, Лондона. По мнению экономиста, сейчас во многих странах происходит повторение последнего кризиса на рынке недвижимости в замедленном режиме. Прошлый кризис научил нас одной простой закономерности: чем больше пузырь, тем неприятней столкновение с реальностью, утверждает Нуриэль Рубини. «Лидерские» качества АфинВ этих довольно неопределенных условиях 1 января 2014 года сменился председатель Евросоюза. Этот пост заняла по ротации Греция, наиболее пострадавшая от кризиса. В числе приоритетов Афин во время председательства, которое продлится до 1 июля, греческий премьер-министр Антонис Самарас назвал достижение экономического роста и социальной сплоченности в Европе. В повестке значатся также политика в отношении беженцев и завершение формирования банковского союза. Чтобы ни у кого не возникало сомнений в «лидерских» качествах Афин, сразу стоит говориться, что это как раз те приоритеты, о которых без устали говорит и жесткой рукой проводит в жизнь канцлер ФРГ Ангела Меркель. Большинство греков убеждено, что именно Евросоюз виноват в остром социально-экономическом кризисе в стране. Навязанные Еврокомиссией, Европейским центробанком и Международным валютным фондом реформы в духе пресловутого Вашингтонского консенсуса не только не дали желаемого эффекта, наоборот, до предела обострили экономические и социальные проблемы. За годы кризиса экономика Греции сократилась на 20%. В стране правит бал дефляция — только в ноябре 2013 потребительские цены снизились почти на 3%. Дефляция, которая, кстати, угрожает сейчас всему Союзу, ведет к останове инвестирования и, как следствие, к дальнейшему сокращению производства и росту безработицы, которая и без того составляет почти 28%, а среди молодежи — около 60%. И, что уж совсем грустно, по оценке агентства S&P Dow Jones Indices, в результате продолжающегося экономического кризиса Греция впервые в практике мировых финансовых агентств утратила статус развитой страны и вернулась в разряд развивающихся. На этом фоне принятие греческим парламентом бюджета на 2014 год, который предусматривает рост ВВП на 0,6%, можно было бы рассматривать как очередной политический курьез, если бы не знать, что за этим «ростом» скрываются новые увольнения и сокращения расходов. «Это исторический день», — заявил Самарас по окончании голосования по бюджету. «Жертвы, на которые пошли люди, принесли плоды и изменили курс страны», — утверждает премьер-министр. Однако в Европе многие не разделяют оптимизм греческого премьер-министра. Более того, звучат опасения, что для Афин председательство в ЕС может стать непосильным бременем, особенно если учесть критическую экономическую ситуацию в стране. Впрочем, председательство особым бременем для греков стать не должно. Ведьпередача председательства в ЕС по ротации давно уже утратила былую значимость. Это произошло после вступления в силу в 2009 году Лиссабонского договора, призванного реформировать органы управления ЕС. В соответствии с документом, председатель Совета ЕС больше не назначается по ротации на шесть месяцев, а выбирается большинством в Совете на 2,5 года. Сегодня этот пост занимает бельгиец Херман Ван Ромпей. Учреждение должности постоянного председателя означает, что страна, председательствующая в ЕС по принципу ротации, имеет довольно ограниченные полномочия. По мнению экспертов, нынешняя роль председательствующих в ЕС стран состоит в том, чтобы быть посредниками между всеми институтами ЕС — Еврокомиссией, Европарламентом и национальными правительствами стран-членов ЕС, обеспечивая их единство в процессе принятия решений. Возможно, Греции такая роль и по силам, если, конечно, Афины не попытаются злоупотреблять председательством в ЕС, чтобы решить собственные проблемы. Впрочем, злоупотреблять грекам никто не позволит. В Евросоюзе все хорошо знают: всегда будет так и будет делаться то, чего пожелает Берлин. «Южная» внешняя политика ЕвросоюзаТем не менее, по устоявшейся традиции, в зависимости от географического местоположения председательствующего государства, делается тот или и иной акцент во внешней политике Евросоюза, чтобы подчеркнуть значимость данного председательства. Скажем, пока председательствовала Литва, заинтересованная в развитии отношений со странами Восточной Европы, внешняя политика Европейского Союза характеризовалась активным развитием отношений со странами программы «Восточное партнерство». С приходом Греции внешняя политика Евросоюза смещается к Югу — на страны Северной Африки и Ближнего Востока. Вот что в этой связи рассказал греческому информационному агентству ANA-MPA вице-премьер и министр иностранных дел ГрецииЭвангелос Венизелос: «Южное соседство ЕС имеет для нас огромное значение, равно как и для этих стран. Литва, президентство которой закончилось, фокусировалась на Восточном соседстве — Украине, Армении и т. д. Таким образом, мы акцентируем внимание на Южное соседство, и мы будем развивать отношения (с этими странами)». При этом Венизелос сослался на «очень полезные во всех проявлениях для региона и всего Средиземноморья» отношения, которые Греция в последнее время наладила с Египтом. Словно забыл, как совсем недавно весь ЕС по указке Вашингтона третировал Хосни Мубарака, бурно радовался приходу к власти мракобесов в лице «братьев-мусульман» и негодовал в связи с тем, что генерал ас-Сиси, разогнав «братьев», буквально в последний момент спас Египет от неминуемого краха. «Отдаленная» перспектива УкраиныИзвестно, что украинские власти, несмотря на вполне экономически обоснованный отказ от подписания Соглашения об ассоциации, не намерены отказываться от сотрудничества с ЕС. Но существует понимание того, что «южная» внешняя политика Евросоюза отодвигает углубление отношений Киева с Брюсселем. Еще в декабре премьер-министр Николай Азаров говорил: «Украина обязательно подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, но на более выгодных для себя условиях. Мы взяли паузу на пути евроассоциации, приняли такое решение, когда стало абсолютно ясно, что после подписания Соглашения нас ожидает кризис. Нам ничего не оставалось делать, как изменить свое решение и найти другие формы поддержки Украины». Уже в январе первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов заявил, что правительство делает все возможное для того, чтобы Соглашение об ассоциации было подписано в 2014 году. По его словам, в настоящее время ведется работа над проектом Соглашения с учетом всех экономических параметров. Официальные переговоры с ЕС будут начаты после того, как со стороны ЕС будет поддержана инициатива украинской стороны, подчеркнул он. Насколько Брюссель будет готов к переговорам покажет время. Однако не следует забывать про Китай с его многомиллиардными инвестициями, которые вот-вот придут в экономику Украины, и, возможно, с течением времени тема Соглашения об ассоциации будет становиться все менее актуальной. Например, раньше много говорилось о технологических ноу-хау из Европы. Но почему они не могут появиться из Китая?! В конце концов, это китайский луноход, а не европейский, сейчас по Луне бегает… | |
|
Всего комментариев: 0 | |