Четверг, 21.11.2024, 23:58 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Декабрь » 2 » НУЖЕН ЛИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?
01:49
НУЖЕН ЛИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?

НУЖЕН ЛИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?

 

Предлагаем к прочтению доклад студентки Санкт-Петербургского Православного института религиоведения и церковных искусств Анны Сафроновой на конференции «„Восьмой вселенский собор" и его вопросы», состоявшейся 31-го октября с. г. в Москве.

 

Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Тема моего доклада – Семь Вселенских Соборов. Я расскажу о том, что собой представляли Вселенские Соборы, с какой целью они созывались и в чем их значение для нас, православных христиан. Также будет затронута проблема употребления эпитета «Вселенский» применительно к намеченному на 2016 год «Святому и Великому» или, как еще его называют, «Всеправославному» собору.

 

1. УТВЕРЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ «БОГОСЛОВОВ» О ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НОВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА И ПРОБЛЕМЕ УСВОЕНИЯ ЕМУ ЭПИТЕТА «ВСЕЛЕНСКИЙ»

 

В «Православной энциклопедии», издаваемой одноименным церковно-научным центром, в заключении статьи модернистского канониста протоиерея Владислава Цыпина о Вселенских Соборах сказано: «Несмотря на то что последний, Седьмой Вселенский Собор состоялся более 12-ти столетий назад, нет никаких догматических оснований для утверждения принципиальной невозможности созыва нового Вселенского Собора или признания одного из бывших ранее Соборов Вселенским»(Т. 9. С. 566–571).

 

Другой «богослов»-обновленец, выпускник иезуитского колледжа в Медоне и Парижского «богословского» института протоиерей Иоанн Мейендорф в своем докладе «Что такое Вселенский Собор?» (Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена, Австрия, 5 мая 1972 г.) писал: «Вопрос, ставящийся некоторыми перед современным православным сознанием, таков: возможно ли проводить Вселенский Собор при настоящем состоянии разделения христианского мира? <…> Одна из самых основных предпосылок православной экклезиологии состоит в том, что единство Церкви – не дело рук человека, но есть дар Божий, который может быть лишь принят или (если он утрачен) обретен вновь. <…> Православная Церковь может, конечно, избежать использования слова „Вселенский" для обозначения своих Соборов, из-за прошлых и настоящих двусмысленностей, связанных с его употреблением, но она не может (без отречения от всей своей традиции) согласиться с тем, что авторитетное и „истинное" христианское учение уже невозможно (как это было обычно) выражать на Соборах после расколов V и XI веков» (т. е. отпадения от Церкви еретиков-монофизитов и католиков, –примеч. А.С.) (Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. М.: Путь, 1997. С. 68–86).

 

Модернистскому «богослову» вторит митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в своей речи перед учащимися и преподавателями Санкт-Петербургской Духовной академии «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви»: «Следуя апостольской традиции, Церковь всегда стремилась к тому, чтобы решать важные вопросы своего бытия соборным разумом. При этом известно, что ни один из Вселенских Соборов Православной Церкви не мог a priori рассматриваться как „Вселенский". Такое наименование усваивалось им на последующих Соборах для того, чтобы подчеркнуть значимость и общеобязательность их решений для всех христиан. Оценка деяний того или иного Собора всегда осуществлялась post factum. <…> Между тем, вопросы, которые требуют авторитетного общецерковного обсуждения, появляются в каждую историческую эпоху. <…> Возник целый ряд вопросов, требующих всеправославного обсуждения»(https://mospat.ru/ru/2011/11/03/news50923).

 

Итак, из приведенных цитат следует, что их авторы и единомысленные с ними священнослужители и миряне считают возможным и даже необходимым проведение нового Вселенского Собора. При этом они полагают, что при его созыве не обязательно использовать эпитет «Вселенский». Однако такое наименование может быть присвоено этому форуму впоследствии, post factum – для подчеркивания значимости и общеобязательности его решений для всех христиан.

 

2. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ И ИХ ЦЕЛИ. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ

 

Что же такое Вселенский Собор? Для чего такие Соборы созывались?

 

По учению Святых Отцов, Вселенские Соборы – это органы высшей власти в Православной Церкви, выражавшие непогрешимые догматические определения. В своем Катехизисе святитель Филарет Московский подчеркивает, что они созывались «для утверждения истинного учения и благочиния между христианами». Всего, как известно, таких Соборов было Семь:

 

– Никейский (325 г.) – против еретика Ария, отвергавшего Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учившего, что Сын Божий есть только высшее творение;

 

– Константинопольский(381 г.) – против лжеучения Македония, отрицавшего Божество третьего Лица Святой Троицы, Святаго Духа, и называвшего Его тварью или сотворенной силой, служебной Богу Отцу и Богу Сыну, подобно Ангелам;

 

– Ефесский (431 г.) – осудивший Нестория, нечестиво учившего, что Пресвятая Дева Мария якобы родила простого человека Христа, с Которым затем Бог соединился нравственно (поэтому он именовал Господа Иисуса Христа богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву – христородицею, а не Богородицею);

 

– Халкидонский (451 г.) – против ереси Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Данное лжеучение получило название монофизитства, а его последователи – монофизитов (одноестественников);

 

– Константинопольский второй (553 г.) – по поводу сочинений Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых выражались несторианские заблуждения, а также лжеучения Оригена о предсуществовании человеческих душ;

 

– Константинопольский третий (680 г.) – против еретиков-монофелитов, неправо учивших о волях в Господе Иисусе Христе – признававших в Нем только одну Божественную волю;

 

– Никейский второй(787 г.) – в связи с ересью иконоборцев, отрицавших почитание святых икон.

 

3. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ ВЫРАЗИЛИ ЦЕРКОВНОЕ УЧЕНИЕ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ

 

Основной итог Семи Вселенских Соборов – четкая формулировка православных догматов, утверждение Символа веры и раскрытие всех содержащихся в нем истин.

 

Митрополит Макарий (Булгаков) в своем «Православно-догматическом богословии» пишет о смысле и значении Вселенских Соборов: «Под именем христианских догматов разумеются откровенные истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры. <…> Из представленного понятия о христианских догматах открывается, что они все имеют происхождение Божественное. Следовательно, ни умножать, ни сокращать их в числе, ни изменять и превращать, каким бы то образом ни было, никто не имеет права: сколько их открыто Богом вначале, столько и должно оставаться их на все времена, пока будет существовать Христианство. <…>

 

С тех самых пор, как люди начали усвоять себе догматы, преподанные в Откровении, и низводить их в круг своих понятий, эти священные истины неизбежно стали разнообразиться в понятиях разных неделимых (так бывает со всякой истиной, когда она становится достоянием людей), – неизбежно должны были явиться и явились разные мнения, разные недоумения насчет догматов, разные даже искажения догматов или ереси, намеренные и ненамеренные. Чтобы предохранить верующих от всего этого, чтобы показать им, чему именно и как они должны веровать на основании Откровения, Церковь с самого начала предлагала им, по преданию от самих Cвятых Апостолов, краткие образцы веры или символы. Здесь в немногих словах излагалась совокупность всех коренных догматов Христианства, и каждый член имел двоякое значение: с одной стороны – указывал истину Откровения, которую верующие должны были принимать за догмат веры, а с другой – предохранял их от какой-либо ереси, против которой был направлен. Так было в продолжение трех первых веков Христианства: в Церкви существовал не какой-либо один, а употреблялось несколько символов, которые, будучи сходны между собой по духу, были различны по букве, имея почти каждый некоторые особенности, направленные против заблуждений, какие возникали в том или другом месте, где известный символ употреблялся. <…>

 

С IV века, когда явились гибельнейшие ереси Ария и потом Македония и когда еретики начали особенно злоупотреблять словами, доселе употреблявшимися для означения разных истин веры, и начали издавать собственные символы по образцу православных, – Церковь увидела необходимость составить и обнародовать для руководства всех верующих один определенный символ, неизменный даже по букве, и вообще установить значение священных слов и церковно-богословский язык. Такой символ, действительно, и составлен на Первом Вселенском Соборе и, будучи дополнен на Втором, под именем Никео-Цареградского, по правилам Третьего и последующих Вселенских Соборов, сделался непреложным образцом веры для всего христианского мира и на все веки. <…>

 

Вероопределения Вселенских Соборов – Четвертого, Шестого и Седьмого – составляют необходимое дополнение к Никео-Цареградскому Символу, хотя и не внесены в него вследствие правил самих же Вселенских Соборов о совершенной его неприкосновенности и неизменности. <…> Так совершился второй, важнейший, период раскрытия или развития христианских догматов в Церкви, – важнейший и потому, что здесь раскрываемы и определяемы были догматы на Соборах Вселенских, непогрешимых; и потому, что были определены догматы коренные, заключающие в себе или под собой и все прочие, утвержден был окончательно на все века один неизменный образец веры как основание всего догматического богословия, определен и установлен с точностью самый церковно-богословский язык.

 

Поэтому-то Православная Церковь восточная ясно исповедует: „Наши догматы и учение нашей Восточной Церкви еще издревле наследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми и Вселенскими Соборами; прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно. Посему желающие согласоваться с нами в божественных догматах Православной веры должны с простотой, послушанием, без всякого исследования и любопытства последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцов и утверждено святыми и Вселенскими Соборами, со времени Апостолов и их преемников, богоносных Отцов нашей Церкви" (Догматические Послания православных иерархов XVII–XIX веков о Православной вере. М., 1900. С. 143–144)»(Православно-догматическое богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского. Т. 1. СПб., 1883).

 

4. СВИДЕТЕЛЬСТВА ГИМНОГРАФИИ О ДОГМАТИЧЕСКОЙ ПОЛНОТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

 

О том, что в определениях Семи Вселенских Соборов церковное учение было выражено непогрешимо и окончательно, свидетельствуют и многочисленные песнопения из служб Святым Отцам Шести Вселенских Соборов, Отцам Седьмого Вселенского Собора и Недели Первой Великого Поста (в которую Церковь празднует Торжество Православия). Вот лишь некоторые из них:

 

– «Седмию Соборы священными Святых Отец честную Церковь уяснил еси, Христе, якоже седмих светильник светом прелести тьму прогнав далече» (Канон Святым Отцам Шести Вселенских Соборов, песнь 3);

 

– «Седмь убо духов, иже почиша на Христе, Исаия сие рече, на Седмих же Соборех почи Христос со Отцем и Божественным Духом» (Там же, песнь 4);

 

– «Седмь столпов утверди премудрость Божия, Твою Церковь, Владыко, седмочисленными Соборы Священных Отец неуклонну соблюдаему от всяких ересей» (Там же, песнь 6);

 

– «Якоже седмию трубами иерихонския стены в седьмом обхождении падоша, тако сими Седмию Соборы весь сонм на Бога возносящийся, низведен в бездну в Собрании Седьмом богогласных труб Духа» (Канон Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, песнь 4, тропарь 3);

 

– «Не ктому нечестивых еретиков ныне бровь вземлется: Божия бо сила Православие удержала есть»(Канон в Неделю 1-ю Великого Поста, песнь 3).

 

Как видим, в своих песнопениях Церковь заверяет нас, что Вселенские Соборы положили предел всем ересям, как бывшим, так и будущим. Это не значит, что после Седьмого Вселенского Собора не возникало новых лжеучений, что их не существует в наши дни. Напротив, как предупреждал Господь в Евангелии, с приближением конца времен они умножаются, однако в результате четкого обозначения Отцами Соборов основных догматов Православия любая ересь обличается сама собой как противная выраженному в них церковному учению. Так, латинская ересь «filioque» об исхождении Святаго Духа от Отца и Сына не соответствует определениям Второго и Третьего Вселенских Соборов, а ложное мнение протестантов о недопустимости поклонения святым иконам осуждено постановлениями Седьмого Вселенского.

 

5. НУЖЕН ЛИ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ДЛЯ ОСУЖДЕНИЯ ЕРЕСИ ЭКУМЕНИЗМА?

 

Как известно, в наши дни особенно распространено лжеучение экуменизма. Его последователи полагают, что Церковь Христова якобы разделилась на многочисленные осколки или ветви – Православие, католичество, протестантизм и т. д.,«согрешила грехом разделения», и теперь нуждается в восстановлении путем объединения различных деноминаций. Но данное лжеучение противоречит девятому члену Никео-Цареградского Символа веры о Единстве и Святости Церкви Христовой. Поэтому даже для того, чтобы осудить эту наиболее опасную, по мнению многих современных богословов, ересь, сегодня нет необходимости созывать новый Вселенский Собор. Экуменисты, их неправые убеждения и противные канонам поступки могут быть осуждены на любом церковном собрании, на Соборе архиереев какой-либо одной или нескольких Поместных Церквей. Епископам уже нет необходимости доказывать еретичность их взглядов – при сопоставлении с четкими определениями Семи Вселенских Соборов она становится очевидной.

 

Следовательно, какие бы спорные вопросы, мнения, проблемы, «требующие всеправославного обсуждения», ни возникали в нашей Церкви, для их рассмотрения не нужен новый Вселенский Собор. Различные лжеучения, разногласия, позиции, задачи могут и должны обсуждаться епископами, однако не на уровне Вселенского Собора, а на основании учения Семи Вселенских Соборов Святых Отцов, на которых, как мы знаем, «почи Христос со Отцем и Божественным Духом».

 

6. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭПИТЕТА «ВСЕЛЕНСКИЙ» ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДСТОЯЩЕГО В 2016 ГОДУ СОБОРА

 

Теперь хочется сказать несколько слов о проблеме использования эпитета «Вселенский» применительно к готовящемуся «Святому и Великому» или «Всеправославному» собору.

 

Официальные представители нашей Церкви заверяют нас, что этот форум не будет иметь статуса Вселенского. «Собор, подготовка к которому вошла в завершающую фазу, носит название Святого и Великого, иногда его еще называют Всеправославным. Именование его Вселенским не принято и некорректно», – такое заявление сделал глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в интервью «Интерфакс-Религии» (http://interfaxreligion.ru/ ?act=interview&div=391). «Это не Вселенский Собор, как некоторые считают, а Собор Православных Церквей», – сказал Патриарх Кирилл после состоявшейся весной этого года Стамбульской встречи, на которой была определена дата проведения собора. При этом Предстоятель нашей Церкви отметил, что «событие это – исторической важности, таких Соборов в истории практически не было»(http://patriarchia.ru/db/ text/3601356.html).

 

Так что же такое «Всеправославный» собор и чем он отличается от Вселенского?

 

Эпитет «Вселенский» по сути указывает на всеправославность, всеобщий характер собрания. Так, в Катехизисе святителя Филарета читаем: «Церковь одна, однако имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. <…> Какое священноначалие может действовать от имени всей Православной Церкви? –Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор».

 

Т. е. статус Собора, на котором священноначалие всех Поместных Православных Церквей будет действовать от имени всей Церкви и определения которого станут обязательными для каждого православного христианина, соответствует Вселенскому.

 

Примечательно, что участники подготовки «Всеправославного» собора из других Поместных Церквей, где волнения паствы в связи с возможной реформацией церковных устоев не столь сильны, не скрывают стремления присвоить данному форуму такое наименование. В частности, в недавнем интервью Сербского Патриарха Иринея изданию «Политика» прозвучало:«Приближается Всеправославный Собор 2016 года. Каково значение этого события для православного мира и что уже известно о темах Собора? – Прошло много времени с момента проведения последнего Вселенского Собора, это было в VIII веке. Правда, за истекший срок состоялось несколько важных Соборов, но не на том уровне. Мы предлагаем провозгласить этот Собор 2016 года Вселенским. Мы провели в Стамбуле предсоборную встречу, согласились и решили, что он состоится там же в 2016 году, в храме святой Ирины, который древнее храма святой Софии. Подготовка к Собору идет уже давно. Состоялось несколько предсоборных конференций, они проводятся регулярно, темы для обсуждения в основном уже проработаны, но готовятся и некоторые новые. В основном, это вопросы, связанные с существом церковной жизни и требующие соборного решения. Если какое-либо мировое событие этому не воспрепятствует, мы надеемся, что Собор состоится, как было запланировано» (http://politika.rs/ rubrike/Drustvo/%20Vidovdan-je-pecat-nase-vecnosti.sr.html).

 

Намерение объявить «Всеправославный» собор «Вселенским» ранее не скрывалось и в трудах «богословов»-модернистов и иерархов-экуменистов нашей Церкви, в частности, в публикациях «Журнала Московской Патриархии» времен митрополита Никодима (Ротова) (желающие могут ознакомиться с ними и убедиться в этом). Вот цитата лишь из одного документа – Послания Родосского Всеправославного совещания 1961 года. В нем говорится о формировании каталога тем для предстоящего форума и подчеркивается, что «эти темы, уже давно привлекающие к себе внимание наших Поместных Православных Церквей и всего христианского мира вообще, были поставлены сейчас более определенным образом и нашли свое выражение в этом списке. Они подвергнутся должному изучению и исследованию на грядущем нашем Предсоборе и превратятся в благие и окончательные решения, Богу благоизволяющему, на имеющем быть собранным Вселенском Соборе»(ЖМП. 1961. № 11. С. 3–29).

 

7. ЗНАЧЕНИЕ СЕМИ СВЯТЫХ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

 

Итак, какое бы название не было усвоено предстоящему в 2016 году в Стамбуле собранию, очевидно, что его организаторы намерены объявить решения данного форума обязательными для членов всех Поместных Православных Церквей, т. е. для всей полноты Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Нам же важно помнить, что, как сказано в «Деяниях Вселенских Соборов», на них Отцы «оградили чистое исповедание Православной веры и внутреннюю жизнь Церкви от нововведений, несогласных с ее изначальным Преданием, и от всякого произвола мнений и распоряжений в ней. Оградили именно утверждением положительных оснований и образцов вероисповедания и духовного управления Церкви – на все времена. <…> Православная Кафолическая Церковь сознает себя и свою непогрешимую чистоту в вере и свою духовную целость во внутренней жизни, – утвержденною на Семи Вселенских Соборах как неизменном основании» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 3).

 

Источник: газета «Православный Крест», № 23 (119) (от 1 декабря 2014 г.)

Просмотров: 643 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: