Верою исцеляюсь
Главная » 2014 Декабрь 2 » НУЖЕН ЛИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?
01:49 НУЖЕН ЛИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР? | |
НУЖЕН ЛИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?
Предлагаем к прочтению доклад студентки Санкт-Петербургского Православного института религиоведения и церковных искусств Анны Сафроновой на конференции «„Восьмой вселенский собор" и его вопросы», состоявшейся 31-го октября с. г. в Москве.Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Тема моего доклада – Семь Вселенских Соборов. Я расскажу о том, что собой представляли Вселенские Соборы, с какой целью они созывались и в чем их значение для нас, православных христиан. Также будет затронута проблема употребления эпитета «Вселенский» применительно к намеченному на 2016 год «Святому и Великому» или, как еще его называют, «Всеправославному» собору.1. УТВЕРЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ «БОГОСЛОВОВ» О ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НОВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА И ПРОБЛЕМЕ УСВОЕНИЯ ЕМУ ЭПИТЕТА «ВСЕЛЕНСКИЙ»В «Православной энциклопедии», издаваемой одноименным церковно-научным центром, в заключении статьи модернистского канониста протоиерея Владислава Цыпина о Вселенских Соборах сказано: «Несмотря на то что последний, Седьмой Вселенский Собор состоялся более 12-ти столетий назад, нет никаких догматических оснований для утверждения принципиальной невозможности созыва нового Вселенского Собора или признания одного из бывших ранее Соборов Вселенским»(Т. 9. С. 566–571).Другой «богослов»-обновленец, выпускник иезуитского колледжа в Медоне и Парижского «богословского» института протоиерей Иоанн Мейендорф в своем докладе «Что такое Вселенский Собор?» (Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена, Австрия, 5 мая 1972 г.) писал: «Вопрос, ставящийся некоторыми перед современным православным сознанием, таков: возможно ли проводить Вселенский Собор при настоящем состоянии разделения христианского мира? <…> Одна из самых основных предпосылок православной экклезиологии состоит в том, что единство Церкви – не дело рук человека, но есть дар Божий, который может быть лишь принят или (если он утрачен) обретен вновь. <…> Православная Церковь может, конечно, избежать использования слова „Вселенский" для обозначения своих Соборов, из-за прошлых и настоящих двусмысленностей, связанных с его употреблением, но она не может (без отречения от всей своей традиции) согласиться с тем, что авторитетное и „истинное" христианское учение уже невозможно (как это было обычно) выражать на Соборах после расколов V и XI веков» (т. е. отпадения от Церкви еретиков-монофизитов и католиков, –примеч. А.С.) (Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. М.: Путь, 1997. С. 68–86).Модернистскому «богослову» вторит митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в своей речи перед учащимися и преподавателями Санкт-Петербургской Духовной академии «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви»: «Следуя апостольской традиции, Церковь всегда стремилась к тому, чтобы решать важные вопросы своего бытия соборным разумом. При этом известно, что ни один из Вселенских Соборов Православной Церкви не мог a priori рассматриваться как „Вселенский". Такое наименование усваивалось им на последующих Соборах для того, чтобы подчеркнуть значимость и общеобязательность их решений для всех христиан. Оценка деяний того или иного Собора всегда осуществлялась post factum. <…> Между тем, вопросы, которые требуют авторитетного общецерковного обсуждения, появляются в каждую историческую эпоху. <…> Возник целый ряд вопросов, требующих всеправославного обсуждения»(https://mospat.ru/ru/2011/11/03/news50923).Итак, из приведенных цитат следует, что их авторы и единомысленные с ними священнослужители и миряне считают возможным и даже необходимым проведение нового Вселенского Собора. При этом они полагают, что при его созыве не обязательно использовать эпитет «Вселенский». Однако такое наименование может быть присвоено этому форуму впоследствии, post factum – для подчеркивания значимости и общеобязательности его решений для всех христиан.2. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ И ИХ ЦЕЛИ. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХЧто же такое Вселенский Собор? Для чего такие Соборы созывались?По учению Святых Отцов, Вселенские Соборы – это органы высшей власти в Православной Церкви, выражавшие непогрешимые догматические определения. В своем Катехизисе святитель Филарет Московский подчеркивает, что они созывались «для утверждения истинного учения и благочиния между христианами». Всего, как известно, таких Соборов было Семь:– Никейский (325 г.) – против еретика Ария, отвергавшего Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учившего, что Сын Божий есть только высшее творение;– Константинопольский(381 г.) – против лжеучения Македония, отрицавшего Божество третьего Лица Святой Троицы, Святаго Духа, и называвшего Его тварью или сотворенной силой, служебной Богу Отцу и Богу Сыну, подобно Ангелам;– Ефесский (431 г.) – осудивший Нестория, нечестиво учившего, что Пресвятая Дева Мария якобы родила простого человека Христа, с Которым затем Бог соединился нравственно (поэтому он именовал Господа Иисуса Христа богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву – христородицею, а не Богородицею);– Халкидонский (451 г.) – против ереси Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Данное лжеучение получило название монофизитства, а его последователи – монофизитов (одноестественников);– Константинопольский второй (553 г.) – по поводу сочинений Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых выражались несторианские заблуждения, а также лжеучения Оригена о предсуществовании человеческих душ;– Константинопольский третий (680 г.) – против еретиков-монофелитов, неправо учивших о волях в Господе Иисусе Христе – признававших в Нем только одну Божественную волю;– Никейский второй(787 г.) – в связи с ересью иконоборцев, отрицавших почитание святых икон.3. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ ВЫРАЗИЛИ ЦЕРКОВНОЕ УЧЕНИЕ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕОсновной итог Семи Вселенских Соборов – четкая формулировка православных догматов, утверждение Символа веры и раскрытие всех содержащихся в нем истин.Митрополит Макарий (Булгаков) в своем «Православно-догматическом богословии» пишет о смысле и значении Вселенских Соборов: «Под именем христианских догматов разумеются откровенные истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры. <…> Из представленного понятия о христианских догматах открывается, что они все имеют происхождение Божественное. Следовательно, ни умножать, ни сокращать их в числе, ни изменять и превращать, каким бы то образом ни было, никто не имеет права: сколько их открыто Богом вначале, столько и должно оставаться их на все времена, пока будет существовать Христианство. <…>С тех самых пор, как люди начали усвоять себе догматы, преподанные в Откровении, и низводить их в круг своих понятий, эти священные истины неизбежно стали разнообразиться в понятиях разных неделимых (так бывает со всякой истиной, когда она становится достоянием людей), – неизбежно должны были явиться и явились разные мнения, разные недоумения насчет догматов, разные даже искажения догматов или ереси, намеренные и ненамеренные. Чтобы предохранить верующих от всего этого, чтобы показать им, чему именно и как они должны веровать на основании Откровения, Церковь с самого начала предлагала им, по преданию от самих Cвятых Апостолов, краткие образцы веры или символы. Здесь в немногих словах излагалась совокупность всех коренных догматов Христианства, и каждый член имел двоякое значение: с одной стороны – указывал истину Откровения, которую верующие должны были принимать за догмат веры, а с другой – предохранял их от какой-либо ереси, против которой был направлен. Так было в продолжение трех первых веков Христианства: в Церкви существовал не какой-либо один, а употреблялось несколько символов, которые, будучи сходны между собой по духу, были различны по букве, имея почти каждый некоторые особенности, направленные против заблуждений, какие возникали в том или другом месте, где известный символ употреблялся. <…>С IV века, когда явились гибельнейшие ереси Ария и потом Македония и когда еретики начали особенно злоупотреблять словами, доселе употреблявшимися для означения разных истин веры, и начали издавать собственные символы по образцу православных, – Церковь увидела необходимость составить и обнародовать для руководства всех верующих один определенный символ, неизменный даже по букве, и вообще установить значение священных слов и церковно-богословский язык. Такой символ, действительно, и составлен на Первом Вселенском Соборе и, будучи дополнен на Втором, под именем Никео-Цареградского, по правилам Третьего и последующих Вселенских Соборов, сделался непреложным образцом веры для всего христианского мира и на все веки. <…>Вероопределения Вселенских Соборов – Четвертого, Шестого и Седьмого – составляют необходимое дополнение к Никео-Цареградскому Символу, хотя и не внесены в него вследствие правил самих же Вселенских Соборов о совершенной его неприкосновенности и неизменности. <…> Так совершился второй, важнейший, период раскрытия или развития христианских догматов в Церкви, – важнейший и потому, что здесь раскрываемы и определяемы были догматы на Соборах Вселенских, непогрешимых; и потому, что были определены догматы коренные, заключающие в себе или под собой и все прочие, утвержден был окончательно на все века один неизменный образец веры как основание всего догматического богословия, определен и установлен с точностью самый церковно-богословский язык.Поэтому-то Православная Церковь восточная ясно исповедует: „Наши догматы и учение нашей Восточной Церкви еще издревле наследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми и Вселенскими Соборами; прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно. Посему желающие согласоваться с нами в божественных догматах Православной веры должны с простотой, послушанием, без всякого исследования и любопытства последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцов и утверждено святыми и Вселенскими Соборами, со времени Апостолов и их преемников, богоносных Отцов нашей Церкви" (Догматические Послания православных иерархов XVII–XIX веков о Православной вере. М., 1900. С. 143–144)»(Православно-догматическое богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского. Т. 1. СПб., 1883).4. СВИДЕТЕЛЬСТВА ГИМНОГРАФИИ О ДОГМАТИЧЕСКОЙ ПОЛНОТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
| |
|
Всего комментариев: 0 | |