Пятница, 22.11.2024, 03:56 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Февраль » 13 » О ЧЁМ НУЖНО ПОМНИТЬ В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
00:18
О ЧЁМ НУЖНО ПОМНИТЬ В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
О ЧЁМ НУЖНО ПОМНИТЬ
В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
 
 
«Изгнан бысть Адам из рая снедию, темже и седя прямо сего рыдаше, стеня умилительным гласом, и глаголаше: увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся...» (стихира на стиховне Неделя Сырная)
 
Человек, заботящийся о своём теле, уделяет особое внимание своему здоровью. Часто обследуется, принимает разновидные профилактические процедуры, ездит на юг, принимает грязи, солёные озёра, термальные источники и пр. И всё это ради своего бренного тела, которое сегодня пребывает на земле, а завтра оставляет этот мир. Превращается в прах и переходит в мир иной, в тот мир, где царствует Правда Божия. Коль мы уделяем внимание нашему телу не простое внимание, но трепетное, какое же внимание мы должны уделять нашей безсмертной душе. Однажды, великий авва с глубоким вниманием смотрел на проходящую рядом красавицу, которая была украшена как подобие храма (имеется в виду красивое одеяние, драгоценности и прочие внешние признаки внимания к своему телу). Ученики старца очень смутились таким поступком своего духовника. Но когда увидели его горько плачущего, тогда уразумели о причине пристального внимания к прекрасной жене. Весь орошённый слезами авва говорил: «Какое внимание она уделяет своему телу, которое сегодня цветёт как лилия, а завтра превращается в прах. А я, окаянный, не имею и малейшего попечения о своей бессмертной душе. Если бы и мне заботиться о своей душе так, как эта жена печётся о своём теле». Церковь Христова, для всех нас является чадолюбивою Материю и поэтому Она имеет попечение не столько о теле человеческом, сколько о душе человека. И вот в этой основной заботе, о душе, Св. Церковь установила для своих верных чад Святые Посты. Что такое пост? Зачем он? Как нужно его проводить? В чём его сущность? Мы постараемся найти ответы на все эти вопросы в свете учения Св. Православной Церкви. Буквально на днях, мы в православных храмах услышали первый звоночек, первую весточку о том, что приближаются дни Святого Великого Поста. За всенощным бдением прозвучало Великопостное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче». За Божественной Литургией, мы слышали умилительную притчу о мытаре и фарисее, которая привела нас в состояние глубокого умиления, когда мы вновь и вновь услышали о том, что «Господь гордым противится, а смиренным даёт благодать». Как умилили до слёз нас слова нашего Спасителя и Господа, что возносящий себя, будет смиряем, т.е. низок в очах Божиих, а смиряющий себя пред Богом - получит от Него и оправдание, и прощение, и спасение. Обратим особое внимание, что подготовительные дни к Великому Посту начинаются за три недели до его начала. Почему? Да потому, что не сможет человек достойным образом войти в великопостные дни, если заранее не начнёт себя на духовном уровне приготовлять к этим великим дням. Вспомним, как больного человека некоторое время готовят к операции, как ученик задолго до экзамена проводит дни в подготовке, как готовят себя спортсмены для того, чтобы показать высокие результаты. А как же мы должны себя подготовить к тому, чтобы достойным образом войти во дни Великого Поста? При всём нашем желании, не сможем мы принести достойных плодов покаяния без должного приготовления. Вот именно по этой причине за три недели до святых дней Великого Поста, чадолюбивая Матерь наша, Святая Церковь Христова, начинает на духовном уровне приготовлять нас к этим спасительным дням. Хотя в дни предшествующие Великому Посту мы ещё вкушаем скоромную пищу, позволяем себе ходить в гости, позволяем себе веселие (в пределах разумного), но на уровне духовном у нас должно происходить полное переосмысление. О чём?
О том, как милостив Господь, к кающемуся и смиренному сердцем (неделя мытаря и фарисея). О том, с какой великой любовию и надеждой, ожидает наш Отец Небесный возвращения Своего блудного сына, который хотя и расточил всё имение Отцовское в далёкой стране, живя блудно, но ведь он сын, пусть и заблудший, Своего Небесного Отца. С какой великой надеждой наш Небесный Отец ждёт возвращения, в дни Великого Поста, нас с вами заблудших чад и с какой великой радостью Он готов принять каждого из нас. Дай нам Господи, осознать до глубин эту отеческую любовь и заботу, и на любовь Божию, чтобы мы были готовы ответить любовью. Накануне великопостных дней Святая Церковь напоминает нам о страшном суде Божьем, как мы все предстанем пред судилищем Христовым и дадим ответ за всю прожитую жизнь, за дела, слова и даже мысли. Какой ответ дадим пред Господом в отношении того, как мы поступали с теми людьми, которые нас окружали. Накормили ли голодного, напоили ли жаждущего, одели ли раздетого, защитили ли оклеветанного, посетили ли сущаго в больнице и темнице. В эту неделю о Страшном Суде Божии мы с особой ясностью понимаем, что не Бог Человеколюбивый и Милосердный будет судить нас, но дела (вся жизнь) наша осудят нас. И наконец, вводя нас в великие и спасительные дни, Святая Церковь напоминает нам об Адамовом изгнании и о причинах этого изгнания. Причина изгнания - нарушение Заповеди Божией и слепота духовная, которая вселяется в человека посредством греха. Ибо если бы нарушение Божия повеления не навлекло слепоту духовную на наших прародителей, то вместо оправдания они должны были бы принести Господу Богу покаяние. А так как покаяния не последовало за грехопадением, то последовало изгнание из рая наших прародителей. Вот почему этот воскресный день ещё называется - прощённое воскресение. Прощённым называется этот день по той причине, что Господь учит нас, что если мы не простим всех наших обидчиков (личных врагов), то не можем надеяться на то, что Господь в эти святые дни захочет услышать нас и подать нам прощение согрешений вольных и невольных. А чтобы не быть пустословами приведём Христово изречение: «Аще бо отпущаеете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6, 14.15). Вот почему так важно в этот день примириться со всеми своими (личными) врагами, коль таковые могут быть у православного человека. В противном случае, ни пост, ни молитвы, ни иные подвиги не смогут принести нам даже малейшей пользы. Проанализировав всё выше изложенное, приходим к логическому заключению, что как мать любит своё дитя, оберегает его, лелеет, печётся о нём, так и Матерь наша Святая Христова Церковь, имея заботу о нашем спасении, нежно и тщательно уготовляет нас к святым и спасительным дням Великого Поста. И коль мы не прислушаемся к голосу любящей нас матери, то не сможем ни достойно подготовиться, ни должным образом пройти предлежащий нам подвиг. А ведь этот подвиг мы обязаны понести не ради блага временного, телесного, а ради блага вечного, духовного ради совершенствования. Очень скоро мы услышим призыв Святой Церкви: «братие постящеся телесне, постимся и духовне». Церковь этими словами призывает нас обращать внимание не только на образ пищи т.н. диету, а самое главное в дни поста должно измениться наше сознание, наш образ жизни. Перемена пищи является не целью, а всего лишь средством.
К великому сожалению, понятие об истинном посте у современного человека полностью исказилось. Одни люди обращают лишь внимание на образ пищи, по их мнению, только лишь в ней (пищи) и заключается глубина поста (о перемене образа жизни таковые даже не помышляют). Другие, оправдываясь, совершенно отвергают пост, извращая слова Христовы, что не то сквернит человека, что входит в него, а то, что исходит. Эту евангельскую фразу никто не давал права нам вырывать из общего контекста и в духе католическо-протестанском толковать кому как вздумается. В данном случае Христос Спаситель говорит о том, что нет особой необходимости умывать руки перед вкушением пищи, коль они (руки) чисты. Правила Святой Церкви очень строги к тем, кто не хранит поста телесного. Клирики (духовные лица) извергаются из сана за несоблюдение поста, а миряне отлучаются от церковного общения. Иная категория людей, хотя и соблюдает внешнюю форму поста (мало едят, без елея в определённые дни, а в иные вообще без пищи), но чрезмерное телесное истощение приводит их к повышенной раздражительности, порой переходящей в неистовую злобу; к превозношению себя перед другими людьми, которые не могут поститься без еды вообще или без елея, и укоряют таковых.
А, что нам говорит Священное Писание о посте: «Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст. Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает: Бог бо его прият. Ты кто еси судяй чуждему рабу; Своему Господеви стоит, или падает, станет же: силен бо есть Бог поставити его» (Рим, 14, 2-4).
Поэтому в дни поста мы и читаем глубочайшую по смыслу великопостную молитву преп.Ефрема Сирина, воспетую не зря великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь.»
Вот именно в этой молитве, на первый взгляд кратенькой, содержится смысл всего того, к чему мы себя уготовляем на протяжении трёх недель (четырёх воскресных дней).
 
Обратим особое внимание на последовательность подготовки к дням Великого поста.
а) Пока не приобретём смирение сердца, не найдём в очах Божиих себе оправдание.
б) Смирив себя пред Богом, как сможем жить в стране чуждей далеко от Него. Найдём в смирении сердца силы в себе вернуться в Родительский дом и там обрести тихое пристанище и покой.
в) Обитая в дому родительском (имея горький опыт блуждания по белу свету), будем жить по воле Отца нашего, зная о том, что нарушая волю Его, себя обрекаем на страдания.
г) Желая в мире жить с Отцем, желая получить от Него полное прощение, мы должны, прежде всего, примириться с теми, кто согрешил против нас, досаждая нам (ибо мы во много раз больше согрешили против воли Отца нашего) и должны простить от чистого сердца, не лицемерно, всех обидчиков наших. В противном случае, пост для нас пройдёт напрасно, и никакого облегчения и оздоровления духовного мы не получим. Если кто в дни Великого Поста будет продолжать завидовать ближнему, лгать, жаждать земного богатства, осуждать ближнего, злиться, ссориться, гордиться, тот не только не начал ещё поститься, а таковой и не подумал даже о посте. Готовясь к дням примирения с Богом, человек в корне меняется, полностью преображается, становится лучше, чище, возвышенней (в плане духовном). Вспомним, что говорит о посте св. Афанасий Великий: «Пост врачует болезни, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, сердце делает чистым, освещает тело. Пост есть жизнь ангелов. Кто пребывает в нём, тот причисляется к лику ангелов». У некоторых людей вызывает недоумение, нужен ли пост вообще? Чтобы найти ответ на этот вопрос мы должны заглянуть в сокровищницу церковную - Священное Писание. При внимательном изучении слова Божия мы найдём ответы на все интересующие нас вопросы. Заповедь о посте Бог дал ещё Адаму и Еве в раю: «А от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быть. 2,17). По учению Святой Церкви, истинный пост состоит в воздержании не от одной только скоромной пищи, но и от всяких худых дел: «Постимся постом благоприятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение.» (Вел. пост. стихира. Ср: Ис.58. 6-7). Постился Моисей сорок дней и сорок ночей, не вкушая ни хлеба, ни воды (Исх.34, 28). Постился пророк Божий Илия (3 Цар. Главы 17 и 19). Постились жители Ниневии и были спасены от гнева Божия (Иона 3, 5.). Древние евреи держали четыре поста в году (Зах. 8, 19.). Некоторые из них постились два раза в неделю (Лк. 18, 12). В Новом Завете постился Сам Христос Спаситель: «И, постившись сорок дней и ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4,2.). Господь предсказал о посте для апостолов, а в их лице и всем нам правоверным чадам Матери Церкви: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься.» (Мф. 9, 15.). Апостолы и их последователи по вознесении Господнем так же постились (Деян. 13, 2-3. 27, 9.). О существовании постов в Церкви первенствующей свидетельствует ап. Павел (2 Кор. 6, 4-5. 11, 27).
Кажется достаточно примеров того, что на протяжении всей истории человечества постились праведники, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. К великому сожалению в настоящее время против постов восстают люди не только чуждые Церкви, но таковые находятся и в недрах самой Церкви. Церковными людьми их тяжело назвать, но, увы, факт остаётся фактом. Восставать против поста, значит обрекать человека на длительный и тяжкий недуг духовный. Без истинного христианского поста не возможен чистый союз человека с Богом, ибо «истинный пост есть злых дел отчуждение, похотей отлучение», а вследствие этого с Богом и Отцем примирение. Кто всегда восставал против чистого и святого союза Бога и человека? Диавол и те, кто усердно служат ему, исполняя пагубную волю его. Вот именно по этой причине нам приходится часто слышать эти безумные речи, что пост нужно упразднить или послабить и укоротить. Безумие! Разве можно послабить лечение тяжело больному человеку, или укоротить сам процесс лечения. Разве может, кто из здравомыслящих людей о таком не только говорить, но и думать. Ведь время поста - это время нашего особого благодатного общения с Богом, ведь это время нашего духовного преображения и время вознесения от земных страстей к небесной чистоте и святости. Вспомним не так давно прошедшие события в Японии. После того как правительственный муж выразился о том, что всё случившееся есть кара Божия (присутствовал ли в данном случае человеческий фактор типа HARPP и пр. не так важно), но буквально на следующий день он вынужден был просить прощения у своих соотечественников за необдуманное высказывание. О чём это говорит? Да о том, что люди утратили эту благодатную связь с Небом посредством поста, покаяния и молитвы. Это свидетельствует о том, что люди уже не способны замечать день Божия посещения (в данном случае землетрясения, цунами, наводнения последовавшего и пр.), а это значит, что человек утратил возможность здраво оценивать всё то, что происходит вокруг него и по какой причине всё это случилось с целым народом. Благодарение Богу за то, что наш русский народ не утратил до конца чувство духовного трезвления, не утратил чувство духовного созерцания. Одним словом - наш народ очень чутко способен реагировать на всё то, что с нами происходит (к сожалению не весь). Только слепой может не увидеть того, что надвигается на вселенную. Повсеместные различные катаклизмы: обледенения, бури, наводнения, землетрясения и пр., а толи ещё будет, одному Господу ведомо. Некоторые говорят: «Земля сошла с ума». Да не земля виной всему, а мы забыли Господне обетование о том, что если хотим благоденствовать, то нам нужно жить в мире с Богом и своей христианской совестью. А коль этот мир, этот священный союз мы будем нарушать, то гнев Божий не замедлит на сынов противления воли Господней. Во дни святых постов, особенно Великого, каждого православного человека, а порой и целый народ, дьявол особенно искушает, предлагая ему всё новый и новый запретный плод, прекрасный на вид но исполненный горечи и яда. Поэтому нам, русским православным людям, нужно с особым чувством войти в эти Святые Дни. Бог весть, доживём ли мы без великих потрясений до святых и радостных дней Святой Пасхи - Светлого Христова Воскресения и доживём ли вообще. Ведь отцы Церкви учат нас каждый день жить так, как будто этот день для нас последний. А принимая во внимание всё то, что происходит вокруг нас сегодня, мы с особенным повышенным чувством бдительности обязаны подойти ко святым и спасительным дням Великого Поста. Помоги Господи, всем нам, провести пост в сокрушении сердечном, в слезах покаяния, в любви к Богу и ближним и прочих добродетелях. И гляди, Милосердный Господь и нашему народу, как некогда ненивитяном, вместо великой скорби пошлёт великую радость. А радость эта будет заключаться в том, что Христос простит великие согрешения наша и благословит люди Своя миром. И возсияет на престоле Русском (не самозванец) Православный Русский Царь и под Его Самодержавнейшим омофором мы поживём во всяком благочестии и чистоте. И станет Земля Русская как встарь, защитницей обидимых и угнетенных. Русский народ откажется от всего, что его разделяет со Христом (спиртное, наркотики, блуд и пр.). Остаток дней проведёт во благочестии и чистоте и таким образом вернётся в некогда потерянный рай. Народ богоносец всем желающим народам мира поможет пройти этим скорбным, многотрудным и в тоже время спасительным путём. Помоги Христос всем нам, во дни поста стать: светом для мира, солью Земли, сияющими светилами для тех кто ещё во тьме греховной блуждает. Аминь. Матерь Божия, спаси землю Русскую. Святый благоверный царю наш Иоанне, моли Бога о нас. Святый Царю мучениче и искупителю Николае со святыми Царственными мучениками и святыми новомучениками и исповедниками Земли Русския, молите Бога о нас.
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Да воскреснет Святая Русь. Аминь.
Протоиерей Николай Борисов
P.S. К великому сожалению в наше апостасийное время обновленцы-модернисты всё чаще провозглашают идею упразднения и послабления постов. Из истории Церкви, как Ветхозаветной так и Новозаветной, известны многочисленные случаи когда пост усиливался. Во время всеобщей скорби, строгий пост налагался порой на целый народ. Никто в истории Церкви не отменял и не послаблял дней святых постов. За исключением отдельных случаев: чревоношение, тяжкие болезни, путешествия. Если Сам Господь Своим примером освятил сорокадневный пост и дал нам прямую заповедь о посте, если святые апостолы были первыми и ревностными исполнителями этой заповеди, то как же нам, грешным людям, нуждающимся в очищении душ и телес более, чем праведники, - не соблюдать пост как средство сближения с Богом.

Просмотров: 739 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: