Верою исцеляюсь
Главная » 2011 Июнь 11 » О хранении целомудрия и чистоты
22:08 О хранении целомудрия и чистоты | |
Проповедь в Покровском Соборе за Акафистом Божией Матери
Радуйся верных наставнице целомудрия, - взываем мы к Пречистой Деве - образцу и источнику целомудрия. Под целомудрием обычно разумеют непорочность, невинность и стыдливость; иначе сказать, разумеют чистоту сердца, которое заключается, прежде всего, в чистоте от скверн, плотских страстей. Такой чистотой вполне обладала Божия Матерь. Как утверждают Святые Отцы, Она никогда не имела нечистых мыслей [1] и была неприкосновенна для чувственных, плотских ощущений, потому что ум Ее был постоянно обращен к Богу и к предметам духовным, откуда и заимствовал духовные ощущения. Стяжав собственным настроением возможную для людей чистоту, Она тем самым привлекла к себе Бога и получила преизобильно от Него очистительную благодать. Вследствие чего естественная Ее девичья чистота притворилась в чистоту сверхъестественную. "Чистая по собственному состоянию тела и духа, - говорит св. Игнатий Брянчанинов, - соделалась чистейшей от творческого всесильного действия, произведенного в Ней животворящим, очищающим, обновляющим, изменяющим, притворяющим свои сосуды, Духом Божиим. Чистая Дева соделалась Пречистою, чуждою всякой скверны помышляемой и ощущаемой" [2] . Эта сверхестественная чистота сердца и поселила в себе Бога - Слово; она же поселила Его и в самой утробе, так что Слово стало плотью. Чистота сердца - цель жизни человеческой. Чистое сердце способно увидеть невидимого Бога (Мф. 5;3); увидев Бога своим умным чувством и ощутив любовь Его, оно не может не полюбить Его; полюбив Его, оно стремится к соединению с Ним, а, соединившись с Ним, оно успокаивается в Нем, достигая такого состояния, которое в Писании именуется Царствием Божиим. Сущность Царствия Божия заключается в Богообщении и в восприятии человеком благодати святаго Духа. "Царствие Божие в нас есть, - по словам св. Симеона Нов. Богослова, - когда Бог бывает с нами в единении благодатью Пресвятаго Духа" [3] . По его же мысли не следует льстить надеждою спасения, тому человеку, который не почувствовал в себе действия благодати Божией [4] . "Тщетно именуется христианином тот, - говорит он - кто не имеет в себе благодати Христовой ощутительно" [5] . Благодать же, живущая в человеке, обнаруживает себя через непоколебимость во всех добродетелях, иначе говоря, обнаруживает себя - в святости, а святость, по учению церковному, преимущественно свидетельствуется чистотой от плотских влечений и сочувствий [6] . Апостол Павел прямо отождествляет святость с хранением себя от блуда (1Сол. 4;3). "Не призва нас Бог в нечистоту, - говорит он, - но в святость (1Сол. 4;7). То же самое говорят и Святые Отцы "Чистота, - по слову св. Игнатия, - это добродетель противоположная блудной страсти" [7] . "Чист тот, - говорит св. Иоанн Лествичник, - кто плотскую любовь отражает любовью Божественною" [8] . По другому можно сказать, что чистота - это любовь Божественная, любовь к Богу, а нечистота - это любовь плотская; любовь к твари помимо Бога, любовь, не исходящая от Бога; исключающая любовь к Богу и любовь в Боге. По этой причине ни каким грехом так не гнушается Бог, как грехом плотским, выражающимся в непотребстве и разврате [9]. Бог раскаялся, что создал человека, когда увидел, что всякая плоть извратила путь свой на земле (Быт. 6;12). Этот ужасный разлив чувственности был во время Ноя. Прежде видимого водного потопа человечество утонуло в невидимом потопе греха, наполнив ум и сердце непотребством. Дальнейшее их существование было бессмысленным. За ту же распущенность нравов были погублены Содом и Гомора с близлежащими городами. По той же самой причине погибли и жители развратных городов Геркуланума и Помпей. Раскопки в г. Помпей доказывают чудовищную развращенность его жителей. Там были найдены бесчисленные изобретения безнравственной наготы встречающиеся в разных видах и разной величины, на воротах, на стенах, в домах и домашних предметах. Увеличение блудных пороков, по учению Слова Божия является характерным признаком кончины мира [10] . Как еще апостол Павел сказал, что в последнии дни люди будут более сластолюбивы, т.е. живущие ради наслаждения, нежели боголюбивы (1Тим. 3; 1,2,4). Апокалипсис изображает это последнее крайнее растление мира в образе жены, великой блудницы, держащей в руке своей золотую чашу, наполненную нечистотой блудодейства (Отк. 17, 1-4), которой она напоила все народы (Отк. 18, 2). Без преувеличения можно уподобить современную нашу жизнь этому самому питию из золотой чаши великой блудницы. Сегодня отовсюду - со страниц газет, журналов, книг, с рекламных стендов, с экранов телевизоров льется обильно грязный, мутный поток блудных образов, разжигая и распаляя плоть. Со всех сторон возбуждается плотская похоть и провоцируется ее усиление в каждом человеке. Диавол, подобно Навуходоносору [11] , принуждает под громкие звуки музыки поклониться золотому истукану, т.е. плоти, с ее животными стремлениями. Современное человечество, в большинстве своем, "махнуло рукой" на свое спасение и интуитивно знает, что идет в погибель, однако, придерживаясь принципа - "погибать так с музыкой" - поклоняется золотому истукану, удовлетворяя все свои прихоти и похоти. А для тех, которые остаются верными Богу и Его заветам, диавол разжигает в семь раз сильней огненную печь соблазнов нынешней культуры. Благодаря современным техническим достижениям стало возможным сконцентрировать в малом времени большой объем греховных образов и сведений. Достаточно сейчас провести один час перед экраном телевизора, чтобы растлить свое сердце в такой же степени в какой раньше это можно было сделать в течении длительного времени, участвуя во всяческих оргиях. Но и это еще не все. Технический прогресс дает сейчас возможность реализации блудной страсти с помощью компьютерной техники. Это новая форма извращения плотской похоти, перед которой меркнут все прочие непотребства. Речь идет о компьютеризованном блуде, который осуществляется с помощью системы виртуальной реальности и который охватывает все большую часть человечества. В этой горящей печи, обжигающей огненными языками соблазнов, приходиться жить нам, современным христианам. И только милостью Божией возможно сохраниться от всепожирающего пламени, подобно трем отрокам оставшимся невредимыми в печи вавилонской. Умоляю вас, братия, - вопиет на всю вселенную святой апостол Павел, - милосердием Божиим представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим (Рим. 12; 1). Вообще, нужно заметить, что никогда не были послания святого апостола Павла так современны как сейчас. Он почти в каждом своем послании говорит о хранении целомудрия и бегании блуда. Примечательно еще то, что когда он перечисляет грехи с которыми нужно вести борьбу, то всегда начинает это перечисление с грехов плотских [12] , видимо по той причине, что они наиболее противны духу христианскому [13] . Сия бо есть воля Божия, - говорит он в послании к Солунянам, - храните себе самих от блуда (1Сол. 4;3). "Бегайте блудодеяния", - умоляет он коринфских христиан (1Кор. 6;18). Посылая письмо в Коллосы, Апостол пишет и им: "Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту…" и т. д. (Кол.3.5), а от ефесян прямо требует, чтобы блуд и всякая нечистота даже не именовались у них (Еф.5.3). Наставляемые таким образом, первые христиане, по свидетельству блаженного Феодорита, "резко отличались от язычников в этом отношении; так что последние дивились, что те не сходятся с ними в тоже блуда разлияние (1Пет. 4,4) ". Впоследствии Святая Церковь всячески заботится о сохранении целомудрия своих чад. Строго судит грехи против седьмой заповеди, отлучая согрешивших на многие годы от Причащения. И не только запрещает совершать грех на деле, но запрещает даже смотреть на то что запрещено делать; анафематствуя, например 100-м правилом VI Вселенского Собора распространителей изображений "обаяющих зрение, растлевающих ум и производящих воспламенение нечистых удовольствий". Охраняя верующих от соблазна, она запрещает 26-м правилом того же Собора даже изящные женские прически и "аще кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен". Так строго она относится ко всем проявлениям блудной страсти, по той причине, что Царство Небесное несовместимо с похотью. Блудник не может надеяться на спасение (Еф.5,5). Впадая в грех, он самим действием падения отлучает себя от вечного блаженства [14] . Есть конечно и другие пагубные следствия этого греха, которые отражаются на внешности человека, на его здоровье телесном и душевном, на обществе и т.п., но все это в сравнении с первым является уже не столь значительным. Поистине, горе нам, живущим перед лицом столь многих соблазнов! Однако это не оправдание для соблазняющихся. Соблазнов много, но также много, способов избежать их. Ною сохранена была жизнь - за что? За то, что он хранил себя от обычаев своего времени и не жил как все. Лот избежал участи Содомлян - почему? Потому что избегал греха их и не подражал житию их. Три отрока остались невредимыми в пещи Вавилонской - по какой причине? По той, что до конца оставались верными Богу и Его заветам. Пресвятая Дева на своем примере показала какой чистоты может достичь человек если только пожелает. Ведь для этого то и приходят соблазны, чтобы узнать, к чему более склонится человек: к добродетели или ко греху, к чистоте и целомудрию или к временной греховной сладости, ко спасению или к погибели. Надобно, поэтому, придти соблазнам, чтоб испытать наш выбор. Сделаем же отцы, братья и сестры правильный выбор, ибо от этого зависит наша вечная участь. Аминь. Преподобная Елена Дивеевская, моли Бога о нас! Святый Безсмертный, помилуй. Примечания: 1. Преп. Силуан Афонский. Жизнь и поучения. Поучение о Божией Матери. М., 1991. - С. 351, 352. 2. Св. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. 4. М., 1993. - С. 401. 3. Св. Симеон Новый Богослов. Т. 1. Сл. 29. М., 1993. С. 250. 4. Там же С. 251. 5. Там же С. 204. 6. Св. Феофан Затворник. Толк. на Посл. к Ефесянам. 5;3. М., 1998. - С. 375. 7. Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 1. М., 1993. - С. 331. 8. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Сл. 15;3. С-Пб. 1996. - С. 122. 9. Св. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 4. Гл. 138. Изд.: "Отчий дом". 1994. - С. 113. 10. Блаж. Феофилакт. Благовестник. Евангелие от Луки. Скит. 1993. - С. 183. 11. Дан. Гл. 3. 12. Кол. 3, 5; Гал. 5, 19-21; 1 Кор. 5, 11; 6, 18 и проч. 13. Ср.: св. Феофан Затворник. Толк. к Колос. 3; 5. С. 172. 14. Естественно, пока покаянием не уничтожится это губительное действие греха. Коржевский В. Н. | |
|
Всего комментариев: 0 | |