Среда, 08.07.2020, 11:45 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Август » 11 » О НЕКОТОРЫХ ЛИКАХ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ
16:03
О НЕКОТОРЫХ ЛИКАХ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Югская икона Богоматери
 
В начале царствования Михаила Федоровича шведы напали на Россию и, разоряя окрестности Пскова, грабили дома, церкви и монастыри.
В это время в обители Богоматери Печерской, в пределах Пскова, жил один богоугодный старец, принявший схиму монах Дорофей. При нашествии шведов, устрашивших всю псковскую область, он решил в 1616 году оставить Печерскую обитель и вернуться на свою родину, в село Никульское, близ города Мологи.
С таким намерением пришел он однажды для утренней молитвы перед иконой Печерской Богоматери и вдруг услышал от иконы голос, который повелевал ему взять образ Богоматери Одигитрии и с ним идти на родину. Голос указал и место, где находилась та икона, и обещал даровать ему на родине спокойное пристанище.
Старец, обрадованный Божественным гласом, немедленно пошел на указанное место, увидел образ Одигитрии, упал перед ним на землю и стал молиться. Когда после молитвы он взял его в руки, вдруг образ чудотворный просиял перед ним. Краски перед иконой показались ему так ярки и свежи, как будто она была совершенно новая.
Старец, восхищенный чудной иконой Богоматери, пришел к настоятелю, рассказал о чудесном образе и о чудесно полученном повелении идти на родину с этим образом и просил у настоятеля благословения удалиться из обители. Настоятель, не доверяя словам старца, не хотел отпускать его, и ночью Богоматерь явилась ему во сне и с гневом сказала: «Зачем препятствуешь старцу Дорофею идти с Моим образом на родину? Этим упорством ты противишься моей воле». Настоятель немедленно объявил братьям о видении, взял образ Богоматери Одигитрии, с благословением отдал его старцу Дорофею и благословил его.
Старец принял от настоятеля образ и благословение и отправился в путь, решив поставить этот образ в своей приходской церкви во имя Всемилостивого Спаса.
У Мологского стана на реке Юг, в семи верстах от села Никульского, он вдруг почувствовал усталость, поставил икону на дерево, сам лег под ним и заснул. Проснувшись, он хотел снять икону с дерева, но никак не мог сдвинуть ее с места; пробовал еще раза три, но икона оставалась неподвижной. Старец был в крайнем недоумении и услышал от иконы голос: «Напрасно стараешься. Я желаю, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков, в ней и да пребудет образ Мой навсегда, и с ним благодать Моя и сила».
Старец устроил себе на этом месте келью, поставил в ней икону и стал проводить ни и ночи в усердных молитвах. Жители окрестных селений узнали о происшествии старца и о принесенном им чудотворном образе Богоматери и начали приходить на поклонение образу, приводя с собой одержимых различными недугами болезнями. Немощные по мере веры получали исцеление.
После смерти старца в 1623 году его келья осталась пустой, и священники села Никульского решили взять из нее икону Богоматери и перенести в церковь. Икону перенесли, но на другой день она вновь оказалась на прежнем месте, в келье старца, и перед ней стояла горящая свеча.
Священники снова поставили икону в церкви, но на другой день, как и прежде, образ опять был найден в келье. Священники поняли, что их намерение неугодно Богоматери, и оставили икону на месте. Чудеса от иконы множились; священники сочли нужным сообщить о них Варлааму, митрополиту Ростовскому, а митрополит доложил патриарху Филарету. Патриарх с согласия царя Михаила Федоровича отправил митрополиту грамоту с дозволением построить монастырь и церковь на месте кельи с чудотворным образом Богоматери. Через некоторое время здесь были сооружены деревянная церковь во имя Успения Богоматери и монашеские кельи.
Таким образом было положено основание обители, получившей свое наименование от старца Дорофея и реки Юг - Югская Дорофеева пустынь, которая и доныне известна по находящейся в ней иконе Богоматери Одигитрии.
 
Смоленская икона Богородицы
 
Смоленская икона Богоматери называется Одигитрия (Путеводительница) и, по преданию, написана святым Лукой. Одни сказания говорят, что этой иконой была благословлена на путь в Россию греческая царевна Анна - супруга святого равноапостольного князя Владимира, сестра греческого императора Василия II. Другие утверждают, что Смоленская икона привезена из Греции в Россию в 1046 году - Константин Мономах, выдавая свою дочь за Всеволода Ярославича, князя Черниговского, благословил ее этой иконой в путь. А Владимир Мономах, сын Всеволода, перенес эту икону в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, который он заложил 3 мая 1101 года. С того времени икона называется Смоленской.
В 1237 году, когда полчища Батыя приступили к Смоленску, сама икона стала воеводой беззащитного города. Ночью в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона, Меркурий, житель Смоленска, услышал голос: «Угодник Мой Меркурий, посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на город, чтобы опустошить его. Изыди в сретение врага, втайне от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных, и силою Христа Бога победишь исполина, но там вместе с победой ожидает тебя венец мучения, который прими от Христа».
Со слезами поклонился Меркурий до земли святой иконе Богоматери и вышел из храма. Призывая на помощь Божью Матерь, Меркурий проник в стан врагов и убил «исполина ратного». Мужественно отразил Меркурий нашествие врагов, но сам погиб.
В 1398 году, во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божьей Матери Витовт благословил свою дочь Софию - супругу великого князя Василия Дмитриевича, приехавшую в Смоленск для свидания с отцом. Софья перевезла икону из Смоленска в Москву и поставила в Благовещенском соборе. Жители столицы оказывали иконе великой благоговение.
Через 58 лет, в 1456 году, в царствование великого князя Василия Васильевича Темного, Мисаил, епископ Смоленский, и смоленский наместник со многими сановниками города, прибывшие в свите от польского короля Казимира в Москву к великому князю, просили его вернуть икону в Смоленск. Князь посоветовался с митрополитом Ионом, архиереями и боярами и решил вручить горожанам Смоленскую икону Одигитрии, повелев снять с нее список, чтобы поставить на прежнем месте. После литургии митрополит и другие духовные лица с крестным ходом, в сопровождении великого князя, его детей, бояр, войска и многочисленного народа, две версты провожали икону за город до бывшего тогда в предместье Москвы Саввина монастыря, и по совершении молебна со слезами отпустили икону Владычицы. На месте молебна в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче, построили Новодевичий монастырь - в память взятия Смоленска и присоединения его к Российской державе.
В этом монастыре в 1525 году поставили икону, списанную с Смоленской Одигитрии, и 28 июля назначили празднование в часть явления Смоленской иконы Божьей Матери с крестным ходом. В 1812 году икона Смоленской Одигитрии была препровождена в Ярославль смоленским епископом.
В Смоленске пребывает и другая Смоленская икона Богоматери, особо чтимая горожанами. Эта икона написана в 1602 году и первоначально находилась в Днепровской башне городской стены Смоленска. В 1728 году она была поставлена в деревянной церкви, построенной на башне, а в 1800 году - в новоустроенной каменной церкви над проезжими воротами.
Эта Смоленская икона Божией Матери 5 августа 1812 года при отступлении из Смоленска наших войск была взята воинами и постоянно находилась в их рядах. Войска с благоговением почитали образ Богоматери как великий залог помощи от Всевышнего.
Накануне достопамятного дня Бородинской битвы чудотворную икону носили среди воинов для благословения и ободрения их на предстоящий великий подвиг борьбы за веру и отечество. По одержании каждой победы над неприятелем православные воины произносили перед иконой благодарственные молебствия.
Когда Смоленск был освобожден, чудотворная Смоленская икона Богоматери по воле военачальника была обратно препровождена в Смоленск и поставлена на прежнее место. День прибытия иконы в Смоленск, 5 ноября, для жителей города стал праздником в честь изгнания врагов из отечества помощью и заступничеством Богородицы.
 
Гребневская икона Богоматери
 
Когда великий князь Дмитрий Иоаннович Донской возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и достиг города Гребни на реке Чир, впадающей в Дон, горожанеподнесли ему икону Богоматери, прославившуюся у них чудотворениями и получившую название Гребневской. Великий князь с верой принял икону и по прибытии в Москву велелпоставить ее в Московском Успенской соборе.
Правнук Донского, великий князь Иоанн Васильевич, собираясь в 1471 году в поход против Новгорода, дал обет построить церковь в честь Успения Богоматери, ее чудотворной иконыГребневской, которую брал с собой в поход. Обет его увенчался Шелонской битвой 1472 года; он исполнил его сооружением в Московском посаде деревянной церкви в честь УспенияБогоматери, так как большой Успенский собор был еще не достроен. В эту церковь Иоанн III поставил образ Гребневской Богоматери, украсив его серебром и драгоценными камнями. Накиоте образа он велел написать акафист Пресвятой Богородицы в благодарность за дарование ему сына Василия.
С этим святым образом русские дружины отразили в 1612 году поляков на Сретенской улице. Летопись говорит, что «от церкви Гребневской Богоматери князь Дмитрий Трубецкойдвинулся на освобождение Китая и Кремля от польской сволочи и русских изменников».
При пожаре церкви Гребневской Богоматери в 16 87 году икону не успели вынести, но она осталась невредимой и, по словам летописи, «внезапу обретеся на воздухе». В XVIII векеГребневская церковь была обновлена. Царевна Наталья Алексеевна, сестра императора Петра Великого, украсив чудотворный образ, пешком сопровождала его из селаПреображенского в церковь Успения Божьей Матери на бору и там, совершив молебное пение, поставила святыню на свое место. Возобновлению этой церкви особенно содействовалСтефан Яворский.
 
Игрицкая икона Богоматери
 
Икона Богоматери Одигитрии на Песочне обретена была в 1624 году. Недалеко от Костромы, в селе Савицком, жил боярский сын Емельян Севрюг. Он лишился зрения и тщетно искал себе помощи у врачей. Однажды - это было в 1724 году - крестьяне, пася его овец и лошадей на пустоши под названием Игрица, наткнулись на очень старую церковь. Войдя внутрь, пастухи увидели образ Богоматери, держащей на руках Предвечного младенца, как будто только что написанный. Удивляясь тому, как в ветхой церкви явился новописаный образ, они пошли к своему господину и рассказали то, что видели. Благочестивый Емельян, обрадованный этим, тотчас послал в Кострому за своим духовным отцом, священником Троицкого собора Феодором, чтобы он пришел отслужить молебен. По прибытии священника Емельян, собрав родственников, отправился в ветхий храм, где найдена была икона Богоматери.
Когда Феодор стал кропить икону святой водой, вода вбиралась в нее как в губку, только на очах долго держалась, а потом струями потекла. Священник окропил святой водой также слепого Емельяна, и он тотчас прозрел. Прославляя Господа, чудодействующего через икону Богоматери, возвратились все присутствующие домой и рассказали о чудесном явлении иконы и благотворном исцелении от нее.
На месте явления иконы устроен Песоченский монастырь. Он находится в пятнадцати верстах от Костромы, на правом берегу Волги.
Чудотворную икону Смоленской Божьей Матери, что на Песочне, ежегодно носят в Кострому. Во вторник. На девятой неделе после Пасхи, отправляется духовенство из Костромы в сопровождении множества граждан в Песоченский монастырь, где служат всенощную. На другой день рано утром, отслужив литургию, они отправляются обратно в Кострому с чудотворной иконой Богоматери, и идут очень быстро, чтобы поспеть к поздней литургии в город. Икону несут одни священники. В двух деревнях, лежащих по дороге, в часовнях поют молебны. Когда подходят к Костроме, в соборе начинается звон. При переправе через Волгу звонят в прибрежных приходах. Почти весь город выходит навстречу иконе.

Просмотров: 475 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: