Понедельник, 30.12.2024, 20:06 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2010 » Октябрь » 28 » «О постоянном причащении Святых Христовых таин»
22:10
«О постоянном причащении Святых Христовых таин»
Авторы: - святой преподобный Никодим Святогорец, монах горы афонской (он же автор любимой многими книги «Невидимая брань»);
- святитель Макарий, митрополит Коринфский;
Эти два святых мужа являются составителями и издателями известнейшей во всем православном мире книги «Добротолюбие».
Исторический контекст выхода книги: после падения в 1453 году Константинополя, Греческая Церковь в течение нескольких веков оказалась под жестоким прессом иноверцев. В то же время, на Западе, в богословие вовсю стал проникать реформистский и модернистский дух французского просвещения. Этот тонкий богоборческий яд стал проникать и в Православие. Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский - отцы, прославленные в лике святых Православной Церковью, борцы за чистоту церковной жизни, с попытками приспособить Предание Церкви к нуждам времени. Эти святые мужи известны под названием коливадов, из- за несогласия совершать заупокойную поминальную службу над коливом (панихиду) в воскресные дни, которая еженедельно совершается в субботу - уставной поминальный день. Коливады положили начало святоотеческому возрождению в Греции, в том числе и в вопросе непрестанного (частого) Причащения. Современные афонские монахи называют себя наследниками коливадов. Теперь на Афоне причащаются не несколько раз в год, а несколько раз в неделю.
Глава 1. О том, что православным христианам необходимо часто причащаться Божественного Тела и Крови нашего Господа.
Повелевается всем православным христианам причащаться часто:
Во - первых: Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа;
Во - вторых: Деяниями и правилами святых Апостолов, священных Соборов, преданий Святых Отцов;
В - третьих: чином Божественной Литургии;
В - четвертых: самим Святым Причащением.
1. Господь наш Иисус Христос, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: «Хлеб же, который дам, есть Плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира.» (Ин.6.51) Это значит, что Божественное Причащение для верующих - важнейшая составная часть духовной и по Христу жизни. Но поскольку эта духовная и по Христу жизнь не должна угашаться и прерываться («духа не угашайте...» (1Фес.5.19)), должна быть непрерывной, дабы живые не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего, т.е. чтобы живущие верные жили более жизнью не собственной и плотской, но жизнью Христа. Таким образом, требуется чтобы и постоянным было и то, что составляет ее основу, т.е Божественное Причащение.
Также Господь говорит повелительно: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6.53). Здесь ясно, что Божественное Причащение для христиан необходимо, насколько и необходимо святое Крещение. Ибо и о Крещении сказал Господь также: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин.3.5). Итак, как без Крещения никому не возможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно никому жить без Божественного Причащения. Однако поскольку эти два Таинства имеют то различие, что Крещение совершается один раз, а Божественное Причащение совершается постоянно, следовательно, в Божественном Причащении есть две необходимые вещи: во - первых, оно должно совершаться, во -вторых, совершаться постоянно. К тому же, когда Господь предавал Таинство Своим ученикам, Он не сказал им в форме совета: «Кто хочет, пусть ест Мое Тело, и кто хочет, пусть пьет Мою Кровь», как Он сказал:»Если кто хочет идти за мною»(Мф.16.24) и «если хочешь быть совершенным» (Мф.19.21). Но Он провозгласил повелительно «Приимите, ядите...», и «пийте из нея вси...»(Мф.26.26-28). То есть непременно вы должны есть Мое Тело и обязательно должны пить Мою Кровь. И вновь говорит: «Сие творите в Мое воспоминание»(Лк.22.19). Т.е. это Таинство Я вам предаю, чтобы оно совершалось не один, или два, или три раза, но ежедневно (как это объясняет божественный И.Златоуст) в воспоминание Моих страданий, Моей смерти и всего Моего домостроительства спасения. Эти слова Господа ясно представляют два необходимых момента в Причащении: один состоит в обязательном повелении, которое они содержат, а другой - в длительности, на которую указывает слово «творите», что понятно означает то, что нам повелевается не просто причащаться, но причащаться непрестанно. Итак, каждый теперь видит, что не позволяется православному нарушать это повеление, какого чина он ни был, но ему вменяется в долг и обязанность хранить это непременно, принимать это как Владычние заповеди и установления.
2. Божественные Апостолы, следуя этой настоятельной заповеди нашего Господа, при первом удобном случае, собирались со всеми верными в тайном месте из - за опасения иудеев (Ин.20.19), учили христиан, молились, и, совершая Таинство, причащались и сами , и все собравшиеся, как об этом свидетельствует св. Лука в «Деяниях апостолов», где говорит, что три тысячи, которые уверовали во Христа в день Пятидесятницы и крестились, были с апостолами, чтобы слышать их учение, чтобы приобретать от них пользу, молиться с ними и причащаться Пречистых Таин, дабы освящаться и лучше утверждаться в вере Христовой. «Они постоянно пребывали,- говорит он,- в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах»(Деян.2.42). И чтобы это необходимое предание Господа сохранялось последующими христианами и со временем не забылось то, что апостолы тогда делали, то и написали в 8-м и 9-м своих Правилах, повелевая со строгим испытанием и с наказанием отлучения, чтобы не оставался никто без причастия Божественных Таин, когда совершается святая Литургия. «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священнаго списка при совершении приношения не причастится: да представит причину И аще она благословна, да будет извинен. Аще же не представит: да будет отлучен от общения Церковнаго, яко соделавшийся виною вреда народу, и на совершавшаго приношение наведший подозрение, аки бы неправильносовершал». То есть если кто-нибудь не причастится, когда совершается святая Литургия, пусть скажет причину, почему не причастился, и если она уважительна, пусть его простят, если же он того не говорит, тогда должен быть отлучен.
А в 9-м правиле они говорят: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго». То есть все те верующие, которые приходят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве (евхаристическом каноне) и Святого Причастия не приобщаются, должны отлучаться от Церкви, потому что производят безчинство в церкви.
Объясняя это правило, он говорит: «Определение этого правила очень суровое, ибо оно отлучает приходящих в церковь и не остающихся до конца и непричащающихся». И другие каноны подобным образом повелевают, чтобы все были готовы и достойны Причащения. То же подтверждается и постановлением Антиохийского собора.
Итак, видите, братья мои, что все христиане подлежат непременному отлучению и должны причащаться часто и что они обязаны делать это на каждой Литургии, чтобы не быть отлученными и святыми апостолами, и святым Собором?
3. Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан, ибо это обнаруживают и молитвы, которые читает священник тайно, и возгласы, и все слова и священнодействия, и чин, которые происходят на ней.
В молитве, которая называется молитвой верных, написано: «Даждь им (то есть верным), всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Тайн». В молитве, которая следует за совершением Тайн написано: «Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов». То есть чтобы послужили эти Святые Дары причащающимся верным для очищения души и прощения грехов. В молитве, которая находится перед Причащением, говорится: «И сподоби державною Твоею рукою преподать нам пречистое Тело Твое и честную Кровь, и нами всем людем». То есть удостой нас, Господи, дать нам Своей крепкой рукой Твое Святое Тело и честную Кровь и посредством нас передай всему Твоему народу.
Это мы видим также и в возгласах, когда священник взывает как бы от Лица Господа к народу: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» и «пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя». И когда, держа в своих руках святую Чашу с животворящим Телом и Кровью, выходит из врат и показывает ее народу тогда приглашает его к Божественному Причащению и громко взывает: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». То есть подходите со страхом Божиим, верою И любовью причащаться Божественных Тани.После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостоились. Народ благодарит: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам», что значит: «О, Господи, пусть уста наши наполнятся славословием Тебе, ибо Ты нас удостоил причаститься Святым и бессмертным Твоим Таинам». А священник говорит: «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых и животворящих Тайн достойно благодарим Господа , что значит: «Братья, поскольку с чистой совестью мы все причасчастились Святых и животворящих Таин, давайте вместе благодарить Господа».
Да и сами названия Литургии - «Общение» и «Собрание», как она по преимуществу называется, побуждают в некотором смысле с необходимостью к частому Причащению. Ведь «Общение» и «Собрание» значат, что посредством Причащения Тела и Крови Христовых все верные собираются, общаются и соединяются со Христом и делаются с Ним едино тело и один дух.
Итак, на основании всего этого священного чина Божественной Литургии я прошу вас, братья мои, скажите мне со страхом Божим и прислушиваясь к совести в вашей душе, не очевидно ли, что те христиане, которые приходят на Литургию, обязаны причащаться часто? Не имеют ли они долга делать это и чтобы была явлена Литургия как общение, собрание и трапеза, и чтобы не оказались они преступниками того, во что веруют и что исповедуют? А если они не причащаются, как сами признаются, то боюсь, не оказываются ли они преступниками? И поэтому я не знаю, имеют ли истинный чин и уместно ли то, что их приглашает священник, и другие слова и священнодействия, и устав, который бывает на Литургии? Потому что все, как один, отступают и не находится ни один христианин, который исполнил бы их и послушался бы приглашения священника или, чтобы сказать лучше, Бога, но [каждый] уходит от Святыни ни с чем, не приняв ее и не подойдя, чтобы причаститься.
Поэтому и божественный Златоуст, следуя священным Правилам святых Апостолов и святых Соборов, о которых мы сказали прежде, особенно же размышляя о всех этих священнодействиях Божественной Литургии и видя, что они имеют целью Причащение верных, выносит суждение, что те, которые приходят на Литургию и не причащаются, недостойны и самого входа в храм. Он говорит: «Я вижу, что многие причащаются Тела [и Крови] Христовых просто так и как случится, движимые скорее обычаем и законническим отношением, а не разумным рассуждением. Ибо, когда придет время святой Четыредесятницы, каждый, каким бы он ни был, то есть достойным или недостойным, причащается Тайн. Так же каждый делает и когда придет день Богоявления, даже если ему не время причащаться.
Но ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными Причащения, а делают их достойными искренность и чистота души. С этой чистотой души ты можешь причащаться всякий раз [когда присутствуешь на Литургии], а без нее не причащайся никогда, ибо, говорит [Павел], всякий раз, когда вы это совершаете, возвещаете смерть Господа, то есть совершаете воспоминание вашего собственного спасения и благодеяния, которое вам сделано.
Вижу, что происходит большой беспорядок в этом деле. Ибо с. иное время вы не причащаетесь, хотя бываете зачастую и чистыми, а когда приходит Пасха, даже если сделали какое-либо зло, дерзаете и причащаетесь. О дурной обычай! О злой предрассудок!
О человек! Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им?
Задумайся, прошу тебя! Здесь царская трапеза, ангелы служат на этой трапезе, Сам Царь здесь присутствует, а ты стоишь, как зевака. Одежды твоей души нечисты, и это тебя не трогает? Но [может быть] они чисты? Тогда садись и ешь от нее. Христос на каждой Литургии приходит увидеть тех, которые сидят на трапезе, со всеми разговаривает и теперь говорит каждому в его совести: «Друзья, как вы стоите здесь [в Церкви], не имея бра ной одежды?» Разве Он не спросил: «Почему ты сел за трапезу?» но даже прежде, чем тот сел, говорит ему, что он недостоин даже войти сюда. Ведь Он сказал не «почему ты возлег?», а «как ты вошел?» (См. Мф. 22.2-14).
То же самое и теперь возглашает Христос всем нам; стоящим нагло и с бесстыдством, ведь всякий, не причащающийся Тайн, стоит бесстыдно и нагло. По этой причине [диаконы] удаляют первыми тех, которые пребывают во грехах.. Ибо, когда Господин должен войти на трапезу, там не должны находиться те рабы, которые провинились, но они должны убегать от его лица. Так, безусловно, происходит и здесь когда совершается Литургия и Агнец, Ягненок Владычний, приносится в жертву.
Когда ты услышишь: «Миром, Господу помолимся», когда ты увидишь, что открываются врата алтаря, тогда считай, что, открывается небо и снисходят ангелы. И как не должен быть здесь ни один некрещеный, так не должен быть и ни один [хотя и крещеный, но] нечистый и скверный. Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашен на трапезу, пошел туда, помыл свои руки, сея и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришел на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными], как ты можешь [после всего этого] оставаться [на Литургии] и не причащаться от этой Трапезы?
Но ты говоришь: «Я недостоин». Тогда ты недостоин участвовать и в молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на предлежащие [Святые Дары], но и на эти песнопения. Так и ты, христианин, если недостоин в конце Литургии приблизиться и увидеть Бога, убегай вместе с оглашенными, ибо [продолжает Златоуст] «ничего большего, чем они, не имеешь. Ведь это не одно и то же: никогда не причащаться [будучи некрещеным] и [после Крещения], сподобившись Причастия, оказаться согрешившим и недостойным Причащения.
Когда же священник приглашает нас подойти причаститься, тогда Господь нас призывает взойти на небеса, на трапезу великого и чудного Царя, а мы отказываемся, и медлим, и не спешим, и не стремимся к этому. И какая тогда надежда на спасение нам остается? Мы не можем сказать, что нам препятствует болезнь или естество, но недостойными делает нас только наше нерадение». Слышишь, брат мой, что говорит этот великий учитель Церкви? Что недостойны приходить на Литургию те, которые, не имея препятствия, не готовы причаститься?
Но что ты отвечаешь? Что, поскольку дела обстоят так, не буду ходить вообще на Литургию.
Нет, брат мой, нет. И это тебе не разрешается делать, потому что тот час ты подлежишь отлучению, как определяет святой и Вселенский Пятошестой Собор, говоря: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но, пребывая во граде, в три воскресне дни в продолжении трех седмиц не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения». То есть тот, кто находится в городе и не ходит в церковь три воскресных дня [подряд], если он священнослужитель, то должен быть лишен сана, а если мирянин, то должен быть отлучен. То же самое определяет и Сардикийский святой Поместный Собор в своем 11-м Правиле.
Итак, ты подлежишь наказанию отлучения, возлюбленный, если не делаешь и то и другое, то есть не ходишь на Литургию и не готовишься, сколько можешь, причаститься, если нету тебя препятствий. Ни одно ты не можешь нарушить, ни другое. Ибо если ты всего этого не нарушаешь, то сохраняешь [в целостности] все священнодействия Божественной Литургии, как мы прежде сказали, и не преступаешь чина, который получила Церковь от Самого Господа нашего, от апостолов, от Соборов, а также и от святых. А чин таков: Святой Хлеб должен разделяться на каждой Литургии, и те верные, у которых нет препятствия, должны приходить причащаться.
Как говорит Симеон Солунский, «Божественная Литургия - это служба, цель которой - священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении».
Св. Николай Кавасила, епископ Диррахийский, пишет: «Дело святой службы Священных Тайн - это преложение Божественных Даров в Божественные Тело и Кровь. Цель же ее - что-бы верные были ими освящены».
Мудрый Иов, о котором свидетельствует св. Фотий в своей «Библиотеке» так говорит: «Вся священная служба понимается в Причащении Святынь, поскольку цель ее, и назначение, и дело - причащение животворящих и страшных Тайн и Святынь».
Глава 2. О том, что полезно и спасительно частое Причащение Святых Таин
Прежде чем причащается христианин, и когда причащается, и после того как причастится, великую пользу получает от Божественных Тайн и для души, и для тела. Прежде чем причастится кто-либо, ему необходимо совершить должную подготовку, то есть он исповедуется духовному отцу, сокрушается, исправляется, умиляется, приобретает внимание к своей духовной жизни, предохраняется от страстных помыслов, насколько это возможно, и от всякого другого зла. Таким же образом он воздерживается, молится, бодрствует, делается более благоговейным и всякое иное благодеяние совершает, размышляя, какого страшного Царя ему предстоит принять в самого себя, и особенно когда он задумается о том, что какую он совершит подготовку, такая же дана ему будет благодать от Святого Причащения. Очевидно, что чем чаще совершает кто-либо такую подготовку, тем большую получает пользу.
Когда же христианин причащается, кто может постигнуть, какие дары и дарования подаются ему от Божественного Причащения? Или как немощный язык наш может по порядку это передать? Поэтому приведем вновь божественных и священных учителей Церкви, чтобы они нам сказали все по порядку своими красноречивыми и богодухновенными устами.
Григорий Богослов говорит: «Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога - возвращением, немощных укрепляет».
Видишь непостижимый дар? Он не только умер за нас, но и Самого Себя предложил нам в пищу. Что может быть большим знамением крепкой любви? Что может быть спасительнее для души? К тому же обычную пищу и питие никто не отказывается ест ь каждый день, а если и не поест - чрезвычайно огорчается. Что же касается не обыкновенного хлеба, но Хлеба жизни, и не обычного питья, но Чаши бессмертия, то мы относимся к ним как к вещи неважной и не абсолютно необходимой. Что может быть более безумным и безрассудным? Впрочем, как бы дела ни обстояили до сих пор, на будущее, прошу вас, будем оберегаться, зная силу дара, и, насколько возможно, очищенные да причащаемся Святынь. И если случится, что мы заняты какой-нибудь работой, как только зазвучит колокол, да оставляем дело и идем причащаться Даров с великой охотой. И это будет нам очень помогать, так как подготовка ко Причащению будет хранить нас в чистоте. Если же мы будем равнодушны к Приобщению, то как избежим того, чтобы работать страстям? Да будет же нам Причащение проводником в жизнь вечную.
Итак, братья мои, если будем делать так, как нам повелевают божественные отцы, и причащаться часто, то не только Божественную благодать мы будем иметь помощником и сотрудником в этой маловременной жизни, но будут нам помогать и ангелы Божии, и сам Владыка ангелов, а кроме того, далеко отбросим от себя противников-бесов, как говорит божественный Златоуст: «Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой (Святой Трапезы], став страшными для диавола, имея в себе и нашего Главу Христа, и любовь, которую Он нам оказал. Эта Кровь делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не дает увянуть благородству в душе, орошая ее непрестанно и питая. Видишь, возлюбленный мой брат, сколько чудесных даров ты получаешь, если причащаешься часто, видишь, как при частом Причащении просвещается ум, светлеет разум, очищаются все силы души? А если ты хочешь умертвить и плотские страсти, причащайся часто и насладишься этим. В этом нас удостоверяет Кирилл Александрийский: «Верующий в благословенное Причащение не только от смерти, но и от болезней, находящихся в нас, избавляется. Ибо приходящий в нас Христос усыпляет в наших членах неистовствующий закон плоти и оживляет благоговение к Богу, а страсти умерщвляет». Однако никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся. Ведь многие часто изыскивают сами в себе разные добродетели, надеясь спастись благодаря им и без частого Причащения. Но это почти невозможно. Что еще доброго хотел бы ты, христианин, получить и не получил бы от Святого Причащения? Хочешь праздновать каждый день? Хочешь праздновать Светлую Пасху когда пожелаешь и радоваться радостью неизреченной в этой прискорбной жизни? Непрестанно прибегай к Таинству и причащайся с должной Подготовкой, и тогда ты насладишься тем, чего желаешь. Ведь Истинная Пасха и истинный праздник души - это Христос, Который приносится в жертву в Таинстве, как говорит Апостол, а вслед за ним и божественный Златоуст: «Четыредесятница один раз в год бывает, Пасха же - трижды в неделю, а иногда и четы ре, точнее же - столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха -это не пост, но Приношение и Жертва, бываемая на каждом собрании. А то, что это истинно, услышь от Павла, Говорящего: «Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5.7)». Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью [к Таиству], ты совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а Когда этой Жертвы причащаешься.
Итак, те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют, как говорит этот божественный Отец. Те, которые не подготовлены в каждый праздник причащаться Тела и Крови Господних, не могут по-настоящему праздновать и воскресные дни, и другие праздники в году, потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которыми является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения.

И это подтверждает божественный Златоуст, говоря: «И другой мне рассказывал о некоем видении, которого он удостоилсяи сам, а не узнал от кого-то. Если те, кому предстоит быть взятыми отсюда, окажутся причащенными Таинств с чистой совестью, то, когда они умирают, их доносят и возводят отсюда на небо Ангелы, благодаря Причащению».

Поэтому и ты, брат мой, поскольку не знаешь, когда приходит смерть - или сегодня, или завтра, или в этот час, - постольку должен всегда быть приобщенным Пречистых Таин и быть готовым. И если воля Божия будет, чтобы ты еще жил в этой жизни то будешь с благодатью Святого Причащения проводить жизнь, полную радости, полную мира, полную любви и сопровождаемую всеми остальными добродетелями. А если воля Божия будет тебе умереть, то, благодаря Святому Причащению, ты свободно минуешь бесовские мытарства, которые находятся в воздухе и с неизреченною радостью поселишься в вечных обителях. Ведь поскольку ты всегда соединен со Сладчайшим Иисусом Христом, всесильным Царем, то и здесь будешь жить блаженной жизнью, и, когда умрешь, бесы убегут от тебя, как молния, а ангелы, откроют тебе небесный вход и будут торжественно сопровождать тебя до самого Престола Блаженной Троицы.
Все противоположное преждесказанному доставляет христианам редкое Причащение, ибо тот, кто откладывает Причащение, тот не делает никакой подготовки, не бывает внимателен, не имеет тщательного предохранения от злых помыслов. Промедление в Причащении становится причиной того, что он впадает в нерадение и тепло благоговения и Божественной любви охлаждается. Протяженность времени позволяет ему идти по жизни безпечно и небрежно, не иметь страха в своей душе, сдержанности в чувствах и осторожности в своих движениях, а также разрешает ему полную вольность и в еде, и в словах, и в неподобающих зрелищах и слушаниях, так что он делается подобным коню, который, не имея узды, соскальзывает во всякую пропасть греха. И это истина, что все это случается у откладывающих Причащение, как то в ежедневном опыте и практике мы испытываем сами. Я недоумеваю и удивляюсь, как христиане нынешних времен могут праздновать или воскресенья, или другие праздники в течение года и духовно радоваться истинной радостью, если не причащаются постоянно Божественного Приобщения, которое есть причина и повод всякого праздника и торжества.. Таковые к тому же дают позволение и место диаволу своей задержкой Причащения повергать их в различные грехи и иные многие искушения, как говорит божественный Кирилл Александрийский: «Удаляющие себя от Церкви и Причащения делаются врагами Бога и друзьями бесов»

Многие боголюбивые христиане вкладывают большие деньги, претерпевают великие труды, переносят многие опасности и в море, и на суше, чтобы пойти поклониться в Иерусалим живоносному Гробу Господню и иным святым местам. И затем радуются, когда их называют паломниками этих святынь. Многие, слыша, что в некоем далеком месте находятся святые мощи какого-нибудь святого, бегут с большой готовностью, чтобы поклониться им и получить благодать и освящение. Но чтобы причаститься Пречистых Таин и удостоиться по-лучить не животворный Гроб, не святые места, не мощи святых, но Царя всего и Святого святых, они или малое желание имеют, или их это совершенно не волнует. Чтобы пойти во святые места - и деньги тратят, и длинные дороги проходят пешком, и многие опасности переносят, тогда как, чтобы причаститься, не требуется ни трата денег, ни длинные пешеходные путешествия, ни перенесение опасностей. Достаточно только сделать сокрушенную исповедь, исполнить по-настоящему епитимию и подготовку, как сразу можно это получить и стать сотелесниками и со- кровниками Христу. И, несмотря на всю эту простоту, опять же все нерадят по отношению к этому, все сразу отступают.

Ах, братья мои, если бы мы хотя бы один раз видели мысленными очами нашей души, каких высоких и каких великих благ мы лишаемся, не причащаясь непрестанно, тогда, конечно, мы приложили бы все свои силы, чтобы подготавливаться и причащаться, если бы была возможность, каждый день. Поэтому и святой авва Аполлос, зная, что Божественное приобщение является силой, производящей Божественную любовь, причисляет его к заповеди любви и говорит: «На этих двух заповедях, то есть на частом Причащении и на любви к ближнему, весь Закон и Пророки утверждаются» (См. Мф. 22.40).Ведь если младенец не может вырасти во взрослого человека без телесной пищи, то тем более не может душа прийти к совершенству без духовной пищи.

Каждый день Христос принимает всех причащающихся и тех, кто достоин, очищает, просвещает и освящает, а недостойных сначала предает угрызениям совести и затем, если они исправятся, с милосердием их принимает. А если они останутся неисправившимися, то предает их различным болезням, как говорит Апостол: «Оттого, что причащаются недостойно, многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11.30).

Приидем с сокрушенным сердцем к Таинству. Великим пренебрежением к Богу является то, что такое множество христиан приходит на Литургию, в конце которой Господь чрез священника приглашает нас подойти причаститься, и не находится никто из такого множества званных, чтобы исполнить Божественный призыв -не из-за иною какого греха или предлога, а только по дурному обычаю. Я хочу вас спросить вот о чем: если бы во время Тайной Вечери кто-нибудь из апостолов сказал: «Я сегодня не причащаюсь», интересно, что бы тогда сказал Господь? Безусловно, кажется мне, Он сказал бы то, что сказал и Петру во время священного умовения ног: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13.8). Непременно, Он и на Тайной Вечери сказал бы непричащающемуся: «Если не будешь есть Мое Тело и пить Моей Крови, не имеешь части со Мною». Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью [к Таиству], ты совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а когда этой Жертвы причащаешься. «Беда в том,- говорит божественный Златлуст, - что мы определяем достоинство Причащения не чистотой помышлений, а промежутком времени. Дерзость состоит не в том, что приступают часто, но в том, что недостойно, - даже если кто раз в году причаститься. Временем Причащения да будет нам чистая совесть. Таковые да приступают всегда, а не таковые - никогда. Ибо суд себе приобретают и осуждение, и муку, и наказание». И коварный диавол сея различные ереси, старается и нас православных погубить, удаляя от непрерывности Божественного Причащения. Поскольку наше отношение ко святому Крещению ему не удалось поколебать, он изыскивает, каким бы другим способом нас умертвить.

И не думайте, что одно от другого имеет какое - либо отличие, ибо решение нашего Господа было равным в отношении их обоих (Крещение и Причащение). Ведь совершенно не родиться (не креститься) и, родившись, умереть от голода (без Причастия) - эти два случая не имеют никакого отличия.


И еще возлюбленные, я хочу привести вам один пример и закончу. Представим себе, что некий могущественный царь сидит на высоком троне, на некой равнине, а перед ним стоят тысячи: князья, военноначальники, воинские отряды с великим страхом и трепетом. И вот если бы тот царь повелел одному из них выйти вперед и подойти к себе, чтобы дать ему важное поручение, а какие - нибудь другие, позавидовав его близости к царю, попытались бы его отговорить от выполнения царского приказа, то, скажите мне, послушал ли бы он их, выразил бы пренебрежение по отношению к царю? Я думаю, что он не обратил бы на них ни малейшего внимания и с великой готовностью побежал бы к царю, считая великой честью и славой исполнить его приказ. Итак, если в отношении смертного царя мы хотим показать, что мы столь послушны, почему не делаемся мы еще более послушными в отношении Царя Небесного и нашего Владыки? Земной царь способен, может быть, лишить нас чести, славы, имущества - всего того, что рано или поздно уничтожит смерть. А Бога, способного осудить нас на вечную муку, кто тогда сможет умолить? Разве мы сможем тогда найти оправдание пред Богом, по отношению к Которому мы сейчас высказываем пренебрежение, оправдываясь тем, что дескать, «такой -то человек нам воспрепятствовал и мы поэтому не исполнили Твое повеление»?

Богоносец же Игнатий говорит: «Всякий говорящий тебе нечто вопреки тому, что повелел Бог, даже если он достоин доверия, даже если постится, даже если знамения творит, даже если пророчествует (прозорливец), да будет в твоих глазах волком в овечьей шкуре, губящим овец».

И коварный диавол сея различные ереси, старается и нас православных погубить, удаляя от непрерывности Божественного Причащения. Поскольку наше отношение ко святому Крещению ему не удалось поколебать, он изыскивает, каким бы другим способом нас умертвить.

И не думайте, что одно от другого имеет какое - либо отличие, ибо решение нашего Господа было равным в отношении их обоих (Крещение и Причащение). Ведь совершенно не родиться (не креститься) и, родившись, умереть от голода (без Причастия) - эти два случая не имеют никакого отличия.

P.S. Братия и сестры! Серьезное мы прочли предупреждение из уст святых отцев Православия. Особенно оно важно сегодня. «В ближайшие годки будете искать место где причаститься за сотни километров, - говорила прикованная к инвалидной коляске старица, схимница Рафаила, основательница и настоятельница женского монастыря в г. Житомире, к которой съезжалось сотни людей со всей Руси узнать волю Божию, - Попускается сейчас врагу из бездны все более выходить в мир. Без частого (еженедельного) Причастия защиты нет».
Спаси Вас, Господи! Укрепи Господи на грядущие времена!
Просмотров: 839 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: