Суббота, 20.04.2024, 17:09 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Август » 4 » О схимонахе Серафиме, Афон, скит Фиваида
00:58
О схимонахе Серафиме, Афон, скит Фиваида

О схимонахе Серафиме, Афон, скит Фиваида

Впервые публикуем повествование о схимонахе Серафиме, Афонский скит Фиваида. Это один из почти 400 подвижников скита. Всего лишь одна история. - Святая Гора Афон

 

Схимонах Серафим (в миру Семен Шевченко, Харьковской обл, из малороссов) прибыл в Фиваиду почти в начале основания пустыни, то есть в 1883 году, будучи 50 лет от роду. Он выбрал себе безмолвное пустынное место (Куцопья) и при помощи и содействии иеромонаха Уриила построил на нем довольно вместительную каливу с намерением жить в обществе двух-трех собратов.

 

Ради пропитания и физических трудов он разделал себе огородец и посадил сад с плодовыми деревьями. Усердно занимаясь умственным молитвенным подвигом, он в то же время тело свое утомлял тяжелым земляным трудом, копаясь в огороде и саду.

 

Своими руками он выкопал колодец, из которого поливал овощи и плодовые деревья. Так ежедневно утруждал себя отец Серафим: днем с молитвой в устах работал, а ночью с вечера совершал бдение и только к утру давал себе немного отдыха. Этот образ жизни, по словам его учеников, был у него неизменен во всю его 33-летнюю жизнь в Фиваиде.

 

В субботу, как обычно на Афоне, отец Серафим приходил в скит для приобщения Святых Тайн. Иногда он оставался на бдение в скиту, иногда же тотчас после Литургии уходил в каливу и там уже в пустынной тишине всецело предавался неразвлекаемой молитве. При отце Серафиме сожительствовал ученик его и разделял с ним молитвенные подвиги и физические труды. За все время его жительства в Фиваиде у него перебывало несколько учеников, которых он воспитывал в духе смирения, покорности и подвижничестве, предпосылая их ко Господу вперед  себя.

 

Нужно было удивляться тому как быстро совершенствовались в духовной жизни ученики под его руководством. Он более учил и назидал их не словами, а своим примером и, благодаря своей подвижнической жизни и неуклонному исполнению заповедей Божиих, имел большое на них влияние.

 

Отец Серафим, будучи прост, смиренен, кроток и молчалив, обладал к тому же и любвеобильным сердцем. Он без счету раздавал фиваидцам и чужим инокам фруктовые плоды и овощи, приходящих посетителей встречал и провожал глубоким земным поклоном и оказывал им все знаки Авраамовского гостеприимства, угощая фруктами, домашним квасом, а иногда и чайком. Казалось, любви к ближнему у него не было предела, никто не уходил от него недовольным. Всех одарит, обласкает и, провожая за калитку, все кланяется почти до земли и все говорит: «Простите, простите! Спаси, Господи!»

 

Если случалось какому иноку привести к нему поклонника, то последнего до слез трогало такое необычное любвеобильное гостеприимство отца Серафима, и он никогда уже не мог забыть такого Божия раба.

 

Прожив на Афонской пустыньке 33 года и похоронив последнего своего ученика и сожителя, такого же смиренного старичка, отец Серафим почувствовал, что и ему скоро надлежит умереть. Он испросил у настоятеля скита самую худшую келью и в ней начал приготовляться к будущей жизни молчанием, постом, молитвой и частым приобщением Святых Тайн.

 

Новая келья его была сырая, и он начал прихварывать, но церковной службы не оставлял. Когда болезнь его усилилась, он и тогда с терпением переносил ее, не прибегая ни к каким врачебным средствам. Бывало, спросишь его: «Ну как, отец Серафим, твое здоровье?» ― «Да болею, дюже болею, слава Богу! Слава Богу!»

 

При жизни своей он все пораздавал своими руками, книги и другие предметы, дабы ничто его не обременяло и не озабочивало. Наконец отец Серафим до того ослабел от болезни и поста, что его увели в больницу. Когда его  посещали любившие его монахи и осведомлялись о его здоровье, он всем говорил: «Слава Богу, слава Богу!» А тем из иноков, особенно близким ему по духу, которые со смирением спрашивали его: «Ну а как молитва твоя, отец Серафим, действует ли? Есть ли надежда на будущее?» он говорил как бы таинственно, тихо и радостно: «Слава Богу! Слава Богу!»

 

Почти за месяц до кончины в болезни отца Серафима совершился перелом, и с того времени он уже не чувствовал никакой боли, а только слабость и упадок сил. К тому же он наложил на себя произвольный пост, не желая ничего вкушать, кроме ежедневного приобщения Святых Тайн, и 18 дней ничего не вкушал, пребывая в непрерывном молитвенном состоянии и в чувствах благодарности ко Господу, к Которому пламенно стремилась его душа. До самой своей кончины он находился в полном сознании и благодушии, которое обнаруживалось спокойствием и тихой радостью.


В день своей кончины отец Серафим приобщился Святых Христовых Тайн.

 

+


В году, не припомнят, в каком,

В лесу подыскав себе место,

В глуши, кто-то выстроил дом.

А кто? — Неизвестно!

Он в дебрях подолгу бродил

И в них уходил многократно.

А чем он кормился и жил?

Другим до сих пор непонятно!

Он что-то подолгу читал

И часто молился безгласно.

А кто он? И что он узнал?

Осталось навеки неясно!

 

Стихи монахов Святой Горы Афон

Просмотров: 811 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: