Слово святаго Иоанна
Златоустаго
о страсе Божии,и о
еже како во Святей Божией
Церквистояти со страхом и
с благочиниеми лице свое
крестити крестообразно.
«Мнози убо невегласи махающе по лицу своему, рукою творяще крестятся - всуе труждаются, за неже не исправляют истово Креста на лице своем, тому бо маханию беси радуются, а иже кто крестится истово, покладая руку свою на челе, на животе и на правом и левом раме, то ангели, зряще, веселятся истиннаго Креста воображаема на лицах их, и ангел Господень написует тогда, входящие в церковь Господню со страхом и верою.
Да аще кто поклонение творя ко образу Божию, той восприимет отпущение грехов и милость Божию. Аще ли без страха, то таковый больший грех получив, отходит.
Тем же и мы, вшедшие стоим со страхом, чающе от Бога великия милости в сей век и будущий. Ему же слава, ныне и присно и вовеки веком».
[Пролог, апреля в 18-й день]
О Кресте, Им же рукою своею ограждаемся.
Слушай же и о Кресте, Им же сам себя своею рукою ограждаешь. Не просто это, но великого таинства исполнено.
Когда сложишь большой перст, называемый палец, с двумя меньшими, с последним и предпоследним, то это знаменует образ таинства и пребезначального существа нераздельной Троицы: Отца, и Сына, и Святого Духа.
А когда сложишь, наклонив, средний перст с указательным, то означает два естества во едином составе, Божество и Человечество, поэтому два перстаполагаются на лоб и сводятся на грудь и до пупа, а знаменует это то, что Бог Слово снизошёл на землю и воплотился от Девы Марии, и жил с людьми на земле, и претерпел страдание ради нас и ради нашего спасения;
положение перстов на правое плечо знаменует то, что Он вознёсся на небеса и сел справа от Отца, и то, что во второй раз Он придёт на землю, чтобы судить живых и мёртвых, и воздать каждому по делам его. Это также указывает на Царство Небесное для тех, кто в день Страшного Суда встанет справа от Него;
а когда переведёшь руку на левое плечо, то это показывает, что грешники встанут слева и будут посланы в муку вечную.
Совершив крестное знамение, распрями руку свою и так поклонись.
Сказание о несовершенном Кресте.
Потому будь внимателен, чтобы правильно всё это изображать, первое о Троице, также и о двух естествах Христовых.
Если не такое имеешь изображение, то не исповедуешь Неразделимую Троицу. И двух естеств во единый состав снисхождение не исповедуешь.
Так же и на лбу положение, и до пупа снизведение.
Тело есть образ Божий, а пуп есть подножие Креста Господня, голова Адамова. И если кто этого не знаменует истово, тот не исповедует Бога Слова воплощение.
Так же если кто и на плечо правое и левое лености ради и небрежения не доносит руки своей, тот не исповедует Судию судящего живых и мёртвых. Помни об этом всегда и не ленись доносить руку свою на правое плечо и на левое.
И ещё об этом скажу тебе. Помни же и то о Кресте, чтобы ты не одежду свою на себе крестил, но тело своё. И этого ради когда Крестом осеняешься, прилагай внятно руку свою, чтобы тебе на теле своём слышно было, а не на одежде только.
О том, как боятся совершенного Креста бесы.
«Если кто полный Крест по завещанию святых апостолов и святых отцов вообразит на себе, весьма того бесы боятся и трепещут, и далеко бегут от него.
А если же кто без усердия, поспешая вообразит Его, тому бесы радоваться будут и всякою прелестью прельщать его.
Таково есть знамение Живоносного Креста Господня.»
[Книга «Сын Церковный»]
«Уже бо и многих ныне видим, иже не приемлют на себе Христова крестнаго знамения. Сиречь десницею своею узаконеннаго воображения не возносят на чело главы своея и на живот, таже на правое плече и на левое.
Аще убо реченнаго сего крестнаго знамения не приемлют , то уже яве есть, еже имать прияти на чело своё и на десную руку антихристову печать.
По реченному: идеже бывает света лишение, ту бывает и тме пришествие.»
[Большой Катихисис, глава 28]
|