Среда, 04.12.2024, 21:46 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Июль » 31 » Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных
20:26
Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных


 

Сопрестолие в алтаре

Новая Скрижаль

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ, 

О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ, 
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 ГЛАВА IV: 

О СЕНИ НАД ПРЕСТОЛОМ

 §1.

СЕНЬ НАД ПРЕСТОЛОМ

 Над святым престолом с древнейших времен устрояется род балдахина или сень, которая поддерживается четырьмя столпами. Сень эта от древней своей формы у латинских писателей называется ciborium, а у греческих χυβοριον, по-русски киворий. Кодин, описывая великолепный храм святой Софии, о сени говорит следующим образом: «Иустиниан соорудил из серебра киворий (сень) и поддерживающие оный столпы, которые и позолотил; дуги, шар и сверх шара крест были вылиты из чистого золота».

                                                   §2.

 Святитель Герман, рассуждая о значении сени, применяет к ней следующие пророческие слова: Бог содела спасение посреде земли, и прибавляет, что без этой сени нельзя понять значения сих слов, потому что, продолжает тот же святитель Герман, Иерусалим не для всех народов может быть срединою земли, например, для индейцев или венециан. Посему, дабы истина вышеприведенных слов пророческих исполнилась, в алтаре, над престолом, и устрояется сень, которая изображает полукруглый покров неба, а землю означает престол, на котором невидимо присутствует Спаситель, соделавший наше спасение. После сего он говорит:«Святые Отцы, как бы небо, устрояют покров над святою трапезою, и под сим покровом, называемым киворием (сенью), среди четырех столпов возвышается, как земля, священный престол. В устройстве-то этой сени и исполняется слово пророческое: „Бог содела спасение посреде земли"».

                                                   §3.

 Симеон Солунский, описывая три находящиеся в алтаре полукружия, над престолом, жертвенником и сосудохранительницею, и называя оные по-гречески χογχη, конхи (свод), говорит и о сени, и называет ее также покровом. О значении сего покрова или сени он так говорит (в гл. 139): «Над Божественной трапезою устрояемый священный покров (сень) означает невещественную Божию скинию, т.е. славу Божию и благодать, которою покрывается Сам Одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей». Итак, над престолом сень и с завесами, если где таковые находятся, есть покров святой трапезы и устрояется она в честь Иисуса честнейшего и драгоценного и во образ небесной скинии.

                                           ГЛАВА V: 

О ГОРНЕМ МЕСТЕ И СОПРЕСТОЛИИ

                                                 § 1.

ГОРНЕЕ МЕСТО В АЛТАРЕ

 В алтаре к востоку от престола, или под средним полукружием около стен, по обеим сторонам ставятся другие престолы, т.е. стулья или скамьи. Они назначаются для сидения священников, служащих вместе с архиереем. В самой же средине находится возвышенное место для архиерея: это место Златоуст в своей Литургии назвал горним местом и горним престолом. О горнем месте и стульях или скамьях, поставленных по обеим сторонам престола, Евсевий говорит так (кн. 10, гл. 4): «Константин Великий, устроивши храм, украсил его возвышенными престолами в честь председательствующих и сверх того сделал седалища, которые в порядке расположены были вокруг всего алтаря; после этого он среди алтаря поставил святая святых, т.е. святилище (св. престол)». Горнее место, седалища и сидящих на них святитель Григорий Назианзин в своем сновидении о храме святой Анастасии описывает следующим образом:«Казалось мне, – говорит он, – что я сижу высоко на святом престоле, но сижу не с гордостию, ибо и в сновидении ничем не возношусь: по сторонам же у меня сидели престарелые мужи, предводители паствы, знаменитые мужеством; служители же и диаконы стояли в блестящих одеждах и изображали собою ангельское благолепие».

                                                   §2.

ГОРНЕЕ МЕСТО ОЗНАЧАЕТ
КАФЕДРУ ИИСУСА И СИДЕНИЕ
ЕГО ОДЕСНУЮ БОГА

 Горнее место, на котором один только арxиерей восседает, важнее и значение имеет высшее, нежели поставленные для сослужащих стулья или скамьи, на которых, впрочем, диаконы не имеют права сидеть. Симеон Солунский (в гл. 135) пишет: «Горняя кафедра означает пренебесную кафедру Иисусову: степени, которые от нее идут (стулья и скамьи), показывают чин и превосходство иерархов и иереев; на этих стульях не имеет права никто сидеть, кроме них, ниже самые диаконы»; и (в гл. 11, о храме): «Степенями алтаря, стульями и скамьями, стоящими ниже горнего места, обозначается чин и превосходство всякого из посвященных людей и ангелов». Горнее место, знаменующее кафедру Иисусову, означает еще Вознесение Господа Иисуса и то, что Он вместе с плотию взошел выше всякого начала и власти ангельской, воссел одесную Бога Отца. Яснее об этом будет изложено во 2-й части главы 7-й § 14.

                                                   §3.

СОПРЕСТОЛИЕ НА ГОРНЕМ МЕСТЕ

 Горний престол со всеми стульями и скамьями вообще называется сопрестолием. Отсюда иереи, служащие вместе с архиереем и сидящие на седалищах, образуют апостолов по отношению ко Христу. Симеон Солунский (в гл. 63, о храме) говорит: «Архиерей, сидящий на сопрестолии, образует Христа, епископы же и священники, сидящие с ним вместе, образуют апостолов». А так как сослужащие apxиepeю суть его как бы сопрестольники, его собеседники и соучастники той же чести, то окрестности горнего места и называются сопрестолием.

                       ИКОНЫ НАД ГОРНИМ МЕСТОМ

 Над горним местом всегда пишется Христос, или преподающий Тайную Вечерю Своим ученикам, или благословляющий людей, молящихся Ему; над прочими же седалищами ставятся иконы апостолов, которых образ носят сидящие; но если случится, что над этими седалищами будут написаны изoбpaжeния восточных иерархов, которые некогда сидели здесь, облеченные в священные одежды и приносящие себя в жертву Самому Христу, тогда и сидящие здесь иepeи образуют Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и других святых священноначальников или кого-либо из святых священников. Так как в алтаре не позволено никому сидеть, ниже самим диаконам, то и изображения святых диаконов не бывает не только над седалищами, где сидят священники, но и вблизи их. Лики же святых диаконов, как то: Стефана, Лаврентия и других, им подобных, помещаются вне этого полукружия, в сосудохранительнице или в диаконнике; а иногда они пишутся на северных или южных дверях, или где-либо в другом месте на стенах, и всегда с орарями в руках, означая этим готовность их к священным службам.

                                                                                           Архиепископ

Нижегородский и Арзамасский 
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)

Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, 
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

Продолжение следует

Просмотров: 753 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: