Новая Скрижаль,
или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 10:
ПОСЛЕДОВАНИЕ,
БЫВАЕМОЕ ОБ ОБРУЧЕНИИ
§ 1
ОБРУЧЕНИЕ ЕСТЬ НАЧАЛО БРАКА
«О обручении». Брак есть шестое Таинство, пред которым бывает и обручение – как начало и преддверие Брака. Обручение это, равно как и самый Брак, совершается церковным благословением и залогом перстней. Для него требуются и законные лета, о которых показано будет ниже (гл. 11, § 2).
§ 2
СОВЕРШАЕТСЯ В ЦЕРКВИ
«По Божественной Литургии». Обручение христиан должно быть совершаемо не где случится, но в церкви священником, и не в иное время, как по выслушании священнодействия, или Божественной Литургии.
Бароний (под 54 г.) пишет: «В Послании к Ефесянам апостол Павел нарицает святой Брак Тайною: ради честности и святости сего Таинства от апостолов же произошел и тот закон, по которому бракосочетание должно быть совершаемо в церкви и с ведением епископским».
Тертуллиан (в кн. 2-й) в похвалу некоторой жены пишет: «Могу ли словами изобразить блаженство того Брака, который соединяет Церковь, утверждает приносимая жертва, объявляют обручение и действительность союза ангелы (священники) и благословляет Сам Отец Небесный?!»
§ 3
ПЕРСТНИ ПРИ ОБРУЧЕНИИ
ПОЛАГАЮТСЯ НА СВЯТОЙ ТРАПЕЗЕ
«Перстни их два». Перстни обручающихся по древнему обряду не освящаются священническим благословением, но одно прикосновение их к святой трапезе и возлежание на ней почитается достаточным к их освящению; и потому для освящения перстней особенной молитвы здесь не полагается.
§ 4
ПЕРСТНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ
ОДИН СЕРЕБРЯНЫЙ, А ДРУГОЙ ЗОЛОТОЙ
«Серебряный убо уклоняясь к десным». Т. к. серебряный перстень после перемены достанется жениху, а золотой – невесте: посему первый, как принадлежащий мужу, полагается на святой трапезе с правой стороны от золотого.
§ 5
ПРИ ОБРУЧЕНИИ
НОВОБРАЧНЫМ ДАЮТСЯ СВЕЧИ
«И дает им свещи возжены». При бракосочетании у всех народов употреблялись свечи как знамение любви супружеской. О, если бы новобрачные, взирая на сии возженные свечи, сохраняли не только любовь, но и союз супружества неразрывным! Но кроме неугасимой любви и неразрывного союза в супружестве возженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют чистоту их жизни: ибо как гнусная и безчинная похоть ищет темных мест, так целомудренная стыдливость сияет лучами собственной красоты и ищет света. Таким образом, посредством свечей, употребляемых при Браке, как чрез свет, просиявает чистота Брака. Так говорит и слово Божие: Всяк бо делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть: творяй же истину грядет к свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана (Ин. 3, 20–21).
Святитель Симеон Солунский (в гл. 279-й) говорит: «Сочетавающиеся Браком держат свечи, показывая свое целомудрие и знаменуя присутствующую в них благодать Божию. Отсюда явно, что Святая Церковь при обручении подает свечи не всем, а только девам: ибо одни девы исходили в сретение Жениху со светильниками, как читается в Евангелии. Посему второбрачным как уже не девственным, при сочетании их, в последовании о второбрачных, подавать свечей не повелено».
§ 6
КАЖДЕНИЕ ПРИ ОБРУЧЕНИИ
«Кадит крестовидно». Каждение пред обручаемыми благовонным фимиамом и молитвы употребляет Церковь, подражая благочестивому намерению и действию Товии, который, возжегши печень и сердце рыбы, дымом и молитвою отогнал демона, враждебного честным бракам. Для того и священник кадит обручаемых крестообразно, – и в то же время начинает возносить о них моление.
§ 7
БРАК ЗАКОННЫЙ
«Также глаголет молитву». По церковным уставам и гражданским законам та жена всегда почитается незаконною, которой священник не преподал предварительного благословения к жизни супружеской. Новелла Царя Алексия Комнина (о которой см. ниже, гл. 11, § 2) узаконяет, что и обручение должно быть совершаемо не без священнических же молитв и благословения.
§ 8
ПРИ ОБРУЧЕНИИ ВОСПОМИНАЮТСЯ
ТОЛЬКО ОДНИ ИСААК И РЕВЕККА
«Исаака и Ревекку». Из древних благословенных супругов упоминаются в сей молитве и представляются в пример брачующимся одни только Исаак и Ревекка. Святитель Симеон Солунский (в гл. 278-й) объясняет это так: «Из всех жен воспоминает не других каких-либо, а только Ревекку, потому что Исаак не имел другой жены, кроме Ревекки, и он взял ее в супружество из своего рода законным образом и, по договору, жил с нею одною – целомудренно, как и сам был – единственный законный сын Авраамов, рожденный по обетованию и благословенный Богом. Крайняя же при сем цель Церкви есть девство и непорочность брачующихся».
§ 9
ПЕРЕМЕНЯЮТСЯ ПЕРСТНЯМИ
«Таже изменяет перстни». Перстни, данные первоначально священником: жениху, как будущему начальнику и главе дома, золотой, а невесте серебряный, поручитель, как споручник согласия и любви обручающихся, – переменяет: взяв от жениха золотой, подает невесте, а от невесты взяв серебряный, подает мужу, – для того, чтобы женской слабости передать мужественный дух и вместе с сим дать ей понятие о том, что она входит в согласие с мужем во всех делах его.
ГЛАВА 11:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ
§ 1
ВЕНЦЫ ПРИСВОЯЮТСЯ БРАКУ
«О венчании». Венцы издревле усвоены Бракам для того, что и самый Брак называется обыкновенно Венчанием. Самое Таинство напоминает ту изреченную Духом Святым брачную песнь Христа с Церковию, в которой Божественный Жених представляется в венце, имже венча Его мати Его в день обручения Его и в день веселия сердца Его (Песн. 3, 11).
Цель, для которой возлагаются венцы при Браках, объясняет святой Златоуст (в беседе 9-й на 1-е Послание к Тимофею): «Венцы полагаются на главах брачущихся в знамение победы, – для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до Брака, таковыми приступают и к брачному ложу; – т. е. в состоянии победителей похоти плоти. А если кто, быв уловлен сладострастием, отдал себя блудницам: то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?»
Другую причину сего обряда представляют следующие слова самого последования Венчания:«Венчай я в плоть едину, даруй им плод чрева, благочадия восприятие».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
|