Верою исцеляюсь
00:46 Пещеры в Свято-Успенской Святогорской Лавре | |||||||||
Пещеры в Свято-Успенской Святогорской ЛавреВ Свято-Успенской Святогорской Лавре, как и в Лавре Киевской, с древних времен находятся ископанные древними подвижниками пещеры, где зародилась жизнь монастыря. Причем пещеры как ближние — с усыпальницами, храмами, келиями, о которых речь пойдет ниже, так и дальние, где находится древняя пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также в двух—трех километрах от Лавры сохранились пещеры, ископанные в 1860-х гг. двумя рясофорными монахами в меловой скале возле храма преподобного Арсения Великого на территории Арсеньевского скита. Этот скит был устроен настоятелем Святогорской пустыни преподобным Арсением (Митрофановым) в 1859 г. Как скит, так и храм не сохранились до наших дней.Святые Горы покрыты густым разнообразным лесом, среди которого, как стражи, высятся могучие сосны. Из темной зелени гор ярко выделяется чудное украшение Святогорской обители, сооруженное небесным Художником, — меловая скала, отвесно возвышающаяся над струями Донца из-за тенистых рощ у ее подножия. Обнаженная меловая скала вся изрыта внутри пещерами и ходами, пробитыми в мелу усилием трудолюбивых рук иноческих. Это творение подвижников достойно не меньшего, если не большего удивления и исследования, нежели красоты окружающей природы. Пещерные ходы ведут к самой вершине горы и венчающей ее церкви. На белом узком пике утеса этот храм как будто висит в воздухе, и его золотые кресты и купола далеко кругом сверкают на своей высоте.
«Престанем же после сего дивиться, — восклицал святитель Иннокентий, — что от стольких веков бытия здешней обители не осталось нам никаких сказаний. Летописцами ея не могли быть люди; единые ангелы вписывали деяния и подвиги в книгу живота».
Древний пещерный монастырь на Святых Горах пользовался особым уважением и любовью народа, который особо почитал его за строгость иноческой жизни, святость и подвижничество спасавшихся здесь братий. Благодаря им, это древнее и святое место стяжало среди местного населения название не «Белые», а «Святые Горы».
Вход в пещеры начинается красивым зданием, известным под названием пещерник. Железная дверь открывает его. Воздух, легкий и несколько влажный, охватывает нас при вступлении в это священное подземелье. Местами дует порывистый ветер, который особенно силен от входа, но чем выше мы поднимаемся по пещерам, тем становится меньше это ощущение сырости и холода, и, наконец, на верхних переходах чувствуется только приятная прохлада и совершенная тишина. Начинаясь почти у самого подножия горы, этот подземный ход сквозь меловую гору идет вверх почти на километр — то он бежит прямо, то излучинами вправо или влево. Как сам этот переход, так и сделанные в нем келии поражают глаз природной своей чистотой и белизной. Все в них из мела: и стены, и скамьи, служившие когда-то одром для отшельников, и ниши, в которых стояла их бедная утварь и лежали рядом с ней священные книги. Многие келии находятся как раз у края меловых отвесов горы и освещаются сделанными в меловых стенах окнами, из которых открывается перед взором чудный вид на окрестности.
От часовни извилистый коридор, длиной в несколько десятков метров, приводит нас к первой усыпальнице, имеющей вид глубокой арочной ниши с вырубленной в полу гробницей. По преданию, здесь были погребены честные останки 17 иноков из числа первых насельников обители.
Усыпальница возле Алексеевского храма (ископан в 1860-е годы) имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке четыре из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по несколько глав — такая традиция погребения существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой Горе Афон. Согласно с афонским уставом погребения умершие погребаются на обычном монастырском кладбище, а через 3–4 года их останки, очистившиеся от плоти, откапывают и полагают в специальной пещерной усыпальнице — костнице, причем главы складываются отдельно.
Обряд перезахоронения костей умерших традиционен для христианских некрополей Византии и даже сохранился до наших дней в современной Греции. На Руси же византийский погребальный обряд, встречающийся во многих древних пещерных иноческих обителях, указывает на присутствие в данном месте греческих монахов — выходцев из Византии.
В отношении к Святогорскому монастырю это предположение о первоначальном захоронении в могилу и последующем поднятии костей остается лишь предположением. Наиболее вероятно, что главы и кости, разрозненно хранившиеся в святогорских пещерных погребениях, были взяты не из кладбищенских, а из пещерных же погребений. На Афоне в пещерах не хоронят, и поэтому такая особенность придает всему обряду более сходства с палестинской традицией, чем с афонской.
В 1848 г. благочестивый помещик И. В. Малиновский, сын директора Царскосельского Лицея, одноклассник А. С. Пушкина, пожелал обновить и украсить этот храм. Иконостас для новой церкви торжественно был перенесен на руках из с. Каменки самим Иваном Васильевичем, его сыном Антонием и всеми крестьянами села Каменки. В 1851 г. возобновленный храм был переосвящён в честь святого Иоанна Предтечи — покровителя Иоанна Васильевича.
Издревле в обители главным храмом была церковь Успения Пресвятой Богородицы. Несомненно, что это была пещерная церковь, но где она находилась — этот вопрос остается открытым до сего дня. В 1634 г., согласно заметке архимандрита Иоиля, была ископана новая пещерная церковь Успения Пречистыя Богородицы, о причинах ископания которой ничего не сообщается. Возможно, первый храм был утрачен вследствие разрушения меловой скалы, потому что в дальнейших документах упоминается только единственная Успенская церковь в пещерах, ископанная в 1634 г. Ответом на вопрос о местонахождении этого храма наиболее точным является предположение, что он располагался в верхней части скалы на месте нынешнего Никольского храма. Ценным документом, подтверждающим это предположение, является грамота 1679 г. архимандрита Иоиля, которая, повествуя о скудности в монастыре церковной утвари, одновременно говорит о местонахождении Успенского храма и о том, что он был единственной церковью в обители в 1668 г. «В монастыре в горе, — повествует упомянутая грамота, — в прежней церкви Успения Пресвятыя Богородицы риз и книг оскудение большое, что в прошлом 1668 г., в измену Ивашки Брюховецкого, того монастыря из церкви ризы и книги от воровских людей пограблены».
| |||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |