Среда, 04.12.2024, 22:09 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Апрель » 28 » Петр Иванович Севастьянов (1811-1867). Тайная миссия.
21:24
Петр Иванович Севастьянов (1811-1867). Тайная миссия.
Петр Иванович Севастьянов (1811-1867). Тайная миссия.
 
Мы обещали рассказать о собрании Петра Севастианова и немного подробнее о нем самом. Прошел почти год. Мы ждали, может быть, кто-то другой займется этой интересной темой и сделает эту работу? Нет, никто не захотел. Ну, что же, тогда начнем. Прежде всего нас ждет интересное открытие: существовала тайная миссия Петра Севастианова в поездках на Афон. Используя как прикрытие естественно-научную деятельность и фотографию, он скупал древние византийские иконы для России. Эти сведения мы публикуем впервые, как и то, что именно со Святой Горы собиратель вывез основную часть своей коллекции. - Святая Гора Афон
Петр Иванович Севастьянов (1811-1867) был одним из самых знаменитых русских коллекционеров христианских древностей середины XIX века. В его собрание входили рукописи, иконы, фрагменты фресок и мозаика, произведения прикладного искусства, памятники письменности и сфрагистики, рисунки, чертежи модели памятников архитектуры, фрагменты скульптуры. Специальные разделы собрания составили многочисленные фотографии и копии-прорисовки различных произведений, слепки с памятников искусства и материальной культуры.
Наконец, исключительную ценность в этом собрании представляли иллюстрированные рукописи и византийские иконы. Обратившись к последним, подчеркнем, что большинство лучших образцов этой живописи, хранящихся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, происходят именно из этого собрания. Доля поствизантийских памятников, привезенных П.И. Севастьяновым, в тех же музеях также исключительно велика. Особенно значительны они для столичных музеев и, в первую очередь, для ГИМ.
Собрание Севастьянова отразило характерные особенности коллекционирования в XIX веке. Речь идет о большом разнообразии произведений и отсутствии должного внимания к точным указаниям об их происхождении (название монастыря, храма и т.д.). Однако масштаб коллекции (сотни оригиналов, копий, фотографий) и известная определенность происхождения большинства памятников (Афон) выделяют это собрание среди коллекций того времени.
Среди многочисленных путешествий Севастьянова на Христианский Восток и в Европу особое значение имели поездки на Афон. Здесь он побывал в 1851,1852,1857 (несколько месяцев), 1858 (более полугода) и, наконец, в 1859 — начале 1860 года.
В последней поездке (14 месяцев) Петр Иванович Севастьянов руководил официальной экспедицией, финансировавшейся Синодом и императорской семьей. Именно со Святой Горы собиратель вывез основную часть своей коллекции. Он также приобретал произведения на аукционах Европы (в частности, в Риме) и в России, посещал для этой цели Святую Землю.
Часть своей коллекции П.И. Севастьянов показал в 1857 и 1858 годах в Париже, часть в 1858 году — в Москве (в залах Университета), на следующий год — в Петербурге (в Синоде), в 1861 году — в Белом зале Зимнего дворца (для императорской семьи).
Тогда же состоялась и самая значительная ее выставка в Академии художеств. Позднее многие экспонаты демонстрировались в тех же стенах в Музее древнерусского искусства. Ряд выставок сопровождался докладами коллекционера. О нем писала русская и французская пресса.
Скупка икон для России была ответственной задачей, возложенной на собирателя русским Правительством и Церковью. Интерес иерархов церкви и императорской семьи к деятельности П.И. Севастьянова, несомненно, придавал ей особый статус в глазах общества. Совершенно очевидно, что П.И. Севастьянов внес весомый вклад в возбуждение интереса к афонским древностям ученых и любителей искусства, что отмечали в свое время такие автори как Ф.И. Буслаев и Н.П. Кондаков. Но значение собрания заключалось не только в этом. Выделим три важных направления, на которые мы в дальнейших статьях будем обращать внимание:
1.Думается, главным является то, что деятельность П.И. Севастьянова отразила и помогла формированию, на наш взгляд, ряд важных стереотипов науки о средневековом искусстве, тогда лишь обсуждавшихся. 2. Принципиальное значение имели и поиски древнейших истоков русской иконописи и восприятие искусства Византии, Балкан и Руси как единой художественной традиции. 3. Важно, что возникло понимание особой роли Византии в мировой культуре и именно ее, если так можно выразиться, воплощения - Святой Горы Афон. Роль Афона, естественно, нам будет наиболее интересна.

Просмотров: 817 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: