Преподобный Нестор Летописец
Повесть временных лет, откуда пошла русская земля.
Геродота из Галикарнаса (ок. 484–425 до Р.Х.) Цицерон удостоил почетного имени Pater historiae — «отец истории». Монах Киево-Печерского монастыря, агиограф и летописец Нестор (ок. 1056–1114), оставивший нам «Повесть временных лет», достоин именоваться «отцом российской истории».
Преподобный Нестор Летописец написал в 80-х годах XI века «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», составил житие преподобного Феодосия Печерского — замечательнейшие памятники древнерусской агиографии. Но все же главным подвигом его жизни стало составление «Повести временных лет» (ок. 1112–1113). Инок-патриот изложил в них историю Руси на главных этапах ее исторического становления, а также историю Русской Православной Церкви начального периода ее канонического бытия, включая предание о том, как Земля Русская готовилась к принятию Крещения.
В настоящее время творение Нестора Летописца чаще всего именуется «Повесть временных лет». Обратившись к источнику, мы читаем: «Се повести времяньных лет» («Вот повести минувших лет»).
Слово «повесть» в оригинале стоит во множественном числе. Действительно, летопись Нестора — не одна повесть, а целое собрание самых различных повествований из древнерусской истории. Более того, слово «повести» косвенно указывает нам на множественность источников, которыми пользовался летописец, — устных и письменных. «Повестью стали называть этот памятник позднее, и постепенно сгладился первоначальный смысл слова: повестью теперь называется вид литературного сочинения, ранее же оно означало „весть”, „известие”, то есть было по смыслу гораздо ближе к глаголам ведать, поведать».
В прошедшие века иначе воспринималось и слово «временных». Повести свои монах Нестор начинает с изложения прошедших времен, поэтому Д.С. Лихачев перевел слово «времяньных» как «минувших». Летописец неоднократно указывал в самом тексте, что пишет он о прошлом. Кроме того, в «Словаре древнерусского языка (XI–XIV вв.)» среди значений слова «временьныи» приводится: «временной, определяемый временем, хронологический». Употребление летописцем термина «временных» в этом значении свидетельствует о высоком научном уровне историографии в Древней Руси уже на самых ранних этапах.
Очень часто названиями того или иного древнего литературного памятника для нас служат его начальные слова или строки. Так случилось и с рассматриваемым памятником. Кратко памятник озаглавлен «Повесть временных лет», а пространное название читается: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». В переводе это заглавие читается так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля».
Словосочетание «русская земля», по мнению академика Д.С. Лихачева, имело в Древней Руси несколько значений: «Русское государство», «русский народ» и реже — «русское войско», а еще реже — «географическое пространство, обнимаемое Русским государством». Следует также учесть, что первые два значения — «народ» и «государство» — в употреблении наших древних предков были весьма близки по значению.
Итак, заглавие летописи указывает, что речь в «Повести временных лет» идет о начале Русского государства или о начале русского народа как государственного целого.
В первой половине XIX века автором «Повести временных лет» считали преподобного Нестора. Впоследствии, благодаря изысканиям источниковедов, было установлено, что он не являлся единственным писателем «Повести».
Нестор Летописец имел предшественников, которые до него трудились над собиранием летописного материала. Но непререкаемая заслуга преподобного Нестора заключается именно в том, что он собрал, обработал и представил потомкам свой исторический труд.
По меткому замечанию историка Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879), «Повесть временных лет» стала «образцом летописца (т.е. летописания) всероссийского». Она посвящена всей Руси, а не каким-либо местным интересам. Вот почему последующими летописцами «Повесть временных лет» принималась за образец изложения и почти целиком вносилась в летописные своды, составленные после 1110 года (год, которым заканчивается «Повесть»).
Говоря о литературе Руси XI — начала XIII веков, академик Д.С. Лихачев утверждал, что это был период господства монументально-исторического стиля в отечественной литературе. «Литературный стиль всего домонгольского периода может быть определен как стиль монументального историзма. Люди этого времени стремились увидеть во всем значительное по содержанию, мощное по своим формам. Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний — расстояний пространственных, временных (исторических), общественно-иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее красивое представляется большим, монументальным, величественным. Развивается своеобразное „панорамное зрение”. Летописец видит Русь как бы с большой высоты. Он стремится вести повествование о всей Русской земле, легко переходя от изложения события в одном княжестве к изложению события в другом — на противоположном конце Русской земли. Летописец все время перебрасывает свой рассказ из Новгорода в Киев, из Смоленска во Владимир и т.п. Это происходит не только потому, что летописец соединял в своем повествовании источники различного географического происхождения, но и потому еще, что именно такой „широкий” рассказ отвечал эстетическим представлениям своего времени».
В «Повести временных лет» преподобный Нестор указывает на первое упоминание о русском народе в церковных источниках под 866 годом, при патриархе Константинопольском Фотии, повествует о создании святыми братьями Кириллом и Мефодием славянской грамоты, о путешествии княгини Ольги в Константинополь для принятия крещения, о первом православном храме в Киеве, о многих других важных событиях, происходивших на Руси на заре ее православной истории, включая и самое важное из них — Крещение Руси. Богатство исторического содержания, патриотизм и духовная глубина этого творения ставят «Повесть временных лет» в один ряд с высочайшими памятниками мировой литературы.
Рождение и становление Русского государства в «Повести временных лет» представлено Нестором Летописцем на фоне всемирной истории и связывается с первоначальным распространением на Руси православия.
Преподобный Нестор начинает свою «Повесть», продолжая библейское повествование о расселении народов после всемирного потопа (Бытие, гл.10). «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет, — говорит летопись. — И был единый народ». При строительстве Вавилонской башни «смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский». «Языками» по-церковнославянски называются народы. Один из «языков» — «язык словенск» — народ славянский.
История разных стран и народов в «Повести временных лет», как и в византийских церковных хронографах, предстает как единая всемирная история. Все народы земли имеют один корень, единое происхождение. Русский народ представлен как одна из ветвей всемирного древа рода человеческого. Это полностью соответствует христианскому взгляду на всемирную историю, который лучше всего выразил апостол Павел перед слушателями-язычниками в Афинах (Деян. 17, 26–28). Народы мира, имея общее начало, расселяются по всей земле подобно тому, как ветви берут свое начало от единого ствола. Одна из этих ветвей — земля Русская! Вот ответ древнерусского летописца на вопрос «Откуду есть пошла Руская земля?».
А что означает вопрос «Откуду Руская земля стала есть?». Это вопрос о становлении древнерусского государства, которое происходило одновременно с принятием православия и утверждением на Руси православной культуры во всей ее силе и многообразии. Распространение на Руси православия составляет главную идейную основу «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца.
Так «Повесть временных лет», по преданию восходящая к преподобному Нестору Летописцу, отвечает на самые главные вопросы российской исторической науки: «Откуда пошла Русская земля?», «Как образовалось древнерусское государство?» и «Каково начало духовно-исторического пути России?».
Яркий собирательный образ русского монаха-летописца создал А.С. Пушкин в поэме «Борис Годунов», где Пимен-летописец, подводя итог своему церковному служению на поприще летописания, восклицает: «Окончен труд, завещанный от Бога… Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…». В опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского ария Пимена-летописца — одна из самых запоминающихся. Как и Нестор Летописец, Пимен А.С. Пушкина является свидетелем родной истории и хранителем предания своего народа.
В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры среди святых останков преподобных отцов хранятся святые и нетленные мощи Нестора Летописца. Каждый подошедший к гробнице с мощами преподобного Нестора видит над ней серебряную дощечку с выгравированной в XIX веке надписью, где запечатлены слова благодарности «отцу российской истории» от всех любителей истории и древностей российских. Здесь, в тишине древних монастырских пещер, неразлучно соединились святость и родная история.
Ближние, Антониевы пещеры Киево-Печерской Лавры
http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p08.html
http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm
|