Среда, 04.12.2024, 12:04 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Март » 17 » Права дельфинов
19:11
Права дельфинов
Права дельфинов
 
 
 
Приехавшие радовать белорусов дельфинарии уже вызвали немало вопросов. И это нормально, ведь люди хотят быть уверены в безопасности услуг, которые им предлагают. Купание с дельфинами — это безопасно для людей и животных? Ответ на этот вопрос TUT.BY искал у белорусских и российских специалистов.
«Роспотребнадзор запретил Геленджикскому дельфинарию проводить плавание посетителей с дельфинами, но они всё равно его проводят»
По словам завлабораторией морских млекопитающих Института океанологии РАН России Всеволода Бельковича, то, что белорусы получили возможность посмотреть на дельфинов – неплохо. Более того, временная постройка дельфинариев, по его словам, не влияет на самочувствие дельфинов, главное — чистая и соленая вода.
«Это животные с очень высокой социальной организацией. Они обладают эмоциями, системой коммуникации и очень любят людей! В природе дельфины свободны, но в неволе за счет людей они компенсируют свои силы. Купание с дельфинами неопасно»,— говорит ученый. При этом он признаёт, что от хлорки у дельфинов возникают кожные заболевания, более того – с годами они от этого слепнут.
Однако, подчеркивает бывший сотрудник Геленджикского дельфинария (г. Геленджик) Константин Андрамонов, многое для белорусских посетителей остается "за кулисами”. Он сомневается в достоверности информации, предоставляемой официальным представителем дельфинария в БеларусиОлегом Белесиковым, а проведение сеансов купания с дельфинами для людей, по его мнению, и вовсе "должно преследоваться в уголовном порядке”.
"В 2006 году Роспотребнадзор г. Геленджик официально запретил ЗАО «Геленджикский дельфинарий» проведение коммерческого плавания посетителей с дельфинами. Во многом причиной стало то, что для людей «бассейновая» вода не соответствовала плавательному качеству российского СанПиН «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды, контроль качества»,— говорит Андрамонов.— Поработав специалистом по водоподготовке в Геленджикском дельфинарии, я с уверенностью могу сказать: она вредна как для людей, так и для дельфинов”.
По словам Андрамонова, то, что Белесиков, например, заверяет в закупке для дельфинов морской соли — маловероятно.
«Искусственная морская соль — многокомпонентная и очень дорогая. Поверьте, они берут самую дешевую дорожную соль. Но эта „болезнь" не только Геленджикского дельфинария, но и всех российских и украинских дельфинариев,— говорит специалист. – Кроме того все продукты метаболизма животных дельфинарий не успевает „сжигать" полностью, именно поэтому они вынуждены добавлять хлор. А для того, чтобы поддержать PH, в воду добавляется еще и соляная кислота — для расщелачивания. Слова Белесикова о том, что в день они меняют порядка 80% воды – ложь, это технически невозможно: реально – лишь 30%. Так предписывает и СанПиН».
Кстати, Европейские правила и нормы содержания дельфинов — это лишь рекомендованные правила, которые разработала Европейская ассоциация дельфинариев: в неё входят дельфинарии, которые хоть как-то договорись между собой, сообщил К. Андрамонов. В США – другие правила, и они жестче европейских. Например, если европейские нормы предписывают объём бассейна для 1-го дельфина — 300 м3, то американские – 800.
«Главное – высочайшее качество воды. Всё остальное – как решит дельфинарий на основе каких-то разработанных правил, которые он принял для себя за основу. В России единых правил тоже нет, мы сейчас хотим добиться хотя бы соблюдения СанПиНов»,— говорит Всеволод Белькович.
По словам Андрамонова, если же брать СанПиН не для людей, а для животных, то тут требования еще жестче: нормы устанавливают предельно допустимые концентрации вредных веществ, и они не должны нарушаться, иначе это – жестокое обращение с животными. "Несколько лет назад проводились контрольные замеры воды в Геленджикском дельфинарии, и оказалось, что «допустимое содержание ртути превышено в 50 (!) раз. А люди купаются…».
Недавно Олег Белесиков заверял TUT.BY, что купание с дельфинами в их дельфинарии пока не проводится, потому что у них нет душа и нет отдельной акватории. «Пока мы не можем себе этого позволить»,— сообщил он. Однако когда мы позвонили в справочную дельфинария, услышали, что купаниеидет полным ходом. Да и 3-летнему мальчику, который недавно упал в техническое отверстие дельфинария, в качестве компенсации Белесиков уже предложил бесплатный курс дельфинотерапии. Какпишет «Комсомольская правда в Белоруссии» со слов Белесикова, «специально для этого в Минск из Москвы приедет доктор, который вместе с дельфинами за 10 сеансов „успокоит" семью».
Белорусской санстанции всё равно, в какой воде купаются люди?
Стоит заметить, что отдельного СанПиНа для воды, в которой плавают дельфины, в Беларуси действительно нет. Об этом TUT.BY рассказали и в минском и в республиканском центрах гигиены и эпидемиологии. Врачи сообщили: к дельфинариям применяется ближайший СанПиН – для плавательных бассейнов. Как и в России, именно он определяет нормы, которые должны соблюдаться в бассейнах для безопасности людей. Хотя, например, в Республиканском научно-практическом центре гигиены вообще удивились, что подобные купания в Минске проводятся.
Специалист отдела экологии человека и гигиены окружающей среды ГУ «РНПЦГ» Татьяна Науменкосчитает, что купание людей с дельфинами «вообще опасно для жизни! Вы бы еще в клетку со львами их запустили». Специалист также подчеркивает, что научно-практический центр занимается научным обеспечением деятельности Минздрава, поэтому разрешительных документов не выдает, а надзорную функцию выполняет Минский городской центр гигиены и эпидемиологии. «К нам же за каким-либо заключением никто даже не обращался»,— сообщила Науменко.
В отделе коммунальной гигиены Минского центра гигиены и эпидемиологии сообщили, что не выдавали разрешений ни одному дельфинарию в Минске — просто потому, что право контролировать воду отдано «на откуп»… самим дельфинариям! Мол, если они организуют купание, значит, должны разработать свой внутренний документ. Но о чём говорить, если представитель Геленджикского дельфинария официально отрицает даже сам факт таких купаний?
Интересно, что Московский зоопарк категорически и самостоятельно отказался проводить сеансы купания людей с дельфинами. Об этом TUT.BY рассказал биолог Андрей Шеремет, директор дельфинария в Московском зоопарке. По его словам, среда, в которой живут дельфины, и без того не идеальна, а если запустить людей, то риск их здоровью – еще выше. «Какие справки о здоровье? Они сейчас покупаются». Кстати, К. Андрамонов также отмечает, что у людей могут быть и такие заболевания, при которых можно получить справку. «Например, у вируса папилломы человека (ВПЧ) скрытый период – 5 лет. Т.е. это еще не заболевание, а человек – вирусоноситель».
В Московском дельфинарии, отмечает директор, даже сотрудники практически не находятся в воде, а во время шоу тренеры – «на суше». При этом связана ли такая политика дельфинария с качеством воды, Андрей Шеремет не говорит.
Дельфин у браконьеров – 500 долларов?
По словам К. Андрамонова, вода, которую в дельфинариях используют сейчас, прямым образом отражается и на здоровье дельфинов. Во-первых, дельфину хлором выживают кишечную микрофлору, у него начинаются дисбактериозы, и его начинают «глушить» антибиотиками. Со временем у дельфина отказывает печень. «В Геленджикском дельфинарии в один год при мне умерло 25% дельфинов»,— рассказывает Андрамонов. По его словам, «вылавливать дельфинов афалин официально запрещено, поскольку они краснокнижные, однако „для науки" — можно добиться. „Чипирование", о котором говорит Олег Белесиков (дельфинам вживляют чип и ставят на учет),— сомнительная вещь. В России браконьеры вылавливают дельфинов „пачками" и всего за 15–20 тысяч рублей (500 у.е. – TUT.BY) продают. Либо если вылавливают дельфинарии с разрешением и „для науки", то на одно разрешение вылавливают в 2–3 раза больше животных».
Тем дельфинариям, которые ездят «с гастролями», подчеркивает специалист, достаточно лишь документов – животных, дескать, в любой момент можно заменить.
«Чипы вживляются, как правило, в спинной плавник и действительно ставятся на учет. Однако несложной хирургической операцией он оттуда удаляется, мертвый дельфин – куда-нибудь девается, старый чип вживляется в браконьерски отловленного дельфина. Например, при мне в Геленджикском дельфинарии умер 3-летний дельфиненок Эльза, из него изъяли чип и вставили в отловленного, назвав Эллой. Думаете, кто-то подумал, чем Элла отличается от Эльзы?»
Как говорил в интервью TUT.BY ранее О. Белесиков, их дельфины – уже рожденные в неволе, и последний дельфин вылавливался еще в 2000-х. К. Андрамонов подчеркивает, что отличить отловленного браконьерами дельфина от «потомственного» несложно, но это делается на основании генетической экспертизы, а для ее проведения нужно решение суда.

Екатерина Синюк, TUT.BY

Просмотров: 801 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: