Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Июнь 18 » Православная жена в современном мире . Отцовство: мужской взгляд. Сердце народа - семья.
17:10 Православная жена в современном мире . Отцовство: мужской взгляд. Сердце народа - семья. | |
Православная жена в современном мире .
Отцовство: мужской взгляд.
Сердце народа - семья.
Православная жена в современном мире
Наш собеседник – отец Иоанн, иеромонах Оптиной пустыни.
- Отец Иоанн, я пришла к убеждению, что другого способа создания любящей, мирной семьи и воспитания душевно здоровых детей, кроме православной ее «модели», нет. Однако многое меня смущает. Например: в православном браке жена должна слушаться во всем своего мужа. Но как я могу слушаться его, если он не прав? Или если я умнее? - А куда вы, собственно, хотите попасть? Туда и надо идти. Если в православную семью, то – да, даже если муж не прав, его все равно следует слушаться. Вы можете ему предложить, но не спорить. Вы можете за него молиться, но не скандалить. - И потом, что значит ослушаться мужа? Эта иерархия придумана не нами, мы потеряли понятие «иерархия». Оно стало казаться нам чем-то насильственным. В истинно духовной жизни насилия не бывает. Господь говорит: хочешь быть первым среди всех – будь слугой! Каждый ли сможет быть слугой? Иерархия – это особое условие существования в мире. Особые отношения шествования в мире. Особые отношения между людьми: Священник – паства, родители – дети, муж- жена. Если посмотреть на семейную жизнь с точки зрения этой завещанной Господом иерархии, это будет семейная жизнь духовная, счастливая, блаженная. Господь действует для нижестоящих через вышестоящих. Зачем столько приходится терпеть священнику? Зачем всю жизнь так стараются для детей родители? Муж должен относиться к жене как Христос к Своей Церкви, и вы представляете себе, чтобы Церковь вдруг начала выяснять отношения с Иисусом Христом? Но мой муж, скажете вы, грешник, почему я должна слушать его? Оставьте ему его грехи, христианский муж – такой же грешник, потому что все, абсолютно все люди грешны! Но понятие «муж» - это вид служения Богу. Одно дело – личные грехи, другое дело – служение. Муж – грешник, но он – ваша голова. Только так Господь сможет действовать для вашей семьи. Муж несет это служение. Это, я вам скажу, не сахар. Ошибаются те мужья, которые считают, что быть главой – значит просто командовать. Они отвечают за свою семью перед Богом. Если ты муж – с тебя и спрос, причем за все, так полагай свою душу! Чем выше служение – и в семье, и в Церкви, - тем больше расхлебывать служителю! Всех смущает фраза: «Жена да убоится своего мужа», и знаете почему? Потому что боится. А ведь боится по-старославянски значит благоговеет. Почему надо благоговеть перед родителями? Ведь они – грешники, как и все люди. Однако и родители – особое служение от Бога, ответственность за детей перед Богом. - Что же такое партнерские отношения между мужчиной и женщиной, когда оба партнера считают себя свободными? - То есть свободными для измены друг другу? Это не что иное, как прелюбодеяние. Прелюбодеяние вошло в привычку, считается нормальным. Его не замечают и давно забыли, что должен оставить человек отца и мать своих и прилепиться к жене своей. Только в христианском браке таинственно, невидимо муж и жена становятся одной плотью. Поэтому если муж изменяет жене или наоборот, в православном браке это является единственной причиной развода. Если произошла измена – брака уже нет. Ведь эти двое – одна плоть! Как они могут изменять друг другу или подразумевать возможность измены? Они – одно! Апостол Павел по этому поводу говорит: «Грешащий блудом, грешит и в свою плоть». - Значит, христианский брак становится сразу после венчания? - Таинство Церкви – не заклинание, не магическое действо. Если тебя покрестили, это еще не значит, что ты христианин. Если вы повенчались – это еще не значит, что вы православная семья. Православные супруги живут по-христиански, имеют чувство Бога, желание Бога, страх Божий. Семья православная существует ради спасения и ради рождения детей. Если вы живете этой трудной, но блаженной духовной жизнью в своей семье – да, тогда вы семья христианская, то есть брак во образе союза Христа и Церкви.
- Как в таком случае Церковь относится к столь частым сейчас венчаниям «по моде», то есть когда венчаются, потому что нравится сам обряд? - К венчанию «по моде» Церковь относится милостиво. Пусть это проявление самого маленького, но все же чувства к Богу. Может быть, со временем те, кто повенчались «для красоты», придут к Богу. А пока благодать церковного благословения они получают даром. - Как вести себя женщинам, которые не повенчались с мужем из-за его неверия, например? разводиться? - Людей, живущих в нецерковном браке, Церковь не призывает разводиться. Церковь вообще ни в каком виде не приветствует развода. Если жена хочет венчаться, а муж не хочет, по этому поводу апостол Павел говорит: «Почему ты знаешь, не спасешь ли мужа?» Ведь если какие-то духовные процессы, пусть даже медленно и постепенно, происходят с тобой, они не могут не коснуться самого близкого тебе человека. Почему ты знаешь, что не спасешь его? Молись за него, может быть, твой близкий человек обратится. - Сейчас жить вместе стало не так уж необходимо. Очень много матерей, которые в одиночку воспитывают своих детей, и столько же мужчин, гордящихся своим положением холостяков. - Это уже разновидность блуда, то есть смертного греха. Тут проблема в том, что человек не замечает, как медленно умирает его душа, как он теряет связь с Богом. А если не с Богом – попадешь прямиком в руки диавола. Часто женщины говорят, что не хотят замуж, однако хотят «просто родить ребенка». Получается, что они рожают игрушку, не думая о том, что ребенок несет на себе грехи своих родителей. - А матери-одиночки? Если отец ребенка ушел? - Ушел – и скатертью дорога! Зачем тебе такой муж, который просто взял – и ушел? - Говорят, что жена спасается чадородием. Но если не предохраняться и рожать детей так, как считает Церковь – сколько Господь пошлет, - не получится ли потом, что нарожать – нарожала, а воспитать не хватило сил! И если из ребенка вырос негодяй, не лучше ли в этом случае подходит «блаженны утробы не родившие и сосцы не питавшие?» - Часто нет вины родителей в том, какими становятся дети. Если в православной семье много детей, родители все же стараются правильно воспитывать их. Но! Господь воспитывает, диавол предлагает, а человек выбирает! Дети «из православных» могут стать разбойниками. Дети «из разбойников» могут вырасти святыми! Вложи столько сил, сколько сможешь – и имей надежду на Промысел Божий. Господь будет смотреть на твое сердце, на твои усилия. Он увидит твой подвиг. Господь не судит того, что ты не сделал сверх своих сил. - Как нужно готовиться к венчанию людям, которые ходят в Церковь? - Идеально было бы исповедаться и причаститься. Но часто бывает, что человек перед венчанием к этому не готов. Откладывать венчание в этом случае нельзя! Начнет готовиться – начнутся сложности – пойдут препятствия. Пусть венчаются ТАК! Как есть. Чтобы было начало! - Как одеваться на венчание? - Тут все очень просто. Все равно, какого фасона и какого цвета. Хорошо, если жених не в джинсах. А для невесты главное, чтобы не брюки и не мини-юбка (но такого в нашей практике еще не было) и что-нибудь на голове – фата это, или платок, или шляпка. Не обязательно расфуфыренность! Одеваться по мере собственной скромности. - Когда человек первый раз приходит в Церковь и хочет что-нибудь спросить, первое что его встречает, - это сердитые выпады старушек: одет не так, делает не то. Как ему относиться к этой неприветливости? - Очень просто. Относится так: Церковь свята, а человек грешен. Ведь бабушки наши – это бывшие комсомолки двадцатых, ну что вы хотите? Кроткие бабушки не будут кричать на вас и с радостью все объяснят. А то смотрите: как станете церковным человеком – сами не начните нападать на новичков в джинсах! - Родители часто не хотят своих младенцев, потому что новорожденный – существо безсловесное и у него никак не спросишь согласия. Многие для этого даже дожидаются совершеннолетия. - Детей крестят по вере родителей. Ведь священник после крещения передает детей на руки родителей. Ребенка крестят не для того, чтобы насильно сделать ему прививку для духовной жизни. А для того, чтобы не дать укорениться страстям, которыми с самого рождения полна природа человеческая. Для того чтобы эта падшая природа не взяла верх. А если, взрослея, ребенок отходит от Православия, ты не сможешь насильно надавить на него, чтоб жил духовной жизнью. Только молиться за него.
И еще одно соображение. Ты не знаешь, что может случиться завтра с твоим ребенком. Но если читала Писание – знаешь, что ждет некрещеных после смерти. Крестят младенца как можно раньше и для того, чтобы он не умер некрещеным. Кстати, о некрещеных младенцах. Знаете, я совсем не понимаю, что творится сейчас с врачами. Как монах, я не хотел вникать в это, мои прихожанки приходят ко мне и рассказывают. Оказывается, почти каждой беременной женщине, если она заболеет, предлагают сделать аборт, говорят: ребенок родится уродом. Это что – диверсия? Сколько детей родилось у нас в храме (отец Иоанн служит на подворье монастыря в храме Святой Троицы в Останкино) под эти угрозы – какие все прекрасные дети! Иногда меня спрашивают: а если к содержанию ребенка нет средств, что же, лучше его родить и отдать в детдом? Конечно, лучше! Таким образом ребенок получает право на жизнь, а ты не согрешаешь смертно, не нарушаешь заповедь «Не убий!» Вы говорили мне вначале об эмансипации и о правах, а как насчет главного права ребенка – на жизнь? Я имею в виду не только жизнь телесную, но то, что ждет нас за ней, - жизнь вечную. Знает ли женщина, убивая своего младенца в утробе своей, что она губит не только тело его – мне и говорить не хочется, все и так знают, что, сколько бы ни было ему от зачатия, день или неделя, он уже человек, существо, имеющее душу! – но губит и самую душу его? Ведь некрещеных младенцев ждет то же, что и некрещеных взрослых – и их не отпевают в храме! Разговоры о планировании семьи, спиралях и противозачаточных средствах я считаю изобретением какой-то адской машины! Ведь женщина в этом случае даже не знает, сколько абортов она уже сделала, сколько жизней отняла! Не могу понять, но творится что-то невообразимое. - Каковы все-таки конкретные обязанности в повседневной жизни у православных мужа и жены? - Про конкретную жизнь могу сказать вот что. В жизни супругов никакого, ну ровно никакого значения не имеет, кто помыл посуду. Кто быстрее смирился, тот духовно выше. Послушай, даже если у тебя есть гениальная идея, касающаяся вашего быта, а муж отвергает ее – да оставь ты ее скорей. Она не имеет никакого значения! Когда супруги на исповеди жалуются мне друг на друга или, например, на своих родителей, я расспрашиваю их, и выясняется, что ничего антихристианского в их адрес совершено не было. Я спрашиваю: так на что жаловаться, что конкретно требовали от тебя? В магазин сходить, полы помыть? Да это же для духовной жизни как раз то, что нужно! Мария Тихонова Из журнала «Крестьянка» Отцовство: мужской взгляд.
Священник Димитрий Шишкин
Один мой знакомый ушел из семьи. Как-то ему показалось, что ничего страшного, как-нибудь все образуется, жена помается, да и найдет кого-нибудь... А вышло не так. И жена оказалась неожиданно верной, и привязанной до крайности, так что с уходом его началась для нее многолетняя безысходная мука; для нее и для ребенка этого моего знакомого. А надо еще сказать, что дочь его была особенно привязана к отцу, любила его всей душой, и семью он бросил, когда дочка была в том отроческом возрасте, когда подобные поступки переживаются особенно болезненно. У нее даже сердечное заболевание развилось на нервной почве. И вот, – рассказывает бывшая жена моего знакомого, – дочь в какой-то момент полезла в сервант, достала из рамочки свой детский рисунок с надписью «Любимаму папи!» и разорвала его в клочья... Знаете, это не просто выброс эмоций, это что-то большее, то, с чем придется жить не только этому несчастному ребенку, но и самому отцу, за что придется давать ответ Богу, и как грустно, что неотвратимость этого ответа не осознается во всей ужасающей полноте! ***
«Ну, что поделаешь, мы все животные... Главное для ребенка мать, а отец хотя и желателен и даже необходим в некотором роде, но только постольку – поскольку». Так или примерно так принято считать в «широких слоях» населения. Мол, мужик он и есть мужик… Он по природе бабник. Его задача – «производителя» и даже вроде как это по Дарвину выходит, то есть вполне научно.
И вот уже женщины (боюсь сказать многие, но и не малое их количество, это уж точно), начинают мечтать о том, чтобы родить ребеночка без мужа, «для себя», не понимая, какая чудовищная неправда кроется в этом вроде бы безобидном намерении. Вообще опасно правила человеческой жизни выводить из правил животного естества. Так, пожалуй, придем к тому, что и опростаться на улице не зазорно, и «загрызть» можно кого угодно при случае, тем более что средств к тому изобретено немало. Но человек, – вот именно человек, – тем и отличается от всего остального животного мира, что дано ему особое духовное звание. И не просто звание, а качества Божественные вложены в человека Творцом и попрание этих качеств в угоду «животному естеству» оскверняет, уничтожает человеческое достоинство. И главное из этих качеств – богоподобие, призвание к высшей, духовной жизни. Хотя у животных есть союзы подобные брачным, и даже мы знаем примеры, достойные «подражания» в этом смысле, и все же самого понятия «брака» в животном мире нет. Понятие или установление брака дано именно людям Богом как заповедь, закон, попрание которого разрушает человеческую природу. Не случайно Сам Господь заповедал «не разводиться, кроме вины любодеяния» (Мф. 5, 32). Где слова, отменяющие эту заповедь? А если и найдутся таковые в «гражданском кодексе», то какую они имеют силу против силы Слова Божьего? Ибо всякая наша «правда» как «раб поверженный» перед Богом. Какое точное выражение! Вот, есть некое целое, да хоть бы даже тот самый человек. И вот, взяли да отрубили ему за что-то руку... за воровство, например, как делали в древности. Ну и какой прок в этой отрубленной руке, какой бы ловкостью не обладала она еще минуту назад? Вот так и всякая наша «правда», отдельная от Бога, ни на что не годится, как бы мы ей не кичились. Словом, семья есть семья! И у ребенка должна быть не только мама и какой-нибудь очередной, приходящий «дядя», а папа, отец и это, несомненно, то, за что человек должен будет дать ответ Богу. Тоже вот, еще слово важное – ответственность. Именно это во многом и созидает человека. Человек должен дать ответ Богу на Его призыв к святости, на Его призыв сделаться богоподобным. И ответ этот заключаться должен, конечно, не в одних только словах, и даже не столько в словах, но в послушании воле Божией, в следовании Божиим Заповедям. Свою веру и верность Богу человек доказывает в условиях земной жизни. И «предлагаемых обстоятельств» здесь не так много: монашество, семейная жизнь, целомудренное одиночество «в миру». Последнее, пожалуй, самое трудное, сродни юродству в лучшем значении этого слова. Но, самое главное, эти обстоятельства, все без исключения, требуют от человека труда, «возделывания земли» своего сердца, терпеливого и усердного доброделания. И в каждом из «предлагаемых обстоятельств» свои правила, свои условия и требования. Есть они и в семейной жизни. И ведь эти требования не многочисленны: любовь, супружеская верность, труд, воспитание детей... Но в этих простых понятиях заключен глубокий смысл крестоношения, то, без чего ни один человек не может следовать за Христом и называться христианином. Просто беда, что творится с нашими отцами... Просто эпидемия их валит разгульная. Как больно, когда приводят в храм оставленных отцами деток. Какие они добрые, чуткие... но и раненые безответственностью и жестокосердием взрослых. И напрасно кто-то думает, что они «еще маленькие и не понимают». Все они понимают и чувствуют и даже гораздо точнее и острее нас – огрубевших взрослых. И боль детей тем сильнее, что они не готовы к ней, беззащитны перед ней. Не случайно говорится в Писании, что кто соблазнит одного из малых сих – тому лучше, чтобы повесили жернов на шею и бросили его в море (Лк. 17, 2). А ведь это именно и есть жестокий и страшный соблазн – предательство родного, близкого человека, да еще и любящего, преданного тебе всей душой. Какие тут могут быть оправдания и отговорки! Все дело в легкости суждений. В эгоизме. Человек, мужчина, кажется, не понимает всю меру своей ответственности и на первое место по значимости ставит себя самого, любимого, со всеми «страстьми и похотьми». А если в семье вдруг всем этим страстям не захотели потакать безусловно, тут уж сразу и готов ответ: «не поняли меня»! И этот ответ становится оправданием. Но это ведь не оправдание вовсе в очах Божиих, а самооправдание, то есть грех, усугубляющий собственную гордыню, самолюбие и упрямство. Мы не понимаем меру ответственности! Из-за неверия, оскудения духовной жизни человек деградирует и перестает осознавать высоту своего призвания и тяжесть того или иного греха, так что самые страшные преступления совершаются порой с беззаботной легкостью. Оставление семьи, забвение ребенка – это грех, относящийся к самым тяжким, смертным грехам. Бросают и бросают своих детей нерадивые отцы и конца не видно этому порочному поветрию. Что делать? Как остановить это безумие? Ведь никакими административными методами невозможно заставить человека любить и заботиться о своих близких, руководствоваться не своими желаниями и настроениями, а чувством ответственности перед Богом и близкими? Одна из причин многих подобных трагедий – это незнание. Отсутствие «страха Божьего», то есть понимания реальности Божьего закона и неотвратимости его действия. Задача Церкви по крайней мере дать понятие об этой ответственности, не административной только, но духовной, ответственности перед Богом, а каждый человек уже волен сам совершать свой выбор. Есть в жизни человека какие-то основополагающие ценности, то, что нельзя попирать безнаказанно, за что человек должен дать ответ Богу. Отцовство, несомненно, относится к таким исключительным ценностям. Причем, само понятие отцовства включает в себя не столько факт «участия в зачатии», а полноценное воспитание ребенка, участие в его жизни своей любовью, вниманием, заботой... Что делать? Будем говорить, рассказывать об этой ответственности. Может быть, кто-то услышит и призадумается, а может быть, иначе посмотрит на свои поступки, на свое отношение к жизни, к своим близким... Когда я возвращаюсь со службы и обнимаю жену в присутствии дочки, эта малолетняя пигалица бросает свои дела и с криком: «И я хочу обниматься!» бросается к нам в общую «обнимку». Наверное, это ерунда, но без такой «ерунды» семейная жизнь становится безсмысленной и пустой. И страшно, если мы делаем ее такой сами. Священник Димитрий Шишкин Источник: православный женский журнал «Самарянка» Современная мода и безплодие
Низкий уровень рождаемости – проблема всех стран Европы, в том числе и России.
Но в чем причина демографического кризиса? Возможно, одна из причин кроется в одежде. Еще при жизни вологодский старец игумен Гурий (Чезлов) говорил о том, что женщины не могут родить из-за того, что надели мужскую одежду. Внешне многие женщины стали похожими на мужчин, а разве мужчины рожают детей? Кто-то может усмехнуться, услышав такое наивное объяснение столь серьезной проблеме. Но некогда сказанное духоносными православными отцами и зачастую не воспринимаемое всерьез далекими от Церкви людьми теперь доказывают ученые. Специалисты выяснили, что последствиями ношения узкого нижнего белья из синтетических материалов, не пропускающих воздух и влагу, а также современных джинсов скинни у женщин может стать цистит и молочница, а у мужчин – безплодие. Модный тренд во всем мире уже принес немало проблем молодежи. Модники и модницы, желая подчеркнуть свою фигуру, носят скинни повсюду – и на работе, и во время отдыха. Однако врачи предупреждают, что эти джинсы слишком плотные и могут вызвать повреждение нервов. «Ношение узких брюк может спровоцировать синдром Бернарда-Рота, или неврит наружного кожного нерва бедра. Он развивается, когда сдавливается один из нервов, проходящих по внешней части бедра. В итоге человек ощущает онемение, боли и покалывание», – утверждает доктор Карен Бойл из медицинского центра в Балтиморе. По словам доктора Бойл, проблема усугубляется, если носить узкие джинсы с обувью на высоком каблуке: «Когда Вы носите высокие каблуки, происходит смещение таза, он наклоняется, визуально приподымая ягодицы. Вот почему женщины любят носить шпильки. Но поскольку наклон таза увеличивает давление на нервы, это может усугубить болезнь». Напомним, ранее специалисты уже выяснили, что чересчур узкие брюки, утягивающие живот, увеличивают давление на нижнюю часть живота, что заставляет желудочную кислоту подниматься наверх в пищевод, вызывая изжогу. И если вредный фактор не исключить с течением времени, то это может кончиться воспалением, язвами, а в крайних случаях – раком пищевода. По материалам СМИ | |
|
Всего комментариев: 0 | |