Презрение к мамоне
Об отце Игнатии-духовнике рассказывают следующее (тогда он был еще мирянином Иоанном).
Когда Иоанн обустроился на новом месте, ему понадобилось сообщить нечто особенное своему духовному отцу.
— Старец, — говорит он ему, — прежде, чем уйти из мира, я поднакопил немало денег и подумал, что было бы неплохо взять их с собой. Я должен передать их тебе. Это значительная сумма — триста лир!
Старец Неофит, выслушав юношу, едва не рассмеялся.
— Триста лир!.. Да зачем же они здесь? Ты ведь хочешь стать монахом! Раз это так, то ты должен избавиться от этого груза. Послушай, что ты сделаешь! Ты возьмешь эти лиры и отправишься в странствие по Горе. Везде, где ты найдешь бедных монахов, ты будешь раздавать им деньги и брать с них расписки. Когда вернешься, вместо лир у тебя должны быть расписки. Иначе, я не приму тебя.
Иоанн еще не поступил в школу подвижничества, но уже получил достойный урок, бывший в то же время и мудрым испытанием. Здесь ему придется сдавать экзамены по самопожертвованию, по послушанию, по презрению всякого земного богатства. Он узнает, что монах — это тот, кто свободен от вещественного груза. «Нестяжательный монах — это высоко парящий орел» (преподобный Нил). Если за этот подвиг он получит хорошую оценку, то монашеская жизнь пойдет хорошо.
Горя Христовой любовью, юный послушник мужественно приступил к делу. Неужели он будет жалеть денег?
Вопрос, занимался ли когда-нибудь готовящийся к монашеству таким делом — бродить туда-сюда и раздавать лиры? Он представлял себе, что задача будет легкой, но уже вскоре ему пришлось столкнуться с трудностями. Многие монахи, несмотря на свою бедность, не могли помыслить о том, чтобы принять деньги. Так что Иоанну приходилось упражняться в ораторском искусстве, чтобы убедить их.
— Возьми немного денег, отче, — говорил он. — Ты беден и они пригодятся тебе для твоих нужд. Возьми, чтобы помочь и мне, чтобы я поскорее раздал их. Если я не избавлюсь от денег, я не смогу вернуться. Так что пожалей меня и возьми деньги.
Иоанн трудился над этим делом четыре месяца. Но что поделаешь? Послушание превыше всего. А где послушание, там и Божие благословение, ибо таким образом у Иоанна появилась возможность познакомиться с самыми избранными монахами Святой Горы. Чем беднее были посещенные им каливы, тем более они отличались своим духовным богатством. Он раздавал тленное золото и получал от них нетленное. Не только их духовные слова, но даже вид их почти бесплотных образов назидал и укреплял его.
И вот, наконец! С расписками в руках он вернулся на Катунаки. Все лиры были розданы. Он оставил себе чуть-чуть, купив на эти деньги книгу аввы Исаака и теплое пальто на зиму. Старец побранил eго за это и потребовал вернуть вещи в магазин. Впрочем, затем он смилостивился над послушником и позволил оставить их себе.
Теперь, уже освободившись от лир, он мог в безмолвии и непреткновенно предаться изучению монашеской науки. Теперь никаких денежных дел ему не предстояло. Так ему казалось. Однако спустя некоторое время мамона опять нарушила его безмолвие.
† † †
В городе Серры у него была очень богатая тетя. Ее имущество оценивалось в восемь миллионов драхм золотом. Она была уже в возрасте, а детей у нее не было; конечно же, ей не хотелось, чтобы ее колоссальное имущество попало в чужие руки. Тетя видела наследником своего состояния дорогого племянника. Она узнала, что он находится на Святой Горе и послала людей, чтобы они встретились с ним. Те пришли на Катунаки и принялись описывать со стояние тети.
— Твоя тетя, — сказали они, — сойдет с ума! Такое богатство, столько золота — и все это уйдет впустую! Возвращайся, чтобы получить в наследство ее ужасное имущество и, кстати, имущество твоих родителей, а уладив этот вопрос, делай, что хочешь. Ты должен вернуться, потому что тетя рехнется с горя. Восемь миллионов золотых драхм — коту под хвост!
Эти и многие другие слова говорили они, склоняя его к возвращению, и достойная жалости тетя все яснее представлялась взору племянника. В то же время враг начал свою невидимую атаку и принялся перечислять добрые дела, которые можно было бы совершить на эти деньги. Вроде бы все было вполне достойно. Но Иоанн был не один. В отражении стрел ему помогал щит его старца. И в самом деле, с вмешательством старца Неофита драма пришла к своему финалу. Мудрый совет, данный Иоанну, наилучшим образом уладил дело.
— Я тоже понимаю, — сказал он, — положение твоей тети. Я согласен, что такому огромному богатству нужно найти достойное применение. Итак, напиши ей письмо, поблагодари ее за ее великую любовь и предложи такой выход: пусть она разделит все свое состояние на три части. Первую пусть раздаст своим бедным родственникам. Другую — вдовам и сиротам. А третью — разным церквам. Так она и поможет бедным родственникам, и получит благодарность от вдов и сирот, а в церквах постоянно будут поминать ее имя.
Так удачно старец положил конец этому спектаклю.
|