Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Июль 8 » Пророчества преподобного Серафима Саровского о последних временах
21:27 Пророчества преподобного Серафима Саровского о последних временах | |
Пророчества преподобного Серафима Саровского о последних временах
Эсхатологические моменты в пророчествах прп. Серафима Саровского в контексте святоотеческого учения
Вопросы будущего видимого мира, вопросы нашего будущего, как и сотни лет назад, продолжают волновать, наверное, каждого человека. Но благодаря тому сокровищу, какое мы имеем и бережно храним, благодаря Преданию Церкви, каждый человек способен найти ответ на любой вопрос. Для нас с вами, православных христиан, грозная проповедь о кончине времен – не отвлеченные рассуждения и не теоретические познания из учебников по богословию. Эсхатология Православной Церкви чрезвычайно развита и богата. С самого начала своего существования христианство свидетельствовало и по сей день не перестает свидетельствовать о неизбежной кончине всего существующего в материальном мире. Все мы прекрасно осознаем, что Православие – смысл, содержание русской истории. Русское государство на протяжении своего тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне православного христианства. Пожалуй, только Россию можно назвать Святой наравне со Святой Землей Палестины. Она свята своей верностью идеалу Христову; она свята своими подвижниками благочестия. И благодаря этой святости она становилась, крепла, отражала нашествия иноплеменников, развивалась и процветала. Будущее нашей Родины, будущее России зависит от того, насколько мы будем верны евангельским заповедям, насколько мы будем тверды в отеческом благочестии. Именно для нас, живущих на земле, для укрепления нашей веры, для пробуждения совести, для поддержания духовной бодрости и трезвения святые по внушению Духа Святого произносили пророческие речи о последних временах. Одним из таких святых был преподобный Серафим, светильник земли русской, которого поистине можно назвать пророком, возвестившим нам с вами тайны последних времен. Преп. Серафим Саровский: «Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия, православная вера будет попрана, люди отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет…». Это одно из пророческих слов Преподобного находится в полном согласии с высказываниями других подвижников благочестия, живших ранее. Действительно, по всеобщему святоотеческому мнению, одним из признаков «последних времен» является отступление христиан от истинной веры. О падении нравственности в христианах и даже в среде духовенства пророчествовали многие широко известные святые, такие как, например, свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) [3, с. 228-229]; преп. Нил Афонский Мироточивый (XVI в.) [9, с. 14 -15]; свт. Нифонт Цареградский (XV в.) [12, с. 128] и другие. Множество раз в беседе со своими духовными чадами преподобный Серафим говорил о жесточайших бедствиях и гонениях на христиан в «последние времена»: «…кровопролитие будет ужаснейшее, великие бедствия, православная вера будет попрана… Во дни той великой скорби, о которой сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы, избранных ради, не сократились оные дни, в те дни… остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися… почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил: Боже мой! Для чего Ты Меня оставил! Подобное же оставление человечества Благодатью Божией должны испытать на себе последние христиане». И здесь Серафим Саровский вторил древним отцам и учителям. Лактанций, учитель Церкви (III-IV в.): «Когда приблизится последний конец для мира, тогда зло возрастет, все виды пороков и злодеяний участятся, справедливость исчезнет, вера, милосердие, мир, скромность и истина перестанут существовать. Насилие и дерзость будут изобиловать. Никто не будет проявлять сыновних чувств к родителям . Будут убийства и кровопролития. Будут войны, войны не только между чужими и пограничными государствами, но и междоусобные. Достоинство власти не будет уважаться, все будет иметь сходство с разбоем, будут расхищения и опустошения . Коротко сказать, такие настанут условия жизни, что живущих будут провожать слезами, а умирающих приветствовать. Города будут уничтожаемы – иногда огнем, иногда мечом, иногда частыми землетрясениями, иногда наводнениями, иногда эпидемией и голодом. Земля ничего не будет рождать, оголенная или крайним холодом, или чрезмерной жарой. Воды не будут ни полезны для употребления в пищу, ни годны для питья . И когда все так случится, то надо будет знать, что крайне близко время, когда Господь придет для того, чтобы изменить мир» [11, с. 345-346]. Преп. Нил Афонский Мироточивый, святой XVI века: «В то будущее время, благодаря силе величайшей преступности и распутства, люди лишатся благодати Святаго Духа, какую они получили во святом крещении, а равно потеряют и угрызения совести…» [2, с. 172-173]. Преп. Антоний Великий в наставлении к инокам говорит: «Придет время, возлюбленные дети мои, когда вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостию; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие… Настанет некогда время, и человеки вознегодуют» [4, с. 21]. Как мы можем видеть, все слова Преподобного о «великой скорби» последних времен, об оскудении нравственности, об отступлении людей от истины вполне традиционны для святоотеческой мысли и находятся в полном соответствии с пророчествами подвижников благочестия и учителей Церкви. Единство эсхатологической мысли обусловлено действием Духа Святаго, не перестающего, по слову Евангелия, устами праведников, стяжавших Его благодать, наставлять верных чад Божиих «на всякую истину» (Ин 16:13) и обличать мир «о грехе и о правде и о суде» (Ин 16:8). Кроме общих характеристик религиозно-нравственного облика людей, описания катаклизмов и скорбей «последних дней» великий Саровский подвижник говорил и о времени пришествия Христова. Можно с уверенностью сказать, что преподобный Серафим знал о высказываниях некоторых святых отцов и учителей Церкви по вопросу о 7000-летнем существовании мира: «Милостынями, облегчением трудов, а не ранами, – говорил старец Серафим, – можно сохранить нравственность людей. Господь терпит. Бог знает, может и еще протерпит восьмую тысячу». У прп. Иоанна Дамаскина читаем: «Глаголют же ся убо сего мира седмь век. Рекше от небесного и земного сотворения, даже до общего человеком скончания и восстания». Свт. Василий Великий так высказывается по этому вопросу: «Будущий век – восьмой день – будет отличаться от настоящей жизни настолько, насколько отличается первый день миробытия от последущих». Свт. Григорий Нисский также говорит о моменте, в котором завершится течение настоящего времени. По словам святителя, оно заключено в «седмице»: «Когда прекратится это время, преходящее и быстро совершающее свое течение, в которое одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда прекратится нужда приходить в бытие и не станет того, что подлежит разрушению, когда прекратится это преходящее свойство времени, потому что уже перестанет существовать сила, приводящая предметы в бытие и разрушение: тогда без сомнения закончит свое существование и эта седмица, измеряющая время, – и тогда наступит будущий век» [5, с. 497]. Святые отцы и писатели церковные, рассуждая о «седмице» времен, о 7000-летнем существовании вселенной, не имеют в виду установление конкретного срока Второго Пришествия. Понимать подобное исчисление следует иносказательно, как, например, поучает преп. Иосиф Волоцкий, объясняя семь тысяч лет не как дату простого человеческого летоисчисления, а как число высшего сакрального порядка: «Иже глаголют тако, яко святии отцы солгали, то тии суть уста отца их сатаны, яко не хотяще потрудитися в ширине Божественного Писания и поискати в нем Божественного Духа сокровенных тайн…». Именно духовно, иносказательно относился преподобный Серафим к любым святоотеческим исчислениям, а ищущим конкретных цифр и привязанным к «семи тысящам» отвечал: «Мню, батюшка, что восьмая-то тысяча пройдет. Мню, что пройдет». В совершенном согласии с Откровением и святоотеческим учением рассуждал Дивеевский Старец о конце времен: «…мне ли знать, когда будет конец миру сему, – говорил он, – и тот великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно» [14, с. 212]. Много и подробно рассуждая о признаках Второго Пришествия Христа, пророчествуя об особых явлениях «последних времен», преподобный Серафим, как и его великие предшественники, не преступает пределов, установленных Господом. Так, например, святитель Иоанн Златоуст говорит о внезапной кончине мира и о том, что времени наступления ее не знает никто, кроме Бога: «Если же хотите знать, для чего сокрыт этот день и почему он придет как тать в нощи, то я, как мне кажется, справедливо скажу вам: никто никогда во всю свою жизнь не стал бы заботиться о добродетели, если бы этот день был известен и не был сокрыт, но всякий, зная последний свой день, совершал бы бесчисленные преступления и уже в тот день приступал бы к купели, когда бы стал отходить (из этого мира)». Весьма разнообразны и многочисленны пророчества Преподобного об антихристе, извлеченные из записок Николая Александровича Мотовилова. «Сатана, – говорил старец Серафим, – был первый революционер и через то спал с неба, и между учением последователей его и учением Господа Иисуса Христа нет ничего общего, здесь огромная пропасть; Господь через делание данных Им заповедей призывает человечество на небо, где обитает правда, сатана же обещает устройство рая на земле. Так все тайные революционные общества имеют общую цель – борьбу и разрушение христианства, подготавливая почву антихристианству в лице грядущего в мир антихриста» [11, с. 550-551]. Таким образом, из слов преп. Серафима мы видим основные черты врага Христова: антихрист – полная противоположность Христа, пытающийся присвоить себе божественные почести, ненавидящий последователей Христа и Его учение. Так же характеризует антихриста и отеческое предание. Блаж. Иероним пишет о том, что прообраз антихриста подается нам в Священном Писании: «Это обычай Св. Писания, что оно истину будущего предпосылает в типах… Так и об антихристе должно думать, что он своим образом имеет гнуснейшего царя Антиоха, который преследовал святых и осквернил храм» [1, с. 257]. Сщмч. Ипполит Римский так отзывается об антихристе: «Он, коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желает истребить и изгнать их из мира за то, что они не воздают ему славы» [6, с. 237]. «Учение двенадцати апостолов», или «Дидахи», живо изображает нам картину времени, предшествующего появлению антихриста: «В последние дни умножатся лжепророки и губители, овцы обратятся в волков и любовь превратится в ненависть, потому что когда усилится неправда, то люди будут ненавидеть друг друга, преследовать и предавать, – и тогда, подобно Сыну Божьему, явится обманщик мира (антихрист) и совершит знамения и чудеса, и земля будет предана в его руки, и он сотворит такие преступления, каких никогда не было от века» [7, с. 54]. Блаж. Феодорит пишет: «Ради не поверивших проповеди истины придет отец и учитель лукавства». Далее преподобный Серафим подробно говорит о происхождении антихриста и его естестве: «Во Израиле родился Иисус Христос – истинный Богочеловек – Сын Бога Отца – наитием Св. Духа, а среди славян и русских родится истинный антихрист – бесочеловек, сын жены блудницы из колена Данова и сын диавола, через искусственное перенесение к ней мужского семени, с которым вместе вселится в утробу ее дух тьмы» [11, с. 465]. Еще раннехристианские отцы и учители Церкви говорили о происхождении антихриста из колена Данова, опираясь при этом на пророчество Иеремии. Вот какие рассуждения по этому вопросу находим мы у священномученика Ипполита Римского: «Вообще антихрист проявит желание во всем уподобиться Богу и Его Сыну. Царь – Христос, царь – хотя земной – и антихрист. Явился Спаситель как Агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет оставаться волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, подобным же образом пошлет и он своих лжепророков. Собрал Спаситель своих рассеянных овец, подобным же образом соберет и тот рассеянный иудейский народ. Дал Господь печать верующим в Него, подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь, в образе человека придет и он. Воскресил и показал Спаситель Свою святую плоть, как храм; восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме. Как Христос произошел от колена Иудина, так и антихрист имеет произойти из колена Данова» [10, с. 240]. Святитель Ириней Лионский также говорит о том, что антихрист произойдет из колена Дана: «Иеремия открыл не только внезапное пришествие, но и колено, из которого придет (антихрист), говоря: от Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется земля, и он придет и потрясет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями (Иер 8:16). И поэтому сие племя не считается в Апокалипсисе в числе спасаемых (Откр. 7:5-7)» [1, с. 138]. О том же свидетельствует и св. Андрей Кесарийский: «…колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен» [10, с. 57]. Из истории святоотеческой письменности нам известно, что антихрист будет истинным человеком, но исполненным сатанинским безбожием и злобною гордостью – так считали св. Иустин, блаж. Феодорит Кирский, Евсевий, Тертуллиан, Ориген и другие. Свт. Иоанн Златоуст, рассуждая об антихристе, задается вопросом: «Кто же он будет? Ужели сатана?», – и отвечает: «Нет, – но человек некий, который восприимет всю его силу». «Предсказано (2Фес 2:9), что пришествие его (антихриста) по действу сатанину будет» [1, с. 220]. Свт. Кирилл Иерусалимский так представляет антихриста: «…Перед вторым пришествием истинного Христа, – пишет он, – противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно обрезанных (т.е. иудеев), явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитит себе власть, ложно назовет себя Христом и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Мессию, а язычников обманывать мнимыми волхованиями… Сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою» [3, с. 231-232]. Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» также говорит: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, – да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны; ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» [8, с. 447]. Блаж. Иероним пишет: «Не следует думать, что антихрист есть или диавол, или демон, но – один из людей, в котором имеет телесно обитать весь сатана» [10, с. 27]. О том же предсказывал и прп. Ефрем Сирин: «Действительно от скверной девы родится его (диавола) орудие, но сие не значит, что он воплотится: придет же всескверный, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех…» [10, с. 35]. В своих предсказаниях старец Серафим особое место уделял России и славянскому народу и многократно предсказывал его величие в сохранении Православия. Также Преподобный говорил и об особенной роли евреев в конечных судьбах мира. «Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые; прочие же все народы – как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих. За то, что евреи не приняли и не признали Господа Иисуса Христа, они рассеяны по лицу всей земли. Но во времена антихриста множество евреев обратится ко Христу, так как они поймут, что ошибочно ожидаемый ими мессия – не кто иной, как тот, про которого Господь наш Иисус Христос сказал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не приняли Меня, иной же придет во имя свое, и примут его». Но, несмотря на великое их пред Богом преступление, евреи были и есть возлюбленный пред Богом народ. Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия…» [11, с. 465]. У святых отцов также наблюдается особенное отношение к иудеям. С одной стороны, это сознательные противники Христа, «синагога сатаны», с другой – у них есть возможность покаяться и стать истинными чадами Божиими. Но массовое покаяние возможно лишь в результате чрезвычайных событий, и то спасутся лишь достойные. Места «званных» иудеев, отвергнувших Христа, по евангельской притче, займут «избранные» из языческих народов. В 10-й главе послания «К магнезийцам» сщмч. Игнатий Богоносец пишет: «Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога» [7, с. 45]. Св. Иустин Философ пишет: «…Те, которые гнали Христа и гонят еще, и не раскаиваются, не получат никакого наследства на Святой Горе. Напротив, народы, уверовавшие во Христа и раскаявшиеся, в чем согрешили, получат наследство вместе с патриархами, пророками и праведниками, рожденными от Иакова; хотя не субботствуют, не обрезываются и не соблюдают праздников, однако несомненно получат святое наследство Божие» [7, с. 283]. Блаж. Феофилакт Болгарский: «…Спасутся не все израильтяне, но достойные спасения, которых Бог оставил и отделил как достойных . Все пророки предвозвещают, что не все достойны спасения» [11, с. 385-386]. Как уже было отмечено ранее, особое место в пророчествах Саровского Чудотворца занимает русское государство и русский народ, который призван стать «вторым Израилем», хранителем истинного Православия, и объединить вокруг себя всех, сохранивших истину до последних времен. В России, согласно предсказанию Преподобного, произойдут события, которые подготовят православный мир к эсхатологическим временам. «До рождения антихриста в Церкви Русской будет Патриарх, затем будет созван VIII Вселенский Собор, цель которого: [1] дать последнее предупреждение миру против всеобщего отступления от Господа Иисуса Христа…; [2] объединение и воссоединение всех Христовых Церквей…; [3] для окончательного проклятия масонства, франкмасонства… и подобных партий, под какими бы названиями они ни появлялись, главные руководители которых имеют одну единую цель: под предлогом полного равноправного благоустройства земли с помощью лукавых людей вызвать анархию во всех государствах и разрушить христианство во всем мире, и, наконец, силою золота, сосредоточенного в их руках, подчинить весь мир антихристианству в лице единого самодержавного богоборного царя – одного над всем миром». Преп. Серафим в данном пророчестве показывает начало воцарения антихриста и политические процессы, предшествующие его воцарению. И в этом Саровский подвижник вторит древним церковным отцам и учителям, указывая на благовидные предлоги, хитрость и коварство, посредством которых антихрист придет к власти. Особую роль в воцарении антихриста будут играть тайные общества и масонские организации, иудейские по происхождению, и символом «новой эры» станет восстановление Соломонова храма. У прп. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении» читаем: «…он (антихрист) рождается от блуда и тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает, и царствует. И в начале царствования своего, вернее же – тирании, притворно усвояет себе наружность святости; когда же он сделается победоносным, то будет преследовать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу» [8, с. 338]. Св. Ириней Лионский в своем толковании на книгу пророка Даниила пишет о явлении из четвертого и последнего всемирного царства десяти царей и антихриста: «Имеющий прийти (антихрист) трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон (это есть вообще земное царство, как бы в одном теле, или город, имеющий царствовать пред пришествием антихриста), и сожгут его огнем, и предадут свое царство зверю, и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего…» [1, с. 138]. Свт. Кирилл Иерусалимский учит: «…Он (антихрист) придет к иудеям под именем Христа и захочет, чтобы иудеи поклонялись ему; дабы больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придет антихрист тогда, когда в храме иудейском не останется камня на камне по изречению Спасителя; когда или сам он падет от ветхости, или разрушен будет с тою целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому будут разметаны все камни. Тогда придет антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными» [3, с. 233]. Свт. Григорий Богослов: «…Говорят, что опять будет восстановлен Иерусалимский храм и антихрист будет принят иудеями за Христа, сядет в храме и будет царем по всей земле. Затем дойдет до опустошения мира, потому что он – мерзость запустения мира» [1, с. 237]. «Кто перенесет дни сии, кто стерпит невыносимую скорбь, как скоро увидит смешение народов, которые от конец земли идут увидеть мучителя, и многие поклоняются мучителю, с трепетом взывая: «ты наш спаситель»? Бесстыдный же, приняв тогда власть, пошлет бесов во все концы смело проповедовать: «великий царь явился во славе, идите и видите его»…. Приидет же всескверный, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех, приидет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый. А при всем этом с великою властию совершит он знамения и чудеса и примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возымеют одну мысль и с великою радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: «найдется ли еще человек столь добрый и правдивый?». И скоро утвердится царство его» [10, с. 38]. Так описывает воцарение врага христиан прп. Ефрем Сирин. Нельзя не отметить, что особое место в пророчествах преп. Серафима занимает Дивеево. Он много раз повторял в беседах с различными людьми мысль о той славе, какой будет удостоен этот земной уголок, «четвертый удел Божией Матери», во дни антихриста. В святоотеческих текстах вряд ли удастся отыскать возможные параллели этого учения. Мы знаем из Священного Писания и Предания лишь об «избранном остатке», о тех немногих верных, которым удастся избежать прельщения. В Откровении Иоанна Богослова Церковь представлена в образе жены, убежавшей в пустыню, «где приготовлено было для нее место от Бога» (Откр. 12:6). Очевидно, старец Серафим прозрел эту «пустыню» именно в месте своих земных подвигов и поэтому называл окрестности своей кельи священными именами: Афонская Гора, Иерусалим, Назарет, Вифлеем, река Иордан, Фавор. Весьма интересный факт: само название Дивеево можно возвести к слову «Диво», которое, по объяснению словаря прот. Григория Дьяченко, означает чудо, диковину, невидаль и, в свою очередь, происходит от слова «Див» – блистать, быть прекрасным [13, с. 144]. Можно сказать с уверенностью – сегодня многие понимают особое мистическое значение этого святого места. Одному человеку, ищущему ответы на вопросы, связанные с последними временами и вторым пришествием Христовым, преп. Серафим сказал краткую, но очень содержательную речь, обращенную и ко всем, кому небезразличны судьбы человечества, христианства и родного отечества: «Мы, живущие во грехах, далеко отступили от путей спасения; мы невоздержанны, не храним постов святых; не соблюдаем ни среды, ни пятницы, едим мясо даже во святую Четыредесятницу, не думая о том, что этим нарушаем церковные и апостольские правила, гневим Господа, широко отворяя для входа в лукавое сердце свое двери страстям и порокам, а вслед за ними и казням Божиим. Исправимся, да Господь нас помилует! Возлюбим Церковь Святую и Православную, возлюбим веру, как наше твердое и благодатное ограждение; да будет правда нам в броню и благочестие – в щит спасения. Ими Россия будет славна, крепка и необорима, и врата адовы не одолеют нас!». Впервые опубликовано на официальном сайте Казанской епархии РПЦ http://www.hram-evenkya.ru/news2.php/prorochestva-prepodobnogo-serafima-sarovskogo-o-poslednih-vremenah Оптинские старцы о адских мучениях
Слыша о муках вечных, не смущайтесь вы, ибо они весьма благодетельны для человека; когда бы их вовсе не было, тогда еще хуже и грешнее были бы мы. Ибо как отцы и матери удерживают детей от резвости прутом, так и Бог посредством адских мучений удерживает людей от злодеяний (преп. Антоний).
...Если бы все скорби, болезни и несчастия со всего света собрать в одну душу и свесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее, ибо геенны огненной и сам сатана страшится. Но нам немощным здешние муки весьма невыно¬симы, ибо дух наш иногда и бодр, а плоть всегда немощна (преп. Антоний). ...Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них. Диавол всем нам внушил, что ни его (т. е. диавола), ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, все равно как и блаженства, начинаются еще на земле, т. е. грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники — блаженство... только с той разницей, что в будущем веке и то и другое будет несравненно сильнее... (преп. Варсонофий). Адские муки несомненно существуют, и эти муки будут вещественны. Души и праведников и грешников имеют даже одежду. Например, ведь святители явились в святительских одеждах. Там, быть может, будут города и т. п. Все видят адские муки в условиях земного существования, только будет не это грубое тело, а более тонкое, вроде газообразного... (преп. Варсонофий). Сильно распространен теперь неправильный взгляд на муки вообще. Их понимают как-то слишком духовно и отвлеченно, как угрызения совести; конечно, угрызения совести будут, но будут мучения и для тела, не для того, в которое мы сейчас облечены, но для нового, в которое мы облечемся после Воскресения. И ад имеет определенное место, а не есть понятие отвлеченное (преп. Варсонофий). В настоящее время не только среди мирян, но и среди молодого духовенства начинает распространяться такое убеждение: вечные муки несовместимы с беспредельным милосердием Божиим, следовательно, муки не вечны. Такое заблуждение происходит от непонимания дела. Вечные муки и вечное блаженство есть не что-нибудь только извне приходящее, но есть, прежде всего, внутри самого человека. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с теми и отойдет в жизнь вечную. Больное тело мучается на земле, и чем сильнее болезнь, тем больше мучения. Так и душа, зараженная различными болезнями, начинает жестоко мучиться при переходе в вечную жизнь. Неизлечимая телесная болезнь кончается смертью, но как может окончиться душевная болезнь, когда для души нет смерти? Злоба, гнев, раздражительность, блуд и другие душевные недуги — это такие гадины, которые ползут за человеком и в вечную жизнь. Отсюда цель жизни и заключается в том, чтобы здесь, на земле, раздавить этих гадов, чтобы очистить вполне свою душу и перед смертью сказать со Спасителем нашим: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14, 30). Душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в сообществе святых. Если бы и поместили ее в рай, то ей самой нестерпимо бы было там оставаться, и она стремилась бы уйти оттуда (преп. Варсонофий). | |
|
Всего комментариев: 0 | |