Верою исцеляюсь
22:53 Против обливательного Крещения | |
Против обливательного КрещенияАрхиепископ Никифор (Феотокис) – подвижник веры и благочестия, много потрудившийся для просвещения греческого и русского народов. Читать его творения советовали верующим в России святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Макарий Оптинский. Архиепископ Никифор родился в 1731 году на острове Корфу и с юных лет был известен на своей Родине как блестяще образованный талантливый проповедник, педагог, ученый и богослов. Работы греческого подвижника стали настолько популярны в Европе, что слух о нем дошел до Екатерины II, живо интересовавшейся новинками литературы и философии. Императрица пригласила Феотокиса посетить Россию, которая с 1776 года стала для него второй Родиной. В 1779 году он переехал в Полтаву, где получил сан архиепископа Славенского и Херсонского; через семь лет был переведен на Астраханскую кафедру. И в Полтаве, и в Астрахани архипастырь основал православные семинарии. В 1792 году он по состоянию здоровья ушел на покой и был назначен управляющим Данилова монастыря города Москвы. В России Никифора (Феотокиса) прозвали «Керкирским мудрецом» (Керкира – греческое название острова Корфу): он пользовался огромным авторитетом и как священнослужитель, и как ученый. Архиепископ активно полемизировал с так называемыми «старообрядцами», о чем свидетельствует ряд его сочинений. В Даниловом монастыре он написал свою главную книгу – четырехтомник «Путь по дням Господним», содержащий толкования и беседы на евангельские и апостольские чтения всего года. Помимо богословских трудов, подвижник также создал учебники «Основания математики» и «Основания географии». Скончался греческий просветитель в 1800 году и, по его собственному завещанию, был похоронен на территории Даниловой обители. В его честь названа одна из башен монастыря – Никифоровская. Ниже публикуется написанное архиепископом Никифором во дни его пребывания на Славенской и Херсонской кафедре «Окружное послание против обливательного Крещения всечестным протоиереям и честным иереям, во Славенской епархии состоящим».
По делу звания моего я обязан наблюдать за всем, что относится к учению христианскому, дабы сие учение сохранялось здраво и неповрежденно. И, во-первых, обращаю внимание ваше на святое Крещение, которое есть дверь всех Таинств, начало спасения нашего, отпущение грехов и примирение с Богом. Оно есть дар усыновления, потому что в Крещении мы становимся сынами Божиими и сонаследниками Христу, облекаясь во Христа Господа нашего, по слову святого апостола Павла: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Без сего и спастись никто не может: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин. 3, 5). Рассуждая о сем Таинстве святом, я должен сказать вам, что: 1. Самое слово или наименование его на первоначальном языке, на котором передали нам благовествование Богом просвещенные Евангелисты, означает погружение, а не обливание или окропление (греческое слово «βαπτισμα» – «окунаю», «крещу водой»). 2. Первый Узаконитель Крещения Господь и Спаситель наш Иисус Христос, вошедши в реку Иордан и, погружаясь, крестился. 3. Так и апостол Филипп крестил евнуха: И сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его(Деян. 8, 38). 4. Православная Церковь по преданию апостольскому всегда крестила через погружение. Это видно из 50-го правила святых апостолов: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения <...>: да будет извержен»; из 2-го тайноводственного поучения святителя Кирилла Иерусалимского: «Вы исповедали спасительное исповедание и, погрузившись трижды в воде…»; из слов святителя Василия Великого: «Тремя погружениями и столькими же призываниями совершается великое Таинство Крещения». 5. Погружение в воду, и притом троекратное, и троекратное же восхождение от воды установлено не произвольно и не случайно, но во образ тайны тридневного Воскресения Христова. «Вода, – говорит святитель Василий Великий, – представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб». Тела крещаемых в воде некоторым образом погребаются, следовательно, Крещение таинственно изображает отложение плотских дел, по слову апостола:В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в Крещении (Кол. 2, 11–12). 6. Церковь Православная везде крещает через трехкратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь Греческая, Георгианская, Арабская, Болгарская, Сербская, Волошская, Далматская; так крестит и Церковь Русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в котором трижды погружает крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы (как указано в 49-м правиле апостольском: «Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа <...>: да будет извержен»). А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет никакого сомнения. Святой Владимир принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде и теперь крещают через погружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей-греков и которых крестили греки, крещаются теперь не через погружение. Впрочем, думаю, и не без основания, что крестить посредством обливания стали сначала в Киеве, а потом и по всей Малороссии с того времени, когда униаты завладели Киевскою митрополиею. В римской церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только через обливание, но и через окропление. Из сего следует, что из всех православных одни только малороссы, отменив погружение, крещают посредством обливания. А это подало случай раскольникам обличать нас в том, что мы, пренебрегши преданием святых апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обычаю папистов, которые в числе различных неправильных отмен дерзнули переменить и святое Крещение. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам (1 Кор. 11, 2); итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Сол. 2, 15), – так писал божественный апостол Павел. А святитель Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без Крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении Крещения». Для чего же мы делаем упущения в столь важном деле? Почему мы не сохраняем сего святого апостольского предания, как сохраняет его вся Православная Церковь? Какую причину, какое извинение представим в том? Быть может, кто скажет, что опасно погружать младенцев в воду? Но это будет лукавством. Жизнь Его Императорского Высочества, благоверного Государя Цесаревича и Великого князя Павла Петровича и Его высоких чад весьма драгоценна, однако ж они без всякого опасения, по благости Божией, были крещены троекратным погружением в довольно глубоком сосуде, который я сам видел в придворной церкви. Наконец, если бы кто сказал, что холодная вода в зимнее время может быть вредна для здоровья младенцев, тот должен знать, что никакой закон не повелевает, чтобы вода, употребляемая в Крещении, была холодная и замерзшая; можно брать воду, находящуюся в комнате. Довольно, кажется, и того, что я сказал вам, возлюбленные во Христе чада и пречестные священники, довольно для того, чтобы вы больше не крестили через обливание, а крестили бы как положено, посредством погружения, чтобы вы прежде других в Малороссии показали пример сей святой и за служение и ревность о сохранении в Церкви древнейшего апостольского предания удостоились получить от Бога награду. Впрочем, дабы кто-нибудь не пренебрег сего постановления нашего под тем предлогом, что от нас не было на то ясного повеления, то мы, по власти нашей пастырской, всем нашим духовным правлениям повелеваем: 1. Стараться, чтобы во всякой церкви был устроен сосуд серебряный или медный или из другого какого-либо приличного материала, который бы имел фигуру колокола или кадила, снизу уже, а кверху шире, глубиной не меньше аршина, а шириною соразмерен был бы глубине, так чтобы годен был к употреблению. 2. Велеть везде священникам, чтобы над вышеупомянутым сосудом с водою прочитаны были обыкновенные молитвы и в освященной воде крещали бы младенцев при троекратном погружении с призыванием на каждом из погружений одного из трех имен Пресвятой Троицы, как совершается на Востоке и в Великороссии. 3. Строго приказывать, чтобы священную воду по совершении Крещения не выливали куда вон в нечистое место, но сохранно и с должным уважением выливали бы ее в умывальницу, то есть где священники руки омывают, а самый сосуд ни на какое другое дело не употреблять, но хранить его в церкви в числе других священных сосудов. Повинующимся и охотно имеющим исполнить сие наше повеление обещаем Божие благословение, вечную славу и наше пастырское благословение.
Архиепископ Источник: http://azbyka.ru/otechnik/?Nikifor_Feotokis/protiv-oblivatelnogo-kreshhenija | |
|
Всего комментариев: 0 | |