Пятница, 29.03.2024, 08:55 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2015 » Февраль » 25 » ПРОТИВ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ПРОФЕССОРА А.И. ОСИПОВА О КРЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ
00:32
ПРОТИВ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ПРОФЕССОРА А.И. ОСИПОВА О КРЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ

 

ПРОТИВ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

 

ПРОФЕССОРА


А.И. ОСИПОВА О КРЕЩЕНИИ

 

ДЕТЕЙ

 

В публикациях, посвященных опровержению догматических ошибок профессора Московской духовной академии и семинарии Алексея Ильича Осипова, – критическом анализе его книги «Из времени в вечность: посмертная жизнь души» («ПК» № 16 (64)), а также богословском анализе его ответа на обвинения в ереси (№ 2 (74)), – мы уже отчасти касались проблемы спасения некрещеных младенцев как частного вопроса проповедуемого профессором лжеучения о конечности адских мук. Сегодня предлагаем ознакомиться с еще одним апологетическим материалом на данную тему.

 

Профессор МДА А.И. Осипов утверждает, что младенцы, умершие некрещеными, обязательно входят в рай. Однако такое мнение было признано ересью и предано анафеме 124-м правилом Карфагенского Собора. Алексей Ильич отвергает справедливые обличения современников, ссылаясь на то, что решения Поместных Соборов не обладают догматической силой и что указанный канон ошибочен. Но профессор, по всей видимости, не знает или упускает из вида тот факт, что эту же ересь осудил и Третий Вселенский Собор, противоречить постановлениям которого совершенно невозможно. К сожалению, нужно признать, что А.И. Осипов возродил лжеучение Целестия, анафематствованное Церковью еще 1600 лет назад.

 

МНЕНИЕ А.И. ОСИПОВА 
О НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ 
КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ

 

Приведем аргументы профессора (стенограмма видеозаписи его выступления,http://youtube.com/watch?v=QOJJgnq4WlY#t=187, начиная с 18:22): «Насчет Карфагенских Соборов и Крещения младенцев скажу вам так: это Поместные Соборы Африканской Церкви. Это было одно из правил (мы с вами говорили о правилах…). Это одно из правил Карфагенского Собора, которое никогда и нигде не было принято, ни одним Собором – это во-первых.

Во-вторых, целый ряд Святых Отцов вели свою жизнь прямо противоположно этим решениям. Вы знаете, Василий Великий крестился когда? В 30-летнем возрасте! Его родители были святыми, и они его не крестили. Какой ужас, правда? А вдруг умрет? Не крестили его! Григория Богослова – то же самое! Иоанна Златоуста – то же самое! Да что с ними? Константин Великий – только уже прямо перед смертью! Сколько их было! Если бы это правило Карфагенского Собора было верным, если бы это было догматическое изложение учения Церкви, все бы они должны были бы быть подвергнуты осуждению – этот их поступок…

Так что, видите, Карфагенский Собор… – это было правило, которое нигде не получило никакого догматического подтверждения. И, кстати, Поместные Соборы догматические положения не принимали. Они не могли принимать. Это Вселенские Соборы принимали, а не Поместные. А это правило было, которое сплошь и рядом, как мы видим, постоянно не соответствовало опыту и практике самих Святых Отцов, уже не говорю о всех прочих. Вот так!»

 

ОШИБОЧНОСТЬ ТОЛКОВАНИЯ 
ПРОФЕССОРОМ 124-ГО ПРАВИЛА 
КАРФАГЕНСКОГО СОБОРА

 

Рассмотрим сначала второе оправдание Алексея Ильича, в котором он утверждает, что«целый ряд Святых Отцов вели свою жизнь прямо противоположно этим решениям» (здесь и далее – выделения автора, – примеч. ред.), т. е. правилам святого Поместного Карфагенского Собора.

Чтобы понять суть этого мнимого противоречия, «выявленного» профессором, процитируем 124-е правило Карфагенского Собора: «Определено также: кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), – тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: „Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили“ (Рим. 5, 12), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

Если из всего правила оставить только следующие слова: «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей <…>, – тот да будет анафема», то с некоторой натяжкой можно придать ему смысл предписания к обязательному Крещению младенцев именно в их детском возрасте. Как раз так, к сожалению, понимает приведенное выше правило Алексей Ильич, противопоставляя ему реальные факты из жизни святых, крестившихся уже в зрелом возрасте. Неверное, самовольное толкование правила приводит профессора к выводу об ошибке в постановлении святого Собора: «Если бы это правило Карфагенского Собора было верным, если бы это было догматическое изложение учения Церкви, все бы они (упомянутые святые, крестившиеся взрослыми, – примеч. С.М.должны были бы быть подвергнуты осуждению». По логике Алексея Ильича, поскольку святых, принявших Крещение не в детстве, не подвергли анафеме, значит и 124-е правило Карфагенского Собора можно не признавать. На этом основании он еще более утверждается в своем ложном мнении, что младенцы вообще не нуждаются в святом Крещении и, умерши некрещеными, непременно входят в рай (Осипов А.И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. М., 2012. С. 144–151).

Прочтем внимательно 124-е правило и убедимся, что оно имеет совсем иной смысл, отличный от его трактовки профессором Осиповым. Объяснение сути правила содержится в нем самом: «Реченное апостолом: „Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили“ (Рим. 5, 12), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». Другими словами, вследствие первородного греха Адама и Евы на всем человечестве лежит печать вечной смерти, которая смывается только святым Крещением.

Именно по этой причине Собор определяет справедливое наказание думающим иначе: «…кто <…> говорит, что хотя они (младенцы, – примеч. С.М.и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия <…>, тот да будет анафема». Совершенно очевидно, что анафеме подвергаются не те, кто желает отложить Крещение до зрелого возраста, а те, кто считает, что младенцы совершенно чисты и святы и вовсе не нуждаются в Крещении. Поэтому нет абсолютно никакого противоречия между указанным правилом и отложением некоторыми святыми Таинства Крещения. Собор не рассматривал вопрос о времени его принятия (в младенчестве или в зрелом возрасте), как полагает Алексей Ильич, но засвидетельствовал, что и младенцы (с момента зачатия) несут на себе печать закона вечной смерти, вступившего в силу при нарушении первыми людьми заповеди, данной им Богом в раю. По этому поводу преподобный Симеон Новый Богослов писал: «Слова и определения Божии делаются законом естества. Почему и определение Божие, изреченное Им вследствие преслушания первого Адама, т. е. определение ему смерти и тления, стало законом естества, вечным и неизменным» (Слово 38).

Таким образом, полагать, как профессор Осипов, что младенцы чисты и святы и непременно наследуют рай, даже если умрут некрещеными, может только тот, кто не понимает духовного смысла первородного греха, кто толкует его не так, как всегда учила Кафолическая Церковь.

Ошибочность мнения Алексея Ильича выявляется еще четче, если принять во внимание, по какому поводу было составлено 124-е правило. Для этого обратимся к «Алфавитной Синтагме» иеромонаха Матфея Властаря (буква «А», глава 2 «О еретиках…», раздел «О Целестии»):«Целестий был ученик некоего монаха Пелагия; оба они происходили из Карфагена, как повествует Фотий Константинопольский [Патриарх], и ввели в Церковь новые лжеучения: ибо утверждали, что Адам вначале создан был смертным, а не за преступление был осужден сим; что новорожденные младенцы не имеют нужды в Крещении, потому что не заимствуют от Адама прародительского греха; что между раем и адом есть место, в котором блаженно живут младенцы, преставившиеся непросвещенными. Эти и другие шесть, сим подобные, мнения были проповедываемы последователями Пелагия и Целестия, – которые настоящий Третий Вселенский Собор, а также и Собор Карфагенский, подвергли анафеме. <…> И Великий Лев папа последователям Пелагия и Целестия, обращающимся к Церкви, повелел письменно анафематствовать свое лжеучение».

Вникнем в смысл выделенных слов: «…что новорожденные младенцы не имеют нужды в Крещении, потому что не заимствуют от Адама прародительского греха», – так учил еретик Целестий. Но это же самое утверждает и Алексей Ильич Осипов, уверяя, что умершие некрещеными младенцы попадают в рай, т. е. что они в святом Крещении отнюдь не нуждаются!

Итак, вполне очевидно: Алексей Ильич Осипов возродил ересь Целестия.

 

 

ИМЕЮТ ЛИ ПРАВИЛА О НЕОБХОДИМОСТИ 
КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ ДОГМАТИЧЕСКУЮ СИЛУ?

 

Теперь вернемся к выступлению А.И. Осипова, чтобы рассмотреть его первый аргумент:«Насчет Карфагенских Соборов и Крещения младенцев скажу вам так: это Поместные Соборы Африканской Церкви. <…> Это одно из правил Карфагенского Собора, котороеникогда и нигде не было принято ни одним Собором». Для большей убедительности Алексей Ильич добавляет: «Так что, видите, Карфагенский Собор… – это было правило, которое нигде не получило никакого догматического подтверждения. И, кстати, Поместные Соборы догматические положения не принимали. Они не могли принимать. Это Вселенские Соборы принимали, а не Поместные». <…>

Как видим, профессор хочет оправдать возрожденную им ересь Целестия тем, что ее осудил только святой Поместный Карфагенский Собор, который якобы не имел догматической силы. Поэтому, убежден он, разделяющие это лжеучение не подлежит анафеме.

Для православного человека было бы достаточно и решения Поместного Собора (постановления которых впоследствии утверждались Вселенскими). Возникает вопрос: на каком основании Алексей Ильич дерзает игнорировать общецерковные законы? Он считает себя вправе требовать особых, неоспоримо авторитетных контраргументов. Но и они имеются в правилах Церкви!

Обратимся вновь к цитате из «Алфавитной Синтагмы»: «Эти и другие шесть, сим подобные, мнения были проповедываемы последователями Пелагия и Целестия, – которые настоящийТретий Вселенский Собор, а также и Собор Карфагенский, подвергли анафеме». Оказывается, ересь Целестия, утверждавшего, что «…новорожденные младенцы не имеют нужды в Крещении, потому что не заимствуют от Адама прародительского греха», была осуждена и Третьим Вселенским Собором, решения которого уже без всякого сомнения имеютдогматическую силу!

Правило 4-е Третьего Вселенского Ефесского Собора гласит: «Если какие-нибудь из клира отступят и дерзнут особо или всенародно держаться Несториева или Келестиева(Целестиева, – примеч. С.М.мудрствования, то праведным признал святой Собор изверженными быть и сим из священного чина» (об этом же говорит и 1-е правило того же Собора). Совершенно очевидно, что наказание следует за ересь, определенную 124-м правилом Поместного Карфагенского Собора, анафематствовавшего Целестия и его последователей (в том числе и Алексея Ильича Осипова и тех, кто ему верит в этом вопросе!). <…>

Желающим глубже разобраться в рассматриваемой проблеме рекомендуем обратиться к «Правилам Святой Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима (Милоша)», где в объяснении 1-го и 4-го правил Третьего Вселенского Собора приводятся подробные и достоверные факты осуждения лжеучения Целестия.


ВСЕГДАШНЯЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВЯТЫХ КАНОНОВ ЦЕРКВИ

 

Итак, оба ложных довода Алексея Ильича полностью опровергнуты. Но у него еще как бы впрок, как раз для такого случая был заготовлен третий, самый опасный, прозвучавший в том же выступлении (3:10): «Множество правил, принятых даже Вселенскими Соборами, не могут даже применяться и не применяются. Просто невозможно их даже применять! <…> А таких правил там очень много». Данное заявление знаменитого профессора МДА подрывает непререкаемый авторитет Вселенских Соборов и служит основанием для реформации всей догматической системы Церкви! Нормально ли, что на эти слова Алексея Ильича Осипова не последовало никакой реакции священноначалия? Неужели современный епископат совсем забыл о своей основной обязанности – неуклонном хранении чистоты догматов Православия?

Но посмотрим, каким образом профессор обосновывает «справедливость» своего кощунственного утверждения, которое сродни хуле на Духа Святаго. Проанализируем по порядку все четыре довода Алексия Ильича.

Доказательство первое: «Я всегда привожу один и тот же пример, и все смеются, конечно, но он очень хороший. Одно из правил: „Если кто будет мыться в бане с евреем, то отлучается от Причастия… (я забыл, ну, на сколько-то там лет)“. Так что, ну, попробуйте сейчас вот придите в баню и спросите: „А нет ли тут еврея?“ Ну что это?.. А таких правил там очень много!»

Вот так, искажая смысл канона (как и в случае со 124-м правилом Карфагенского Собора), насмехаясь над духовной мудростью Отцов Шестого Вселенского Собора, разыгрывая некий мини-спектакль, Алексей Ильич дискредитирует авторитет Вселенских Соборов, подчеркивая, что «таких правил там очень много». Как понимать выражение «очень много»? Это более или менее половины, треть или две трети? Очевидно, что люди, доверяющие профессору Осипову, попросту перестанут воспринимать всерьез, как неоспоримую истину, решения Соборов, занимавшихся какими-то «странными» вопросами, «очень многие» из которых, с умелой подачи Алексея Ильича, вызывают смех у современного человека.

Но приведем упомянутое 11-е правило Шестого Вселенского Собора: «Никто из принадлежащих к священному чину или из мирян отнюдь не должен есть опресноки, даваемыеиудеями, ни вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их и врачевства принимать от них, ни в банях купно с ними мыться. Если же кто дерзнет сие творить, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Совсем нетрудно заметить, что в искусной интерпретации Алексея Ильича правило приобрело иной смысл. Отчетливо видны несколько отклонений: вместо «иудеями», что говорит о религиозной принадлежности, профессор употребил слово «евреем», свидетельствующее о национальности; от четырех запретов, три из которых имеют большую значимость, остался только один, наименее понятный и важный по сравнению с прочими; явный акцент с воспрещения вступать в содружество с иудеями, что является главным смыслом правила, переместился на недозволение мыться с ними в общественной бане. Вот таким лукавым способом профессор МДА обратил 11-е правило Святых Отцов Шестого Вселенского Собора в шутку про бани, изуродовав духовный смысл святоотеческого канона!

Если же рассмотреть соборное постановление целиком, то будет понятно, что Отцы запрещают вступать в личную дружбу с иудеями, отвергшими Христа и продолжающими ожидать своего «мессию», – чтобы не перенять их духовные недуги. Упоминание о банях, как о деле бытовом, употребляется здесь в качестве одного из примеров проявления личной дружбы. Этим показывается, что тесное общение даже на бытовом уровне может иметь духовные последствия. <…>

Таким образом, при должном понимании настоящего правила не остается никаких причин сомневаться в его актуальности и применимости в наше время. Отвержение же его, учитывая слабость веры современных христиан, повлечет за собой перенятие ими заблуждений еретиков и иноверцев. А ересь, напомним, – грех смертный, увлекающий в муку вечную! 
Убеждены, что проблема применимости и всех прочих «многих» канонов святых Соборов при верном понимании их смысла полностью отпадает.

 

Сергей Михайлович 
МАСЛЕННИКОВ

 

Окончание следует

 

Просмотров: 806 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: