Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Июнь 21 » Ракетно-бомбовый удар Израиля по Ирану: сценарии, возможности, последствия. Константин Сивков
00:19 Ракетно-бомбовый удар Израиля по Ирану: сценарии, возможности, последствия. Константин Сивков | |
Ракетно-бомбовый удар Израиля по Ирану: сценарии, возможности, последствия.
Константин Сивков
Рассматривая Иран, как главный источник угрозы самому существованию Израиля, его руководство стремится как можно скорее приостановить развитие Ирана, в первую очередь осуществление его ядерной программы. Совершенно очевидно, что взаимное географическое расположение Ирана и Израиля исключает возможность со стороны Израиля предпринять какую-либо иную военную акцию, кроме воздушной операции.
Опыт последних войн показывает, что только воздушными бомбардировками решить радикально вопрос о смене власти в стране или существенно затормозить реализацию ею своих военных программ невозможно, необходима сухопутная операция. Поэтому Израиль, действуя только своими силами, может рассчитывать на достижение только ограниченных военных целей: 1. Спровоцировать втягивание в военный конфликт против Ирана группы других государств, прежде всего США. 2. Задержать на некоторое время реализацию ядерной программы Ирана. География и дипломатия
Анализ географии региона показывает, что полет ударных групп авиации Израиля к объектам ядерного комплекса Ирана может быть осуществлен по одному из трех маршрутов:
1. Северный, где израильским самолетам придется лететь на север, а затем на восток вдоль границы воздушного пространства Турции, вторгаясь в воздушное пространство Сирии и Ирака. Избрание этого маршрута следует признать маловероятным, в силу его большой протяженности (более 2000 км) и негативного отношения к Израилю со стороны Турции и Сирии, которые могут оказать израильской авиации противодействие на маршруте полета с неизбежных нарушением воздушного пространства этих стран 2. Центральный, предполагающий полет через территорию Иордании и Ирака. При наименьшей протяженности (1500-1800 км) этот маршрут предполагает проход через воздушное пространство Иордании, которая опасаясь негативной реакции исламского мира (особенно после «арабской весны»), может не разрешить пролета израильских самолетов через свое воздушное пространство. Ирак существенного влияния на возможность удара по Ирану оказать не сможет, так как, не имея дееспособной системы контроля воздушного пространства, он вероятнее всего при грамотном выборе маршрута израильскими самолетами вообще не сможет обнаружить израильскую авиацию в своем воздушном пространстве. 3. Южный, предполагающий пролет через воздушное пространство Египта и Саудовской Аравии имеет большую протяженность 2400 - 2600 км. Здесь также будут большие дипломатические проблемы, связанные с преодолением воздушного пространства Египта, а также отчасти и Саудовской Аравии, которая хотя и весьма обеспокоена ростом военного могущества и влияния Ирана (в том числе и на ее внутриполитическую ситуацию, через шиитское население), тем не менее, претендуя на роль лидера исламского мира, может не предоставить свое воздушное пространство боевым самолетам Израиля, понимая, что политические потери для нее в результате такого шага будут значительно серьезнее, чем эфемерный успех от израильского удара. Таким образом, наиболее вероятными маршрутами пролета израильской авиации следуют признать центральный и южный. При этом для их использования Израилю придется опереться на дипломатическую поддержку третьих стран, прежде всего, США, которые должны будут добиться согласия на пролет израильской авиации от Иордании, а от Саудовской Аравии, еще и согласия на предоставление израильтянам и аэродромов подскока. Если такого согласия добиться не удастся, то удар по Ирану со стороны Израиля станет чрезвычайно маловероятным. Так как прорыв израильской авиации через воздушное пространство арабской страны, не предоставившей Израилю такой возможности, будет означать начало немотивированной войны против нее, что может повлечь за собой всеарабскую войну против Израиля, учитывая исламизацию арабского мира по итогам «арабской весны». Однако, даже если все дипломатические проблемы и будут разрешены успешно, длительная воздушная операция Израиля против Ирана будет оставаться вероятнее всего невозможной в силу удаленности объектов удара и необходимости многократного преодоления воздушного пространства сопредельных арабских государств, которые не захотят входить ради Израиля в жесткое политическое и военное противостояние с Ираном. Поэтому Израиль может рассчитывать на нанесение одного, в самом лучшем случае двух ударов по Ирану. Цели, силы и средства
По мнению большинства военных аналитиков (в частности военного обозревателя ВВС Джонатана Маркуса и сотрудника Международного института стратегических исследований в Лондоне Дугласа Барри) в качестве вероятных объектов удара Израилем могут быть избраны, прежде всего те, на которых проводится обогащение урана - завод по обогащению урана в Натанзе к югу от Тегерана и подземный завод в Фордо.
Кроме этого, удары могут быть нанесены по объектам, где предполагается будет производиться тяжелая вода, прежде всего строящийся в Араке реактор на тяжелой воде, и предприятия по переработке урановой руды, в первую очередь завод в Исфахане. Эти объекты имеют хорошую инженерную защиту. Так установки по обогащению урана на предприятии в Натанзе находится в заглубленном под землю помещении, а основные производственные помещения завода в Фордо расположены глубоко под основанием горного массива. Таким образом обеспечить поражение этих объектов с применением обычных боеприпасов будет практически невозможно. Необходимо будет применять специализированные бомбы, способные поражать подземные сооружения, в частности такие как GBU-28 весом 2269 кг с лазерным наведением, имеющие специальные проникающие боеголовки, а также 2000-фунтовые бомбы JDAM. Эти боеприпасы способны поражать объекты, находящиеся на глубине от 10 до 20 метров под землей и защищенные железобетонными перекрытиями толщиной до 2-х метров. Для достижения максимального эффекта самолеты должны их сбрасывать с высоты 10-12 тыс. метров. Однако анализ характера защиты важнейших объектов иранского ядерного комплекса по данным открытой печати можно сделать заключение, что такими боеприпасами обеспечить поражение всех перечисленных объектов будет невозможно. Так в частности уровень защиты завода в Фордо не позволит даже с применением таких боеприпасов обеспечить поражение основных производственных помещений. В лучшем случае могут быть поражены вспомогательные объекты такого предприятия, имеющие меньшую защиту. Имея достаточно большой парк авиации, Израиль сможет привлечь к удару по Ирану, только относительно ограниченное количество наиболее современных самолетов, обладающих наибольшим радиусом действия - F-15 и F-16 последних модификаций. Судя по материалам открытой печати израильские ВВС располагают 72 истребителями F-15 модели А-D «Игл», 25 истребителями-бомбардировщиками F-15 модель I «Страйк Игл», 138 многоцелевых истребителей F-16 модели C-D «Файтинг Фалкон» и около 120 F-16 модель I. Истребители F-15 модели А-D «Игл» и истребители-бомбардировщики F-15 модель I «Страйк Игл» при полёте по смешанному профилю с ПТБ имеют боевой радиус около 1300 км при возможности ведения боя в течении 5 мин. Многоцелевые истребители F-16 перечисленных моделей, в ударном варианте с конформными баками и ПТБ, 2×907 кг бомбами при полете по профилю большая-малая-малая-большая высота имеют боевой радиус 1 565 км, а в истребительном варианте с ПТБ, 2×AIM-120 и 2×AIM-9 до 1700 км на больших высотах. C учетом процента боеготовности (90%) и необходимости выделения части авиации для обеспечения ПВО территории Израиля, для удара по ядерным объектам Ирана, учитывая то значение, которое придается израильским правительством ядерной программе Ирана, может быть выделено: до 50 истребителей F-15 модели А-D «Игл», 25 истребителей-бомбардировщиков F-15 модель I «Страйк Игл» и до 180 многоцелевых истребителей F-16 модели C-D и I. Всего около 255 самолетов. Учитывая необходимость построения боевого порядка и согласованного полета к цели такого количества самолетов, эффективный боевой радиус применения такой группировки будет существенно меньше, чем указанные выше для одиночных машин. Это, даже при полете по кратчайшему центральному маршруту, потребует проведения дозаправки в воздухе как минимум по одному разу при полете к цели и обратно. А по южному - либо промежуточной посадки на аэродромах Саудовской Аравии или не менее 2-х дозаправок в воздухе при полете к цели и обратно.
Судя по материалам открытой печати Израиль располагает 8-10 самолетами-заправщиками КС-130Н, каждый из которых способен передать в воздухе до 20 т горючего, обеспечив одну дозаправку максимум 50 ударных самолетов. То есть группировка самолетов-заправщиков Израиля позволит обеспечить действия по объектам Ирана не более 25-30 ударных самолетов при полете по центральному маршруту и не более 12 - при полете по южному, что совершенно недостаточно для нанесения сколько-нибудь заметного ущерба иранской ядерной программе. Отсюда вторым важнейшим ограничивающим фактором выступает требование обеспечения израильского удара американскими самолетами-заправщиками. США отчетливо понимают, что в случае удара Израиля по Ирану и ответных действий со стороны последнего они будут с большой вероятностью втянуты в войну против Ирана к которой они сегодня не готовы. Кроме того, скрыть факт американской поддержки израильской акции будет невозможно. Поэтому вероятность того, что США предоставят Израилю необходимое количество самолетов-заправщиков (а это 20-30 машин), по крайней мере в ближайшее время, невелика. Таким образом, возможность нанесения удара по Ирану Израиль получит только в случае успешного разрешения всех дипломатических проблем и получения поддержки со стороны США самолетами-заправщиками. Преодоление этих ограничений является и своеобразным индикатором для военной разведки ИРИ при определении возможности нападения. Тактика
Построение группировки израильской авиации будет вероятнее всего включать три основных эшелона: прорыва ПВО, ударный и выявления результатов удара.
В эшелоне прорыва ПВО, учитывая боевой состав и состояние истребительной авиации Ирана и его системы ПВО, по опыту войн и военных конфликтов 21-го века, может быть включено до 70-80 самолетов, в числе которых может быть до 40 истребителей расчистки воздушного пространства и сопровождения, а остальные - самолеты групп подавления наземных средств ПВО и доразведки. Ударный эшелон может насчитывать до 120 самолетов, из которых 80-90 будут составлять ударные группы, предназначенные для поражения объектов ядерного комплекса Ирана, а остальные - истребители сопровождения и боевого обеспечения. В эшелоне выявления результатов удара может быть включено до 20-30 самолетов разведки и истребителей сопровождения. Помимо пилотируемых самолетов, в эшелонах прорыва ПВО и выявления результатов удара могут использоваться БЛА оперативного назначения. Глубина оперативного построения всей группировки может достигать 150-200 км, при общей продолжительности ее действий над территорией Ирана от 30 минут до часа. При этом боевой порядок должен быть эшелонирован по высотам, как на маршруте полета, так и в районе боевых действий. Полет такой массы авиации на маршруте в едином боевом порядке и на больших высотах, согласованные действия и дозаправка в воздухе над территорией иного государства без активного использования средств связи практически невозможна, что определяет чрезвычайную сложность для Израиля обеспечения оперативной внезапности и практическую невозможность обеспечить тактическую внезапность удара. Противодействие По истребительной авиации Иран может противопоставить Израилю 20-25 самолетов F-14A, до 35 истребителей МиГ-29 и до 30 самолетов F-4 «Фантом».
В числе наземных средств ПВО значение для отражения израильского удара могут иметь 10 ЗРК С-200 с дальностью стрельбы до 240 км, около 150 ЗРК средней дальности Improved Hawk (последняя модернизация которого до уровня «Хок-3» позволила увеличить дальность стрельбы до 150-200 километров) и 29 мобильных многоканальных ЗРК малой дальности (от 5 до 20 км) «Тор-М1», а также 10 современных, обладающих высокой помехозащищенностью мобильных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь» С-1. Кроме того, известно о поставке в Иран Россией современной мобильной системы радиоэлектронного подавления «Автобаза», которая способна обнаруживать и одновременно отслеживать в пассивном режиме до 60 целей в радиусе 150 километров и предупреждать подходе средств воздушного нападения за 20 минут, а также нарушать работу электронных систем управления оружием и связи. Иран имеет развитую системы радиолокационного наблюдения и соответствующую систему управления ПВО, построенную в основном на стационарных пунктах управления. Так как основу системы радиолокационного наблюдения составляют устаревшие станции и система управления ПВО не автоматизирована, в целом система ПВО Ирана весьма уязвима от поражения современными средствами подавления ПВО. Однако учитывая, что израильская авиация будет действовать в весьма невыгодных для себя условиях, определенных большой удаленностью от ее баз, обеспечить полноценное подавление системы ПВО даже в ограниченном районе ей, вероятнее всего не удастся. Поэтому при грамотном построении и действиях группировки ПВО Ирана, она сможет оказать существенное противодействие израильской авиации. Исключительно важным аспектом при этом будет дополнение радиолокационного поля Ирана действиями самолетов F-14A, которые обладая мощной БРЛС способны исполнять роль самолетов раннего радиолокационного обнаружения и управления истребительной авиацией. В целом, при грамотном и активном (включая полноценное использование истребительной авиации с вводом всех возможных ее сил в бой) использовании сил и средств ПВО, даже в условиях активных помех со стороны израильской авиации силы и средства зональной ПВО Ирана (ЗРК большой, средней дальности и истребительная авиация) могут потенциально уничтожить до 20 израильских самолетов и сорвать выполнение боевых задач еще 30-40 машинами. Кроме того, наличие современных, мобильных и помехозащищенных комплексов ПВО, таких как «Тор-М1» и «Панцирь» С-1, способных к автономным действиям позволит Ирану обеспечить объектовую защиту порядка 10 наиболее важных объектов от ударов до 20 средств воздушного нападения (самолетов, крылатых ракет, планирующих бомб) по каждому из объектов. При этом потери иранской стороны в истребителях могут составить до 20-30 машин. Предварительные выводы
Всего с учетом возможного активного противодействия сил и средств ПВО Ирана израильтяне смогут вывести из строя на весьма ограниченный срок не более 2-х предприятий ядерного комплекса Ирана, что незначительно скажется на его ядерной программе.
Если же противодействие иранской ПВО будет неэффективным, Израиль сможет вывести на достаточно длительные сроки (от года до 3-4 лет) все намеченные к поражению объекты (это 3-5 предприятий) и затормозить на 1-3 года развитие ядерной программы Ирана, что также не будет иметь решающего значения. Таким образом, удар Израиля по объектам иранского ядерного комплекса вероятнее всего не позволит оказать существенного влияния на ход ядерной программы Ирана. Военное и политическое руководство Израиля это хорошо понимает. Поэтому надо полагать, что целью этого удара, если он состоится будет не столько нарушение ядерной программы Ирана, сколько стремление Израиля спровоцировать втягивание в войну против Ирана США и некоторых стран Европы и Ближнего Востока. Константин Сивков, 1-й вице-президент Академии геополитических проблем. Источник: "Православный Воин" | |
|
Всего комментариев: 0 | |