- Владыка, каковы Ваши основные впечатления от прошедшего Архиерейского собора?
- Главное впечатление - это, безусловно, процесс оживления Церкви. Период ее активного наступления в области миссионерства. Решительные шаги в области социальных, общественных инициатив. Еще раз показано было сомневающимся, что наша Церковь есть живой, действенный организм. Кроме того - конечно же, это канонизация российских новомучеников и исповедников, святых царственных мучеников.
- Владыка, в прессе прошло сообщение, что при принятии документа об отношении к инославию Вы голосовали против, и семеро архиереев с Украины воздержались.
- Действительно, я голосовал против этого документа. Объясню, почему. Я считал и считаю экуменизм ересью и считаю, что Русская Православная Церковь должна не ограничиваться полумерами, а окончательно покинуть все экуменические организации. Обвинения в изоляционизме, звучащие в связи с такой позицией, не имеют под собой оснований. Я убежден, что мы должны проповедовать Православие современному миру, что возможны совместные действия с инославными в гражданской и социальной сферах. Однако членство в экуменических организациях является безусловно вредным для Русской Православной Церкви. Я считаю, что поскольку многие из прежде актуальных внутрицерковных вопросов благополучно разрешены, теперь мы должны сосредоточиться на преодолении экуменизма, на защите чистоты святой православной веры. К сожалению, с документами, предложенными к обсуждению на Архиерейском Соборе мы, его участники, ознакомились только по прибытии в Москву. Они не были нам разосланы заранее. Если бы была возможность познакомиться с ними ранее, то, вероятно, судьба документа об отношении к инославию была бы совсем другой.
- Как Вы оцениваете политику Константинопольского Патриарха Варфоломея по отношению к канонической территории Русской Православной Церкви?
- Крайне негативно. Вселенский Патриарх, участие которого в экуменизме давно уже превосходит меру православного разумения, проводит политику, которая фактически направлена на разрушение Русской Православной Церкви.
- Как Вы считаете, является ли соборная канонизация святых царственных мучеников сама по себе достаточным актом покаяния, или требуется какое-то дальнейшее действие?
- Безусловно, канонизация стала покаянным актом участников Архиерейского Собора. Она-то и должна стать началом действительно всенародного покаяния, в которое я верю, так же как и в неизбежное за ним возрождение России.
С епископом Владивостокским и Приморским Вениамином
беседовал Кирилл Фролов
|