Русские и украинцы на Афоне
Публикуем одно редкое письмо, написанное архим. Илианом к еп. Василию (Кривошеину) о монашеской жизни в Русском на Афоне монастыре. Описываемые события происходили в 1964-м году. Важно помнить, что монахи, русские и украинцы, на Афоне никогда не могли жить вместе. Мы не имеем в виду святых и подвиников, а говорим об основной массе. Об этом свидетельствует сама история русских скитов, Ильинского и Андреевского.
Дело в чем: украинцы, в особенности западные, и в большей степени карпатороссы, обладают как бы родовым сознанием. Родовой клан для них понятие священное, определяющее их жизнь. Это настолько неотъемлемая черта их психологии, что вступая в монашество для них фактически ничего не меняется. Получив власть, став игуменом, такой монах сначала подтягивает земляков на все управляющие должности, а потом должен «поднять» свой род, то есть помочь всем родным подняться по жизни. Как помочь? Естественно, деньгами. Складывается ситуация, когда игумен крайне нуждается в деньгах, а сообщить куда он их расходует невозможно, потому что его никто не поймет.
Собственно в этой фразе ключ к разрешению: никто не поймет. Поскольку в монастыре ничего скрыть нельзя, то для большинства русских монахов ситуация выглядит чудовищной: «Зачем ты принял монашество, если ты воруешь деньги и разными способами подтягиваешь и «ставишь на ноги» всех своих родных?!». А семъи на Западной Украине даже до сих пор не маленькие, это родовые кланы в сотни человек. Да дело и не в семье, а в самом сознании, клановости.
До революции в России были землячества, которые тоже помогали друг другу. Земляки одной деревни чувствовали обязанность помочь молодым. Но это было вызвано не тем, что они были родственниками, а общинной системой. В деревне все друг друга знали, а если что могли навести справки: кто таков, откуда. Так землячество отвечало за человека: кто он и что ему можно доверить.
Замечательное письмо к еп. Василию (Кривошеину) о монашеской жизни приоткрывает ситуацию в Русском наАфоне монастыре. В это время игуменом выбрали Гавриила (Легач), о котором мы публиковали статью. Несомненно, он был замечательным и духовным человеком и именно поэтому смог пробыть игуменом всего несколько лет, а потом сам оставил этот пост. Речь идет именно о партии карпатороссов, которые воспользовались тем, что греки пытались выжить русских из монастыря и снова забрать его себе. Приходится вспомнить: В борьбе за власть в средствах не разбираются.
В целом в письме говорится о самой партии карпатороссов, в ней управляли карьеристы, типа о. Давида, которые начали сликом усердно "помогать" старенькому игумену, схиархимандриту Илиану (Сорокину), что в переводе на русский язык означало войну старшей братии из карпатороссов против игумена, желание подмять его под себя. В письме игумен прямо говорит о войне, противостоянии из последних сил, и называет карпатороссов - врагами.
Конечно же, Священный Кинот, проводя антирусскую политику, играл на этих противостояниях. В 1965 году отец Гавриил был избран наместником Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, помогая во всем старенькому игумену обители схиархимандриту Илиану (Сорокину).
После кончины игумена Илиана схииеромонах о. Гавриил был в числе претендентов на игуменство, но поначалу избран был не он, а прибывший из СССР архимандрит Авель (Македонов). Однако Священный Кинот не утвердил это избрание, поскольку о. Авель подвизался на Афоне ещё недостаточно времени. Поэтому вторично игуменом обители был избран о. Гавриил. Его интронизация состоялась 26 апреля 1971 года, а 13 мая он был возведен в сан архимандрита.
В то время, как многие ревнители благочестия заявляют, что между русскими и выходцами из Западной Украины на Афоне никогда не было и не может быть противоречий, мы предлагаем просто почитать письмо:
40. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана
5 августа 1964 г.
Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите!
Извещаем Ваше Высокопреосвященство, что дорогие гости были, что их принимали как можно лучше, но теперь некому говорить, как Вы были. Ваше Высокопреосвященство, напишите мам через Каллнодиса, могут ли приехать новые силы из России, можете написать через Дмитрия Каллидис.
Нам очень трудно, всего на две церкви осталось 16 человек. Я уже два года пою один в нижнем соборе. Теперь идет трение, Кинот не хочет новых русских, Карпатские уже взяли силы и не хотят русских, особенно Давид и Гавриил, я один остался. Мемнон один и ничего не может. Говорит: «Дело не мое. Вы попы, и делайте как угодно».
Ваше Высокопреосвященство, помогите, вот через своих, врагов я до сего времени не пропускаю. Прошу Ваше Высокопреосвященство кому можно, напишите и сообщите. Я уже старик, 80 лет и в монастыре 60 лет.
Испрашиваю Вашего высокопреосвятительского благосло вения, остаюсь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник и богомолец.
Афон Игумен архимандрит Илиан
|