Сергей Пикин: «Россия больше не региональная держава»
Журналистская Правда: Сергей, какие интересы преследует Россия, подписав трехсторонний договор о совместном проекте с Китаем и Никарагуа?
Сергей Пикин: Наш интерес заключается в расширении российского сотрудничества с Китаем и другими государствами – и членами БРИКС, и теми, кто находится возле. Это дает нам перспективы развития торговых отношений, в частности, расширяет зону торговли углеводородами. Как известно, США обладает значительным ресурсом по контролю основных торговых путей – и Панамского, и Суэцкого и Гибралтарского каналов. И ведь не случайно все военные события последнего времени, в том числе – революции, происходили как раз вокруг тех регионов, где сосредоточены торговые пути, по которым поставляют углеводород: Египет, Сирия, Ливия. Они тесно связаны с торговыми направлениями в крупнейшие нефтяные регионы Азии – Эмираты, Саудовская Аравия и т.д.
Эту часть геополитического направления далеко не всегда можно оценить в денежном эквиваленте, если рассуждать о материальных выгодах-не выгодах. Объективно здесь говорить о ключевом игроке на международной арене, ведь тот, кто «держит» торговые пути, так или иначе играет наиболее весомую роль в мировой политике. И если Россия последние годы была сосредоточена внутри себя, как, впрочем, и Китай, который долгое время также считался региональной державой, то сегодня амбиции обоих государств выходят далеко за пределы собственного региона. Китай активно осваивает Африку, Россия ведет работу по развитию торговли с Латинской Америкой.
Но не надо забывать и об интересах нашего партнера. Китай также имеет здесь определенные интересы, схожие с нашими. При том именно КНР достанется роль первой скрипки в Никарагуа, ведь их инвестиции в проект наиболее весомы.
ЖП: А экономические выгоды? Их не будет?
С.П.: Сегодня об этом сложно говорить, сложно даже прогнозировать, учитывая длительные сроки строительства канала. А если рассмотреть трансформацию геополитики с начала 2000-х, очевидно, что направление ее видоизменилось. Россия сегодня занимает в мире то место, о котором невозможно было даже предполагать в 90-е. Правда, сейчас в головах некоторых отдельных политиков РФ по сей день – региональная держава, но по факту позиции страны гораздо более высокие. Та же история и с КНР…
Кроме того, инфраструктура проекта обещает массу выгод для Никарагуа - и рабочие места, и улучшение социального положения внутри страны. Проект дает гарантированный и долголетний стабильный доход местному бюджету.
ЖП: Насколько кардинальными могут быть изменения в мировых транспортных маршрутах после запуска никарагуанского проекта?
С.П. Самое главное достоинство этого канала заключается в способности пропускать более габаритные суда в отличие от Панамского канала. По ширине он также превосходит Панаму, следовательно, сможет пропускать одновременно большее количество кораблей, что говорит о более высоком потенциале.
Надо понимать, что сейчас идет жесткая конкуренция в мировых транспортных направлениях. Кроме того, сегодня невозможно говорить об итоговой окупаемости проекта. Ведь, в отличие от договоров о поставках нефти, которые заключают на десятилетия вперед, фрахт судов имеет меньшую историю и подвержен большей динамике колебаний. Поэтому здесь безусловно есть определенные риски. А соседство с панамским каналом лишь только увеличивает их.
Однако же, очевидно, что от перевозки морским путем никто никуда не уйдет, наоборот, доля морского транспорта растет. В связи с ростом торговых отношений, глобализацией рынка газа, увеличением географии распространения поставок ресурсов судоходные поставки год от года будут лишь все более востребованными. Сегодня развивается торговля между главными потребителями в юго-восточной Азии (КНР, Южная Корея и Япония) и поставщиками сырья (Латинская Америка, Африка, Австралия, и Россия). И здесь, кстати, Россия имеет большие шансы выступать не только поставщиком сырья и ресурсов, но и в роли трейдера энергоресурсов.
ЖП: То есть в обозримом будущем нас ждет совершенно иная геополитика, с новыми приоритетами и интересами?
С.П. Все зависит оттого, кто будет утверждать итоговую повестку дня международной политики. Сегодня она пишется в стенах Белого Дома, с коррективами на молчаливое согласие Евросоюза. Однако в настоящее время происходит пересмотр всей конфигурации мировых отношений, и Украина здесь сыграла роль лакмусовой бумажки, которая выявила на свет все, что происходит в кулуарах ООН и всех остальных мировых институтов. И это показывает, что в скором времени придется устраивать многостороннее согласование этой повестки и реально работать с учетом внесенных корректив. Тот план, по которому предпочитают работать сегодня США, не находит поддержки у многих членов мирового сообщества. И теперь стоит ожидать пересмотра глобальных институтов. Но как именно это будет проходить? Ведь, как все понимают, одного заявления о своем несогласии недостаточно, чтобы глобальные институты пересмотрели повестку. Давно уже звучат предложения о реформировании некоторых из них, например, МВФ, чтобы в итоге уйти от давления Штатов. И мы скоро будем свидетелями этих институциональных изменений.
|