Пятница, 27.12.2024, 03:01 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Сентябрь » 24 » Силы специальных операций и война в Ливии
17:59
Силы специальных операций и война в Ливии

ВВЕДЕНИЕ
 
В истории многое тайное со временем становится явным, и сейчас мы имеем все больше подтверждений того, что участники международной коалиции в операции против Ливии не ограничивались лишь «установлением бесполетной зоны» или ракетно-авиационными ударами по наземным целям. В открытых источниках сейчас имеются в изобилии материалы, которые подтверждают, что наряду с иностранными "военными советниками", которые присутствовали в Ливии официально и давно (по крайней мере, из их отправки не делали секрета), в военных действиях на стороне повстанцев приняли самое активное участие подразделения сил специальных операций (ССО)стран антиливийской коалиции. Закончившиеся широкомасштабные боевые действия в Ливии поставили перед специалистами ряд вопросов. Прежде всего, заслуживают анализа их характерные черты, которые стали возможными во многом благодаря активному применению ССО ВС стран-участниц операции. Обратим внимание на наиболее важные из них:
1. Высокая результативность ударов средств воздушного нападения при практически полном отсутствии противодействия со стороны сил ПВО Ливии. Причем в ряде случаев точность определения координат целей, оперативность нанесения ударов, эффективное целеуказание не могли быть реализованы лишь исключительно одними космическими и авиационными средствами разведки. Поэтому очевидно, что значительный объем задач по обеспечению ракетно-авиационных ударов, особенно в ходе непосредственной авиационной поддержки был выполнен с участием авианаводчиков из подразделений ССО.
2. Разительные перемены, произошедшие всего за несколько месяцев с формированиями повстанцев. Если в начале конфликта они представляли собой фактически сборища необученных и слабо вооруженных людей, которые в основном сотрясали воздух демонстративной стрельбой и непрерывно отступали, то уже через пару месяцев они смогли переломить ситуацию в другую сторону. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что одну из главных ролей роль в таких «превращениях» сыграли инструкторы ССО.
3. Широкомасштабное проведение информационно-психологических операций и других мероприятий информационной борьбы против Ливии, причем не только на стратегическом, но и на оперативном и тактическом уровнях. Напомним, что в ВС США это также отнесено к компетенции ССО.
4. Комплексное проведение мероприятий по эвакуации граждан США и других стран из кризисного района.
5. Реализация на практике концепций «бесконтактных войн», которые не предполагают непосредственного проведения т.н. классических операций группировками наземных войск. Речь, безусловно, не идет о т.н. «повстанцах», силами (и жизнями) которых западные страны реализовывали в Ливии свои интересы и претворяли в жизнь концепции «бесконтактности». Альтернативой традиционных действий наземных войск стало комплексное сочетание применения средств информационной борьбы, ракетно-авиационных ударов и действий формирований ССО с одновременными действиями ливийских повстанцев.
Таким образом, даже неполное перечисление основных характерных особенностей проведенной операции позволяет обратить внимание на значительную роль, которую сыграли в ней ССО. И очевидно, что подробный анализ всех аспектов их применения заслуживает самого пристального внимания. Безусловно, полную оценку описываемым событиям давать рано, так как основные документальные источники (планы применения ССО, директивные и отчетные документы и т.п.) в полном объеме станут доступными для анализа несколько позже. Но на данном этапе являются доступными для изучения руководящие официальные документы США и НАТО по вопросам подготовки и проведения специальных операций. Зная их положения и сопоставляя их с материалами открытых источников о ситуации в регионе и в Ливии, в определенной мере можно составить достаточно полную картину произошедших событий.
ССО В ЛИВИИ: АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ
Западные страны силами, прежде всего, спецслужб довольно долго готовили в Ливии то, что в цивилизованном мире принято считать государственным переворотом. Ливия «должна» была повторить относительно малокровные сценарии «арабской весны» в других странах региона. И провал на начальной стадии ливийского конфликта так называемых повстанцев стал для организаторов событий в определенной мере неожиданным (что, собственно говоря, и повлекло за собой проведение военной операции силами НАТО).
Позорно также выглядит конфуз в ходе первых столкновений повстанцев с регулярной ливийской армией, которая длительное время успешно воевала и после вмешательства НАТО, причем без авиации и тяжелых вооружений. Поэтому эти события становятся особенно важными в плане их изучения, позволяя понять, как страны НАТО достигают целей вооруженного противоборства в современных условиях, в т.ч. путем проведения спецопераций и информационной войны, а также прямой вооруженной агрессией.
На всех этапах событий в Ливии на их острие находились спецслужбы и силы специальных операций западных стран. В частности, руководство ЦРУ неоднократно заявляло, что посылало в Ливию т.н. группы наземной поддержки «повстанцев» еще с февраля, хотя и это далеко не вся правда, так как они оказались здесь гораздо раньше. Вскоре к ним присоединились подразделения сил специальных операций, в т.ч. бойцы известной британской «SAS». О том, что в Ливии находится британский «спецназ», в СМИ сообщалось практически с самого начала операции. В частности, британский «спецназ» за первый месяц ливийских событий успел «публично» отметиться на территории Ливии как минимум два раза. Первый раз это было довольно удачно, так как удалось провести успешную эвакуацию британских граждан вскоре после начала массовых беспорядков. Но второй «публичный» эпизод оказался малоприятным для британских ССО - группа их военнослужащих была задержана ливийскими повстанцами возле города Бенгази. МИД Великобритании объяснил тогда факт нахождения «спецназа» на территории Ливии необходимостью установить контакты с ливийской оппозицией. Британцы на ливийской территории оказались не одинокими. Активность стран антиливийской коалиции оказалась настолько заметной, что 31 марта представитель международной правозащитной организации «Human Rights Watch» Питер Букерт сообщил о присутствии различных наземных воинских подразделений иностранных государств на территории независимой Ливии.
Считается, что, например, часть военнослужащих «SAS» прибыла чартерами из Лондона под видом обычных пассажиров. Оружие и экипировка их ожидали в посольстве Британии в Триполи. Позже в порт Бенгази - повстанческую «столицу», где было сформировано временное правительство Ливии, эсминец "Йорк" ВМС Великобритании доставил подразделение ССО. Одна из их задач на тот момент - помощь в организации и обеспечении контактов британских дипломатов с представителями повстанцев. Как сообщили СМИ, с началом операции руководство США обратилось к британцам с просьбой задействовать «SAS» для выявления и обеспечения безопасности отравляющих веществ (около десяти тонн горчичного газа и зарина), которые, по мнению американцев, имелись в распоряжении ливийского лидера Муаммара Каддафи. Об этом, в частности, писала «The Daily Telegraph» со ссылкой на собственные источники. Британское издание «The Guardian» 23 августа разместило информацию, что помимо бывших военнослужащих «SAS», которые после увольнения поступили на работу в частные военные компании и различные охранные структуры и затем оказались в Ливии, в боевых действиях в этой стране участвовали и военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе в подразделениях специального назначения. Правда, издание «скромно» оценило их роль, написав, что им поручается лишь целеуказание и другие задачи по координации коалиционных авиаударов.
Практически одновременно, «The Daily Telegraph» 24 августа сообщила, что личный состав 22-го полка «SAS», направленный в Ливию «несколько недель назад», оказывал помощь повстанцам в планировании и проведении штурма Триполи. Также сообщается, что позже они получили распоряжение лично от премьер-министра Дэвида Кэмерона о переносе основных усилий на новую задачу: обнаружение и задержание ливийского лидера Муаммара Каддафи. Нужно обратить внимание, что для скрытности действий личный состав спецподразделений переодели в арабскую одежду и снабдили оружием, которое применяют повстанцы (напомним, что это противоречит нормам международного права при ведении военных действий). В США тема задействования ССО также начала «витать в воздухе» с началом конфликта в Ливии. В частности, старший научный сотрудник американской неправительственной организации «Совет по международным отношениям» Макс Бут 24 марта 2011 призвал администрацию Б.Обамы направить в Ливию войска специального назначения, которые смогут координировать авиаудары сил международной коалиции и помочь с военной подготовкой повстанцев. Бут считал, что такой шаг не будет нарушением резолюции 1973 Совета Безопасности ООН, исключающей иностранную оккупацию Ливии. Хотя президент Б.Обама, объявляя о начале военной операции в Ливии, заявил, что она не предусматривает участия американских наземных подразделений. По его словам, участие американского «спецназа» в наземных военных действиях стало бы «существенной эскалацией конфликта». Тем не мене, по словам Майкла О'Хэнлона, эксперта вашингтонского Института Брукингса, такой вариант активно обсуждался среди высшего военно-политического руководства США. Он отметил, что американские «зеленые береты» «уникально подготовлены для доставки оружия и военной подготовки повстанцев». С этим соглашается и Дэвид Грэй, отставной офицер ВВС США, ныне профессор международной безопасности Университета Северной Каролины в Фейетвилле: «Решение вопроса об отправке войск специального назначения в Ливию зависит от того, как определяют конечные цели операции международная коалиция и администрация США. Если цель - устранить режим Каддафи, то я очень сомневаюсь, что воздушных ударов будет достаточно» (из его интервью газете «Фейетвилл обсервер»).
Увы, сейчас можно утверждать, что вышеупомянутые американские эксперты оказались или плохо осведомленными или, что более вероятно, выполняли задачу по дезинформации. Действия ССО ВС США по Ливии начались задолго до начала военной операции, о чем будет сказано ниже. Мировые информагентства также сообщили, что свои ССО в Ливию направили еще три страны-участницы международной коалиции: Катар, Иордания и Франция. Представитель НАТО 24 сентября по телеканалу «CNN» заявил, что «...британские, французские, иорданские и катарские «спецназовцы» в Ливии в течение последних дней начали активную фазу действий в Триполи и других городах, чтобы содействовать продвижению повстанцев. Британские «спецназовцы» содействовали повстанческим ячейкам, помогая им лучше организоваться для проведения операций, а некоторое число «спецназовцев» из разных стран сопровождало u1087 повстанцев по всей Ливии на пути к Триполи... В целом, «спецназ» помог повстанцам улучшить их тактику. «Спецназ» также обеспечивал военные самолёты данными о целях для нанесения ударов и проводил разведывательные операции в Триполи. Это было особенно необходимо в последние дни, когда обе воюющие стороны сошлись в ближнем бою. «Спецназ» также помогал повстанцам со связью, когда началось взятие Триполи...». Что касается других стран, то в преддверии штурма Триполи бойцы катарского «спецназа» также обучали ливийских повстанцев ведению боевых действий. Подробностей об участии в боевых действиях ССО Иордании пока нет. Газета «The Evening Standart» также сообщила, что штурм правительственного комплекса "Баб аль-Азизия" ливийскими повстанцами возглавляли военнослужащие «спецназа» ОАЭ и Катара. По данным этого издания, именно иностранцы были в авангарде наступающих сил оппозиции, и именно они первыми ворвались в дом, где Муаммар Каддафи проживал со своей семьей. Попав внутрь, личный состав спецподразделений принялись обыскивать здание в поисках документов и компьютеров, в которых могла содержаться важная информация.
"Это дело арабское, поэтому правильно, что арабские союзники пришли на помощь ливийцам", - цитировала газета «The Evening Standart» одного из офицеров «спецназа». Согласно этой информации, как иностранные арабские подразделения, так и командиры ливийских повстанческих отрядов до этого прошли инструктаж со стороны британских, французских и американских специалистов ССО.
Правда, 24 августа президент Франции Николя Саркози заявил, что французский «спецназ» не задействован в военной операции в Ливии, отвечая на вопросы журналистов в ходе совместной пресс-конференции с главой исполкома Переходного национального совета (ПНС) Ливии Махмудом Джибрилем. "Французского спецназа на ливийской земле нет", - заверил Саркози, отметив, что военная операция в Ливии будет продолжаться, пока Муаммар Каддафи и его сторонники не сложат оружие. Но уже 25 августа Агентство «France-Presse» распространило информацию, что, как минимум, двое французских военнослужащих и группа из нескольких британцев работают в одном из штабов повстанцев в районе заброшенного нефтеперегонного завода на востоке Ливии. Считается, что они занимаются связью и разведкой, так как их контейнеры, в которых они живут и работают, оборудованы многочисленным телекоммуникационным оборудованием. Эксперты вполне обоснованно заметили по поводу вышеупомянутых публикаций, что никакой сенсации во всем вышеизложенном нет. О присутствии в Ливии подразделений ССО из различных стран достаточно известно с февраля. Еще до начала коалиционной операции «спецназовцы» помогали организовать эвакуацию иностранцев из ливийских городов, потеряв вертолет. После того, как ООН санкционировала военное вмешательство, во многих СМИ сообщалось об активных действиях на ливийской территории «SAS», в ходе которых повстанцы даже по ошибке захватили восьмерых британских военнослужащих в плен. Хотя нужно понимать, что реальные действия органов разведки и «спецназа» не имеют никакого отношения к операциям и резолюциям ООН и международному праву. Они всегда проводились и будут проводились по всему миру тайно, вне рамок международного права и, как правило, эффективно. Подразделения специального назначения оказались также втянуты в ливийский конфликт и вне территории Ливии. В частности, недавно «спецназ» правоохранительных органов Болгарии штурмом взял посольство Ливии в Софии. Это было сделано по просьбе «нового правительства Ливии», чтобы выдворить с территории посольства дипломатов, объявленных ранее персона нон-грата. Штурм ливийской дипмиссии под прикрытием бронетранспортера осуществили бойцы болгарского «спецназа». Напомним, что 1 сентября министерство иностранных дел Болгарии объявило всех ливийских дипломатов «старого призыва» нежелательными персонами на болгарской территории. После того, как ливийские дипломаты отказались покинуть здание дипмиссии, их насильно вывели с территории посольства. Операция «спецназа» завершилась передачей ключей от здания посольства официальному представителю Переходного национального совета Ливии, командированному в Софию.
НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В США И НАТО К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Чтобы лучше понять сущность проведенной операции против Ливии и роли в ней ССО, нужно обратиться к первоисточникам ВС США и других стран НАТО, которые, в отличие от «достоверной» информации СМИ, официально регламентируют полномочия органов военного управления всех уровней, а также обязанности тех или иных должностных лиц по подготовке и проведению операций, применению выделенных для этого сил и средств. В частности, в ВС США официально определены основные и дополнительные задачи сил специальных операций в современных условиях:
1. Борьба с терроризмом. Военно-политическое руководство США рассматривает Силы специальных операций как действенный инструмент, организованный, обученный и оснащенный для ведения контртеррористических операций в любой стране мира. ССО ведут борьбу с терроризмом наступательно, с целью выявления, предотвращения, сдерживания, локализации и ликвидации полного спектра угроз со стороны террористов. Эта деятельность осуществляется в двух направлениях: первое - через антитеррористические меры, направленные на уменьшение уязвимости от террористических актов, второй - через контртеррористические мероприятия, направленные на прекращение террористических актов, где бы они происходили.
Формами указанных действий могут быть:
разведывательные операции;
атаки против террористических сетей и их инфраструктуры;
освобождение заложников;
информационно-аналитические мероприятия против террористических организаций;
акции различного характера, направленные на разрушение идеологического и мотивационного основания терроризма.
2. Противодействие распространению оружия массового поражения (ОМП). Борьба с распространением ядерного, биологического, химического оружия направлена защитить американскую территорию и интересы, а также граждан США за рубежом. Основная цель этих действий - недопущение или ограничение распространения как самого оружия массового поражения, средств его доставки, так и соответствующих технологий их производства. Это предполагает ряд активных действий и мероприятий, таких как:
сбор и анализ разведывательной информации о накоплении определенных материалов, их переработки, разработка и проведение исследований образцов (компонентов) ОМП;
поддержка дипломатических усилий по нераспространению ОМП;
осуществление контроля над определенными образцами оружия ОМП;
экспортный контроль. Эти мероприятия осуществляют с привлечением ССО в тесном взаимодействии с другими американскими правительственными организациями.
3. Специальная разведка. Подразделения ССО могут быть привлечены к ведению специальной разведки в любом регионе мира, с целью сбора или проверки разведданных стратегического или оперативного уровней.
Специальную разведку ведут для:
получения, расширения или проверки объема информации относительно возможностей, намерений и действий реального или потенциального противника для оказания эффективной помощи войскам общего назначения в
интересах выполнения стратегических (оперативных) задач;
сбора метеорологических, гидрографических, географических, демографических и иных сведений;
определения, координат нахождения целей;
оценки результативности нанесенных ударов.
4. Направленные действия. Предусматривает проведение подразделениями ССО кратковременных и ограниченных по масштабу специальных операций в любой стране мира с целью захвата, овладения, взятия в плен, выведение из строя или полного уничтожения (ликвидации) целей (объектов) в интересах выполнения оперативных задач или поддержки действий войск общего назначения в интересах выполнения стратегических задач.
Разновидности «направленных действий»:
проведение рейдов;
устройство засад;
непосредственный штурм объектов;
установка мин;
нанесение огневых ударов с воздуха по объектам наземного или морского базирования, расположенных вне зоны непосредственного контакта с противником;
обозначения или «подсветки» целей для высокоточного оружия;
поддержка операций сил общего назначения;
совершение диверсий и актов саботажа на территории противника;
захват или уничтожение командных кадров противника.
5. «Нетрадиционная война». В понятие «нетрадиционная война» Пентагон вкладывает широкий спектр военных «полувоенных» операций (обычно длительных по времени) на территориях, которые контролирует противник, а также районах, важных для США. Эта война ведется с привлечением лояльного к США местного населения, его иррегулярных сил, на основе которых представители ССО организуют повстанческое движение. При этом особое внимание уделяется управлению им, его обучению, вооружению, оснащению, поддержке. Формами нетрадиционной войны могут быть длительные боевые действия с использованием тактики повстанческой войны, а также акции саботажа, диверсий, разведки.
6. Информационные операции. Информационные операции - это разновидность специальных операций, которые являются относительно новым направлением деятельности американских ССО, направленным на достижение превосходства через распространение информации, воздействия на сознание, информационные системы противника и процессы принятия им решений, защиты собственной информации и информационных систем. Как отметил командующий ССО ВС США (в 1997-2000 гг.) генерал Шумейкер: «Силы специальных операций должны овладевать искусством ведения информационных операций ежедневно, в реальном времени, касается это торговли, или рекламы бегемотов».
7. Психологические операции («PSYOP»). Психологические операции - это спланированный комплекс мероприятий, направленных на передачу специально отобранной информации определенной аудитории с целью влияния на ее эмоциональное состояние, мотивацию, ум и тем самым на поведение правительств иностранных государств, различных организаций, социальных групп, отдельных индивидуумов. Конечная их цель заключается в создании благоприятных условий для выполнения других задач Вооруженными силами США.
8. Помощь иностранным государствам в обеспечении внутренней безопасности. В рамках проведения американским правительством курса на предоставление иностранным государствам помощи для укрепления их правопорядка и внутренней безопасности, ССО могут быть вовлечены в организацию, обучение, советническую деятельность и оказание помощи правительствам этих государств в создании военных и полувоенных сил, с целью выполнения программ защиты общества от свержения правительства, другой подрывной и повстанческой деятельности, беззаконий, мятежей и т.п.
ССО также предоставляют посреднические услуги по вопросам поощрения и стимулирования развития экономических, социальных, политических и военных секторов государства.
9. Операции по гражданскому администрированию. Эти операции ССО проводят в пострадавших от военных действий или локальных конфликтов районах (странах). Они предусматривают создание временных администраций для решения определенных проблем местного населения, создание местных органов власти и управления. Особое внимание уделяется защите местного населения и минимизации воздействия на него военных операций.
К числу дополнительных задач ССО отнесены:
1. Коалиционная поддержка. Силы специальных операций выполняют задачи в составе коалиционных сил в многонациональных военных операциях. Учат коалиционных партнеров тактике и методам взаимодействия. Используют свой опыт для налаживания отношений с местным населением.
2. Борьба с наркотиками и наркобизнесом. Силы специальных операций, непосредственно участвующие в программах борьбы с наркотиками, готовят иностранные специальные подразделения по борьбе с наркотическими веществами к проведению ими операций по выявлению, запрету культивирования, производства и продажи незаконных наркотиков, а также принимают непосредственное участие в этих мероприятиях.
3. Поисково-спасательные операции. Их осуществляют с целью выявления и возвращения на свою территорию военнослужащих США и других граждан, оказавшихся на территории противника или в зоне локальных конфликтов.
4. Гуманитарная помощь. ССО помогают гражданскому населению в локализации и ликвидации последствий военных действий, чрезвычайных ситуаций природно-биологического и техногенного характеров.
5. Специальные меры. Специальные меры планируют и проводят за границей с целью реализации задач внешней политики. В специальных мероприятиях роль американского правительства не является очевидной или признанной публично.
Приведенные выше задачи Сил специальных операций ВС США на период мирного и военного времени детализируются, конкретизируются с учетом их специфики для каждого вида специальных операций, сил и средств, которые принимают в них участие. Наряду с СО, важнейшим компонентом стратегии национальной безопасности США стали «скрытые акции» (во многих источниках переводятся также как «тайные акции» или «тайные операции»), которые имеют ярко выраженные признаки специальных операций, поэтому могут и должны рассматриваться совместно с ними. По определению эксперта в области военной разведки Роя Годсона, «скрытые акции - это попытки правительства повлиять на другое государство или любую территорию без обозначения собственной вовлеченности». Фрэнк Барнетт, президент Информационного центра национальной стратегии (США), считает, что «скрытые акции» в американском политическом лексиконе является одной из разновидностей специальных операций при реализации «транснациональной политики». В качестве примера можно назвать тактику «невоенного разрушения советской империи», которая в течение многих лет предусматривала «эрозию доверия к КПСС со стороны населения и стимулирования противоречий между различными категориями советского общества».
Также чтобы понять, что должны были делать по определению ССО ВС стран НАТО в ходе операции против Ливии, рассмотрим некоторые дефиниции совместной доктрины НАТО «Allied Joint Doctrine - AJP-01» (STANAG 2437). В частности, в главе 8 дано определение: «...Специальные операции - это военные мероприятия, проводимые специально назначенными, организованными, подготовленными и оснащенными силами, применяющими формы и способы боевых действий, нехарактерные для обычных вооруженных сил. Такие мероприятия проводятся во всех видах операций (в том числе миротворческих, по урегулированию кризисов или конфликтов) и на всех уровнях, самостоятельно или в координации с действиями обычных вооруженных сил, для достижения политических, военных, психологических и экономических целей. Военно-политическая целесообразность может потребовать использования скрытых, тайных или негласных методов и допускает некоторую степень физического или политического риска, который не связан с обычными операциями...».
Задачи Сил Специальных операций.
В контексте Объединенных операций НАТО силы специальных операций привлекаются к выполнению трех специфических задач: специальной разведки и наблюдения, направленных действий и военной помощи.
Специальная разведка и наблюдение включают:
оценку района операции в интересах объединенного штаба;
специальные разведывательные операции в интересах применения ВС;
разведку особо важных целей;
сбор, обработку и хранение особо важной разведывательной информации;
разведку ключевых элементов инфраструктуры на территории противника или на другой территории;
метеорологическую, географическую, гидрографическую разведку и разведку результатов ударов в интересах специфических наземных, воздушных или морских операций.
Направленные действия включают:
уничтожение критически важных целей или осуществления соответствующих мер воздействия на материальные средства и персонал;
уничтожение критически важных линий коммуникаций;
определение местоположения и захват (освобождение захваченных) важных материальных ресурсов или персонала;
захват, уничтожение или нейтрализацию особо важных элементов инфраструктуры, вооружения и военной техники;
освобождение заложников;
обеспечение авиационной поддержки и проведение поисково-спасательных операций на территории противника или на недружественной территории;
поддержку мероприятий по борьбе с распространением оружия массового уничтожения;
проведение специальных операций против "информационных" целей противника, в том числе системы управления войсками (силами), компьютерных сетей, информационных центров и т.п.;
антитеррористические операции.
Военная помощь включает:
тренировку и подготовку, оснащение и, в случае необходимости, другую помощь в противодействии диверсионным или партизанским движениям;
тренировки и подготовка, оснащение вооруженных сил и паравоенных формирований принимающей страны, с целью повышения их боеспособности до уровня, позволяющего уверенно контролировать внутриполитическую ситуацию;
поддержку миротворческих операций путем:
непосредственных действий организационного, разведывательного, медицинского, инженерного характера, проведения мероприятий по безопасности в гуманитарных кризисах и т.п.;
выполнения обязанностей контактных лиц (посредников) для ведения переговоров в многонациональной и многокультурной среде для решения конфликтных ситуаций, помощи в восстановлении инфраструктуры при техногенных и стихийных бедствий и т.д. Таким образом, вышеупомянутый документ и другие многочисленные руководящие документы США и НАТО позволяют сделать вывод: в отношении Ливии должностные лица органов военного управления США и других стран НАТО, ответственные за подготовку и проведение операции, следовали не «моде на ССО», а на всех уровнях были обязаны готовить и проводить специальные операции для достижения общих целей операции. Необходимо также упомянуть, что на сайте Африканского Командования ВС США (USAFRICOM) приведена его структура (как органа управления). Ее анализ позволяет обратить внимание на наличие целого ряда структурных подразделений, к потребностям, полномочиям и компетенции которых можно отнести специальные операции.
ССО ВС США: «АФГАНСКИЙ» ОПЫТ - В ЛИВИЮ
Для лучшего понимания роли и места ССО в ливийских событиях целесообразно вспомнить достаточно более ранний пример их действий в Афганистане. Можно утверждать, что тогда американцами были обкатаны формы и способы действий, которые уже на новом качественном уровне мы увидели в Ливии. Напомним, что после террористических актов 11 сентября 2001 года в США военно-политическое руководство страны приняло решение о проведении контртеррористической операции «Несгибаемая свобода» в Афганистане. Ее целью было определено: лишить международных террористов базы, в которую превратилась контролируемая талибами большая часть страны; уничтожение лидеров, группировок сил и инфраструктуры террористической организации «Аль-Каида», а также прекращения правления в Афганистане режима исламского движения «Талибан» (ИДТ). Т.е. тогда перед вооруженными силами США стояла исключительно сложная задача - провести "зачистку" невиданных масштабов. И зная печальные уроки истории попыток установить контроль над непокорными афганцами (начиная от англичан и заканчивая Советским Союзом), руководство США было вынуждено искать нестандартные варианты проведения операции, способные минимизировать потери своих сил при нанесении максимального поражения силам противника. Поиск ответа привел к решению нанести мощное огневое поражение противнику ракетно-авиационными ударами, а т.н. «классическую» наземную наступательную операцию не проводить. Вместо этого «загрести жар чужими руками», использовав вооруженные формирования афганских племен, настроенных против талибов. И очевидно, что задачи по формированию, управлению, координации огневой поддержки, обеспечению формирований антиталибской коалиции лучше всех могли выполнить ССО ВС США. По замыслу операции, непосредственно своими силами части и подразделения ССО должны были осуществлять лишь точечные «хирургические» действия, избегая непосредственного боевого соприкосновения с противником. Непосредственное планирование боевого применения ССО осуществлял штаб Объединенного командования специальных операций ВС США (Авиабаза «Мак-Дилл», штат Флорида) с участием представителей других органов управления, в т.ч. управлений министерства обороны и спецслужб страны. Параллельно с планированием операции была организована подготовка подразделений специальных операций к предстоящим действиям, в ходе которой были осуществлены: перевод в повышенные степени боевой готовности ряда формирований ССО ВС США; укомплектование частей и подразделений ССО; проведение целенаправленных мероприятий подготовки частей и подразделений ССО применительно к условиям Афганистана; подготовка объектов для развертывания ССО на ТВД (в т.ч. на территории Узбекистана, Пакистана и стран зоны Персидского залива).
Уже в конце сентября 2001 года началась переброска по воздуху передовых подразделений СО на территории вышеупомянутых стран региона. Создание основной группировки сил специальных операций ВС США для действий в Афганистане было завершено к середине октября 2001 года. Активная фаза операции началась 7 октября 2001 года. К этому времени передовыми группами ССО в приграничных с Афганистаном районах Узбекистана и Пакистана были развернуты основные операционные базы ССО, а часть сил приступила к действиям в составе разведывательно-диверсионных групп на территории Афганистана. Одновременно в странах зоны Персидского залива развертывались тыловые операционные базы, на которых создавался резерв сил и средств группировки ССО. Также в качестве операционной базы ССО до декабря 2001 года использовался авианосец «Китти Хок» ВМС США, находившийся в северной части Аравийского моря.
Справка: В операции задействовались подразделения из состава 5-й группы специального назначения, 1-го оперативного отряда специального назначения «Дельта», 75-го пехотного полка «рейнджеров», 160-го полка армейской авиации СО, 96-го батальона связи с гражданской администрацией,
4-й группы психологических операций командования СО сухопутных войск,
подразделения 16-го и 193-го авиакрыльев командования специальных операций (КСО) ВВС, ССО ВМС, подразделения боевого и тылового обеспечения. Боевые подразделения этой группировки насчитывали около 1 100 человек и имели на вооружении до 20 самолетов AC-130H/U, ЕС-1 ЗОЕ, МС-130Е/Н/Р и до 20 вертолетов МН-60К, MH-47D и MH-53J. Охрану операционных баз ССО и обеспечение действий подразделений специальных операций на территории Узбекистана осуществляли более 1 000 военнослужащих 10-й легкой пехотной дивизии сухопутных войск; а на территории Пакистана - около 100 морских пехотинцев из состава амфибийно-десантной группы ВМС США, находившейся в Аравийском море. Необходимо заметить, что боевой и численный состав группировки ССО ВС США существенных изменений в ходе операции не претерпевал. На различных этапах операции «Несгибаемая свобода», в зависимости от обстановки и решаемых этими силами задач, изменялись лишь дислокация (базирование) подразделений СО, система управления ими, а также проводилась их плановая замена. С декабря 2001 года началось формирование коалиционной группировки ССО из прибывавших в Афганистан подразделений СпН Великобритании, Австралии, Германии, Дании, Иордании, Канады, Новой Зеландии, Норвегии и Турции общей численностью около 400 человек.
Общее управление действиями ССО в этот период было возложено на штаб командования ССО Объединенного центрального командования ВС Соединенных Штатов, непосредственное - на его передовые группы, развернутые в районах авиабаз Ханабад (Узбекистан) и Джейкобабад (Пакистан). Пентагон применил в Афганистане относительно новый подход к ведению боевых действий. Ее суть - сочетание авиационно-ракетных ударов с масштабными действиями сил специальных операций. Первая составляющая была отработана в ходе операций против Ирака и Югославии, вторая - во времена вьетнамской войны и других многочисленных «горячих точках». Но теперь вышесказанное было исполнено на качественно новом уровне. Основные выводы из результатов применения ССО в операции «Несгибаемая свобода», которые были учтены при последующем развитии ССО: операция стала уникальной по количеству и интенсивности применения ССО американских ВС; ССО сыграли решающую роль на первых этапах операции благодаря установлению ими эффективного взаимодействия между органами управления ВС США и афганскими полевыми командирами, подготовке вооруженных отрядов антиталибской коалиции, координации непосредственной авиационной поддержки их действий боевыми самолетами ВВС Соединенных Штатов и их союзников. Все это способствовало разгрому вооруженных формирований талибов и «Аль-Каиды» без привлечения многочисленной сухопутной группировки ВС США, что, в свою очередь, позволило свести к минимуму потери среди американских военнослужащих. Командование ССО ВС США придавало большое значение обеспечению, подготовке и задействованию в специальных операциях вооруженных формирований антиталибской коалиции, отрядов афганских полевых командиров и их подразделений. В итоге порядок подготовки, формы и способы действий ССО в операции «Несгибаемая свобода» в Афганистане, командование ВС США публично назвало «новой стратегией» их боевого применения, универсальной для проведения подобных операций в других регионах мира. Результаты действий ССО в Афганистане сейчас известны и смешно думать, что в США и других странах НАТО за прошедшие после этого почти десять лет не развили теорию и практику действий ССО с учетом полученного опыта. И сегодня мы стали свидетелями, как недавние события в Ливии стали логическим развитием этой «темы».

Сергей Галушко
Центр стратегических оценок и прогнозов
(продолжение следует)
Просмотров: 1381 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: