Четверг, 18.04.2024, 07:52 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Июнь » 24 » Старец Филофей Зервакос,
14:32
Старец Филофей Зервакос,

Старец Филофей Зервакос,

святой подвижник Лонговардского монастыря острова Парос

 

Рождение и воспитание



Этот современный мученик родился в мае 1884 года в деревне Пакиа провинции Лимирас Эпидавра, недалеко от Молаус Лаконии. Его благочестивые родители Панайотис и Катерина дали ему в крещении имя Константин. С ранних лет он стремился в храм Божий, любил петь псалмы и читать священные книги.
Как-то группа детей, среди которых находился и отрок Константин, играла на улице, и дети тут же избрали его игуменом, вручив ему жердь вместо пастырского жезла.

Вспоминая о тех временах, он рассказал, как в возрасте 8-10 лет было ему как-то раз видение: дьявол предстал перед ним в отвратительнейшем обличье, с серо-зеленым лицом и рогами на голове. Он стоял в 10 метрах от Константина и бросал в него камни, но никак не мог попасть в мальчика.

Когда родители посылали его по семейным делам, маленький Константин, услышав церковный звон колоколов, бросал все на свете и бежал на службу.

Образование

Когда Константин окончил общеобразовательную школу, родители отдали его в педагогическое училище, и в возрасте 17-ти лет (1901) он стал учителем. Таким образом, в течение трех лет (1901-1904) он преподавал в деревне Финики в Лаконии, недалеко от своего села.

Его приглашали в Америку преподавать в школе при одном из греческих приходов. Но Бог рассудил иначе, и этому не суждено было исполниться.


    
С ранних лет Константин увлекался чтением житий святых. Его глубоко затронули жития святого Антония, Иоанна Дамаскина, святой Варвары и многие другие. Во время чтения Константин ощущал – как он сам свидетельствовал о том – что сердце его наполнялось Божественной благодатью. Тогда он видел себя в пустыне… Так постепенно проснулось в нем желание стать монахом.

Тернистый путь к иноческому житию

Он открыл свое желание матери, которая сначала положительно отнеслась к его решению. Но когда однажды вечером он попросил у нее немного денег, чтобы покинуть родной дом и стать на путь монашеской жизни, она вдруг стала скорбеть и просить его остаться еще на какое-то время чтобы они пожили вместе хотя бы еще несколько лет! Константин несказанно опечалился, и в ту же ночь ему явились демоны в виде фантастических чудовищ, которые угрожали убить его.

Объятый страхом, Константин призвал на помощь Пресвятую Богородицу. И тут он увидел, как Она снизошла к нему, и стал молить Ее не покидать его. Демоны же исчезли, как только явилась перед ними Пресвятая Богородица. Он продолжал молиться до тех пор, пока демоны не сгинули вовсе. Но с тех пор страх поселился в его сердце и после захода солнца он боялся выходить из дому.

Однажды, будучи еще учителем в деревне Финикио, как-то находился он в гостях у одного своего друга, в доме которого пелись псалмы (Константин был великолепным музыкантом). Там он увидел чудесную книгу, называвшуюся “Алмазы рая”, – это был сборник святоотеческих текстов. Он взял ее и немедленно пошел домой, чтобы скорее прочесть ее, он в буквальном смысле впитывал в себя каждое слово Божие.

Читая ее, он почувствовал прикосновение благодати. Слова Константина Великого “смотри в себя” несказанно потрясли его. Тогда он решил оставить все мирское и начал дорожить каждым мгновением жизни. Все свои силы он обратил на своих учеников, всячески стараясь, чтобы вера и страх Божий глубоко затронули их сердца. Они пели псалмы в церкви, а также в окрестных деревнях на ярмарках.

Но когда он стал на путь благочестия, к нему вновь вернулись демоны, с новой силой принявшиеся мучить его во сне. И снова он воззвал к Пресвятой Богородице, вновь снизошла она к нему, а затем стала отдаляться от него. Долгое время продолжались его сражения с нечистыми демонами, но благодаря молитвам своим, он вышел из них победителем.

Не забывал он и о нуждах деревни, в которой был он учителем. По его инициативе было построено кладбище с церковью во имя Архангелов Михаила и Гавриила, а также здание школы, – все это согласно желанию местных жителей, которые даже учредили по этому случаю рабочий комитет.

Испытания на пути к монашескому призванию

В Финикио у Константина завязалась крепкая дружба с двумя молодыми людьми, и все вместе они решили отправиться на Афон, чтобы стать монахами. До этого, в августе 1902 года, он попытался стать монахом в маленьком монастыре Святого Георгия близ своей родной деревни (в 7 часах от нее), основателем которого был наставник Георгий Стурнарас, врач-монах из Эпира. Оттуда он впоследствии и собирался поехать на Афон.

Но его отец в слезах с разного рода доводами, угрожая наложить на себя руки, несмотря на возражения 18-летнего Константина, уговорил его вернуться в семью.

Тогда он решил покинуть родительский дом ночью и, движимый любовью к Христу, прошагал до самого рассвета, оказавшись довольно далеко от родного дома. Отец его послал за ним полицию, чтобы вернуть его, но на этот раз ему удалось бежать. Он добрался до местечка Еврота, где в дополнение к физическим страданиям – он очень устал – опять началась духовная война со страшными демонами. Таким образом, странствуя несколько дней подряд, уставший и разбитый, в конечном итоге, как всякий беспомощный человек, он стал постепенно впадать в уныние.

По дороге в город Триполи ему было видение. Ему явился красивый юноша, который сказал: “Поешь и смело продолжай свой путь”. Таким образом, поев хлеба с виноградом, он укрепился и продолжил свой путь.

Как-то ночью он обнаружил на пятках множество трещин и нарывов от колючек терновника, вонзившихся в его ноги.

С огромным трудом добирался он до Триполи. Остановился у одного священника, который какое-то время ухаживал за ним. В это же время мирское вновь стало искушать его, он снова начал задумываться о потерянных удовольствиях мира сего. Но тут же открыл святое Евангелие и утешил себя словами Господа.


Константин хотел достигнуть Святой Лавры, чтобы оттуда направиться к Великой пещере, но многие советовали ему остановиться сначала в монастыре Святого Афанасия, что недалеко от Филиа горы Калавриты. По дороге у него началась ужасная боль в животе и рвота. Но ему все же удалось добраться до монастыря святого Афанасия. За ночь набравшись сил, утром он снова отправился в путь и скоро достиг Святой Лавры, а через два дня добрался и до монастыря Мега Спилео (Великой Пещеры).
Там ему посоветовали найти в Эгио батюшку Иоанна Куцуко, который сразу же отправил его в город Патры, к отцу Евсевию Матфопуло, наказавшему молодому Константину вернуться к родителям в Финикио еще на 15 месяцев.

Однако он вскоре вновь приехал в Патры, где пребывал целый год. Во время одной из прогулок Константина по морскому побережью города лукавый с новой силой начал всячески мучить его разум. Тогда он пошел в церковь святого Андрея, чтобы помолиться и укрепиться духовно. Здесь, в часовне Иоанна Богослова, он услышал проповеди отца Евсевия. А вскоре был назначен певчим в приходскую церковь святого Алексия (метохи Святой Лавры).

Здесь же, в Патрах, его призвали в армию, где он служил на протяжении 29-ти месяцев. И там на его долю выпало немало суровых испытаний, о которых, однако, нам излишне упоминать.

По завершении этих испытаний он получил, наконец, разрешение от отца Евсевия пойти по пути монашеской жизни, которой так жаждал. Своим намерением Константин, в первую очередь, поделился со святителем Нектарием Пентапольским, который был тогда директором Духовной школы Ризарио в Афинах, у него же попросил совета, где ему начать монашескую жизнь.

Святитель сказал ему: “Цель твоя благая, я советую тебе поступить в Лонговардский монастырь на Паросе, братия которого весьма добродетельна и многочисленна”. Но Константин говорил о своем желании принять иночество на Святом Афоне, на что святитель посоветовал ему не идти в новостильный монастырь. Он настоял на том, что Константину лучше определиться в Лонговардский мoнастырь Живоносного Источника на острове Парос.

В храме святого Елисея состоялось Всенощное бдение в честь праздника Иоанна Богослова (8 мая 1007 – 23 лет), а ночью другого дня он отплыл со своим другом Николаем Митропулосом на Святую Гору Афон. Приехав в Фессалоники, которые находились тогда на контролируемой турками территории, он тотчас же отправился поклониться мощам святого мученика Димитрия Мировлитского, которого очень любил и перед которым благоговел.

Но на рассвете следующего дня турки не позволили им уехать на Святую Гору, обвинив их в шпионаже. Их не посадили в тюрьму, но они находились под строгим надзором. Душа их желела принятия мученичества за Христа… Но тут явился высокопоставленный паша и отпустил юношу, выслав его обратно в Грецию. Как узнал позже Константин, паша был тем, кто освободил его по приказу явившегося в видении святого Димитрия. Так, наконец, он отправился в Лонговардский монастырь на остров Парос, следуя наказу святителя Нектария.

В Лонговардском монастыре

Из Салоник он прибыл в епархию Волос. Во время своего пребывания там Константин познакомился с молодым юношей Феодосием Зографу, нотариусом, с его братом Феодором, богословом и проповедником, а также со старцем Панайотисом Кондопифари (их дедушкой), с Павлом Лукопуло и многими другими радушно принявшими его братьями.

Они вновь попытались отправить юношу на Афон, но это оказалось невозможным. Таким образом, Константин почувствовал, что сама Божья воля направляет его на остров Парос. Тогда Панайотис Кондопифари сказал, что он три дня думал, как предложить ему все-таки пойти в монастырь Лонговардос, в котором он бывал не раз, но не осмелился говорить об этом, ибо не ведал, какова воля Божья.

Так, на следующий день прибыл он в Пирей, а оттуда отправился на остров Сирос. Во время этой поездки внутренняя борьба в душе его стала усиливаться. Но когда корабль прибыл в гавань и он увидел церковь Пресвятой Богородицы, коварные мысли тотчас же покинули его, он ощутил божественную сладость в сердце, а помолившись в Храме Екатонтапилиани (Храме Ста Ворот), пешком отправился в монастырь, где исповедовался игумену Иерофею Восиньоти Пелопоннесскому, попросив принять его в братство монастыря.

Игумен и монастырская братия приняли его с великой любовью и радостью, и он сразу же стал послушником. Через месяц он вышел из монастыря по какому-то делу и, оглянувшись на него, вспомнил, что этот монастырь являлся ему когда-то во сне. Через семь месяцев после поступления в монастырь, 29 декабря 1907 года (ему было 23 года), он был пострижен в малую схиму с наречением имени Филофей, что значит «любящий Бога».

А в следующее воскресенье, 30 декабря 1907 года, отец Филофей был посвящен в сан диакона. До рукоположения в священники им временами овладевал огромный страх, но после очередного ночного видения, в котором ему открывалась Божья воля, он набирался храбрости.

Спустя два года, 6 сентября 1909 года (ему было 25 лет), он под вечер покинул монастырь и в течение двадцати дней сидел в полном одиночестве в часовне пророка Илии, находящейся на самой высокой точке острова, непрестанно молясь и постигая волю Божью.

Паломничество на Святую Гору и на остров Эгина

8 мая 1910 года, по благословению своего старца, он отбывает в паломничество на Святой Афон. Там отец Филофей поклонился святым храмам, монастырям, глубоко почитаемым образам, а особенно святым мощам. Он попросил встречи со святыми людьми, свел там несколько душеполезных знакомств, но был разочарован общим духовным состоянием афонцев.

Среди афонской братии он выделил старца Даниила Измирского – иконописца, Спиридона Кабанна – лавриотского врача, Герасима Лесбосского, Каллиника Афинского, а также святогорских духовников: Игнатия Катунакского, Матвея Каракалинника и некоторых других иеросхимонахов. Сам он писал, что если бы он нашел Святую Гору такой, какой он себе ее представлял, то там бы и остался.

Кроме того, отец Филофей обнаружил и две группировки: Боязьянов (это были македонцы, фракийцы, митилинцы, малоазиаты) и Мораитов (эпирцы и фессалийцы, уроженцы Додеканеса, Пелопоннеса,Кикладов и Крита).

Никто из духовных отцов не предложил ему поменять монастырь.

Приехав в Фессалоники и глубоко скорбя о положении города, он горячо помолился о скорейшем освобождении его от турецкого ига. По возвращении из города отец Филофей снова был арестован турками по подозрению в шпионаже и без всяких объяснений был заключен в темницу, огражденную колючей проволокой. Позже какой-то молодой человек освободил его. Таким образом, он поспешно отплывает на корабле и прибывает в маленький городок Волос, где ему удается встретиться со своими братьями.

В Пиреях он стал искать своего духовника, святого отца Нектария, который находился тогда на острове Эгина. И, наконец, он нашел его. Но в каком состоянии? Святитель рыл ямы, отец Филофей было принял его за рабочего монастыря! Отец Нектарий дал ему разного рода советы, опираясь как на собственный опыт, так и на слова святых. В сентябре 1910 года отец Филофей вновь оказывается на Сиросе, откуда отправляется на остров Парос.

Пресвитер, архимандрит, проповедник.

Как сообщает старец в письме от 13 июня 1912 г. к своему духовнику Матфею Каракаллину, по настоянию игумена и отцов монастыря, 22 апреля 1912 г. (в воскресенье самаритянки) он был рукоположен в Афинах епископом Трифильским и Олимпии отцом Гавриилом в священнический сан.
    
21 октября 1913 г. митрополитом Паронаксия Иерофеем он был возведен в сан архимандрита. С тех пор он стал принимать исповеди и произносить проповеди на островах Парос, Наксос, затем на Сиросе, Тиносе, а также в Афинах. А с 1916 г. (в возрасте 32 лет) и в остальных частях Греции.

В 1917 г. старец отправился к себе на родину, где проповедовал Слово Божие во многих провинциальных городах. В 1920 г. он поехал на Пелопоннес, где проповедовал в городах Триполи и Спарте, а также в близлежащих селах. В том же году он посетил остров Сифнос.

В 1921 г. в Великий пост он проповедовал и исповедовал на Тиносе, Сиросе, в Афинах и Волосе. Летом старец проповедовал слово Божие в Афинах, в Пирее, на Хиосе и на Чешме (остров напротив Хиоса). В следующем году он пребывает в Итее, Десфине, в Арахове, Хрисо и Галаксиди. В 1923 г. старец Филофей отправляется в Афины и на Пелопоннес.

На Святой Земле, в Синае, Египте и Греции.

В марте 1924 г. старец совершил большую поездку. Поездка эта имела своей отправной точкой острова Наксос, Сирос, затем Афины, Крит, Александрия, Палестина, Аравия, Египет и Синай. В Палестине он обошел все святыни, а на Синае провел литургию в часовне Неопалимой Купины. Именно здесь он написал множество писем, адресованных, в частности, старцу Иерофею:

1) Из Святого города Сион – от 8 апреля 1924 г.

2) Из Иерусалима – от 20 апреля 1924 г.

3) Из Иерусалима – от 24 апреля 1924 г.

4) С Суэцкого Канала – 20 мая 1924 г.

5) С Синая – 4 июня 1924 г.

6) С побережья Красного моря – 11 июня 1924 г.

7) Из Каира – 25 июня 1924 г.

После возвращения в Афины старец отправился на Святой Афон. Он проповедовал и исповедовал в 1926 г. в Салониках, Волосе, Макринице, Каналья и на острове Скиафос.

Игуменство в монастыре.

В 1926 г. старец отправился на остров Корфу (Керкира). В 1930 г. почил о Господе его духовный отец старец Иерофей, оставив в качестве своего преемника старца Филофея, на что сразу дали свое согласие отцы монастыря. Поначалу старец Филофей очень просил игумена определить на это место кого-то другого, более достойного, но игумена невозможно было отговорить. Но, даже пребывая на этом посту, старец Филофей не оставлял своей прежней деятельности. В 1933 г. (в возрасте 40 лет) он прибыл в Калавриту, где паломничал в Святой Лавре и Великой Пещере. Оттуда он отбывает в Кефалонию, к святому Герасиму, а затем на остров Закинф, к святому Дионисию.

В 1934 г. старец отправляется в Константинополь (это были времена правления Патриарха Фотия), где проповедует и работает во многих местностях. Он попытался лично встретиться с Кемалем Ататюрком (правителем Турции), чтобы поговорить с ним о христианстве (тот уже отказался от ислама). Но патриарх Фотий удержал его от этого. Позже старец Филофей хотел написать ему из Греции, но не успел – Кемаль умер.

В 1935 г., во время Великого поста, вместе с митрополитами Фокиды Иоакимом и Этолокарнании Иерофеем он проповедует в районах Амфисса и Aгринио. В мае того же года проповедует в Метеоре (Каламбака), в Трикале, Кардице и Ларисе. В октябре принимает участие в празднестве Святого Димитрия в Салониках, а оттуда прибывает в Килкис. Затем проповедует в Волосе, на Хиосе и на Пелопоннесе.

В 1936 г. он был приглашен митрополитами Калавриты и Эгиалеас во время Великого Поста, и приехал в Эгио. В октябре он прибывает в город Патры, где проповедует в храмах св. Андрея, св. Димитрия и Панданасса. Оттуда отправляется в Кефалонию, а затем – в Aгринио. В следующем году он вновь оказывается в Патрах, его принимают в провинции Румели, в Афинах и Пирее. В мае 1938 г. он наставляет христианскую паству в Афинах, в сентябре – на Сифносе, в октябре – вновь в Афинах, оттуда он отправляется к себе на родину. В том же году он посещает монастырь святого Лука в Ливадье и монастырь пророка Ильи на острове Идра. В мае 1940 г. он совершает поездки по Аттике. А в октябре того же года Итало-греческая война застает его на острове Сирос.

Военный и послевоенный период.

Тяготы и лишения оккупации привели многих людей в монастырь. Роль монаха сменилась ролью утешителя. Три брата из монастыря ежедневно готовили благотворительные обеды. Они отводили голодающих в трапезу по 50 человек. От 150 до 200 жителей ежедневно получали пищу в монастыре, и если бы не поддержка обители, от голода могли бы умереть около 1500 человек.

14 мая 1944 г. немцами были приговорены к смертной казни 125 человек. Отец Филофей заступился за них перед немецким комиссаром, предотвратив, таким образом, исполнение этого приговора.

После оккупации отец Филофей продолжал совершать миссионерские поездки в другие части Греции для проповеди и духовного окормления народа Божия. Но возраст брал свое, ему было за восемьдесят, но, несмотря ни на что, он продолжал свою миссионерскую деятельность.

Успение старца Филофея.

В начале 1979 г. старец Филофей тяжело заболел. А 7 мая 1980 г. (в возрасте 96 лет), находясь в своей келье в Фапсане на острове Парос, он и вовсе слег. В 6 утра 8 мая 1980 г. святые Ангелы обрели благословенную душу старца, предназначенную для вечного покоя.

Кончина раба Господня была блаженной и святой. В момент предания своей души в руки Господа, он пел: “Христос воскресе”… Пресса Кикладских островов опубликовала хвалебную статью в честь блаженного проповедника. За этим последовали материалы в десятках религиозных журналах и газетах.

Просмотров: 707 | Добавил: Степанович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: