О демократии в Церкви и «большинстве» приверженцев евроинтеграции
Главный редактор официального сайта Украинской Православной Церкви (УПЦ) протоиерей Геогрий Коваленко очередной раз предстал «во все своей красе». Уже замечено, как только происходят резонансные события в жизни УПЦ (состоявшийся гей-парад в Киеве 25 мая, дело с похищениями монахинь Свято-Покровского монастыря в Киеве в июне этого года и т.д.), протоиерей Коваленко как единственный, кто может (или должен) комментировать подобные события, своими пояснительными словами, по меньшей мере, веселит общественность, а если говорить серьезно, то и вовсе глумится над людьми, выставляя себя же в абсолютно неприглядном свете.
Да ладно, если бы подобные ляпы были брошены на ходу или в частных беседах. Нет же, протоиерей, выступающий как руководитель основного информационного портала УПЦ, даже не старается подготовить свое выступление и вычитать текст,перед тем как проинформировать широкую общественность.
После опубликованного обращения глав религиозных организаций 30 октября 2013 года последовала закономерная возмущенная реакция многочисленных мирян, православных организаций и монастырских общин. В начавшейся широкой дискуссии даже существуют сторонники взгляда, что сам Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) якобы не подписывал обсуждаемое заявление, что «его просто нагло подставили», воспользовавшись немощью Предстоятеля. Требовали даже предоставить подлинник или фотокопию оригинала официального обращения к украинскому народу. Не признают некоторые верующие соавторство Блаженнейшего и его непосредственное участие в составлении и подписании документа.
В качестве подтверждения, свидетельствующих, что митр.Владимир (Сабодан) заранее знал содержание обращения и выразил поддержку в устной или письменной форме, можно привести следующие факты.
Межрелигиозная комиссия сейчас находится в Брюсселе, где в течение нескольких дней не просто осматривает достопримечательности бельгийской столицы, но уже и обсуждает с еврочиновниками условия для вступления Украины в Евросоюз. Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата представляет протоиерей Ростислав Снегирев (на фото третий слева), профессор, магистр богословия, секретарь Ученого Совета Киевской Духовной Академии и Семинарии (КДАиС).
На самом же сайте УПЦ, редактируемом, кстати, прот. Георгием Коваленко имеется информация, что: «По благословению Предстоятеля УПЦ Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Украинскую Православную Церковь в делегации представляет ученый секретарь КДАиС профессор протоиерей Ростислав Снигирев». Сложно предположить, что сам отец Ростислав, взяв благословение на поездку в Брюссель, сокрыл от Блаженнейшего намерение составить заявление с другими представителями нехристианских, инославных конфессий и дерзнул поставить за него подпись под заявлением без ведома Предстоятеля. Кстати, представители УПЦ так называемого «Киевского Патриархата», обозначившие в последнее время свое единство во всем, что касается евроинтеграции, обретения полной автокефалии УПЦ и отделения от «враждебной» Москвы, заявление на своем сайте все же опубликовали.
Почему в таком случае на официальном сайте УПЦ Московского Патриархата отсутствует само обращение, остается загадкой. В чем заключается секретность? Маловероятно это можно объяснить незначительностью события в религиозной жизни Церкви, вызвавшего такой бурный общественный резонанс. Если даже предположить, что Блаженнейший все же не подписывал это скандальное заявление, то почему сразу не было опубликовано опровержение?
Ясность внес как всегда непредсказуемый протоиерей отец Георгий. То ли сам, то ли по просьбе вышестоящего руководства, известный священник «раскрыл карты». Комментируя обращение православной общины Свято-Успенского монастыря села Никольского, Донецкой епархии, протоиерей Георгий Коваленко сказал: «…странно говорить, что подпись митрополита Владимира — это частная инициатива. Глава церкви выступает от имени церкви и большинства верующих». Таким образом, пресс-секретарь УПЦ отец Коваленко признал, что подпись митрополита таки стоит в заявлении. Но интересны и другие детали краткого фрагмента выступления руководителя пресс-службы.
«Верующим и духовенству церкви не запрещено иметь свою точку зрения относительно политических вопросов». Не запрещено. Никто не спорит. Русская Православная Церковь, к которой принадлежит Украинская Православная Церковь, открыта для людей, придерживающихся различных политических взглядов и признает допустимость политического плюрализма среди своих членов: «Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания» . (п. V.2. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви, 13-16 августа, 2000, Москва). При этом важным для Церкви«является внутреннее единство в Вере и Любви: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе» (1 Кор. 1. 10). Единство Церкви как таинственного тела Христова (Еф. 1. 23), от неповрежденного бытия которого зависит вечное спасение человека, является для нее наивысшей ценностью. Святой Игнатий Богоносец, обращаясь к членам Церкви Христовой, пишет: «Все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса» (там же).
Однако отец Георгий заявляет: «В Церкви царит демократия, мы выше политики, что и подтверждает появление этого письма». Вот здесь нужно разобраться более подробно. В беседе с доктором церковной истории, профессором Московской духовной академии протоиереем Владиславом Цыпиным, опубликованной в издании "Фома”, обсуждаются вопросы взаимоотношения понятий демократии и Церкви. Процитирую лишь одно высказывание отца Цыпина, отметив при этом, что само определение «демократия» имеет отношение к процессу политического руководства (этимологически «власть народа») и избирательной системе вообще.
«…Внутри же Церкви демократии в собственном смысле вообще быть не может. Ее устроение определяется канонами, а они не полагают церковного управления на демократических началах. Ответственность за Церковь, а потому и власть в Церкви прежде всего принадлежит преемникам апостолов — епископам. Наверное, на уровне приходского собрания в какой-то мере проявляется и демократическое начало. Но … это все-таки другая сфера жизни, которую нельзя отнести только лишь к реалиям человеческим и, значит, общественным. Церковь — все же мистическая реальность».
О какой демократии в свете последнего заявления и реакции общественности толкует протоиерей Коваленко? Если, используя его аргументацию, «в Церкви царит демократия» (звучит просто дико: демократия не просто существует, а «царит», то есть «широко распространена; господствует» Толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф.Ефремовой), то каким образом широкая церковная общественность была причастна к решению делегировать представителя от УПЦ Московского Патриархата в Брюссель и каким демократическим механизмом можно объяснить подписание Предстоятелем этого совместного заявления? Ответ очевиден – при намерении участвовать в составе межрелигиозной группы в диалоге об Ассоциации Украины с Евросоюзом мнение мирян, рядового духовенства, иноков и монахов никого не интересовало. Отец Георгий утверждением, что «в Церкви царит демократия», просто демонстрирует свою необразованность в принципиальных понятиях экклезиологии, а в комментариях о резонансном заявлении – обманывает общественность, подменяя понятия и искажая факты. Ведь он сам утверждает: «мы выше политики», тогда зачем обращаться к украинскому народу с призывом поддержать, прежде всего, политический процесс интеграции с Евросоюзом?
Далее, протоиерей Коваленко говорит: «Глава церкви выступает от имени церкви и большинства верующих». Да, конечно же, как «глава Церкви», поскольку он является ее Предстоятелем, а не частным лицом. Но не от имени «большинства верующих». Мнением самих верующих Блаженнейший не интересовался, поэтому эти слова – откровенная ложь.
Даже если взглянуть на данные социологических опросов, то сторонники Ассоциации с Евросоюзом среди всего населения Украины представлены далеко не подавляющим большинством. Например, если бы референдум о вступлении Украины в Европейский Союз или в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном проводился в ближайшее время, то за ЕС проголосовали бы около 41% опрошенных, за Таможенный союз – 35%. Сами социологи при этом отмечают, что если будет проведен отдельный референдум о вступлении Украины Таможенный союз, он также может получить поддержку относительного большинства граждан. В случае такого референдума, 40% граждан готовы проголосовать за вступление в Таможенный союз, против – 33%. Учитывая тот факт, что данные соц.опросов могут колебаться в зависимости от формулировки ключевого вопроса, региона Украины, возрастной группы и т.д., можно не сомневаться, что сторонники вступления Украины в ЕС большинством не являются. А если бы поинтересовались позицией самих верующих, от имени которых якобы выступает глава Церкви, то убежден в значительном преобладании противников евроинтеграции.
В качестве подтверждения твердой позиции категорического несогласия с процессом интеграции официального Киева и одобрения руководства УПЦ Московского Патриархата являются озвученные позиции церковных общин Украины: «Законодательный отказ от христианской идентичности европейских граждан, ювенальный киднепинг на государственном уровне, запрет главных христианских праздников и дискриминация христиан, воинственная пропаганда половых извращений и растление детей – это не наш путь!», говорится вобращении насельников и прихожан Свято-Успенской Обители с. Никольского Донецкой Епархии УПЦ Московского Патриархата.
На сайте «Православной школы Ионинского монастыря» (г. Киев) в "Обращении ко всем!”отмечено: «Что проповедует и заставляет принять нас Европа? Веротерпимость и аморальную терпимость. Нет, не "моральную”, а именно "аморальную”. Нам предлагают принять как должное содомский грех. А вы помните, чем закончилась история Содома и Гоморры? Нам предлагают принять ювенальную юстицию, где проповедуется детская вседозволенность и безнаказанность, а Библия рассказывает, как был проклят пророк, не наказывавший своих детей, и позволяющий им творить бесчинства».
И от какого большинства верующих в таком случае выступает Предстоятель УПЦ? Хотелось бы отметить, что подобные заявления именно от монастырских общин не являются бунтом или восстанием, как можно прочитать в некоторых источниках, а выражением четкой и аргументированной позиции по отстаиванию своих многовековых принципов духовного и общественного устройства, на основе которых строилось и развивалось наше общество.
05 октября 2013
Геннадий Тарадин