Келья Патерица является одной из самых известных исторических келий в Карее. Именно в этой келье хранится посох святого Саввы. Напоминим эпизод его Жития:
Странствования Саввы во Святую Землю
Давно уже было у него сердечное желание посетить Святую Землю и поклониться местам, где совершились страдания Христовы. Напрасно удерживали его краль, епископы и вельможи: они принуждены были наконец отпустить его в долгий путь в надежде на его возвращение. Радослав, готовый уступить ему и весь царский свой дом, дал ему много золота. Сперва святитель направился в Далматию, а оттуда морем на своем корабле во Святую Землю; благополучно достиг восточных пределов и, вошедши во Святой Град, со слезами облобызал святой гроб Христов и страшную Голгофу. В Иерусалиме с честью принял его патриарх Афанасий и вместе с ним служил Божественную литургию в великом храме Воскресения.
Потом, с патриаршего благословения, странствовал он по всей его области и везде на святых местах совершал Литургию: на Сионе, в Вифлееме, Гефсимании, на Елеоне, в Вифании, в великой пустыни Четыредесятницы, и везде раздавал обильную милостыню. Затем пошел он на Иордан, на место Богоявления, и по ту сторону его поклонился пещерной церкви святого Крестителя, где был принял с любовью от всей братии, совершил Божественную службу и дал милостыню пустынникам. Они проводили его опять чрез Иордан в обитель святого Герасима, а оттуда в Великую лавру тезоименитого ему Саввы, где несколько отдохнул он от трудов своих.
В лавре братия вручила ему пастырский жезл своего аввы, по древнему завещанию, переходившему у них из рода в род, – чтобы жезл сей отдан был не кому иному, как святителю, носящему имя Саввы: посох этот до сих пор хранится в одной пустынной келье Афона, называемой Патерица.
Об этом упомянул еще автор «Писем с Востока»:
«я нашел в малой церкви Преображения, св. Саввой основанной при келье (это другая его келья на капсале близ Кареи) патерицу его, которую заповедал всегда там хранить, отчего и самая келья прозвалась Патерицей. Умилительно предание об этой патерице. Св. Савва Освященный Палестинский употреблял ее вместо пастырского жезла и, умирая, завещал ученикам отдать ее только соименному ему пришельцу, который, по прошествии многих лет, посетит плачевную юдоль.
Прошло семь столетий, и не являлся достойный понести посох Освященного; и вот однажды приходит в лавру инок, убогий с виду, хотя и царского рода, и к его ногам сама собою падает патерица. Изумленная братия спрашивает о его имени и узнает в нем того Савву, коему искони предопределен был посох блаженного их отца.
Царевич сербский взял его с собой на Афон и, отходя сам на святительскую кафедру своей родины, хотел, чтобы пустынный посох всегда оставался в его пустынной келье. И что же? Несмотря на частые запустенияГоры Афонской, патерица сия доселе остается в убогой церкви, где даже редко бывает богослужение, потому что два старца греческие, нанимающие себе келью святого Саввы для жительства, уже не в силах совершать Литургии, а, между тем, основанная им лавра Хиландарская не смеет нарушить его заповеди и взять посох»
Из Новой Истории Святой Горы Афонской с Кельей Патерица был связан интересный эпизод. На келье жили сербы. И вот в середине века греки решили выгнать сербов и поселить в келью греков. Оклеветали сербов и с полицией выставили из их кельи. Как раз по этой схеме в то время были изгнаны грузины из Иверона, русские- зарубежники из Ильинского скита. И вдруг схема не сработала!
Сербов поддержал монатырь Хиландар: младичу све пристаје!. Через сербское посольство отцы обратились к греческому правительству и попросили остановить беззаконие. Пришлось оставить Келью Патерица сербам, во избежание лишнего шума.
Что же, нам русским, у которых все наоборот, остается только позавидовать сербам, сохранившим благородство и православную Традицию, поддерживающим друг друга в беде, и поучиться у них.
Афонские старцы: если дети – это будущие старики, а старики – это состарившиеся дети, какое же счастье ты надеешься обрести в промежутке между детством и старостью?