Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Апрель 23 » Убийца Кирова заговорил 75 лет спустя
16:53 Убийца Кирова заговорил 75 лет спустя | |
Убийца Кирова заговорил 75 лет спустя
Дневник человека, застрелившего в 1934 году главу Ленинграда, предъявлен в Санкт-Петербурге без купюр. 1 декабря 1934 года был застрелен Сергей Киров. Это убийство не прошло незамеченным о нем спорят до сих пор, и оно запустило в стране массовые репрессии, пик которых пришелся на 1937-й год. - Оно не было политическим, - убеждена заведующая музеем им. Кирова в Санкт-Петербурге Татьяна Сухарникова. Будучи первым исследователем уголовного дела «О злодейском убийстве товарища С. М. Кирова», она получила доступ к 58 томам дела, которые хранятся в Центральном архиве ФСБ РФ, в том числе, к дневникам убийцы.
«СП»: - Татьяна Анатольевна, расследованием гибели Кирова занимались сталинское руководство, хрущевские комиссии 1956-67 года, еще несколько партийно-правительственных комиссий А. Н. Яковлева 1988-89 годов. Что же нового можно еще сказать сегодня?
- Выводы всех вами перечисленных комиссий противоречивы и до сих пор рождают вопросы. 75 лет назад проводилось предварительное следствие. Потом был суд, репрессировали 14 человек по делу о так называемом «ленинградском центре». Спустя много лет Хрущев поставил обстоятельства гибели Кирова под сомнение. В 50-60-е годы работало, как минимум, четыре кировских комиссии. Они все формировались из людей, работавших в партконтроле, но согласитесь, это нонсенс, когда уголовно наказуемое преступление расследуют партийные функционеры. Не говоря уже о том, что выводы этих комиссий никогда не публиковались, и вокруг убийства Кирова было больше домыслов, чем фактов.
«СП»: - Но в годы перестройки и гласности дело вновь оказалось в центре внимания?
- Это правда, общественное мнение в конце 80-х так кипело, что партийное руководство вновь затеяло проверку обстоятельств гибели Кирова. Возглавил комиссию член политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев. К работе привлекли генпрокуратуру, следственный отдел КГБ СССР. Силовики тщательно изучили материалы уголовного дела и вынесли вердикт: документов, свидетельствовавших о причастности Сталина к убийству Кирова, не обнаружено. Это вызвало у Яковлева протест. А конфликт получился настолько острым, что вылился в печать - следователи прокуратуры, КГБ и сам Яковлев общались друг с другом посредством газет. Яковлев обвинил комиссию в плохой работе и сокрытии причастности Сталина к убийству из-за ведомственной принадлежности. Но 13 человек, которых казнили, были реабилитированы, а дети их признаны потерпевшими от политических репрессий.
«СП»: - Виновен, как известно, только тот, кто стрелял - Леонид Николаев?
- Да, но он не причастен ни к «ленинградскому центру», ни к заговору. В 90-х годах выводы работы комиссии Яковлева были опубликованы. Но общество они не удовлетворили, поскольку оно тогда ни к прокуратуре, ни к КГБ доверия не испытывало. Да и вопросов после работы комиссии осталось много, в том числе и у меня.
«СП»: - Например?
- В Центральном архиве ФСБ РФ хранятся несколько следственных дел «о злодейском убийстве Кирова». В них много разных документов, вещественные доказательства, протоколы допроса Николаева и 13 человек, в отношении которых обвинение было сфабриковано. В отдельное производство было выделено дело по жене Николаева Мильде Драуле, по этому же делу проходила ее сестра Ольга Драуле и муж сестры Роман Кулишер. Есть дело на брата Николаева - Петра Николаева. На родного брата Мильде Драуле - Петра Драуле. Хранятся на Лубянке материалы особых совещаний, по которым приговорили к ссылке и к лагерю двух родных сестер Николаева, его мать, двоюродного брата, друга детства - какого-то киномеханика, в общем, целая коллекция документов. Но историков никогда не допускали ко всем перечисленным делам. Впервые это удалось сделать мне благодаря доверенности от сына Николаева - Маркса Леонидовича. Вот перед вами документ из архива - это «Автобиографический рассказ» Николаева на 56 листах. Тут уже мы имеем дело не с чьими-то выводами, а с подлинным документом, который говорит сам за себя.
«СП»: - И что же он говорит?
- Николаев пишет о себе после того, как его уволили из Института истории партии. Будучи безработным, он много писал. Вел дневник. Ему исполнилось 30 лет, и на память своим детям Марксу и Леониду он записал свою биографию. Этот документ очень хорошо демонстрирует, что из себя представлял Николаев, как личность. В дневниковых записях и автобиографии можно проследить, как он пришел к мысли, что будет стрелять, мстить, как готовил это убийство.
«СП»: - Не поняла - это он на память детям оставил?
- Он не думал, что будет арестована и расстреляна его жена, а детей заберут в детдом. Он думал, что выстрелит и войдет в историю, а семью не тронут. Он пишет: «Мой выстрел будет подобен выстрелу Желябова». Кстати это пророчество сбылось. Он оказался Желябовым советской эпохи. Только за собой в могилу утащил очень многих. Выстрел положил начало массовому террору.
«СП»: - Татьяна Анатольевна, а дневник подлинный?
- Поначалу я сомневалась, не являются ли записи такой же подделкой и фальсификатом, как само уголовное дело? Пока не увидела оригинала. Мне приносили материалы из архива - массивные чемоданы с документами. И теперь я готовлю книгу, в которой будут впервые обнародованы подлинные документы. Без купюр. Это честный разговор.
«СП»: - Кем же был Николаев - мстителем, маньяком, ревнивым мужем?
- Поражает его личность - типичный маргинал, который рвался к руководящей партийной работе. А его уволили. Видимо, своим склочным характером всех достал. Но на завод идти не хотелось, ведь он уже походил с портфелем! Николаев работал в Институте истории партии разъездным инструктором. И уволили его за отказ подчиниться партийной дисциплине. Из ВКП(б) исключили с той же формулировкой. Тогда в институте шла мобилизация коммунистов на транспорт, а Николаев отказался ехать в долгосрочную командировку, сославшись на плохое здоровье и на то, что у него двое маленьких детей. Он стал писать письма во все партийные инстанции и обличать своих врагов, даже Сталину написал. Но руководящей работы не получил. Зациклился на этом и решил мстить.
«СП»: - Есть версия, что Киров соблазнил жену Николаева?
- Когда пишут о пьяных оргиях в столовой Смольного, где работала жена Николаева, и о том, что якобы Киров и устраивал эти пьянки-гулянки, - это нелепица. Хотя Киров безусловно был знаком с Мильдой, поскольку знал весь аппарат. Но не более того. Мильда была верной женой, любящей и заботливой матерью, которая всю себя вкладывала в воспитание детей.
«СП»: - Выходит, Николаев убил Кирова за то, что его уволили с работы?
- По большому счету получается так. Решил умереть громко. Он сражался за этот строй, а его так обидели и даже путевку на лечение не дают. Вот он пишет наркому здравоохранения: «Прошу дать ответ до 1 июля - дадите мне путевку или нет. Мне нужна путевка в санаторию». Причем, путевку в Ленинградскую область не брал. Ему нужно было все самое лучшее. Но как безработный, он был лишен даже продуктовой карточки, семью кормила жена. И он сломался. Мысль о том, что он готовит покушение, родилась у него в августе 1934 года.
«СП»: - Если Николаев так помог следствию, шаг за шагом описывая свое состояние и подготовку к убийству, то зачем нужны были все эти парткомиссии?
- Хороший вопрос! Не должно историкам и журналистам подменять юристов, уголовными делами должны заниматься профессионалы. Надо, чтоб государство вмешалось в эту ситуацию, еще раз провело по вновь открывшимся обстоятельствам уголовное расследование. Тем более основания для этого более чем веские.
«СП»: - Хотите сказать, что недавняя "юбилейная" телепередача, в которой обсуждались амурные связи Кирова, а после нее все судачили о нижнем белье Кирова, вопрос не закрыла?
- Вместо трагедии - мы получили телеводевиль, оперетту. Вместо того, чтобы задуматься, что такое сталинизм, все заняты исследованием любовных связей Кирова и вопросом, имел ли он в день убийства связь с женщиной. А не пора ли попытаться понять, что это было на самом деле? Как страна обрушилась в пропасть террора? Как вызревал план? Почему Сталин искал заговор, а на самом деле имелся один урод.
«СП»: - «Огурчики-помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике»...
- Не убивал Сталин Кирова! Киров - это человек Сталина, его команды. Дневники Николаева - это своеобразное пособие по фабрикации уголовных дел на 13 ни в чем не виновных людей. А потом репрессиям подверглись тысячи, десятки тысяч. Например, за первый квартал 1935 года численность населения Ленинграда уменьшилась на 35 тысяч.
«СП»: - И мы до сих пор об этом толком ничего не знаем.
- Даже место убийства Кирова не установлено. Не было профессионального уголовного расследования. Никто не знает, как это на самом деле произошло.
«СП»: - Вы встречались с сыном Николаева, который в 2005 году запросил дело своих родителей в архиве Генеральной прокуратуры. Какое он на вас произвел впечатление?
- Очень хорошее. Он и его жена, тоже, кстати, из детей репрессированных - достойные люди, ничего не просят у государства. Его забрали в детдом в 6,5 лет, брату было три года. Оторвали от бабушки, которую как члена семьи врага народа вывезли на поселение. Потом детей уже дистрофиками вывозили из города во время блокады. Следы брата затерялись. А Маркс Леонидович недавно благодаря моим архивным поискам увидел фотографию Мильды Драуле. Представляете, что чувствует человек, который в 80 лет впервые увидел лицо матери?.. Ирина Смирнова
http://svpressa.ru/society/article/17753 | |
|
Всего комментариев: 0 | |