Устные наставления Софрония (Сахарова). О молитве Иисусовой: Ум, погружаясь в сердце оставляет вне сердца некий малый «избыток».
Устные наставления Софрония (Сахарова). О молитве Иисусовой: Ум, погружаясь в сердце оставляет вне сердца некий малый «избыток».
Митр. Иерофей (Влахос) много лет окормлялся у старца Софрония (Сахарова) и делал записи поучений. Публикуем некоторые из них. Нужно заметить, что если рассматривать старца Софрония (Сахарова) как духовника и обаятельнешего человека, то мы вполне разделяем восторг митр. Иерофея, за одним исключением.
Сделав все правильно в своем новом монастыре в тактическом плане, старец допустил грубейшую стратегическую ошибку (видимо, приняв неверный помысел): создал совместное братство из женщин и мужчин. Естественно, это привело и к тому, к чему и должно было привести. О чем, к прискорбию, всеми умалчивается.
Делаем замечание, потому что русская монашеская традиция второй раз наступает на эти грабли. А заканчивается это тем же самым, чем закончилось и в Эссексе. Это происходит прямо сейчас не на Луне, а на Валааме и в других несчастных обителях, в которых монахи желают иметь быт по евростандартам и не могут обеспечить раздутую инфраструктуру без женщин.
Таким грустным введением мы будем предварять все статьи цикла, в надежде, что кто-либо из глухих услышит. - Святая Гора Афон
Инославные живут в неведении. Бог будет их судить соот
ветствующе. Но для нас, православных, спасение есть обожение,
суть которого в нашем единении со Христом через Его святые
заповеди и таинства.
Если священник с благодатью, даруемой священнослужи
телю (священство), не имеет при этом и царской власти (энергия
и актуализация благодати крещения), которая очищает от стра
стей и воскрешает от греха, то он не получит воздаяния за свой священнический труд.
Преуспеяние в молитве бывает, когда молитвенный ум най
дет, где находится глубокое сердце, и человек чувствует его. Это
есть начало всякого преуспеяния в молитве. Единение ума и серд
ца происходит действием Святого Духа, и свидетельство тому —
слезы, изливающиеся непрестанно. Благодаря слезам и плачу
сердце весьма утончается.
Во время молитвы вниманием и умом нужно сосредоточи
ваться в глубоком сердце. По отцам Церкви, сначала сердце ощу
щает благодать Божию, и затем сей опыт выражается через рас
судок. Во время молитвы нужно чувствовать сердечную теплоту.
Отсутствие Божественной благодати распознается по холодности, равнодушию сердца. Полезно читать или молиться, чтобы чувствовать теплоту и движение сердца. Но это должно происходить постепенно, иначе слабые и неопытные сердца могут заболеть телесно.
Тогда человек перестает молиться и молитва действует иначе. Но для крепкого сердца рекомендуется пребывать умом в сердце во все время молитвы. Погружению ума в сердце могут способствовать и дыхательные делания, однако предпочтительнее — через покаяние. Сердечная боль в таких случаях есть самая здоровая и естественная.
Ум, погружаясь в сердце, нисходит туда не весь, оставляя вне сердца некий малый «избыток». Этот «избыток» может заниматься иными предметами, но при этом ум не выходит из сердца. Например, во время Божественной литургии мы можем молиться сердцем, ощущая его теплоту, и в то же время говорить с диаконом или сослужащим иереем о вопросах Типикона, не отрывая при этом ума от молитвы в сердце. Однако, растекаясь в многоразличных попечениях, сей «избыток» может увлечь за собой весь ум, вырвав его из сердца. Потому подвижник и перебирает четки во время умной молитвы, чтобы «избыток» был занят молитвой, не отвлекаясь на иные предметы.
Итак, сердцем человек любит Бога и различает, где ошибка, а где воля Божия. Если ум сосредотачивается в сердце в покаянии с теплотой сердечной, не следует прибегать к дыхательным деланиям. Когда сердце исполнено теплоты, дыхательный метод не нужен.
Без Божественной благодати влечение, заложенное в природе естества, становится противоприродным, потому что без Бога все является грехом. В монахе, наоборот, живет Божественная благодать, которая наполняет все. Это явление — сверхкосмическое.
Помыслы, приходящие в ум, особенно во время молитвы, свидетельствуют о наличии страсти. Когда часто приходят одни и те же помыслы, это означает, что соответствующие им страсти глубоко укоренились в человеке. Для исцеления такой закоснелой страсти потребуется много усилий и труда. Следовательно, помыслы, приходящие во время молитвы, открывают нам наше состояние и страсти. Случается то, что и при показе кинематографического фильма. Когда сзади падает свет на пленку, все становится видимым на экране. При отсутствии же света реальное состояние останется невыявленным.
http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=2048
|