Верою исцеляюсь
15:43 В УСЛОВИЯХ ГОНЕНИЙ | |
Совершение богослужений а также Таинств Крещения, Исповеди и Причащения в условиях гонений ОКОНЧАНИЕ (согласно практике древней Христианской Церкви) Таинство Покаяния
«Исповедуйте убо друг другу согрешения ваша, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведного поспешествуема»(Иак. 5,16). Из этого апостольского определения видно, что в исключительных обстоятельствах исповедь допустима и перед простым мирянином. Блаж. Феофилакт Болгарский, в толковании на Мф.18,18 «Елика аще свяжете на земли, будут связана и на небеси», пишет: «Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на Небе. Если же ты разрешишь его, т.е. простишь, то он будет прощен и на Небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо и разрешаемо и на Небе». Поэтому, всем верным должно знать, что принимать исповедь при нужде дозволено всякому из них, храня все в тайне. Также следует знать, что принимающие по нужде такую исповедь являются только свидетелями покаяния, чтобы засвидетельствовать о нём на Суде Божием. «О исповеди пригодной в недостатку православных презвитеров, и под час преследования нынешнего от латиномудрствующих и в краях в некоторых иереов неставало. А однако смотрение и разсуждение в той мере у отцов святых, в недостатку презвитеров православных, и под час преследования нынешнего на нас россов от папежников от тех, которыя с ними заодно мудрствуют, такожде в странах дальних, в которых бы православных иереов недоставало, будущих тогда до латынских князей, и до панов, с папежем римским верующих неудаючись, и не оных призывати, несть бо вем избавления рече пред оными исповедати. Первая наука, пред разумными и умными, любо иеродиаконы, любо монахом, или такожде пред простым человеком, якоже Иаков апостол глаголет во главе 5-ой, учит исповедати друг другу грехи, и молитися друг за друга,яко да исцелеете. И паки: друг друга тяготы носити и тако да исполните закон Христов». (Захарий Копыстенский (XVII век), известный южнорусский церковный деятель и апологет Православия против латинян) Если совесть наша отягощена грехами, но при этом сохранила начаток добра, она всегда ищет возможность очиститься. И споручником, свидетелем нашего покаяния может стать достойный доверия собрат-христианин, если нет рядом с нами духовного отца - священника. Но тогда на этом человеке лежит обязанность при первой возможности передать содержание такой исповеди священнику. Покаяние «из уст в уста» может быть более искренним, но оно возлагает большую ответственность на споручника кающегося. Он должен строго хранить тайну исповеди и совершенно точно передать ее содержание духовному отцу. В наше время, однако, чаще приходится прибегать к другому средству. Доверенное лицо со слов кающегося (или он сам, если имеет силы) записывает содержание исповеди на бумагу, заклеивает в конверт и посылает священнику, который её прочитывает и заочно разрешает. Даже если священник прочитает и заочно разрешит грехи кающегося уже после его смерти – Таинство считается действительным и душа усопшего получает разрешение своих грехов, о чём мы знаем по многочисленным свидетельствам, описанным в Житиях святых. На каком бы краю света ни жили мы - главное, в мыслях и верованиях не отторгать себя от единства церковного, жить достойно звания христианского, стремиться к братскому общению с единомысленными христианами - отцами и братиями во Христе, - и тогда ходатайства и молитвы святой Церкви не оставят нас никогда: ни в жизни сей, ни в жизни будущей.Главным условием нашего покаяния является его искренность и последующее оставление самого греха.
Божественная Литургия
СОВЕРШАТЬ ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ НЕ МОЖЕТ НИКТО, КРОМЕ ЕПИСКОПА ИЛИ СВЯЩЕННИКА. «Священник человек да будет избран, честен, ведущь священная писмена, рукоположен правильне от архиерея». «От мирскаго не священнаго, но простаго человека такожде и от клирика и от диакона и иподиакона, кроме правильнаго иереа, тайна Святыя Евхаристии никогдаже освятится. Ибо ничтоже того священства совершит, и в тяжкое осуждение и в грех святотатства дерзнувый впадет» (Служебник. Известие учительное). Литургия по нужде в условиях гонений может быть совершена не только в храме, но и в молитвенном доме. В условиях гонений становится возможным совершение Литургии и под открытым небом, и в землянке, и в подвале… Антиминс иметь необходимо, но при его отсутствии Литургию можно совершать и на одних мощах (мощи должны быть мученическими). В исключительных случаях Литургия может быть отслужена и на живом человеке, пострадавшем Христа ради. Церковная история представляет много примеров случаев подобного рода: священномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский, совершил Литургию в темнице на своей груди, поставив кругом себя, как бы в храме, бывших тут клириков и верных; Феодорит, епископ Кирский, в пустыне совершил Литургию на руках иеродиакона. – Грудь и руки священника, по Златоусту, честнее и священнее, нежели камень трапезы и бездушные сосуды. За неимением богослужебных сосудов для тайного служения Литургии придётся брать обычные простые сосуды, но, ни на что другое не употребляемые, лучше всего стеклянные - стакан или большая рюмка, блюдце или тарелка, чтобы при обыске не бросалась в глаза и, чтобы, в крайнем случае, их можно было немедленно разбить. Перед священнодействием необходимо сначала вычистить и вымыть помещение, потом отслужить молебен с водоосвящением и оставить помещение не жилым, в смысле ночевки в нем, до служения Литургии. Хорошо иметь специально изготовленный походный, складной, портативный престол, который потом можно будет сложить и спрятать. Употребление кадила желательно и только в исключительных обстоятельствах его можно не употреблять. С глубокой древности на Руси в качестве ладана использовалась чистая смола хвойных деревьев (кедровая, еловая, сосновая, лиственничная, пихтовая, можжевеловая смолы). Чистые, сухие кусочки этих смол с молитвой и крестным знамением клались на раскалённый берёзовый уголёк, и совершалось каждение крестообразными движениями руки с кадильницей. Можно и приготовить ладан следующим простым способом: собранные в лесу со стволов деревьев кусочки смолы ссыпаются в глубокую сковородку или кастрюльку (посуду лучше использовать старую, которую не жалко); разогревают на огне до расплавления (с мерами предосторожности); затем, расплавленная смола аккуратно процеживается через двойное сито из марли для удаления мусора; затем, в ещё неостывшую смолу, добавляют эфирные масла (например – «розовое» и т.д., если есть), и тщательно размешивают. Когда смола начнет застывать, но еще будет мягкая – её желательно вынуть и тонко раскатать на столе (как раскатывают тесто), для того, чтобы потом удобнее было её дробить (во избежание прилипания смолы необходимо предварительно смазать стол и руки сухим мелом). Застывшую массу дробят на мелкие кусочки и пересыпают их мелом или тальком, чтобы ладан не слипался. Хранят ладан в плотно закупоренных баночках, чтобы аромат не испарился и ладан не потерял своего качества. Для совершения Божественной Литургии хорошо запастись церковным красным вином (кагором, или каким-либо другим натуральным красным виноградным вином), пшеничной мукой для просфор (необходимо иметь навык выпекания просфор на хлебной закваске), восковыми свечами и церковным елеем. В исключительных случаях (в тюрьмах, в лагерях, в плену и т.д.) Литургия может быть совершена и на обычном хлебе и красном ягодном соке – как это и происходило в годы богоборческих гонений. Очень полезно заранее запастись богослужебными книгами первой необходимости: Богослужебным Евангелием и Апостолом, Служебником, Требником, Часословом, и т.д. При отсутствии епитрахили и прочих богослужебных облачений - их можно сшить из простой чистой ткани, желательно белой, нашить св.Кресты, освятить и хранить в чистоте. В случае крайней нужды, в качестве епитрахили священник может использовать чистое полотенце, на котором необходимо изобразить св. Крест, и даже молитвенные чётки. Правило 1 св. Никифора Исповедника предусматривает «по необходимости» нарушение канонической и литургической практики в условиях гонения на Церковь.
Хранение запасных Святых Даров
Запасные Святые Дары освящаются на Божественной Литургии и особым образом заготавливаются священником: а) для причащения на дому и в больницах тяжелобольных и умирающих; б) для длительного хранения и причащения паствы в условиях гонений на Церковь. Запасные Св. Дары благоговейно хранятся в алтаре храма на св. престоле в Дарохранительнице. Однако, в условиях гонений на Церковь, когда верующим приходилось прятаться и совершать свои богослужения тайно – появилась вынужденная практика хранения запасных Св. Даров на дому. Однако, следует отметить, что обычай хранить в домах Св. Дары для ежедневного причащения имеет свое основание в практике древней Христианской Церкви. Еще святой мученик Иустин (II в.) засвидетельствовал, что Святые Дары после приобщения всех присутствующих при совершении Литургии были посылаемы чрез диаконов к не бывшим в Церкви. Не менее древнее и то обыкновение, что присутствовавшие при богослужении уносили с собой некоторую часть Святых Даров для ежедневного Причащения. В Постановлениях апостольских заповедуется диаконам, чтобы остатки Святых Даров вносили в особые отделения при алтаре (ластофории) и относили для причащения к отсутствующим, как-то: больным, заключенным в темницах ради имени Христова и проч.. В годы богоборческих гонений священники благословляли своим духовным чадам, живущим на большом расстоянии от храма Божия, иметь у себя дома запасные Св. Дары. В случае неотложной нужды христианин может причаститься сам или причастить опасно больного или умирающего ближнего по особо составленному чину (об этом будет сказано ниже), непременно после покаяния и исповедания грехов. Но это допустимо лишь в случае, когда действительно невозможно скоро призвать священника. В условиях гонений не всегда удобно было бы содержать Святые Дары в церковной Дарохранительнице или Дароносице, так-как они своим видом сразу привлекают внимание. Если Св. Даров немного, то лучше всего их держать в герметически закрытом стеклянном пузырёчке или баночке, которая в свою очередь кладётся в мешочек из благородной ткани с нашитым св.Крестом. Уместнее всего мешочек со Св. Дарами хранить за иконами, в святом углу моленной комнаты, по возможности поддерживая неугасимый лампадный огонь перед Ними, как Великой Святыней. Комната, в которой хранятся Св. Дары содержатся в чистоте и благоговении – как храм. Если это жилая комната – в ней не допустимы: смех, шутки, ругань, пустословие и другие проявления греховной распущенности. В той комнате, где хранятся Св. Дары безусловно недопустимы никакие отношения между супругами, чтобы не подвергнуть Святыню оскорблению! Если Святых Даров заготовлено очень много, то можно приспособить для их хранения специальный большой термос с широким горлышком (термос имеет преимущество в том, что он не создаёт резких перепадов температуры и предохранит Святыню от конденсата влаги и плесени. Термос должен быть новым, колба его должна быть металлической – не бьющейся, и приобрести его необходимо заранее, пока есть такая возможность). И самое главное в СЛУЧАЕ ОПАСНОСТИ Святые Дары должно немедленно потребить, чтобы избежать поругания Святыни. Часто на смертный случай в домах держат святую Крещенскую воду, а также засушенный св.артос, антидор и просфоры – всю эту святыню необходимо запасти в достаточном количестве, с благоговением ее хранить и употреблять натощак ежедневно. Следует однако помнить, что св. Крещенская вода и св.артос, имеющие великую благодатную силу, все же не могут сравниться с Телом и Кровью Христовой и не заменяют их. Древнее церковное обыкновение указывает давать св.Крещенскую воду вместо причастия тем, кто за какие-либо грехи отлучен от Св. Причастия. Итак, св. вода может быть использована для освящения и напутствия, но христианин всячески должен заботиться о том, чтобы отойти из этого мира и предстать перед Богом в чистом покаянии, сподобившись Причастия Св. Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Умирающий может причаститься даже после еды (прошедшие роды и женская нечистота также не являются препятствием для причащения в случае смертной опасности), но, как уже сказано, непременно с покаянием и посильной исповедью (9-е правило патриарха Никифора Цареградского). Препятствием не может быть и то, если умирающий не может удержать во рту пищу или изблевывает ее. Причащенный, он и этом случае получает освящение, ибо благодать Божия преодолевает немощь тела. Если же больному случается пускать слюну и т.п. вскоре после причащения Св. Тайн, то ему предоставляется чистый сосуд, из которого затем все надо вылить в реку или зарыть поглубже в чистом и непроходимом месте. И тогда, - пишут отцы, - «дар Божий несть изблеван». Но уже потерявшему сознание, невменяемому и тем паче испустившему дух человеку Святые Дары подавать запрещено (Карфагенского соб. пр. 18; Трулльского соб. пр. 84). Как совершалось причащение христиан вне Храма в практике древней Христианской Церкви.
Причащение Преждеосвященными Св. Дарами мирянами практиковалось с глубокой древности, на что указывают дошедшие до час различные «чины самопричащения». В своей книге св. новомученик епископ Арсений (Жадановский) «Как причащались древние христиане» повествует: 1) Св. Дары на первых порах посылались на дом всем тем христианам, которые не присутствовали в собрании. Так св. Иустин мученик свидетельствует: «После Приобщения всех верующих в собрании, диаконы относят Причастие тем, которые не были» (Аполог. 1-97 стр.). Позднее стали посылать Св. Дары, главным образом заключенным в темницах, исповедникам и больным. Таковы свидетельства об этом отцов – Киприана (письмо 54), Златоуста (о священстве VI, 4) и постановления соборов – Никейского (пр. 13) и Карфагенского (пр. 76,77,78). И если в храме причастие преподавали только священнослужители, то, с другой стороны, миссию доставлять Св. Дары на дом верующим исполняли иногда низшие клирики и даже простые миряне. Так, известен рассказ о священноносце Тарсиусе, который был замучен язычниками за то, что не хотел отдать Тело Спасителя, которое нес (Martyrol. Rom die aug. XVIII. Martigny – 168 стр.). А что Св. Дары пересылались на дом верующим в случае нужды через простых верующих, это видно из рассказа о причащении старца Серапиона. Серапион, отлученный от причащения, при кончине своей просил внука позвать местного пресвитера. Пресвитер отказался идти по болезни, но дал мальчику маленькую частицу Евхаристии, приказал ее по приходе домой размочить и положить в уста старцу. Так мальчик и сделал. Придя домой, он размочил частицу и влил Евхаристию в уста умирающему старцу (св. Дионисия Алек. еп. Из письма его к Фабию, епископу Антиохийскому, в Церковной истории Евсевия кн.VI, гл. XLIV). 2) Более того, самим верующим, присутствующим на Литургии, позволялось брать Св. Дары в дома и там ежедневно причащаться. На этот обычай указывает Тертуллиан (к жене, кн. 2 гл. 5), Киприан (книга о падших, стр. 161), Григорий Назианзин (слово XI о Горгонии), Кирилл Александрийский (Малиновский, 17-18 стр.), Иероним (письмо 50 к Паммахию). Общую же мысль всех этих свидетельств выражает Василий Великий в письме восемьдесят первом к Кесарии. «А что ни мало не опасно», читаем мы здесь, «если кто, во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать причастие собственною своею рукою, излишним было это и доказывать; потому что долговременнный обычай удостоверяет в этом самим делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и Египте и каждый крещенный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя в доме и сам собою причащается, когда хочет. Ибо, когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от Самого Преподавшего. Ибо и в церкви иерей преподает Часть, и приемлющий с полным правом держит Ее и, таким образом, собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну Часть, или вдруг многие Части» (Письмо к Кесарии 89). В житии св. Луки Пустынника (ХVI век) описывается уставной порядок домашнего причащения, употреблявшийся в то время. Преподобный Лука беседуя с митрополитом, спросил его: «Владыко, каким образом нам обитающим в горах и пустынях, причащаться Божественных и страшных Тайн, когда мы не имеем ни богослужебного собрания, ни священника?» Митрополит, заметив о важности вопроса, отвечал на это так: «Для начала требуется, чтобы был священник. Он должен положить сосуд с Преждеосвященными Дарами на св. престоле, если это молитвенный дом, или на чистейшем полотне, если это келья. Потом, развернув покров, положишь на нем Св. Части и, зажегши фимиам, пропоем псалмы из типиков и «Трисвятое» с «Символом веры», затем трижды совершив коленопреклонение, сложив руки свои, устами причастишься честнаго Тела Христова, а после причащения тотчас сложишь все оставшееся на покрове Частицы в сосуд со всевозможною осторожностию» (Martigny, 168 стр.). Тоже говорят преп. Феодор Студит и св. Симеон Солунский, добавляя, что после приобщения следует «из какого-либо сосуда вином с водою, или одною водою омыть уста». Но не всегда возможен был такой порядок. Часто верующие жили в одних домах с язычниками – женщины нередко имели язычников мужей, и наоборот. Тогда домашнее причащение совершалось в глубокой тайне без всяких внешних церемоний. Тертуллиан, например, преподает такой совет жене, у которой муж язычник: «...чтобы твой муж не знал того, Что ты вкушаешь тайно раньше всякой пищи» (К жене, 11, 5). В домах Св. Евхаристию хранили в особых сосудах, ценность которых была различна, смотря по состоянию верующих. Св. Киприан первый говорит о домашних Дарохранительницах; он называет их «аrса» – ковчег (О падших, 161 стр.). Этот св. отец рассказывает историю одной женщины, которая желала открыть нечистыми руками свой ковчег, где находилось Тело Господне, но была удержана вышедшим из него пламенем (О падших, 161 стр.). Как долго существовал обычай брать на дом Св. Дары для причащения, мы не можем с точностью указать. Во всяком случае он имел место в VI в., ибо мы видим пустынника Зосиму, причащающим преподобную Марию Египетскую (+521); и даже в VII в., о чем узнаем из Луга Духовного Иоанна Мосха (+622). (См. 30 и 79 гл. Луга Духовного.) 3) Св. Дары, далее, верующие нередко брали с собою в путешествия. Об этом говорит св. Амвросий (de myster. с. 8 п. 48) и Григорий Великий (Собесед. о жизни итал. отцов, кн. 3 гл. 36). При этом бывали случаи, когда путешественники имели Св. Дары под обоими видами. (У. Барония Dialoog. III c. 36. Annal eccl. Loc. cit. – Макария догматик. 223 стр.). Подтверждением этого могут также служить найденные в Риме, в усыпальнице св. Калиста, изображения плетеных корзин с хлебами наверху; в средине этих корзин видны стеклянные сосуды с жидкостью красноватого цвета. (Бердников.) Нам остается сказать, как долго могли сохраняться Св. Дары? В семьдесят девятой главе Луга Духовного Иоанн Мосх рассказывает следующее: один слуга антиохийского купца, державшегося ереси Севера, по обычаю страны получил в церкви в св. Четверток Св. Дары. Завернув в чистое полотно, слуга положил Их в свой шкаф. После Пасхи купцу понадобилось по торговым делам послать слугу в Константинополь. Тот отправился, позабыв про спрятанные в шкаф Св. Дары. Между тем, наступал новый Великий Четверток, а слуги не было. Тогда хозяин, зная о существовании Св. Даров слуги, решился пред указанным днем предать Их огню, но когда хозяин отворил шкаф, то увидел, что Св. Дары произрастили стебли и колос. Из этого рассказа Иоанна Мосха можно заключить, что в его время еще существовал обычай причащаться на дому.
Как Причаститься на дому если нет священника.
Перед причастием мирянин должен прочитать все известные ему наизусть молитвы, а затем, согласно установившейся практике самому приобщиться таким образом: раскрыв Св. Евангелие, полагают на словеса Божии Св. Дары и затем, не касаясь Их руками, благоговейно восприемлют своими устами, как бы из рук Самого Господа. В случае неимения священной книги Св. Тайны следует класть на белый лист бумаги, который после сжигается. Указанный способ причащения еще более оправдан, когда мирянин пребывает в тюрьме. «Любовь всему научит» – так и поступайте. Должно знать, что в древней Христианской Церкви Таинство Покаяния изначально не было так тесно связано с Таинством Евхаристии, и могло совершаться как вместе, так и раздельно с ним. Однако, следует помнить, что очищение совести через исповедь, является важнейшим условием достойного причащения Св. Христовых Таин. Каждый христианин не имеющий препятствий ко святому причащению, т.е. не отлученный от общения и не находящийся под епитимией, не совершающий особо тяжких смертных грехов, требующих врачевания в Таинстве Покаяния перед отцом духовным, — может приобщиться Тела и Крови Христовой, употребляя чин «скитского», или точнее — «келейного» покаяния, который состоит в подробном исповедании в частной молитве перед Богом возможных согрешений. «Скитское покаяние», таким образом, при условии полного отсутствия священника, вменяется в истинное покаяние. Впрочем, каждому следует руководствоваться более голосом совести, неужели установленному закону. При отсутствии духовника приносить покаяние следует одному Богу и сие вменяется в истинное покаяние, как говорится об этом в Кормчей книге. Стоит отметить, что если кто из верных, приняв Таинство Крещения, не имея возможности быть помазанным св. Миром, имеет возможность причаститься, то может приступить к Святыне. Ибо и апостолы сначала сподобились причастия, а уже после приняли и Духа Святаго. Как быть если христианин не имеет возможности участвовать в Таинстве Евхаристии, по причине ли гонений, уз или иных обстоятельств? – Пусть не смущается он, ибо мы имеем много свидетельств в Житиях святых, когда подвижников и исповедников по вере их, причащали св. ангелы. Даже если кто на смертном одре возжелает причаститься Св. Даров, но по независящим от него причинам не сподобится приобщения, тому одно это желание послужит в награду и оправдание. Но, кто не устоит в чистоте Православной веры, тот унаследует погибель вечную, хотя бы таковой и причащался.
При составлении использована библиография:
1. «Служебник»/Известие учительное/,Москва,2001,стр.383. 2. Сщмч. Арсений (Жадановский), епископ Серпуховской «Как причащались древние христиане», СПб.,1998.,стр.26-30. 3. Свт. Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», СПб.,1995.,стр.20,197,198. 4. Г.И.Шиманский «Литургика: Таинства и обряды»,Москва,2003 стр.147-148. 5. И.В. Гаслов «Современное православное богослужение / Практическое руководство для клириков и мирян», СПб., 1996.,стр. 138. 6. «В помощь верным», Москва, | |
|
Всего комментариев: 0 | |