Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы отмечаем день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Разные святые есть в нашей Церкви - Церкви Христовой. Это и преподобные отцы, и святители, и мученики, и великомученики, и блаженные, и Христа ради юродивые. А сегодня вот отмечаем мы день государственного деятеля, день руководителя страны, руководителя народа. И как это совместимо? Руководитель, государственный деятель, и казалось бы, управитель и святость. И святость… И нам надо подумать и задуматься о том, как человек, занимая пост, находясь на вершине, управляя, командуя, подчиняя - может стяжать святость. Только одним путем может - только путем смирения, путем духовной нищеты. Потому, когда Господь нам говорит: “Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное” - вот тех оно и есть. И только их, тех, кто стяжал духовную нищету и эта духовная нищета, конечно, легко достигается если человек бедный, нищий и убогий. Ему легче на этом пути. Следует познать Христа и прийти к этому. Понять, что у нас ничего нет своего. Всё что у нас есть - от Бога. Это дар Божий. Это Божья милость к нам. Это то, что Господь даёт нам, чтобы обратить к жизни, нас привести к жизни, к жизни вечной, родненькие.
А как тяжело, когда тебя все хвалят! Как тяжело, когда тебя все возносят! Как тяжело, когда, казалось бы, за спиной тебя ненавидят, а в глаза тебе говорят слова лести. Как тяжело, когда у тебя такая власть, что ты можешь делать всё. Всё. Это же царь, это же правитель. И вот этот человек нашел в себе силы сказать вслед за псалмопевцем Давидом: “Я не человек, но я червь”. Как говорит нам 21 Псалом? «Я не человек, но я червь». А кто был Давид? Да, царь был. Да, он всемогущий царь был. И он смог сказать себе эти слова. Иначе не получится. Иначе поток лести, поток угождения захлестнет тебя, человек. И ты себя поставишь себя, если не выше Бога, то наравне с Богом, а это невозможно. А ведь, мы действительно, как говорит нам пророк Иов: “ Наг пришел на Землю, наг и уйду”. Действительно. Все что в нашей жизни мы приобретаем, все что себе зарабатываем, все что себе находим, а иногда и силой для себя берём - всё уйдет от нас. Останется только то, что Бог нам дал - наше тело тленное и наша душа нетленная. Только вот это останется. Ни количество выпитого или количество заработанного. Ни количество грамот или количество слов нам, комплиментов, сказанных. Ни количество того, что мы понаходили в себе для похвальбы или сами себя возносили, или о себе больше чем надо думали. Останется только то, что от Бога дано нам было.
И вот, родненькие, человеческое величие действительно в смирении. Человеческое величие действительно в самоуничижении, в нищете духовной. Ибо только нищета духовная есть оружие против гордыни. А мы знаем, что гордыня - мать всех грехов. Возгордился человек - и согрешил. Восхвалил себя человек - и согрешил. Подумал о себе больше чем надо, - и согрешил. Как мы грешим? Да, знаем, что это грех. Но…
- Меня, меня, Бог простит.
А почему тебя простит? Почему тебя простит, если ты другому этого греха не прощаешь? Если ты другого готов обойти за этот грех, не поздороваться с ним. Почему за осуждение тебя Бог простит, а другого не простит? То, что противно тебе человек, то противно и Богу, и другим противно. Любой грех противен. Он есть грех - он противен Богу. И почему же так мы с собой носимся? И себя возносим? И так себя любим, и влюбляем, что всё готовы себе простить. А раз готовы себе всё простить, то вот оно все просто.
По дороге едет водитель, готов себе любое нарушение простить. Чем он закончит? Чем он закончит?! Скорость превысить? А, прощаю! Нет “гаишника”. Обогнать не там, где можно обгон сделать. А, прощаю! Ничего, я хороший водитель. Всё смогу. Поехать на “красный свет”? А, прощаю! Ничего страшного, меня заметят. Меня пропустят. Чем заканчивает тот, кто закон попирает, кто гордостью живёт?! Кто гордостью живет и возносится? Там обязательно будет катастрофа. Обязательно будет авария. Обязательно!
Ну вот, хозяйка сказала: «Да не прокиснет борщ. Я знаю». Оставила его, в холодильник не поставила. Что с борщом станет? Он прокиснет, конечно. Когда мы возносимся, когда мы не смиряемся, когда мы не ощущаем своей нищеты духовной, когда мы не ощущаем всего этого – у нас ничего не получается! Сначала вроде получается, сначала вроде всё хорошо, а потом... нет той почвы. Это всё равно, что дерево взять и в землю воткнуть. Да надо же выкопать луночку. Да надо же туда воды налить, потом корни опустить, потом землей засыпать, и потом поливать изо дня в день, чтоб те корни рост дали. И только тогда дерево вырастет. А поставьте его так - просто на землю. Сначала вроде листики зелёные, а через день оно завянет - мёртвым станет. И вот у нас нет корня. Нет у нас корня в Боге из-за гордости нашей! А, всё нам позволительно! А, всё нам возможно! А, мы лучше других! А мы красивее других! А мы умнее других! И чего других хвалят? Меня надо хвалить, я хороший.
А когда, действительно, Ньютон - великий физик говорит: «Мое знание настолько меньше незнания, что это пропасть». Действительно, он говорит, знание о Боге, знание о Вселенной, да, он немножко узнал об этом. Но то, чего он не знает гораздо больше, намного больше. И вот так говорит великий человек. Так и Соломон, сын Давида, говорит, ничего не зная о себе – «Я хочу одному Богу служить, а не человекам». Так и нам апостол Павел говорит: «Ничего не знаю о себе, знаю только Иисуса Христа».
И вот как мы в жизни, если источник нашей жизни, есть источник нашей благости, если источник всего - Господь. Если мы о себе говорим: «Да кто я таков? Грешник я. Грешник, которого Бог милует. Грешник, которого Бог любит. Грешник, которого Господь, как ребёнка мы берём, берёт меня на руки и несет по жизни этой». Грешник, который должен давно бы упасть и разбиться, а Господь поддерживает. Господь, грехами избиваемый, Крестом распинаемый, Который всеми раздираемый, всеми грехами мира - Он находит силы взять меня, поддержать, поднять. И, действительно, кто я? Кто я? Раб Божий. Раб Божий и служить должен Богу. И жить для Бога.
И вот так Владимир о себе подумал. А теперь вопрос: а почему не другой князь? А почему не другой царь? А почему Владимир вот так смирил себя? Недавно ещё имел сотни, тысячи наложниц. Еще недавно куражился. Еще недавно убивал. Говорил и казнили по его приказу. Еще недавно пир стоял непрерывный. Еще недавно война не прекращалась, не было дня без войны. Почему? Что в нём было такое, что позволило ему от князя, который ни с кем не считался, никого не считал даже равным себе, который ходил и завоевывал, и убивал, и развратничал… но который принял Христа. Принял Христа до смирения. Что в нём было такое? А вот то, что каждому надо иметь. То без чего мы жить не можем – любовь. Он любил свой народ.
Он любил свой народ. Он не просто управлял народом. И каждый человек для него был человеком. И он искал, и думал: «Боже мой, куда же я иду? Что же я делаю? Люди вокруг мира не знают. Люди вокруг добра не знают. Люди вокруг истины не знают». И он стал искать эту истину. Через смирение, через любовь. Вот только так - люби и смири себя. Люби и вырасти в себе эту любовь к смирению. Вырви своё «я». Посмотри вокруг. Куда тебя Господь послал? В какую семью от тебя послал? В какой храм он тебя послал? На какую работу он тебя послал? К каким друзьям он тебя послал? Что ты им дашь? Анекдот расскажешь? Или осудишь кого-то? Или на кого-то ненависть выплеснешь? Или научишь их истине? Научишь их слову Божию? Научишь их прощению, пониманию. Куда ты идёшь?
Владимиру Бог дал Русь. И он задумался. Что будет после меня? Пепелище будет или страна цветущая будет? Или Русь святая будет? И он пошел, принял эту веру. Смирил себя. Выполнил всё, что Господь ему велел. Сделал Евангелие нормой своей жизни. Через любовь.
И получилось. И получилось! Вот уже более 1000 лет мы без веры жить не можем. Мы без веры жить не можем - только теряем веру, мы оступаемся, мы погибаем, мы в то болото идём, мы разлагаемся. А только встаем, один или все вместе, или город, или село, или вся страна. Встаём, возвращаемся к вере нашей. Мы обретаем жизнь, обретаем мир. Стоит ли? У него тоже тогда стоял вопрос - стоит ли оставить свои пиры? Оставить свою власть? Оставить свои походы грабительские? Оставить все услаждения? И заняться своим народом. И нести в этот народ веру.
Тоже стоял вопрос - где и как далеко от нас Бог? И как лучше - для себя сейчас, а потом для Бога? Или для себя больше, а для Бога меньше? Или немножечко сейчас не надо, сейчас надо быть здесь, а потом пойду закроюсь там, молиться буду. А здесь надо как все, здесь надо как все - все лукавят, все льстят, все обманывают, все своего ищут, значит и я - как все. Так удобней. Оно, когда по одному потоку вместе - плыть удобно. Ну что по потоку плывёт, а что против потока? Против потока рыба плывёт живая, которая закон жизни должна исполнить, которая должна вверх в чистоту дойти, где вода чистая, где вода холодная, родниковая и там сметать икру, чтобы жизнь продолжилась. А кто по потоку идёт, тот мёртвый, как мёртвая рыба протухшая. Куда же мы идем?
Он тогда пошёл против всего. И чудо, и чудо совершилось! Это река живая - Днепр - наполнилась людьми. Говорят, силой он действовал - нет не силой! А своим авторитетом, любовью, верой и смирением. Народ пошёл за ним, ещё ничего не зная о Евангелии. Ещё народу предстояло услышать слова Евангелия, но народ увидел - князь идёт, Владимир Красное Солнышко идёт, значит и нам туда. Он нас в болото не заведёт. Он нас ведёт в купель, которая омоет нас от грехов, омоет нас от грязи греховной.
И вот так и нам, вот так и нам, родненькие, надо! Получилось же тогда. Так и в нашей жизни, чтобы ни было, как бы ни было, как бы не казался камень тяжелым, как бы не казался путь длинным, как бы не казалась ночь тёмной, как бы не казался день жарким – нам надо помнить о Христе. И надо камень сдвинуть - сдвинем. И надо будет пройти - пройдём. И надо эту ночь выдержать, и тогда увидим утро, увидим рассвет, увидим солнце. И надо жару выдержать. Все пройдём, если будем искать Христа, а не себя искать. Если в себе не будем достоинств искать, а просто скажем: «Без Христа я ничто.» Как вот тогда в детстве говорили: «Ноль без палочки». Ноль - это ноль, а как поставишь рядом палочку, это уже 10 получится или даже больше получится. Так и нам надо задуматься - кто я без Бога? А просто человек, персть, наг пришел в мир, нагим и уйду из этого мира. И что после меня останется, и какой дам ответ на Суде Божием – вот об этом надо задуматься.
Как можно научиться проповедовать Евангелие? Да просто, человека рядом увидеть и быть неравнодушным к нему, к этому человеку. Думай: «Боже мой! Меня Господь посетил немощного, поднял из грязи, сделал человеком. Расскажу только одно, что со мной сделал Господь, расскажу об этой радости Евангельской. Расскажу и скажу: «Прими Евангелие, прими Христа и живи. Меня забудь, а живи во Имя Его, Господа нашего Иисуса Христа!»».
Родненькие, горите верой, живите верой, живите любовью! Смирите себя, все мы себя смирим, всем надо это. Без этого не получится. Без этого не пойдёт. Надо быть блаженным. А блаженный это какой? Счастливый. Это счастливый. Блаженный - это сполна счастливый. Это действительно истинно счастливый. Так вот - блаженство не в званиях, не в постах, не в богатствах, а блаженство в служении Богу. В растворении в Боге. И в жизни для Бога. Блаженство в любви. Любишь - значит счастливый. Любите Христа. Любите друг друга. И святой равноапостольный Великий князь Владимир в помощь вам своей молитвой и своим жизненным примером!
Родненькие, вот он пример для нас всех как можно взять свою жизнь, в минуту, вот так взять и перевернуть, другой ее сделать. Давайте каждый из нас, хоть для внучонка своего или для деточки своей, или для кого-то ещё станет примером того, как можно от сплетен, от злобы, от выяснения обстоятельств отвернуться и стать примером любви. Будьте милостивыми, будьте любящими, будьте христианами настоящими! Святой князь Владимир нас привёл ко Христу, а мы Его никогда не потеряем. Аминь.
|