Возвращение Речи Посполитой
Варшава стремится подчинить Украину, восстановив историческую «справедливость»
Министры обороны Украины, Польши и Литвы 24 июля подпишут техническое соглашение о функционировании совместной воинской бригады «ЛитПолУкрбриг». Численность формирования, по разным данным, составит 4,5 тысячи человек. В него войдут до 3,5 тысячи военнослужащих Польши, Украину будут представлять 560 человек, а Литву — 350.
Штаб «ЛитПолУкрбрига» на постоянной основе будет располагаться в Люблине, а пункты постоянной дислокации — на территории стран — участниц бригады. Для учений и выработки совместных действий войска будут собираться с определенной периодичностью, один-два раза в год.
Формально бригада будет заниматься выполнением миротворческих функций под эгидой ООН, НАТО и Евросоюза, а также коалиции государств, которые могут быть созданы в соответствии с уставом ООН. Первые учения «ЛитПолУкрбриг» пройдут в Польше в октябре текущего года.
История создания военного формирования, представленного военнослужащими трех государств, тянется едва ли не десять лет. В 2007 году руководители оборонных ведомств Польши, Литвы и Украины достигли по этому поводу предварительной договоренности. В ноябре 2009-го было принято окончательное решение о создании бригады, а в сентябре 2014-го подписано соответствующее соглашение.
Видимо, чтобы придать вес военному сотрудничеству трех стран, украинские СМИ окрестили проект создания «ЛитПолУкрбрига» мини-НАТО. Официальный Киев неоднократно выражал большой энтузиазм по поводу формирования бригады. В декабре 2014 года президент Петр Порошенко поторопился объявить, что она начнет функционировать уже в первой половине 2015 года.
Киев не понимает, во что ввязывается
Какую реальную цель преследует Киев, продвигая идею создания бригады, из публичных заявлений политиков непонятно. В конце мая посол Украины в Польше Андрей Дещица подчеркнул, что «ЛитПолУкрбриг» не будет участвовать в «антитеррористической» операции. Тем не менее Киев, видимо, не оставляет попыток отправить в Донбасс миротворческую миссию.
Сделать это через Совет Безопасности ООН, постоянным членом которого является Россия, естественно, не получится, поэтому Киев ищет иные пути. 16 июня 2015 года представитель Украины при ЕС Константин Елисеев попросил Европарламент отправить миротворческую миссию в зону АТО. Предполагается ли в ней участие «ЛитПолУкрбрига», не сообщается.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что украинские власти ищут в «ЛитПолУкрбриге» некую военно-политическую опору по целому ряду причин. Во-первых, Киев оказался не в состоянии разгромить «Правый сектор» и не располагает реальной боевой силой. Во-вторых, у Украины нет возможностей для войны против России. «В этой связи Киев пытается привлечь русофобов, чтобы сформировать антироссийскую коалицию», — отмечает эксперт.
«Польша тоже преследует антироссийские цели, стремясь развалить нашу государственность. Но в целом "ЛитПолУкрбриг" больше нужна для украинской хунты, чтобы держать под контролем ситуацию, а полякам важно сохранить поставленную американцами киевскую власть», — полагает Сивков.
Проживший большую часть жизни во Львове писатель Сергей Сокуров констатирует, что украинское руководство не понимает, во что оно ввязывается, укрепляя отношения с Польшей. «Украинцы или малороссы — это не государственная нация. Нынешние украинские политики, если их так можно назвать, способны решать только сиюминутные задачи. О будущем они не думают», — подчеркивает эксперт.
Польша проиграла битву за Украину
Состав бригады и ее география поневоле напоминают очертания Речи Посполитой — некогда могущественной державы Восточной Европы. Речь Посполитая была образована в 1569 году в результате Люблинской унии. В ее состав на правах конфедерации вошли Королевство Польское и Великое княжество Литовское.
Дальнейшая цель Речи Посполитой заключалась в экспансии на восток. Однако украинские казаки не спешили присягать Варшаве. В 1654 году запорожское казачество отделилось от Речи Посполитой и на Переяславской Раде вошло в состав России.
Спустя четыре года был заключен Гадячский договор, который подписал гетман Войска Запорожского Иван Выговский. Согласно документу, Великое княжество Русское (в составе Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств Королевства Польского) должно было стать третьим участником унии.
Москву и часть украинского казачества такое положение не устраивало. Политические противоречия вылились в войну, продолжавшуюся до 1667 года. В результате Правобережная Украина отошла к Речи Посполитой, а Левобережная — к России.
На пике своего могущества (начало и середина XVII века) Речь Посполитая включала территории современных Польши, Украины, Прибалтийских стран и западных регионов России. Однако в начале XVIII столетия конфедерация стала стремительно слабеть. В результате трех разделов (1772, 1793, 1795 годы) Речь Посполитая прекратила свое существование. При этом Российская империя приросла исконно русскими землями на Западной Украине и в Западной Белоруссии.
Варшава собирается вернуть Западную Украину
Сергей Сокуров в беседе с обозревателем «Русской планеты» подчеркнул, что польская политическая элита отлично помнит историю борьбы с нашим государством. «Поляки никогда нам не простят, что Россия не стала частью Польши, как это намечалось в конце XVI и начале XVII века. Ведь даже часть русской элиты не возражала, чтобы страну возглавлял польский король Владислав», — поясняет Сокуров.
Минуло около двух столетий, и большая часть Речи Посполитой вместе с Варшавой вошла в состав России. Эксперт полагает, что поляки помнят эти моменты, но забыли, как несколько веков подряд терзали Россию. Сокуров обратил внимание, что польская элита также держит на Россию обиду за проигрыш в борьбе за господство на Украине, которая являлась житницей и кормилицей Польши.
Эксперт заявил, что Варшава в отношении Украины преследует сразу несколько целей. Польша, являясь «без лести преданным лакеем Соединенных Штатов», стремится угодить Вашингтону. «Вторая сторона политики Варшавы, которая не связана с желанием действовать в фарватере США, заключается в стремлении подчинить Украину и вернуть в свой состав хотя бы Галицию и Волынь. Если территориальная экспансия окажется невозможной, то Варшава будет подчинять Украину политически и экономически», — рассуждает Сокуров.
Третья цель Польши — решение задачи по нейтрализации влияния России. Украина для Варшавы является инструментом давления на Москву. «Как и Вашингтону, Украина нужна Варшаве для того, чтобы как можно больше насолить России. Ослабляя Украину, отрывая ее от России, Польша наращивает свои внешнеполитические позиции», — отмечает Сокуров.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков, говоря о политике Варшавы в отношении Киева, тоже считает, что Польша намерена участвовать в «расчленении Украины». По его словам, к Польше может отойти большая часть территории Западной Украины. Одновременно Варшава создает условия для нанесения удара по России методами «гибридной войны».
|