Вредные советы для начинающих поститься
Инокиня Евгения (Сеньчукова) предостерегает новоначальных постников от чрезмерного усердия
Вредные советы для начинающих поститься
Тем, кто постится впервые: 6 правил Великого поста
Период Великого поста – время бесчеловечных экспериментов над телом православного христианина, особенно новоначального.
Пожалуй, нет такого верующего, который бы не попытался на заре или на пике своего воцерковления пройти все поприще Святой Четыредесятницы, как того требует Типикон – чтобы, взяв паузу на Лазареву субботу и Вербное воскресенье, с новыми силами просидеть на хлебе и воде всю Страстную седмицу.
Чтобы понять, до какой степени это наивно и даже нездорово, мне пришлось упереться носом в столп трезвомыслия. Таковым столпом оказался келарь одного довольно строгого, но городского монастыря, который я решила посетить в середине поста несколько лет назад.
– А в будние дни вы, наверное, без елея едите? – задыхаясь от благоговения, спросила я, оглядывая бесконечные ряды мисок с картошкой, перловкой и многочисленными салатиками. – Даже без овощных консервов?
– Мы что, идиоты? – странно посмотрел на меня отец келарь, облизывая ложку с кабачковой икрой. – Нам тут с одного консервного завода баклажаны консервированные пожертвовали. Жареные.
И мне стало ясно, что баклажанам на монастырской трапезе – быть.
Еще за пару лет до этого разговора я столкнулась с примером удивительного благочестия, которое чуть не привело если не к летальному, то, в любом случае, нездоровому исходу.
Одна девушка (назовем ее, например, Катей) крестилась Рождественским постом, после длительной и очень консервативной подготовки. Из вод крещения Катя вышла уже воцерковленной православной христианкой.
Катя ходила на все богослужения, на которые успевала, читала утреннее и вечернее правило, раз в две недели готовилась к причащению (о евхаристическом возрождении она ничего не слышала), старательно и подробно записывая перед исповедью в тетрадочку грехи.
Приближался Великий пост, и Катя решила провести его по правилам.
В прекрасный солнечный день на Сырной седмице раба Божия Екатерина подошла к молодому и, видимо, аскетичному иеромонаху.
– Батюшка, – спросила она, – а каков устав Великого поста?
Батюшка оглядел девицу с головы до ног (а выглядела Катя соответствующе, прямо как из известного анекдота про «замуж»: ботиночки, юбочка серая в пол, серый же платок, но взгляд интеллигентный – очки) и без запинки ответил:
– По уставу в первую седмицу Великого поста полагается сухоядение – одна трапеза в день после вечернего богослужения. В течение первых двух дней трапеза не поставляется.
И добавил:
– Было бы очень хорошо подготовиться и причаститься в среду. Слава Богу, в наше время многие благочестивые люди приступают к таинству причастия на литургии Преждеосвященных Даров.
Это был еще и очень просвещенный батюшка, судя по всему.
Что такое литургия Преждеосвященных Даров, Катя знала. К моменту крещения она прочитала очень много книг по литургике и продолжала с увлечением их изучать.
Плотно пообедав в Прощеное воскресенье, Катя побежала на чин Прощения, потом закрутилась с делами, потом посмотрела на часы – а время уже за полночь. Пост начался.
Катя честно не ела и не пила весь понедельник, а затем весь вторник – посещая все службы, а между ними еще и работая (Катя была воспитательницей в детском саду, и с трудом договорилась, чтобы в эту неделю ее в течение несколько часов подменяли). В среду утром Катя, пошатываясь, пошла на службу.
На «Ныне Силы Небесныя» Катю вынесли из храма.
– Дружочек, — ласково спросил Катю один из алтарников, – а когда ты последний раз ела?
– В воскресенье днем, – прошептала Катя синеющими губами.
Кате принудительно дали сладкого чаю с конфетами. Ее сильно мутило, и причащать ее было опасно.
После службы к безутешно рыдающей девушке (пришлось, конечно, на тот день вовсе отпроситься с работы) подошел здешний священник.
– У тебя духовник-то есть? – осторожно спросил он.
– Есть, – зарыдала Катя еще безутешнее. – Я к нему раз в месяц езжу. Хотела вот в воскресенье. А сейчас хожу в храм поближе. Вот на Масленицу в N-ский (она назвала один столичный монастырь) ездила. Там мне рассказали, как правильно поститься. А я вот не смогла. Я, наверное, особая грешница.
Священник все понял, возвел очи к небу, благословил постницу и объяснил, что к чему.
Катю как-то особо Господь любит – ей попадаются мудрые священники, и ее церковная судьба сложилась вполне благополучно.
Монах Моисей Святогорец
Зачем нужен пост?
Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. Agionoros.ru публикует статью старца в газете «Македония», посвящённую значению поста.
Пост – древняя добродетель. Вместе с молитвой он готовит христианина распятию и воскресению. Пост это пища для души.
Пост учит нас воздержанию, которое необходимо любому человеку. Учит отказу от излишеств, роскоши и изобилия. Пожалуй, пост едва ли не единственное, что человек способен преподнести «в дар» Богу.
Конечно, Господь ни в чём не нуждается, и пост, прежде всего, необходим нам самим. Польза воздержания многообразна: постясь, мы пребываем в трезвении и сосредоточенности, а наша молитва становится более внимательной, сердечной и глубокой. Пост – это наш призыв к Богу, свидетельство того, что мы желаем, чтобы Он вошёл в нашу жизнь.
Пост неразрывно связан с покаянием. Это данный нам Богом шанс, который не следует упускать.
Поститься следует охотно, любочестно и радостно, а не формально, скрепя сердце, воспринимая воздержание как повинность. Пост мы должны принести Богу от всего сердца.
Адам и Ева потеряли Рай из-за своей невоздержанности. Пост открывает нам Райские врата вновь.
Пост не должен остаться лишь на уровне отказа от некоторых видов пищи, мы должны сделать следующий шаг – воздерживаться от своих греховных страстей и зла. Тогда период поста станет для нас существенным и поворотным моментом на нашем пути к Богу.
Пост дарит нам нравственную чистоту, рождает покаяние и презрение ко греху. Пост – это не самоцель, а средство в достижении цели – встречи с Богом. Согласно святителю Василию Великому, пост – это отчуждение от зла, обуздание языка, уход от гнева и отказ от злых привычек.
У того, кто серьёзно болен, нет необходимости в посте. Ведь воздержание от пищи необходимо для того, чтобы смирить тело. Когда тело болеет, оно и так смиряется и нет необходимости его истязать. В любом случае, это вопрос, который необходимо решать, посоветовавшись со своим духовником.
Некоторые люди живут для того, чтобы есть. Они «путешествуют» от стола к столу, ходят по банкетам и ресторанам. В конце концов заболевают от многоядения. Неумеренность в еде становится причиной лишнего веса и многих заболеваний.
Но постимся мы не ради телесного здоровья (хотя пост и помогает нам в этом), а ради здоровья духовного. Пост не имеет ничего общего с диетой, на которую люди «садятся» ради красоты и стройности фигуры. Пост – это брат добродетели воздержания. Не будем забывать слова Иоанна Златоуста, который призывал сэкономленные на еде в период поста деньги использовать для того, чтобы накормить голодных и нуждающихся.
Пусть пост сопровождается молитвой и любовью. Тогда он обретёт ценность, смысл и значение.
*****
Один монах спросил известного грузинского старца Гавриила (Ургебадзе), что такое пост.
"Сейчас объясню", - ответил он и рассказал монаху обо всех грехах им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал:
"А теперь иди ешь обед".
"Нет, отче, спасибо, я не хочу", - ответил монах.
"Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде".
|