Верою исцеляюсь
Главная » 2011 Декабрь 11 » ЖЕМЧУЖИНЫ СВЯТОЙ РУСИ
17:31 ЖЕМЧУЖИНЫ СВЯТОЙ РУСИ | |
Спасский женский епархиальный монастырь-1
Под таким названием я хочу ознакомить вас дорогие посетители сайта "Верою исцеляюсь" с одним из чудесных православных мест нашей несоизмерной Святой Руси. Кстати для тех кто неоднократно ездил со мной в паломнические поездки: 100% мы там еще не были. Знакомство будет построено на предлагаемых мною для ознакомления нескольких статей, подкрепленных приличным колличеством статей.
Костомаровская пещерная обитель
Спасский женский епархиальный монастырь Справка В среднем течении Дона, к югу от Воронежа по правому берегу реки тянется кряж меловых гор – Донское Белогорье. Эта местность замечательна нерукотворными чудесами природы – дивами: огромными меловыми стопами. Вопрос о происхождении див и сегодня остается открытым. Одни ученые считают, что это наиболее твердые пласты горных слоев, образовавшиеся за счет выветривания и обсыпания. Другие, что эти места находились на дне моря и дивы появились после отступления воды. Под некоторыми из див были устроены пещерные храмы. Меловые пещеры – это достопримечательность Донского Белогорья. В них располагались не только храмы но и целые монастыри, например, Белогорский Воскресенский монастырь под Павловском. По данным местных краеведов на территории Воронежской области насчитывается сегодня около 40 пещер, использовавшихся как храмы и как место жития православных подвижников. Пещеры Костомаровской обители Много на Руси святых мест, много тихих приютов для усталой души странника этой жизни, но душа ищет покоя именно здесь, в Костомаровских пещерах. Невольно вспоминается палестинский ландшафт. Православные паломники, побывавшие в окрестностях Иерусалима, находят сходство этих святых мест с причудливыми выходами меловых отложений у села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Не случайно один из подвижников Костомаровской обители отец Андрей называл ее Новым Иерусалимом, хотя, вероятно, вкладывал в эти слова не столько географический, сколько духовный смысл. История Костомаровского пещерного монастыря уходит корнями в далекое прошлое, поражающее нас глубиной телесного и духовного подвига православных подвижников. Еще в конце XIX – начале XX веков археологом-любителем Д.М. Струковым была выдвинута гипотеза об устройстве пещер в Донском регионе в начальные века нашей эры первыми христианами, вдохновленными проповедью апостола Андрея Первозванного. Последние исследования показывают, что зарождение пещеростроительства на Дону происходило не позднее VIII–Х веков во время иконоборческой ереси в Византии. Зародившись достаточно рано, донское пещеростроительство пережило не один век. Последний наиболее массовый всплеск устройства пещер приходится на XIX столетие, когда пещеры строились простыми верующими, в основном из крестьянского сословия, в подражание подвигу древних отцов. В начале XX века начинается строительство пещерного храма во имя преподобного Серафима Саровского (предположительно в год его канонизации – в 1903 году), но после революции 1917 года оно было остановлено. Целенаправленное изучение пещер Костомаровской обители было начато лишь
в 70-е годы ХХ века представителями Воронежской секции спелеологии. В 2000 году выпускником Воронежской православной духовной семинарии Е.М. Ижогиным была успешно защищена дипломная работа «История Костомаровской обители». Эта работа имеет особую ценность, так как в ней впервые был задействован богатейший архивный материал по истории существования Костомаровских пещер в ХХ веке. В меловом склоне Костомаровской балки на небольшом расстоянии друг от друга находятся восемь пещер. Пещерный Спасский храм - самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря. В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей.
На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел). В создании этой пещеры можно выделить несколько периодов. В первый период, вероятно, были созданы жилые помещения слева от входа, а также расположенный за ними в северо-западном направлении небольшой храм, вокруг которого был сооружен ход с коротким ответвлением. В этом ответвлении были вырезаны стасидии (ниши), можно предположить, что здесь ранее находились мощи православных подвижников этих пещер.
В более позднее время, по рассказам, в одной из стасидий лежала Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Во второй период небольшой храм, от которого сейчас остался лишь клирос и ряд
других незначительных элементов, был расширен настолько, что, можно сказать, на месте старого возник новый храм, в дальнейшем освященный в честь Спаса Нерукотворного. (продолжение следует) | |
|
Всего комментариев: 0 | |