Пятница, 29.03.2024, 12:17 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Декабрь » 11 » ЖЕМЧУЖИНЫ СВЯТОЙ РУСИ
18:14
ЖЕМЧУЖИНЫ СВЯТОЙ РУСИ
Спасский женский епархиальный монастырь-2
 
В последний период строительства был создан ныне действующий придел, освященный во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Особым почитанием паломников, приходящих сегодня в Спасский храм, пользуется икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Она написана на железе (размером в человеческий рост) в «васнецовском» стиле. Для пещерных храмов иконы писали именно на железе, так как дерево в условиях повышенной влажности быстро приходило в негодность. На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов: по иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики. Но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом.
Эта икона Пресвятой Богородицы была передана настоятелем Покровского храма города Павловска отцом Василием Землянским в дар возродившейся Костомаровской обители. Древний пещерный Спасский храм – место трудов и подвигов многих поколений христианских подвижников.
 
 
 
На всю Россию известна Пещера покаяния, где, по преданию, совершалось Таинство исповеди.
Затворнические пещеры предназначались для монахов-отшельников. Среди них пещера столпника – для особо трудного подвига. Такой подвижник молился всегда стоя. На время сна столпники прикрепляли тело к стене веревками или цепями, чтобы сохранять вертикальное положение.
Храм преподобного Серафима Саровского был основан в 1903 году, но его строительство завершилось уже в наши дни, после основания на этом святом месте Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря. Храм был торжественно освящен в день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января 2005 года.
На его стенах появились прекрасно вырезанные в меловой породе иконы, а над входом в храм реставрирована дива. Монахини непременно расскажут паломникам о чудесных случаях явлений преподобного Серафима Саровского, произошедших после завершения строительства храма. По свидетельству многих паломников, ландшафт местности, где расположена обитель, напоминает Святую Землю.
Есть здесь святая гора Фавор, есть и вершина, возвышающаяся над пещерными храмами, – Голгофа,
есть и Гефсиманский сад.
 Костомарово – это то благодатное, намоленное место, где обретается жизнь,
вечная жизнь и спасение.
Подобно другим многочисленным пещерам Воронежского края, Костомаровские подземелья притягивали к себе горячие сердца простого русского народа,стремившегося к подвижничеству на примере многих русских святых. В 20–30-е годы ХХ века при пещерах сформировалась небольшая община, состоящая в основном из местных крестьян, среди которых был и старец-подвижник Петр Еремеенко, уроженец села Белогорье. В начале 30-х годов Костомаровские пещеры были закрыты представителями советской власти, и подвизающиеся здесь покинули столь полюбившееся им место, которое вскоре было разграблено и запущено. В годы Великой Отечественной войны во время немецкой оккупации в Костомаровских пещерах укрывались русские солдаты. После известной встречи И.В. Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием, состоявшейся в сентябре 1943 года, для Русской Православной Церкви наступил более благоприятный период. В это время начинают открываться храмы, священники возвращаются из ссылок,
ставится вопрос о восстановлении патриаршества. Теперь и у Костомаровской пещерной обители появилась возможность возрождения. С декабря 1943 года верующие села Костомарово начали длительную борьбу за передачу в их ведение пещерного храма. В течение нескольких лет они обращались к властям с заявлениями по этому поводу. Наконец община Спасской пещерной церкви получила от местных властей две долгожданные справки. Одна – № 05-68 от 29 марта 1946 года – о регистрации религиозной общины, вторая – о регистрации Владимира Петровича Соломко, проживающего в селе Нижний Мамон, в качестве настоятеля приходской общины Спасской православной церкви «с правом совершения богослужения в названной церкви и церковных треб на дому у верующих по их приглашению».
20 августа 1946 года был зарегистрирован первый церковный совет, в который вошли Евдокия Степановна Шкарупина, Трифон Никифорович Бондарев, Владимир Петрович Соломко. Большую роль при храме играла и Мария Ивановна Гашенко: имя ее упоминается в архивных документах. Верующие, приходившие в обитель, часто называли ее просто: матушка Мария. Необходимо также отметить важную роль в возрождении православной обители Марии Семеновны Герасименко, которая проживала в соседнем селе Юдино. Верующие со всей округи приносили ей продукты, одежду и другие пожертвования, которые она передавала подвизавшимся здесь подвижникам в пещеры. Община, сформировавшаяся вокруг Спасского пещерного храма, чем-то напоминала монастырь, в который приезжали паломники, верующие из дальних сел (Костомаровский храм был единственным в округе), а также болящие и страждущие. Они останавливались в большом деревянном доме, находящемся внизу балки у ручья, напротив входа в пещеры. В пристройке этого дома находилась библиотека, которая считалась очень богатой по тем атеистическим временам. В ней были собраны богослужебные и вероучительные книги со всей округи. Матушка Мария, уставщица обители, давала их читать всем жителям окрестных сел, которые желали просветиться светом Истины. В это тяжелое время жизнь в обители протекала скромно, как, впрочем, и везде окрест: отопление печное, электрического освещения не было. Благодаря большому количеству верующих жертвователей удалось собрать много икон (в том числе для иконостаса; некоторые иконы сохранились до наших дней), между прочим и древнего письма. В те голодные годы верующие люди приносили в обитель все необходимое для ее существования. Прихожане из дальних сел, а также паломники получали здесь кров и пищу. Общая молитва дополнялась общим трудом во славу Божию. После войны обитель довольно быстро встала на ноги. Пополнялась ризница, было образовано три хора. Службы отличались строгим соблюдением устава и благолепием. По воскресным и праздничным дням совершались всенощное бдение и Литургия... По дороге в храм верующие пели акафисты. В то атеистическое время открытая молитва и богослужение являлись подвигом во имя Христа. Всякий приходящий в храм и всякий совершающий в нем службу рисковали не только собой, но и своими близкими. Но верующие во Христа всегда уповают на помощь Его.
Особенно опасно ходить в храм стало во время вновь начавшихся гонений на Церковь при Н.С. Хрущеве. 15 декабря 1958 года местные власти получили указание Совета по делам Русской Православной Церкви «О работе по прекращению паломничества и закрытию "святых мест”». Это послужило сигналом к началу действий, направленных на закрытие обители. Недолго думая, местные власти нашли формальный повод для закрытия Костомаровских пещер: непригодность пещерного храма для эксплуатации. Так закончила свое существование Костомаровская православная община. Проживавшие постоянно при пещерах были вынуждены их покинуть. Сохранившееся имущество было частично конфисковано властями, а частично сдано самими верующими в епархию. Однако духовная жизнь не прекратилась – небольшая группа верующих тайно
продолжала собираться в 60-е (по некоторым данным, даже и в 70-е) годы в одной
из скрытых пещер и молиться там в течение нескольких суток. Властям казалось, что с Костомаровской обителью покончено раз и навсегда. Наружные постройки были полностью сожжены и разрушены. Стены пещер, оставшиеся без присмотра, начали покрываться бесчисленными автографами любопытных посетителей. Но вынужденные покинуть эти места подвижники помнили предсказания старцев, согласно которым жизнь в пещерах должна возродиться. В 1993 году под руководством благочинного протоиерея Александра Долгушева началась расчистка пещер и возрождение здесь православной обители. Первая служба прошла в пещерном храме Серафима Саровского. Приехавшие на нее паломники из Павловска и Россоши ночевали под открытым небом. Но благодать Божия и соборная молитва скрасили все бытовые неудобства. Простые верующие расчищали пещеры, подводили электричество. По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия был заложен фундамент под наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», строительство которого завершилось уже в наши дни. В 1997 году в возрождающейся обители появляются первые монахини, переведенные из Задонского монастыря: Серафима, Иосафа и Дионисия. Общее руководство по устройству здесь женского монастыря переходит теперь в руки матушки Серафимы (Ивановой). В скором времени при Костомаровских пещерах появился и постоянный священник – иеромонах Кирилл (Россихин). Строительство продолжалось: отреставрировали пещерный комплекс, возвели сестринский корпус с домовой церковью, к обители провели асфальтированную дорогу. 1 апреля 1999 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял Устав Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря, зарегистрированный 31 декабря 1999 года Управлением юстиции администрации Воронежской области. Именно с этого времени, на самом исходе ХХ века, при Костомаровских пещерах начал официально функционировать женский монастырь, уходящий своими корнями в глубокое прошлое. Настоятельницей монастыря была назначена старшая монахиня Серафима, произведенная вскоре в сан игумении. Со всех уголков нашей страны нескончаемым потоком движутся сегодня паломники в Спасскую обитель. Тянутся в монастырь и местные жители, отогревая свои огрубевшие в безбожное
время души.
                                            (продолжение следует)
 
Просмотров: 682 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: