Четверг, 25.04.2024, 16:56 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » О Вере и Спасении

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ Монах Серафим (Шолков)
ПОСТ НА ВОСТОКЕ И В РОССИИ В БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА.
 Наши предки хорошо знали о величайшей пользе поста. Тогда пост соблюдался очень строго, пищу не вкушали в течение более или менее продолжительного времени или пребывали в сухоядении и вкушали не ранее вечера. Не принимали раздражающей и возбуждающей пищи и не обременяли себя чрезмерным насыщением. При строгом посте, даже не употребляли воду. В Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась, в равной мере, как на инока, так и на мирянина, полагалось следующее вкушение пищи: Полное неядение в течение целого дня (для слабых – до вечера вторника 1-ой седмицы) Понедельник, вторник – 1-я седмица Пятница – страстная седмица
Сухоядение и лишь один раз в день – хлеб, овощи, горох без масла и водыВо все дни Великого поста, кроме субботы и воскресенья
Вареная пища с постным маслом  Суббота и Воскресенье Вино
В дни церковных воспоминаний и при длинных службах, например, в четверг на 5-й седмице Рыба  На Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье
Известно, что в древности на Востоке даже гражданские законы покровительствовали посту. В дни великого Поста запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговавшие мясом. К посту приурочивалась благотворительность, поэтому господа на время поста освобождали своих рабов. Св. Иоанн Златоуст, изображая говение современных ему христиан, говорит: «Ныне нигде нет шума, нигде крика, нигде не рассекают мяс, не бегают повара… не увидишь ныне различия между столом богача и бедняка. И что говорить о вельможах и простых? И венценосная глава подобно прочим поклонилась в послушание посту»[1]. С появлением монашества пост стал неотъемлемой частью монашеского жития. Под влиянием монахов развивалась в народе любовь к посту. Христианская вечеря, бывавшая единожды в день во время поста, резко отличала христиан от язычников, имеющих привычку есть часто. На Востоке грех нарушения поста приравнивался к ереси. С принятием христианства этот взгляд перешел и в Россию, где уважение к посту было особое. В энциклопедическом Словаре Русской Цивилизации О.В. Платонова повествуется об огромном значении поста в жизни русского народа. Посты, как непременное условие спасения, соблюдались строго. Пост в сознании русского человека был явлением осознанным, он стал критерием православного образа жизни. Современная исследовательница практики поста, Т.А. Воронина, характеризует пост среди русского народа как национальную черту. Очень ревностные христиане на Руси постились не только в среду и пятницу, но и по понедельникам. Даже маленьких детей приобщали к посту. Многие крестьяне считали грехом не только употреблять скоромное, но и говорить о нём во время Великого Поста. Следили, чтобы развязные разговоры не противоречили духовной очистительной цели поста. Характерна в этом отношении пословица, которая осуждает суесловие во время поста: «постное едим, да скоромное отрыгаем». Народ воздерживался от ссоры и брани. Мужья не вступали в супружеские отношения с женами на протяжении всего постового времени. Несоблюдение постов в русском народе считалось большим, тяжким грехом. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПОСТА ОТ ДРУГИХ ВИДОВ И СПОСОБОВ ВОЗДЕРЖАНИЯ, ЕГО ТЕЛЕСНАЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СТОРОНЫ
Нарушителей поста в древнее время отлучали от Церкви. Гангрский собор 360 г., суммируя все учение Древней Церкви о посте, предает анафеме тех, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает установленный пост. По отношению человека к православному посту можно сказать о его отношении к своему спасению, о любви к Христу и о послушании Его святым заповедям. Каждый воцерковленный христианин хорошо понимает высокое значение поста и великую пользу, от него получаемую, с радостью ждет установленные Церковью дни спасительного поста, а человек, возлюбивший больше тьму, нежели свет, и превративший попечение о плоти в удовлетворение похоти плотских удовольствий, при этом не внемлет словам св. Апостола Павла, который говорит: «Как днем, будем вести себя благочинно, не придаваясь пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13,13-14). С печалью встречает пост человек, любящий комфорт, потому что наступила пора, когда он не сможет услаждать свое чрево и служить похотям своим, и это - человек страстный, как и многие из нас, однако же, еще старающийся соблюдать посты, ведя борьбу со страстями. Другие люди, вообще не способные на подвиг поста, т.е. не желающие поститься, не радеют о своем спасении, отвергают очистительное средство – пост – ибо, возлюбив более всего земной комфорт – болото плотских наслаждений, не понимают, что на что меняют – продали свое первородство за чечевичную похлебку. Поистине безумно отлучать себя от Церкви Христовой, лишать себя спасения ради пристрастия к земному. Безусловно, пост - это нелегкое дело; как уже выше говорили, это - бескровное мученичество, однако необходимо понудить себя приложить все усилия, и, если мы истинно желаем спасения и любим Бога и святую Церковь, то потщимся неленостно поститься. Преподобный Феофан Затворник говорит: «Пост представляется мрачным, пока не вступаешь в поприще его: но начни – и увидишь, что это - свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни»[2]. Но, прежде чем преступить к практике, давайте ознакомимся с теорией, уяснив для себя, что есть по сути православный пост и чем он не является. Пост есть наше свободное самоограничение из побуждения преданности Богу и желание теснейшего единения с Ним. «Невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились исцелить себя постом»[3]. Многие думают, что пост нужен Богу, и постятся «для Бога». Конечно, это ошибочное понимание. Вот что по этому поводу говорится в Священном Писании: «Для Меня ли вы постились?» (Зах. 7,7). Да, для себя, именно нам нужен пост. Если же допустить, что мы постимся для Бога, то в единственном лишь понимании, о котором говорит Св. Иоанн Златоуст: «Если ты постишься для Бога – избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый»[4]. Однако же пост есть лишь одно из средств достижения добродетелей, достижения цели – жизни вечной. Как печально видеть извращенное понятие об истинном посте, когда человек, не усовершенствуясь духовно, видит цель и смысл поста лишь в обрядовой стороне и невкушении скоромной пищи (мяса, молока, яиц и т.п.). Ошибочно думать, что пост принадлежит исключительно плотской стороне. Из этого вытекает ложное понимание, что православный пост равен диете, вегетарианству или голоданию. Все это ничего общего не имеет с постом православным. Разве что взять только телесную сторону поста, то элементы диеты и голодания в нем присутствуют, способствующие оздоровлению тела. Православный пост по существу своему не мыслим в разделении, он есть единое целое - телесно-духовное пощение. И в разделении он не может именоваться и, тем более, быть православным постом. Также большим заблуждением является смешение понятий православного поста и вегетарианства. Известно, что приверженцы вегетарианства считают единственной, естественной пищей человека растительные продукты. С христианской точки зрения о принципиальном запрещении человеку питаться только растительной пищей не может быть и речи. Но вся беда в том, что вегетарианцы учат, что животные - «наша родня», и убивать их есть возмутительно и гнусно, так как это братоубийство – люди ставятся наравне с животными. Вегетарианцы ставят употребление растительной пищи в основу нравственности, утверждая, что растительная пища сама по себе создает много добродетелей. Это явно еретическое учение ставится в противоположность учению Спасителя: «не входящее в уста оскверняет человека, а исходящее из уст» (Мф.15,11-18). Дело не в пище, скверна не от пищи, для христианина скверна то, что из сердца исходит. Рай водворится в сердце нашем не от того, что мы перестанем есть мясо. Многие не едят мяса, а пребывают в аду страстей. Пища только способствует разжжению плоти. Есть виды пищи, которые придают большую тяжесть плоти. Но если полагать, что пища способна поразить в нас зло и возродить добродетель, то это абсурд, противный здравому смыслу и христианскому учению. О запрете на вкушение мяса мы слышим от многих лжесловесников древнего и нашего времени: от манихеев, хлыстов и кришнаитов, а также им подобных. Отношение Христиан к мясу определено 5-м правилом святых Апостолов. Если кто говорит удаляться от мяса «не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело», тот «или да исправится, или да будет отвержен от церкви». Животная пища не препятствует спасению, а вот уподобление животным невоздержанной жизнью есть несомненная преграда на пути к жизни вечной. Если же человек просто воздерживается ради подвига или ради телесного здоровья от мяса, то он ничего худого не творит. Св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что «у многих Христиан было в обыкновении воздерживаться от мясной пищи» (в 4-м Огласительном слове в Катехизисе). Если же кто не может воздерживаться от мяса вне поста, тот тоже ничего плохого не творит, и никто не вправе его укорять. И он не в праве укорять того, кто не ест мяса. Св. Апостол Павел пишет: «Иной уверен, что можно есть все» (Рим. 14,2-5; 1Тим. 4,1-4). Вегетарианцы считают, что невкушение мяса есть единственное спасительное средство от всех жизненных бедствий и зол. Они думают, что если бы люди перестали употреблять мясную пищу, то тогда и наступило бы земное благоденствие. Но ведь корень всех зол как раз не в мясе, и не в воздержании от него спасение людей. Вся беда в нашем «я», в нашем невоздержании от греховного, одним словом в наших страстях, в которых и есть причина бедствий человечества. И лишь в возвращении к христианской жизни, к учению Христа будет всегда заключаться всякое благо и спасение людей. Святой Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор.6,12). Воздержание служит лучшим средством к укрощению страстей, противящихся духу (Гал. 5,17; Рим. 7,14-23). Мясо можно вкушать в непостные дни. Однако нужно признать, что оно разжигает телесные страсти. Поэтому растительная пища является лучшей для укрощения страстей, но не стоит допускать неправославной мысли, что воздержание от мяса или скоромной пищи способно само по себе победить страсти. Бесспорно, наше отношение к пище должно содействовать духовно-нравственной цели, и достигается это через воздержание в пище в количественном отношении и особо к той, которая более всего возбуждает страсти; к такой пище относятся мясо, вино, затем, по нисходящей степени, молочная, рыбная и вареная растительная. Безусловно, при воздержании от определенного рода пищи страсти обуздываются, но не искореняются. Искореняются они тогда, когда пост телесный соединен с духовным. Язычники тоже воздерживаются от мяса, к примеру, буддисты или йоги голодают и обуздывают плоть, но на этом все не заканчивается. Телесные страсти немного утихают, но не искореняются. Более сего, внутренние страсти еще сильней развиваются, «я» укореняется, и человек достигает высшей степени гордыни. О смирении здесь не может быть и речи. В православном посте телесный пост - это лишь начальная ступень. Но бывает, что люди неспособны по своему пристрастию взойти даже на первую ступень. Они открыто заявляют, что без мяса не могут жить. Однажды один человек сказал мне: «Я не могу принять монашества, так как русские монахи не вкушают мяса, а я без мяса не могу жить». Такая зависимость действительно делает нас рабами. В первую очередь, мы не уважаем себя, вредим своему здоровью. Из-за своего пристрастия, нарушая посты, мы можем причинить духовный вред и ближнему. Вот почему св. Апостол говорит: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8,13); «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14,20-21). «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14,15); «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6,12; 1Кор.10,23). Но из этого не стоит делать вывод, что православный пост все внимание акцентирует на телесной стороне поста, на родах пищи и т.п.: телесный пост способствует обузданию плотоугодия, облегчает пост духовный. То есть пост телесный есть средство, способное подчинить плоть духу. Наше отношение к пище должно быть подчинено высшим, духовно-нравственным целям жизни, и нужно стараться, чтобы она (пища) не препятствовала осуществлению их. Поэтому неправильное понимание и отношение к пище некоторых ревнителей поста не по разуму приводит в состояние «процеживания комара» и «поглощения верблюда». Если они видят, что ты съел какой-то продукт и на упаковке в ингредиентах написано, что там содержится 1 грамм сухого молока, то они приходят в лютую ярость, и, кажется, готовы самого нарушителя поста стереть в молочный порошок. То, что они при этом могут оскорблять и судить вкусившего скоромное, для них ничто, - главное, что они своею «праведностью» показали, что и «в малом верны». Однажды во время поста один брат, подвергшись влиянию беса, стал осуждать брата своего, поливая его всякой грязью; когда сели за трапезу, он увидел, что один из братьев полил пищу маслом, и пришел в такую ярость, что начал всячески поносить «нарушителя поста». Брат, поливший маслом пищу, сказал: «Прости меня, но по болезни моей духовный отец благословил мне вкушать масло». На этом все и закончилось. Но как ужасно, что, поливая брата грязью, он видел в масле цель поста, и так и не понял, что «поливка грязью», гнев и осуждение есть грубейшее нарушение поста. Св. Апостол Павел говорит: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судить о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим 14:13). Св. Иоанн Златоуст говорит: «что можно и понести труд поста и не получить награды за пост? Когда от пищи мы воздерживаемся»[5]. По учению Святого Ефрема Сирина, «обманывается» тот, кто думает, что сущность поста состоит в уменьшении телесной пищи. Изнурение тела бесполезно для тех, которые в сердце питают ненависть и в груди своей носят закоренелую злобу и мстительность. Бог не войдет в такое отвратительное жилище. Не лишнее ли дело мучить тело голодом и жаждою, когда душа измучена голодом и жаждою, когда душа измучена и гибнет от пороков?»[6]. Из этого следует сделать важный вывод, что христианская праведность выражается не в пище и не во внешних подвигах благочестия, а, прежде всего, в чистоте внутренней сердечной жизни (Мф. 5,8), в самоотверженной любви к Богу и ближним. И это не значит, что не надо воздерживаться в пище скоромной во время поста, просто необходимо понять, что главная суть поста не в пище. Отсюда наставление Иисуса Христа, что не входящее в уста оскверняет человека, а выражаемые устами порочные движения сердца (Мф.15,1-20). Отсюда наставления Св. Апостола, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14,17), и что пища (т.е. сама по себе) не приближает к Богу (1Кор. 8,8): «Пища не приближает нас к Богу, а значит, и не удаляет от Него. Но воздержание в пище, несомненно, способствует воздержанию человека от греха, ибо необуздываемая воздержанием в пище плоть увлекает человека на всякое непотребство»[7]. Блаженный Августин говорит: «Если вас спросят, для чего вы поститесь и мучаете себя? Отвечайте, бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо смирять голодом и жаждою»[8]. Несомненно, что воздержание в пище приносит огромную пользу нашему здоровью, но не это главное в православном посте. Вопросами телесного здоровья занимаются врачи. Святая Церковь заботится более всего о главнейшем - об исцелении души, происходящем через освобождение человека от страстей. Митрополит Московский Платон говорит: «страсти - причина болезней, и лечение болезней надо начать с лечения страстей»[9]. Воздержанием ослабляется господство и похоть плоти. Невоздержанный в пище разгорячает плоть, поэтому, говоря о телесной стороне поста, необходимо обратить свое внимание на меру поста: св. отцы указывают царский путь – золотую середину; лучше вкушать пищу каждый день, но не перенасыщать себя, также неразумно ослаблять плоть до крайней степени, так как молиться не сможешь и благие дела не сотворишь. Из-за стола вставай с чувством голода. Мера должна быть во всем, всегда необходимо проявлять рассудительность, особенно в вопросе поста. Необходимо учитывать состояние здоровья, физический труд, возраст, обстоятельства сообразно своим силам. Нужно помнить, что Святая Церковь чужда узкого ригоризма в вопросе поста. В 69-ом Апостольском правиле пост предписывается всем, но «немощным телесно дается снисхождение», ибо, если тело больное, то оно и так ослаблено, и если его еще больше ослабить, то оно не сможет служить душе. Святой Иоанн Златоуст говорит: «приучимся же вкушать пищу в той лишь мере, в какой нужно для поддержания жизни, а не переполнять и отягощать себя яствами. Не для того явились мы на свет и живем, чтобы есть и пить, а для того едим, чтобы жить: не жизнь ради пищи, а пища ради жизни создана была изначально. Жизнь соразмерна не с удовольствием, а с необходимостью»[10]. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа»[11]. «Совершенная цель воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не удручение тела, но более удобное служение душевным потребностям»[12]. Мера поста у всех может быть разная, потому что у каждого из нас организм и здоровье разное, путешествующим может делаться льгота, человеку немощному и тяжело-больному может быть предоставлено освобождение от телесного поста. И это не означает, что человек не будет соблюдать православный пост. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Кто не в силах строго соблюдать пост телесный, тот пусть вознаградит это делами милостыни, продолжительной молитвой, большим усердием к слушанию слова Божия, в чем никакого препятствия не сделает телесная немощь»[13]. Нельзя всех поставить на одну ступень поста, для всех своя мера. В Православной Церкви одни стоят на начальной ступени поста, воздерживаются от любимых яств и вредных привычек, другие стоят твердо на ступени уставного церковного поста, а третьи достигли вершины аскетического подвига. Но здесь нужно помнить, что необходимо соблюдать поочередность. Нельзя игнорировать начальные ступени поста, ибо если кто дерзает сразу брать на себя подвиги аскетические, то это свидетельствует о гордости человека. Тем более, если он берет на себя подвиги самочинно, без благословения духовного отца. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Пост - это сильное оружие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия – делается для подвижника орудием самоубийства»[14]. «Как должно остерегаться пресыщения, так должно остерегаться и излишнего воздержания»[15]. Говоря о телесной стороне поста, необходимо понять, что главная задача - это сокрушить главу всех страстей телесных – чревоугодие. Сокруши главу змия, наступи на этого дракона чревоугодия и не давай, чтобы он пожирал тебя. « Кто победил свое тело? Тот, кто сокрушил свое сердце. А кто сокрушил свое сердце? Тот, кто отвергся себя самого: ибо как не быть сокрушенным тому, кто умер своей воле?»[16]. Пища сама по себе не есть зло, а чревоугодие есть зло великое. Помимо воздержания чрева к телесному воздержанию относится: воздержание во время поста от супружеской жизни (1Кор. 7:5), обуздание языка, очей, ушей, избегание пересудов, злоречия и т.п. Что пользы, если воздерживаемся от чревоугодия, а глаза не воздерживаем, погружаясь в прелюбодеяния? «Воздержание состоит… в совершенном отречении от собственных желаний»[17]. Но все же не стоит думать, что этого достаточно. Вообще можно строго соблюдать по букве церковного устава телесный пост и в то же время не поститься. Св. Иоанн Златоуст говорит: «когда кто-нибудь воздерживается от яств, а не воздерживается от греха, как можно не постясь поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь не вкушает пищу, но услаждается грехом»[18]. И более сего, Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен, он служит причиною необыкновенного усиления душевных страстей» [19]. Неразумно кичатся те, которые соблюдают лишь одну сторону поста относительно тела, скрупулезно наблюдая, чтобы «кроха скоромной пищи не попала», при этом горделиво показывая, что он не «такой, как прочие люди», и это, может быть, мы с вами? Гордо, подобно фарисею, говорим пред людьми, пред собой, или Богу «пощусь два раза в неделю» (Лук.18,12). И этот фарисей-лицемер, живущий в нас, разрушает весь подвиг поста, причиняя огромный вред душе. «Если подвизаетесь, - говорит преподобный Исидор, - то не гордитесь, если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно есть мясо, как гордиться и надмеваться»[20]. Становится понятным, что телесный пост сам по себе – ничто. Наши страсти, или грехи, или духовные болезни, коими душа наша немоществует, разделяются на три рода: грехи, относящиеся к телу и совершающиеся в нем, это суть: чревоугодие, пресыщение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякая прочая плотская нечистота; грехи, относящиеся к душе, это наши злые помыслы, исходящие из нашего сердца: зависть, славолюбие, гордость, властолюбие, превозношение и т.п. Грехи третьего рода, которые обнаруживаются через любостяжание - это суть следующие грехи: хищение, корыстолюбие, воровство, убийство и любого рода неправедные приобретения. В Первом соборном послании Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы находим такое троякое разделение грехов: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Здесь похоть плоти относится к телу, похоть очес - к любостяжанию, к душе же относится гордость житейская и исцеление этих духовных болезней, коими душа наша немоществует, достигается тремя благими делами, касающимися души, тела и любостяжания. Врачевание (благотворение) душе - молитва, врачевание телу – пост, а любостяжанию – милостыня. Но это трёхсоставное лекарство против наших трёхчисленных язв действует только совместно со святой исповедью и покаянием. Потому для успешной борьбы со страстями телесный пост обязательно должен быть соединен с духовным постом и милостыней. Истинный православный пост есть телесно-духовный. Святитель Тихон Задонский говорит: «Если хочешь, Христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда»[21]. Что же такое духовный пост? Это состояние совершенного отчуждения души от всякого зла, от греховных помыслов и тем паче пагубных действий. К ним относится злословие, зависть, тщеславие, гневливость, славолюбие, гнусные пожелания и всякая греховная похоть. И чтобы не развивалась она в страсть, тут же должна пресекаться. Первой ступенью духовного поста – внутреннего воздержания - является истребление страстных помыслов. Вторая ступень – исчезновение воспоминаний – достигается истреблением страстной похоти. Третья ступень – высота бесстрастия. Сначала в духовном посте необходимо вести борьбу со страстями, научившись их обуздывать в себе. После - вести борьбу с похотями, ослабляя их, т.е. низводя на степень помыслов. И последнее - избежание любых греховных помыслов и всякой мечтательности. Очень наглядно показывает сущность духовного поста св. Иоанн Златоуст, говоря: «честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говорим, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню, если увидишь врага, примирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй, если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту… Ты не ешь мяса? Не вкушай же глазами нескромности. Пусть поститься и слух, а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»[22]. Пост телесный и духовный состоит в подавлении телесных и душевных страстей. Зная основные стороны православного поста, казалось бы, можно приступать к делу, но не стоит спешить. Имея как бы основной корпус поста, но, при этом, не имея крыльев, мы не сможем подняться ввысь. Как не мыслим полет без крыльев, так не мыслим пост без молитвы и смирения. «Кто молится постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра»[23]. «Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва»[24]. Истинная молитва не может быть без смирения, также и истинного поста нет без смирения. Нам известно из жизни св. Макария, как диавол говорил ему: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня. - Чем же? - Говорит ему авва Макарий. Смирением, - отвечал диавол». Но и это еще не все, - для полноты православного поста необходима жизнь добродетельная, украшенная милостынею и добрыми делами. Соберем от издержек своих, не потраченных на скоромную пищу, и пойдем прямо к Господу, к алчущим, к жаждущим, к неимеющим одежды, к больным и заключенным в темницы, к странникам, дадим им есть, утолим их жажду, примем и оденем их. И чрез это приютим Его, утолим жажду Его, накормим Его, оденем Его, придем к Нему! - И Он придет к нам! И скажет: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,40). И это будет истинный пост: воздержание от греха, пребывание в покаянии, молитве и смирении с упражнением в добродетельной плодотворной жизни в Духе Святом.
ПЛОДЫ ПОСТА
Плоды Духа Святого и плоды мира, греха и диавола Плоды Духа Святогоплоды мира, греха и диавола Благоуханные плоды Святого Духа во всем обилии, красоте и зрелости являют нам светоносные лики мужей и жен, иерархов и священномучеников, просиявших постом и воздержанием – они «все Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»Плоды мира, греха и диавола являем мы сами своими немощами и грехами, что особенно наглядно во время Масленицы, когда мир, грех и диавол дают нам свои шумные и веселые радости, затмевающие ложью и обманом незаметные радости Духа, ибо, какая бы улыбка не сияла на лице разгулявшегося в шумном веселье масленичном, в глубине души его лежит непреодолимая тоска. Собирающие эти плоды – миролюбцы, они только то и делают, что утучняют плоть, питают и разжигают свои страсти и похоти. Первый и самый лучший плод Духа Святого – Любовь. Он созрел во всех преподобных мужах и женах, всех иерархах и священномучениках, и во всех святых Божьих человеках – это любовь к Богу, нашему Создателю, Промыслителю и Спасителю, любовь ко всему святому и богоугодному, любовь к горнему Отечеству нашему, любовь к ближним нашим, как к братьям. В противоположность ему первый плод мира, греха и диавола есть ненависть и вражда против Бога, против ближних. Этот несчастный плод сначала принес Денница, а потом Каин. И сейчас история каждого грешника сопровождается и оканчивается враждой против Бога и ближних.
Радость о Духе Святом (Рим. 13, 17), что мы имеем в себе Духа Святого, что мы храм Духа Святого, что нас наполняет радость при совершении всего доброго с помощью Духа Святого, при совершении любого подвига, даже при перенесении всякого рода лишения и всякой скорби ради Господа, ради ближних.За шумным весельем – тоска и уныние, ложь и обман. Мир и тишина в душе, благодаря примирению с Богом вследствие искупления смертью Единородного Сына Божия, мир и дружелюбие с ближними. Все это обнаруживается тихими и спокойными движениями духа, ясным, чистым взором, ласковой речью.Брань, ссоры и драки. Стоит только посмотреть на общество нетрезвых мужей и жен. Долготерпение и терпеливость в совершении трудных и долгих подвигов, в перенесении скорбей и бедствий с ожиданием воздаяния.Нетерпеливость, раздражительность, слабость, малодушие, закостенелость в грехах и упорство в отступлении от Бога. Благость – доброта – такое проявление любви, когда человек от избытка духовных и вещественных даров своих подает всякому обильно на потребу и на пользу, т.е. чем сам богат, сокровищами ли Духа или благами внешними: находим всем – и доброго и недоброго человека.Жестокость, скудость, злость – вместо этой благости. Приглядевшись повнимательнее к себе и к другим людям, нетрудно увериться в этом. Вера – совершенное познание и осуществление в жизни всех догматов христианской веры, выраженное в верности Христу.Неверие, суеверие, вольнодумство, безбожие.
Кротость.Дерзость.
Воздержание.Невоздержание, объядение, пьянство, разврат.
Смирение.Гордость и тщеславие.
Скромность.Бесстыдство и раздражительность.
Радость о спасении другого.Зависть счастью ближнего.
Исправление падшего человека духом кротости.Презрение к падшему и отвращение от него.
Взаимное вспоможение и терпеливое снисхождение к немощи другого. Горделивая насмешка над немощами другого, осуждение, пренебрежение другим.
Это – краткое указание плодов Духа Святого и плодов мира, греха и диавола. Более подробно об этом можно узнать, пристальнее приглядевшись к нашей жизни во время Масленицы и читая жития тех преподобных мужей и жен, иерархов и священномучеников, которых Святая Церковь прославляет в Сырную субботу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы видим пост, Богом заповеданный еще в раю как величайшее сокровище, на протяжении всей истории человечества сохранялся всеми любящими Бога. Ибо любящие Бога соблюдают заповеди Его. Сам Господь освятил пост, показал нам пример. Святая Православная Церковь установила посты для нашего блага и научила нас отличать истинный пост от ложного. Безумно поступают те, кто отвергает Православный пост. Святитель Василий говорит: «Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела»[25]. «Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни»[26]. И более этого: «Поелику мы не постились, то изринуты из рая, потому будем поститься, чтобы снова войти в рай».[27] Заканчивая слово о православном посте, прислушаемся к словам Святителя Иоанна Златоуста, который советует всем нам и говорит: «Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привёл тебя к пристани Царства Небесного».[28]
БИБЛИОГРАФИЯ
1. БИБЛИЯ, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд-во «Жизнь с Богом», Брюссель, 1983. 2. Симфония на Ветхий и Новый Завет. «Библия для всех». СПб, 1994. 3. Епископ Иустин. « Алфавит Духовный» Святителя Димитрия Ростовского. Издание 3, М., 1909. 4. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4.Аскетическая проповедь и Письма к мирянам.3е изд. СПб.,1905. 5. Творение Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.4-е изд. Сергиев Посад, 1901.Ч. 4. 6. «Лествица» преп. Иоанна, Игумена Синайской горы. СПб., 1996. 7. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. 2-е изд., 1903. 8. Писания преп. Отца Иоанна Кассиана. М.,1877. 9. Творение Григория Нисского, епископа. М.,1861. 10. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Протоиерей Григорий Дебольский. 2002. 11. Платон, митрополит Московский. «Дух, или избранные мысли». М.,1804. 12. Пестов Н.Е. «Что такое пост и как правильно поститься». СПб., 2001. 13. «Весна постная, цвет покаяния…». Составитель Г. Пыльнева М., 2002. 14. «Сокровищница духовной мудрости». Сост. прот. Михаил Нейгум. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. 15. Настольная книга священнослужителя. М., 1986. Том 5. 16. «Практическая симфония для проповедников Слова Божия, содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины». ТСЛ, 1992. 17. «Святая Русь». Энциклопедический словарь Русской Цивилизации. Составитель О.А. Платонов. М., Православное издательство «энциклопедический словарь Русской Цивилизации», 2000. Словарь дает сведения о духовно-нравственной и религиозной жизни русского народа. В статье «Пост» хорошо показано отношение русских людей издревле к православному посту и дан историко-статистический обзор. 18. «Пост и покаяние». Великопостный сборник, 2-й выпуск, 4-е издание, СПб.,1900. В книге кратко истолковываются подготовительные седмицы, раскрывается историческое происхождение поста, описывается пост по уставу Церкви, приводятся святоотеческие высказывания, касающиеся поста и воздержания. 19. Труханов М., свящ. «Как спастись в современном мире». М.,1995. Это своего рода апология христианского поста и его словарь. Пост рассматривается с разных сторон как послушание Богу. Главный акцент делается на пост, как на оружие, данное Богом человеку для победы духа над телом. 20. Бухарев И., прот. «О постах в Православной Церкви». М., 1901. Книга составлена с апологетическим уклоном. Автор приводит доводы противников поста и аргументирует опровержения, основанные на Священном Писании, святоотеческом учении и канонах Православной Церкви. 21. «Монашеская жизнь по изречениям о ней святых отцов подвижников». Киев, 2001. В разделе 4 «О посте» большое внимание уделяется воздержанию, соединенному с рассудительностью. В статье приводится много примеров, взятых из святоотеческих творений, побуждающих читателя к деятельному посту. 22. «Исторические рассуждения о постах Православной Кафолической Церкви». М.,1837. В книге раскрывается историческое происхождение постов, указываются причины установления однодневных и многодневных постов Святой Православной Церкви, объясняется, как они соблюдались в древности. Книга носит научно-исторический характер: в ней содержатся свидетельства о православных постах, подтверждаемые святоотеческими цитатами. 23. «Учение Православной Восточной Кафолической Церкви о святых постах». М., 1862. В книге приводятся доказательства в защиту поста, заимствованные из Священного Писания Ветхого и Нового Завета и подтвержденные канонами и учением святых отцов. Весь материал книги заимствован из творения Преосвященного митрополита Стефана Яворского – третьей части «Камня веры». Прослеживается католическое отношение к посту, как к удовлетворению Богу за грехи и вменению в заслугу. 24. Струженцов М.И. «Вегетарианство и православно-христианский взгляд на него». М., 1900. В книге лаконично и достаточно ясно описываются виды вегетарианства, показывается ложность вегетарианского учения и дается опровержение его на основании Священного Писания. 25. Попов Н., свящ. «О посте».// «Екатеринославский благовестник», 1915. В статье содержатся прекрасные свидетельства святых отцов, богословов, педагогов, философов, ученых и врачей в защиту поста. Показана огромная польза поста как для человеческой души, так и для тела. 26. «Пост». М., 1891. В брошюре приводятся высказывания о посте святителя Василия Великого из его «Беседы о посте», дается толкование на слова Господа о посте (Мф. 6, 16-17). 27. «Пост – заповедь Божия». По сочинениям митр. Стефана Яворского. Учение Православной Церкви о святых постах. М., 2000. В брошюре даются пояснения о посте вообще, его составляющих, начале и установлении. Приводятся законоположения Святой Православной Церкви о постах и их соблюдении . 28. «Пост – время благоприятное, время покаяния». Великопостное семейное чтение. СПб., 2002. В небольшой книге приводятся поучения, взятые из книг XIX – XX веков, современные размышления и подробности о великопостных богослужениях. Это великая помощь душе христианской в Великий пост, когда особенно потребны покаянное истинное настроение, чистые помыслы, богомыслие.
[
Категория: О Вере и Спасении | Добавил: Администратор (30.06.2010)
Просмотров: 1376 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Allisonagews  
Hello to all
In this puzzling time, I love you all
Prize your family and friends

Имя *:
Email *:
Код *: