Вторник, 12.11.2019, 10:55 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Подвижники благочестия

БЕСЕДА СО СТАРЦЕМ ЕФРЕМОМ
В Православной Церкви есть особая категория старцев-подвижников, достигших на пути духов­ного совершенства определенных высот в стяжа­нии Божией благодати. Старчество как христи­анский институт возникло вместе с иночеством в древние времена, его основателем считается св. Антоний Фивский, живший в ІІІ в. по Рождестве Христовом. Святые отцы и учители Церкви, та­кие, как Василий Великий, Иоанн Лествичник, Феодор Студит, считали старчество необходимым явлением монашеской жизни. Особенно строго блю­лись заветы старчества на Синае и Афоне. Во все времена люди стремились к общению с духоносными подвижниками Христовой веры, для чего порой преодолевали сотни киломметров пути ради одной короткой встречи. И в наши дни тысячи «труждающихся и обремененных» стекаются к этим све­тильникам благочестия в поисках ответа на труд­норазрешимые жизненные вопросы, взыскуя мо­литвенного предстательства и заступничества, духовного наставления и мудрого совета. С одним из таких старцев, о. Ефремом, игуменом Свято-Андреевского скита на Афоне, встретился и побе­седовал монах Серафим (Шолков). Авва Ефрем, скажите, по­чему Вы избрали монашес­кий путь и как Вы к нему при­шли? С малого возраста мне хотелось творить только волю Божию. Но сначала я не думал о том, чтобы стать монахом, а тем более священ­нослужителем. Мне хотелось стать катехизатором или преподавателем богословия. В духовной жизни мне очень помогли мои родители, мой первый духовник, о. Андрей Хелкиопулус. и многие другие благочес­тивые люди. В 1976 году в Салони­ках я познакомился со своим стар­цем, оставил мир, пошел к нему в послушание и до сих пор веду мо­нашескую жизнь. Старец сказал тог­да, что воля Божия мне стать мона­хом, что я должен, подобно святым апостолам, оставить все сразу и по­стараться проявить нелицемерное послушание, отложить в сторону свое собственное мудрование и вверить свою жизнь старцу. Какой степени я достиг сейчас, ведает один Господь, Который будет су­дить нас. Что является самым глав­ным в христианской жизни? Смирение, без которого никто не спасется. Это самое главное и значительное в Православии. Но не то смирение, о котором каждый имеет свое представление, а то ис­тинное смирение, которому учит нас Господь Иисус Христос, гово­ря: "Научитесь от Меня", - не от Ангела, не от Архангела, но -"научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам ва­шим" (Мф. 11, 29). Мы должны стя­жать истинное покаяние. Доброе, действенное покаяние умножит смирение, а оно принесет слезы, плач, самоукорение, принесет нам евангельскую любовь, и все это вме­сте взятое принесет нам дар духов­ного рассуждения. Все другие добродетели помогают нам спастись, но смирение само по себе спасает нас. Без смирения никто не спасет­ся. Смирение, о котором мы бесе­дуем, есть состояние Христова сми­рения. По-настоящему смиренный, не на словах, а на деле - это тот, кто смирен и душой, и телом. Сми­ренный телом содержит его чистым и непорочным от всякого вида плотских помыслов и плотских удо­вольствий. Это очень важно. Здесь нужен тщательный анализ своего состояния. Смиренный душой име­ет благодать Свитого Духа, содер­жащую ум в смиренномудрии. У та­кого человека все размышления са­мые смиренные и простые. Напри­мер, святой апостол Павел говорит: " Иисус Христос пришел... спасти грешников, из кото­рых я первый" (ІТим. 1, 15). По­смотрите, будучи святым, он назы­вает себя грешным, да еще первым грешником. Потом он говорит: "Я наименьший из Апостолов" (ІКор. 15, 9), - в то время как он почитается первоверховным Апос­толом. Мы видим степень великого смирения св. апостола Павла, и не только видим, но и чувствуем внут­ри нашего сердца. Самоукорение, слезы, плач, самопознание свиде­тельствуют о пребывании Духа Свя­того в нашем сердце и выявляют смирение души. Отец Ефрем, что Вы посо­ветуете желающим вести правильную духовную жизнь в наше нелегкое вре­мя? Необходимо иметь духовного руководителя на пути ко спасению. Без духовного руководителя, стар­ца, не достигнуть духовного воз­рождения. Необходимо иметь ум­ную молитву и часто приобщаться Св. Христовых Тайн. Итак, в первую очередь нужны духовник, умная мо­литва, жизнь в таинствах Церкви. Но, конечно, обязательны пост, и послушание, и борьба со страстя­ми. Каким образом родители должны защищать своих де­тей от современных искуше­ний? Родители должны сотрудничать со своими детьми. Не владеть и не властвовать, они не выше своих де­тей, но и не ниже их. Плотские родите­ли должны насаждать в своих детях любовь ко Христу, формировать их характер, охранять их здоровье, учить азбуке и защищать от этого лукавого мира. Но они не могут быть духовными отцами, прини­мать исповедь от своих детей. В период полового созревания детей начинает искушать бес блуда. По­являются блудные помыслы и соот­ветствующие грехи. Ребенок чита­ет лукавое, смотрит лукаво, раз­мышляет лукаво. Самое главное ис­кушение в этом возрасте - плотс­кое, И родители должны быть снис­ходительны в этом вопросе, снис­ходительны не к грехам, не к иску­шениям, а к детям. Родители долж­ны понимать, что дьявол завидует и бьет очень жестоко. В это время родители не должны бить детей, но с нежностью и пониманием совето­вать им, чтобы они открывали все свои помыслы священнику на испо­веди, потому что только на испове­ди они обретут прощение грехов, исцеление от страстей и примут силу Святого Духа. Приобщение к исповеди должно начинаться с ма­лого возраста. Самая большая по­мощь родителей учить их к исповеди, а не властво­вать над ними. Иначе дети начнут лгать, и прекратится взаимопони­мание, не будет искренности. Роди­тели должны показать душевное благородство по отношению к де­тям. Но если они не живут со Хрис­том, то они не достигнут этого. Как Вы считаете, какой грех более всего распростра­нен в современном обществе? Это плотский грех. Падший и из­неженный человек, живя в этом мире, погружается в страсти, глав­ным образом в эгоизм и самолюбие. Эти близнецы, эгоизм и самолюбие, как плохие супруги, рождают новые страсти и ослепляют ум, чтобы он не видел Христа, Который являет­ся источником духовного блажен­ства и сердечной радости. Когда че­ловек находится в обольщении, то он всю свою жизнь видит в иска­женном зеркале. Демон плотского греха делает зло повсюду, и мир уже давно превратился в Содом и Гоморру. Разумеется, большинство грехов дела­ется тайно, а не явно. Если сейчас явно делают­ся такие страшные плотские грехи, то и представьте, какие совершаются тайно! Разу­меющий да разумеет. Да покроет нас Пресвятая Богородица от этого беса и от всех других бесов, пото­му что Богородица - это самое чис­тое и смиренное творение Божие. И Богородица собственноручно да­рует нам чистоту души и тела. В настоящее время в Евро-парламенте решается вопрос о том, чтобы разрешить въезд женщинам на Святую Гору. Многие считают, что запрет ущемляет права женщин. Некоторые женщины дума­ют, что если снять этот зап­рет, то у них появится воз­можность духовно окормляться старцами и покло­няться святыням Афона. Очень хороший вопрос. В лице Госпожи Богородицы представлены все женщины. Пресвятая Дева-Первая женщина, но Она не президент всех женщин,а Мать всего мира. Как Женщина Она не против женщин и не за мужчин. Православие выравнивает все это. Не существует высшего и низшего. Разница в том, что жена произошла от мужа, не Адам от Евы, а Ева от Адама. Запрещение въезда женщинам – это не догма, а православное Предание, это откровение Пресвятой Богородицы. Так хочет Матерь Божия. Ко­нечно, если Царица Небесная изме­нит Свое повеление, что врядли произойдет, тогда откроется дос­туп женщинам на Святую Гору. И мы тогда скажем: "Будьте благословен­ны"- потому что мы не против женщин. Это подтверждается тем, что мы выходим в мир, исповедуем монахов и монахинь, мирян и ми­рянок, общаемся с ними по тедефону. Матерь Божия не против жен­щин и не за мужчин, Она за славу Божию. Все женщины в мире, кото­рые хотят сделать возможным въезд женщин на Снятую Гору, будь то феминистки, православные или еще кто-либо, должны знать, что этим они печалят Пресвятую Богороди­цу. Было бы лучше, если бы они смирились перед Ней и испросили дарование, чтобы после разлуче­ния своей души с телом, с третьего на девятый день, вместе со святым Ангелом Хранителем они совершили паломничество на Святую Гору. Очень многие души женщин посетили Афон после смерти. Я знаю один конкретный случай, который был со старцем Ефремом Катунакиотом. Одна девушка после смерти пришла к нему и испросила благословение. У многих паломников, которые приезжают на Святую Гору, складывается мнение, что монахи имеют между собой нацио­нальные разделения. А ведь св. апостол Павел го­ворит, что во Христе Иису­се нет уже иудея, ни еллина (Гал. 3, 28). Каково Ваше мнение но этому вопросу? Национализм, расизм... - это ересь для Православия. Их осудила в про­шлые века наша Вселенская Церковь, и в этом - истина, которая принима­ется всеми православными; но на деле люди сейчас страстные, и до тех пор пока они не достигнут бесстрастия и настоящей, любви между собой, они будут по-прежнему негласно разде­ляться по национальностям. Что и су­ществует сейчас. Я - грек, он -русский, тот - болгарин, тот - румын; разделение действует внутри нас, это на самом деле так, и мы каемся в этом. Мы не можем говорить ложь и скры­вать правду, такую ситуацию мы видим и переживаем. И мы желаем до­стигнуть состояния бесстрастия, тогда и эта ересь перестанет действо­вать в нас, и проблема национально­го разделения на Афоне исчезнет. Тогда мы все станем просто святогорцами, не будет иметь значения, где ты родился и какого происхождения. Мы все – святогорцы. На Святой Горе живут монахи со всего православного мира. Это маленький рай, а в раю не будет разделения на русских, греков, американцев, румын и болгар. Там бу­дут пребывать спасенные рабы Гос­подни. Св. апостол Павел, когда говорит, что во Христе Иисусе нет уже иудея, ни еллина; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского (Гад. 3, 28), - он говорит о состоянии бесстрастия. Сейчас страсть нацио­нального разделения стала трудноис­целимой, так как в двадцатом веке про­изошло много войн между пародами. Войны стали основой для внутренней неприязни между треками и болгара­ми, греками и турками, греками и ита­льянцами. Люди читают книги о про­шлом, вспоминают страдания, которые претерпели их родственники, и эти воспоминания поддерживают вражду. Но мы, будучи православны­ми, должны преодолеть нацио­нальную неприязнь, и тогда мы вдох­нем благодать Святого Духа. Потому что православный расист - это стра­стный человек, находящийся в прелести. Такой человек не любит ближних своих, но осуждает их, делит на категории и ставит в узкие рамки. Дух Святой приходит и - уходит, не успокаиваясь в таком человеке. Что Вы думаете о состоя­нии вселенского Правосла­вия в наше время? Православная Церковь общими усилиями старается выполнить за­поведи Святого Евангелия. Мы все нуждаемся в серьезной работе над своим внутренним человеком. Каж­дый лично должен исповедать, что он страстный, тогда благодать Свя­того Духа исцелит от этих душев­ных и телесных страстей. А люди ищут утешения не в стяжании бла­годати Духа Святого, а в страстной, греховной жизни и удовольствиях нашего века. Но будущее мира, главным образом XXI века, - за Пра­вославием. В конце произойдет битва между Православной Церко­вью и антихристом. Все остальные ереси, расколы, прелести, идолослужения исчезнут, уйдут в сторону. Иисус Христос сразится с антихри­стом и победит! Конец апокалипси­са - это сокрушительная победа Православия над грехом. Когда мы знаем конец апокалипсиса, знаем букву омегу, тогда нас не занимают предыдущие буквы, мы должны об­ращать внимание на конец, на по­беду Христа. Какие особые знамения Вы видите в наши дни, свидетель­ствующие о близости прише­ствия антихриста и конца мира? Первое - нераскаянность наро­дов земли. Второе - жестокосердие людей. Третье - ужасное злопамят­ство, то, что один другого не мо­жет простить. А также безнрав­ственность и разврат, совершаемый явно и тайно, и главным образом - тайно. Это то, что нас очень пуга­ет, потому что люди сильно оскор­бляют Христа и Богородицу. Мы ви­дим в людях отсутствие стыда и зло­памятство - все это показывает, что мы живем в преддверии анти­христа. Хотя есть и другие знаме­ния, но я считаю, что это главное. Потому что если человек жестоко­серд, злопамятен, ужасно самолю­бив и не кается в этом, то он не может войти в Царство Небесное. Многие молодые люди ду­мают и говорят: у нас вся жизнь впереди, и пока мы молоды, надо брать от жизни все, а когда старость придет, тогда и покаемся. Что бы Вы могли сказать таким молодым людям? Многие молодые говорили, что в конце жизни они покаются, но, к сожалению, к ним пришла внезап­ная смерть, и они, будучи погру­женными в греховную жизнь, ушли в иной мир нераскаянными. Мы не должны лукаво жить и пользовать­ся долготерпением и любовью Хри­стовой. Уже сегодня надо положить начало покаянию, немедленно, сию же секунду, потому что мы не зна­ем, что произойдет с нами до вече­ра. День принадлежит Господу. И да помилует тебя Господь в сей день, как он помиловал раскаявшегося разбойника, распятого справа от Него. Если мы начнем день с раска­яния, то по молитвам Пресвятой Богородицы, Господь продлит вре­мя нашей жизни, чтобы мы завер­шили наше покаяние и дела добро­детелей, чтобы прославился Гос­подь и через нас, грешников. Вели­кое заблуждение - откладывать вре­мя покаяния, потому что нераска­янность - это великое оружие дья­вола, и многие им прельстились. Днесь аще глас покаяния услышите, не ожесточите сердец ваших (Пс. 94, 7—8, Евр. 3,7; 4, 7). Расскажите об отличи­тельных чертах устава Ваше­го скита. Прожив двадцать четыре года в общежительном монастыре св. Филофея, я знаю весь устав, и в целом мы его придерживаемся, но в неко­торых случаях живем как келлиоты. У нас получается сочетание обще­жительной, скитской и келлиотской жизни - разнообразие, которое нам очень нравится. Самое главное -это ежедневная Божественная ли­тургия. Я за ежедневную литургию и за частое причащение Святых Христовых Тайн. Св. Макарий, св. Тарасий, св. Никодим Святогорец и многие другие святые написали очень хорошие книги, в которых говорили о необходимости часто­го причащения Святых Христовых Тайн. Но, конечно, требуется, что­бы мы строго соблюдали посты по­недельника, среды и пятницы, а так­же длительные посты. В четыредесятницу мы каждый день соверша­ем литургию преждеосвященных Даров, чтобы причащаться каждый день, - то есть пять преждеосвященных литургий в неделю. Второе, что для нас очень важно, - наше бдение в келье. Обычно это трехчасовое ночное моление перед тем как идти в церковь. Но некоторым предпи­сывается большее количество ча­сов по личному благословению старца, и соответствии с их здоро­вьем и силами. Прежде чем идти в церковь, монах совершает келейное правило, где происходит его личная встреча со Христом. Келья монаха - это неопалимая купина, это Си­най, это Фавор. Именно в келье про­исходит откровение Христа в нетварном свете, а потом монах про­должает свое бдение и молитву в церкви, где он приобщается Боже­ственных Тайн. Потом завтрак, а затем начинаются послушания. Мы часто трудимся все вместе на об­щих работах, произнося вслух мо­литву: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Это все нас связыва­ет, объединяет. Мы чувствуем себя просто и хорошо, работая среди та­кой чудной природы под пение пре­красных птиц. Работаем в течение трех-семи часов, в зависимости от обстоятельств. Конечно, монах не должен слишком много работать, иначе у него иссякнут силы, и он будет не в состоянии выполнить мо­нашеское правило. Главный акцент у нас делается на духовной сторо­не, а не на материальной. Две тре­ти сил и времени - на духовное де­лание, а одна треть - на материаль­ные нужды. Тогда сохраняется рав­новесие сил и хорошее здоровье. Живя на Святой Горе, я убедил­ся, что мы должны принять образ мыслей и духа наших предшествен­ников, должны думать и размыш­лять, так, как мыслили снятые отцы. Тогда мы будем иметь святогорский опыт, как и наши старцы. Опыт приходит по время молитв, в келье, в храме, на послушании, на испове­ди. Мы не можем называться святогорцами, живя другой жизнью и по-другому рассуждая. В чем Вы видите отличие общежительной жизни мо­нахов от скитской и келлиотской? Скитская жизнь - это жизнь двух-пяти человек под руководством старца, а кетлиоты и пустынники живут отдельно, уединенно. Пус­тынник живет сам но себе, хотя, ко­нечно, он имеет своего старца и живет в послушании, выполняя его благословение. Наш старен Паисий был пустынником и вел святой об­раз жизни. Я был свидетелем этого и получал от него благословения и духовные советы. Общежительная жизнь в монастыре имеет экономические удобства: нет трудностей с питанием, более налажен быт. Я несколько лет был игуменом обще­жительного монастыря и очень хо­рошо познал на практическом опы­те, какое устроение имеет современный общежительный монастырь. Когда много братии, это вов­се не плохо, но нужно учитывать, что у них у всех разные характеры, поэтому игумену приходится нелег­ко с некоторыми отцами. Монах, преуспевший в общежительном мо­настыре, может но благословению старца жить скитс­кой или келлиотской жизнью, но сначала он созрева­ет в послушании и достигает опреде­ленного уровня ду­ховной жизни. Я предпочитаю жизнь в общежитии до конца своей жизни, хотя люблю пустын­ников и почитаю их Но я хочу жить с братией, которой хочу послужить до последнего своего издыхания. Мое послушание мне по душе, и я пытаюсь его выполнять добросове­стно. Пресвятая Богородица в Сво­ем уделе устроила так, что здесь жизнь делится на общежительную, скитскую и пустынническую, и та­ким образом, довольны все души, живущие на Святой Горе. Главное - чтобы мы все были в послушании у своего духовного отца, потому что монашеская жизнь на этом стоит. Какое значение имеет для Вас слово "святогорец"? Это для меня священное слово и высочайшая честь. В эпоху Христа говорили,- "Я римский гражданин'', - что считалось великой честью. Об этом писал даже св. апостол Павел (Деян. 22,25). Так же и сейчас сло­во «святогорец», как и слово "пра­вославный", - высокое благослове­ние, признаваемое всеми. Для каж­дого святогорца большая честь и милость Божия быть погребенным в святогорской освященной земле, ведь это райский сад Пресвятой Бо­городицы здесь, па земле. Как Вы можете прокоммен­тировать мысль: "Послуша­ние выше поста и молитвы"? Без послушания невозможно стя­жать ни истинную молитву, ни благо­приятный пост. Оно является источ­ником, родителем и корнем умной молитвы, поста и всякой другой доб­родетели. Но не человекоугодничество и не подчинение человеку ради человека, а послушание Христу и ради Христа, правильное послушание, которое выражается в любви ко Свя­тому и Троичному Богу. Наша любовь к Богу является главной заповедью Ветхого и Нового Заветов, поэтому послушание является источником всех добродетелей. Но у нас не долж­но возникать человекослужеиие или старцеслужение; послушание должно быть ради Христа, а не ради старца как человека. Нужно помнить, что сам старец тоже живет в послушании. Если же у него нет послушания, то и мы не будем слушаться его. Послуша­ние за послушание. Наши послушни­ки не ниже нас, мы ими не владеем, мы ими не управляем - мы их пасем, то есть мы им служим. Пасу - значит, служу. Пасу - значит, умываю ноги учеников и утираю полотенцем. Я по­лотенце, я губка. Хотя мы и носим жезл, мы не палка. Жезл помогает подняться выше, в рай, и это огнен­ный жезл против демонов и страстен, но не против людей; это символ духовной власти. В Православии все строится на послушании, это наивыс­шее выражение главной заповеди Но­вого Завета. Как Вы относитесь к подвигу пустынножительства? Наша основа - это простая жизнь, чистая жизнь, жизнь в таинствах Цер­кви, умная молитва и постоянная молитва о всем мире. Неважно, где жи­вет монах, - в общежительном мона­стыре или в пустыне. В первые годы святой эпохи монашества все монахи были исихастами: и те, что жили в киновиях, и те, что жили и маленьких общинах, и те, что жили сами по себе. Мы знаем о великом Антонии, о вели­ком Паисии, о великих отцах св.Пахомии, св. Савве, св.Феодосии, св. Харитоне и множестве других св. от­цов. Например, св.Иоанн Лествичник жил сорок лет в пустыне, в одиноче­стве, несколько лет игуменствовал на Синае и закончил свой жизненный путь как исихаст опять в пустыне. Это образ великого искусства монашеской жизни. Каково Ваше отношение к экуменизму? Что Вы посоветуете тем людям, которые, видя всеобщую апостасию, уходят в леса, в катакомбы? Экуменизм является величайшей ересью, которая когда-либо существовала. Наша Церковь Вселенская, всемирная, но не экуменистическая. В этом великая разница. Я не сомневаюсь, что в Православии содержится вся истина. Об этом уже две тысячи лет говорят все святые отцы. Мы ничего не придумали нового, мы повторяем то, чему научили нас святые отцы. Но необходимо оставаться на своем месте, а не бежать в пещеры и леса, в катакомбы. Непроходимо испо­ведать Христа и не и не постыдиться ска­зать истину из страха потерять мес­то или жизнь. Твердо пребудем на своем месте, не устыдимся и не уст­рашимся людей. Мы должны любить людей, но ни в коем случае не боять­ся их. Бояться надлежит только Бога и нераскаянного греха. Будем пребы­вать на том месте, где нас поставил Господь, где нас поставил Дух Святой. Нашими делами, словами, жизнью мы должны исповедовать Христа. И мы уверены, что Дух Святой известит че­ловека с добрым произволением об истине. Люди жаждут высшего и луч­шего, и мы должны нести это людям. Дух Святой говорит через нас как раз о том, в чем нуждаются люди. Истина освободит нас от всякой прелести и от всякой страстности, просветит ум человеческий и сделает нас причаст­ными благодати. Дорогой отец Ефрем, за­вершая нашу беседу, скажите что-нибудь в назидание нашим православным совре­менникам. Вне Православия не существует духовности, вне Православия не су­ществует исцеления страстей, вне Православия не действует Дух Свя­той. Это не просто строгие выраже­ния, это не наше личное мнение, это - истина, и мы не постыдимся испо­ведовать Православие. Не имеет зна­чения, сколько нас (семейство Ноя в ковчеге тоже было немногочислен­ным), имеет значение, что мы содержим всю полноту истины. Для нас большая честь, что мы своими грешными устами исповедуем эту истину. Только в том случае, если мы прибудем верными Православию и будем исповедовать Христа, заблудшие возвратятся в стадо с Единым Пастырем. Ну а если нас будут видеть разделенными и если мы начнем исповедовать экуменизм и глобализм, то еретики никогда не поймут истины и не станут православными. Православные должны вести свою борьбу смиренно и тайно, молясь о всем мире. Дух Святой Сам просвещает сердца неправославных. Не мы должны идти к ним, а они к нам. Жаждущий идет к источнику, а не источник к нему, но жаждущий идет к чистому источнику, а не к яме, поросшей тиной. Если мы постыдимся исповедовать Христа и Православие, благодать Святого Духа уйдет, это я знаю из горького опыта многих. Так что не будем тепло-хладные, а будем или холодные, или горячие. А теплое, по слову Апостола, извергнет Господь из уст Своих (Откр.3,15-16). Если мы стыдимся исповедывать истину. То мы сами не являемся просвещенными, сами больны. Не может больной исцелить больного. Благодать Святого Духа не закрыта внутри нас, она не птичка, запертая в клетку, поэтому, если не исповедовать Христа, благодать уходит. И тогда че­ловек должен горько плакать, как плакал св. Петр. Евангелие гово­рит о любви, которая является плодом Святого Духа – «любовь, радость, мир, долготерпение, бла­гость, милосердие, вера» (Гал, 5, 22), Без истины, которая является Православием, никогда не стяжать любви. Истина, правда, любовь, целомудрие подадут нам дар стя­жания Святого Духа, чтобы мы знали, какая любовь есть евангельская, бесстрастная, совершенная, та любовь, которой мы должны любить Бога и людей. Монах Серафим (Шолков).
Категория: Подвижники благочестия | Добавил: Администратор (24.02.2010)
Просмотров: 1006 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: