Верою исцеляюсь
Каталог статей
Главная » Статьи » Вероотступничество |
Почему Патриарх Варфоломей желает ускорить созыв «восьмого вселенского» собора?
Едва начав свой визит в Россию, Константинопольский Патриарх Варфоломей стал официально во всеуслышание заявлять о необходимости скорейшего созыва всеправославного собора. Естественно возникает вопрос: а зачем и кому он нужен?
На вторую часть вопроса мы отвечать не станем, так как совершенно очевидно, что идея созыва собора и ее постоянное, можно сказать, насильственное навязывание народу и клиру – это результат несомненного и сильного влияния на церковных лидеров нецерковных политических кругов, которые активно и дерзко диктуют Церкви свои мирские представления и мнения. На вопрос «зачем?» Патриарх Варфоломей и его ближайшее окружение отвечают весьма хрупкими и неубедительными доводами: 1. Доказать инославным, в ответ на их высмеивание, что православные могут созвать собор. 2. Обсудить насущные вопросы и принять по ним общие решения. 3. Восстановить соборный принцип управления Церковью. А точнее ответить на этот вопрос можно так: надо, потому что надо и хочется. Мы начнем с третьего аргумента. Дело в том, что созыв Вселенского Собора, как об этом свидетельствует и каноническое церковное право, и история Церкви, – это событие крайне редкое и исключительное для церковной жизни. Вселенские соборы никогда не собирались регулярно, а только при крайней надобности, ради защиты Церкви от распространявшихся ересей. Их нерегулярность – это вполне очевидный исторический факт. Вселенские Соборы созывались: в IV веке – в 325 и 381 годы, в V веке – в 431 и 451 годы, в VI веке – в 535 году, в VII веке – в 680 году, в VIII веке – в 787 году. Но и тогда уже собирались еретические «соборы», провозглашавшие себя Вселенскими. Кстати говоря, Патриарх Варфоломей, хотя и имеет звание доктора богословия, однако забывает о том, что Православная Церковь и после указанных Семи Вселенских Соборов созывала соборы, решения которых имеют обязательную силу для всей ее полноты. Они имеют такой же авторитет и значение, как и Вселенские Соборы. В своих актах они называли себя именно Вселенскими. Таковыми являются Соборы в Константинополе: 879, 1341, 1351, 1369 годов (против Варлаама, Акиндина и Григоры в защиту свт. Григория Паламы и исихазма); Соборы 1583, 1594 годов (против нового григорианского календаря), Собор 1694 года (о Божественной Евхаристии). Поэтому то утверждение, что у Православной Церкви с VII Вселенского Собора якобы накопилось много неразрешенных вопросов, это, как мы видим, неправда. Церковь Православная разрешала недоуменные вопросы даже после Великой Схизмы. К вышеназванным Соборам мы добавим Константинопольский Собор 1450 года, который осудил позорную Ферраро-Флорентийскую унию. Он объявил собор в Ферраре «обманным лжесобранием, земным обольщением и насилием». Уже через 13 лет после падения Константинополя, в 1483 году, собрался в Константинополе Собор. На нем присутствовали все Восточные Патриархи. Этот Собор осудил деяния Ферраро-Флорентийского собора как «догматствовавшего в искаженных догматах и чуждых Кафолической (Православной) Церкви». Если принимать позицию Патриарха Варфоломея, то следует перечеркнуть всю жизнь Православной Церкви после 787 года. Церковь, если следовать логике Вселенского Патриарха, все эти века не решала свои проблемы, а только их накапливала, тем самым можно сказать, что деяния всех бывших Соборов Вселенский Патриарх объявляет не имеющими ни силы, ни авторитета для Православной Церкви. Все это можно расценить как крайнюю степень дерзости и циничную узурпацию церковной власти и сознания Церкви. Многие из вопросов и их предполагаемые Вселенской Патриархией решения свидетельствуют о неправославности предстоящего собора. Все задачи будут решаемы в обновленческом ракурсе. Именно поэтому Патриарх Варфоломей и делает такое неприемлемое для сознания Православной Церкви заявление: «Наша Православная Церковь постоянно старается идти в ногу со временем, ничем не жертвуя из своего учения, но реагируя при этом на веяния времени, помогая верующим справляться с современной действительностью». Идти «в ногу с миром» – это полное противоречие заповеди апостола любви Иоанна Богослова: не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2, 15–16). И Церковь помогает миру как раз не современностью своей, а благодатью Божией, своей неотмирностью и напоминанием о подлинном призвании человека, о его небесном жительстве. Потеря именно этого главного ориентира миссии Церкви – служить миру своей неотмирностью – и привело к величайшей исторической драме – великому расколу 1054 года, когда римская церковь отпала от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и постепенно превратилась в государство Ватикан – политический орган без спасительной благодати Божией. Интересно также, что и в 1923 году проводимый в Константинополе всеправославный Конгресс проходил в рамках, разработанной греческим государственным деятелем Элефтериосом Венизелосом, при поддержке Патриарха Мелетия (Метаксакиса), идеологии возрождения Великой Византии, но на началах западно-европейского гуманизма. Собор незаконно ввел новый стиль, расколов Православный мир, но политические идеи Венизелоса рухнули. Вскоре произошла так называемая Малоазийская (Смиренская) трагедия. В малой Азии были наголову разбиты греческие войска. А позднее все греческое население Малой Азии должно было покинуть Турцию – исторические земли Византии – навсегда. Идея возрождения Великой Византии рухнула как наказание Божие за приспособление Церкви под свои политические амбиции и ее разрушение. Поэтому стремление провести всеправославный собор во что бы то ни стало и как можно быстрей не удивляет. Патриарх Варфоломей, как и первый «великий реформатор» Константинопольской Церкви Мелетий (Метаксакис), является последователем линии «вестернизации» Православной Церкви, а значит ее реформирования и уничтожения. И готовящийся всеправославный собор станет «законодательным» органом не Православия, а разрушительной идеологии «вестернизации». Незаконность его решений выявляется очень просто – нарушается главный принцип канонического устройства Православной Церкви и ее законодательства: «во всем последуя святым Отцам», то есть неукоснительное следование решениям и постановлениям предшествующих Вселенских и Поместных Соборов. Что, например, значило бы вынести решение на предстоящем соборе об изменении юлианского календаря и введении нового общего календаря? Подпадение всех иерархов, принявших это решение, под анафемы Константинопольских Соборов ХVI столетия. Следовательно, очень остро встанет вопрос о действительности совершаемых Таинств. Вопрос календаря не является второстепенным. И если современные иерархи сквозь пальцы смотрят на календарный вопрос и на решения Соборов XVI века, отвергая их авторитет и важность, то, спрашивается, на каком основании они, не признавая решений Соборов XVI столетия, считают правильными и авторитетными решения предстоящего всеправославного собора? Если утрачены критерии соборности в сознании современных церковных лидеров, то совершенно очевидно, что и созываемый всеправославный собор будет выражать не волю Божию, а амбиции и пристрастия современных человеков. А такие решения не имеют никакой силы для церковной полноты. В связи с этим хотелось бы вспомнить мудрое замечание Патриарха Кирилла на слова Патриарха Варфоломея о созыве всеправославного собора: «Важно, с какими намерениями и мыслями туда прибудут представители Церквей». Возможно, что высшая иерархия делает расчет на религиозное невежество подавляющего числа православных верующих. И мы полагаем, что именно из этих идеологически страшных расчетов с этого года в Московском Патриархате введена новая процедура – централизованная цензура издаваемых книг. Задача проста – не допустить никакой, даже здравой и богословски обоснованной критики антиканонических и опасных шагов священноначалия, пусть даже эта критика носит характер разъяснения народу учения святых Отцов Церкви по данному вопросу. Безусловно, в этом намерении есть и некие благие цели, но они, на фоне размывания православного церковного сознания, видятся совершенно ничтожными. Нецелесообразность проведения всеправославного собора очевидна. Но инертность иерархии, выраженная желанием плыть по течению и не отказываться от того направления, пусть даже ошибочного, которое принято ранее, является действительно острой проблемой. И эта проблема превращается в конечном итоге в реальную угрозу для Православной Церкви, для ее подлинного единства в Истине Христовой. Чтобы это понять, необходимо и смиренномудрие, и мужество. И мы, невзирая на «эпохальные заявления» Патриарха Варфоломея, будем усердно молиться о нем и о вразумлении Богом нашей иерархии, напоминая им об опасности и ложности выбранного для всей Православной Церкви пути. Источник: «Православный Апологет» (http://apologet.spb.ru) Могу сказать только словами св. Феодора Студита: «Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине». Истинно Вселенский Собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а от того, будет ли он мудрствовать или учить православно. Если же отступит от Истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского. Знаменитый «разбойничий собор» был в свое время многочисленнее многих Вселенских Соборов и, тем не менее, не был признан вселенским, а получил название «разбойничьего собора»!.. Архиепископ Феофан Полтавский
| |
Просмотров: 745 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |