Среда, 15.07.2020, 22:12 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Август » 20 » Нас содержат захожане
12:29
Нас содержат захожане
БОЛЬШИНСТВО ПРИХОЖАН ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ, НА КАКИЕ ДЕНЬГИ ЖИВЕТ ИХ РОДНОЙ ПРИХОД
 

Маленький храм. Воскресная служба… Конец Литургии. Пропето многолетие, отпуст. Прихожане подходят к Кресту и после благословения прощаются с настоятелем: «Спаси Господи», «Ангела-хранителя». Потом расходятся по домам, а батюшка остается один. Один на один со своими проблемами… «Всегда мечтал о большом дружном приходе, – рассказывает священник, — чтобы все было, как в семье, и житейские вопросы решались бы дружно, сообща. Но после семинарии направили в небольшое село. Десять бабушек, один сторож и недостроенный храм. Поначалу тяжело нам было с матушкой, все сами делали – строили, красили, белили. А кого тут попросишь помочь? Старух немощных? Дедулю хромоногого?..» *** ИЗ ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЯ: «В июньском номере газеты я прочел любопытную статью, как платят «десятину» протестанты. И вот о чем подумал: а разве это плохо — собирать деньги на содержание своей церкви? Конечно, не таким наглым агрессивным способом, как это делается у них, а по-другому. Вот у нас, православных, как происходит – если приход большой и каждую Литургию много народу стоит, то и помощь храму существенная. А если церквушка маленькая, прихожан – единицы, то, как прикажете бедному батюшке выживать – делать ремонт, платить за отопление, чтобы никто не замерзал зимой? За какие средства? Сами знаем, как мы жертвуем на храм – максимум пять-десять гривен за свечи. Ладно, бедные пенсионеры, что с них взять? А вот нам, работающей братии, стоит серьезно об этом подумать и не стоять в стороне от церковных проблем. Не бегать, не искать, где получше, покрасивше и священник добрее и внимательнее, а оказывать конкретную существенную помощь. Может, и батюшки такие захлопотанные, что концы с концами свести не могут. Конечно, в наше сложное время оторвать от семейного бюджета пусть даже небольшую сумму бывает сложно. Но ведь мы же платим за газ, за свет, за обучение своих детей, а вот помочь своей церкви, своему батюшке почему-то не удосуживаемся. Но когда-то надо начинать это делать. Думаю, что мое мнение разделят многие читатели. С любовью о Господе, р.Б. Константин»
 ***
ОТ РЕДАКЦИИ: Дорогой Константин! Прошлый раз, анонсируя очередной журнал «Начало», мы действительно коснулись упомянутой вами темы («Сектантская бухгалтерия»). Только речь шла не о самом понятии «десятина», а о том, какую язвительную ложь среди своих адептов сеют протестантские проповедники. Хорошо понимая, что у православных нет обязательной десятины, как в их сектах, они бессовестно обвиняют нашу Церковь в сребролюбии, в чрезмерных поборах и дорогих требах. При этом на каждом своем служении настойчиво призывают жертвовать немалые суммы денег. В своем письме вы затронули очень серьезную и важную тему, вокруг которой вот уже долгое время не прекращается полемика. Только вопрос заключается не в том – вводить или не вводить десятину для своих прихожан. Здесь мнения однозначны, и ни о каком обязательном церковном налоге речь не идет. Мы живем по Новому Завету, где «десятина» в том виде, каком была раньше, давно не практикуется. Да и сама наша Церковь никогда не позволит обременять верующих принудительными поборами и сокращать и без того крохотные пенсии и зарплаты, пусть даже, на десятую их часть. Все это правильно, логично, и в какой-то мере справедливо по отношению к нам. Вот только тут встает другой вопрос: а справедливо ли это по отношению к самой Церкви и как выживать ей в такое непростое время? Чтобы как-то свести концы с концами, некоторые священники занимаются коммерцией, что тут же становится предметом осуждения
Мы все существуем в материальном мире и понимаем – любому приходу нужны деньги, чтобы оплатить электричество, отопление и другие коммунальные платежи. Еще содержать воскресную школу, покупать духовную литературу, делать ремонт и просто латать дыры. У нас принято, что каждый христианин в меру своей веры и совести приносит пожертвование в храм, когда приобретает свечи, просфоры, подает записки для поминовения. Зачастую именно эти пожертвования и являются, чуть ли не единственным источником поступлений в церковную кассу. Спланировать заранее, какой будет эта сумма, невозможно. Очень часто она зависит от времени года, от церковных праздников. Даже погода влияет на то, придет человек на службу или нет. Чтобы как-то свести концы с концами, некоторые священники занимаются коммерцией. И хотя эта деятельность, как правило, вынужденная, в среде верующих она тут же становится предметом осуждения. … а большинство прихожан даже не знают, на какие деньги живет их родной приход
Один приходской священник провел в своем храме небольшое социологическое исследование. Ему было интересно узнать, знают ли его прихожане, которых он исповедовал, венчал, чьих детей крестил, – на какие деньги живет их родной приход. Оказалось, что многие и понятия не имеют, во сколько обходится содержание их храма и как обстоят дела на самом деле. Более того, никто из них не задавал себе элементарного вопроса – как живет семья их настоятеля. А о том, что батюшке приходится сдавать свою городскую квартиру, чтобы как-то поддерживать богослужение, даже не догадывались. И это не единичный случай. Хотел прикупить икону для своего храма, а денег – только на обратную дорогу…
Недавно к нам в редакцию заглянула наша давняя знакомая. Рассказывает, зашла в церковную лавку по своим делам, а там, среди немногочисленных покупателей, молодой батюшка стоит, грустными глазами на икону смотрит – видно зашел купить свечи, а увидел образ дивный. Хотел прикупить для своего храма, вытащил свой тощий кошелек, а денег в нем только на обратную дорогу. Так и стоял, пригорюнившись, пока наша добрая женщина не выпытала у него эту историю и не купила понравившуюся икону. Да еще и адрес его прихватила, принесла нам – напечатайте в газете, батюшка ведь малообеспеченный... Трое малых детей. Конечно, напечатали. Надеемся, что с Божией помощью дела у него поправятся… Называясь христианами, мы накладываем на себя определенные обязательства
Сегодня многие приходы, чего греха таить, сильно нуждаются в средствах, и если городские храмы еще могут сами себя как-то прокормить, то сельскому священнику с пятью-шестью верующими старушками приходится туго. Но ведь Церковь хочет не просто выживать, но и заниматься благотворительностью, помогать нищим, сиротам, обездоленным! За многие годы уже сложились определенные формы церковной экономической деятельности. Прежде всего, это издание духовной литературы, пошив церковного убранства и облачений. В некоторых монастырях работают небольшие хлебопекарни, другие – производят и продают сувениры. Мы обвиняем протестантов во лжи, но как часто ропщут сами православные: «Почему такие дорогие требы? Почему церкви стали похожи на торговые лавки, где на всем висят ценники? Разве не сам человек решает, сколько давать на церковные нужды?» Если такие вопросы возникают у новоначального – это не смущает, в его голове срабатывают стереотипы, но когда так думают верующие люди – тогда это беда. Скорее всего – это непонимание того, что, называясь христианами, мы накладываем на себя определенные обязательства. Существует такое понятие, как «личное благочестие». Это благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле, то есть не только знать заповеди Божии, но и строго жить по ним. Считается, что благочестие надо взращивать в человеке по мере его воцерковления. А что значит воцерковить? Значит, ввести человека в жизнь церковной общины, помочь ему взять ответственность перед Богом и Церковью… ОТВЕТСТВЕННОСТЬ… Вот чего всем нам так не хватает! Мы часто ссылаемся на Новый Завет, где говорится, что каждый христианин сам должен был определить, сколько он даст; каждый должен был поступать так, как он решил в своем сердце. Апостол Павел также не определяет конкретную сумму, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: «В первый день недели пусть каждый... откладывает из своего заработка часть денег». Но именно в Новом Завете можно найти и такое напутствие или благовествование: От Матфея Гл. 23., 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. От Луки Гл. 11., 42. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Бедная вдова любила Бога, а главное – доверяла Ему. Она положила на храм всего две лепты – две мелкие монетки. Но Господь сказал, что она положила больше всех, потому что пожертвовала самым последним, что у нее было на пропитание. Основные поступления идут от редких благотворителей, от «захожан», оплачивающих различные требы
А кто из нас сегодня способен решиться на такой поступок? Наверное, единицы. Не постоянные прихожане, считающие себя истинно верующими, приносят в церковную кассу необходимые деньги – храм не может прожить только на эти пожертвования. Основные поступления идут от редких благотворителей, от «захожан», оплачивающих различные требы. От тех людей, джипы которых припаркованы к церковной ограде. И на чьи головы чаще всего сыпятся обвинения в неправедных деньгах и в безверии. Давно ушла в прошлое обязательная для всех десятина, которая регулярно отдавалась священнику на содержание его семьи, но если человек хочет исполнять правило «десятины» – он совершает большой подвиг. Коринфяне заранее обдумывали, сколько они смогут пожертвовать, и регулярно откладывали определенную сумму. Так нужно поступать и нам. Пусть это будет не десятина, а гораздо меньше – семь, пять процентов от дохода – никто ведь не ставит определенных рамок и границ, только эта сумма должна быть обязательной, регулярной. Соблюдай хотя бы небольшой процент, но твердо и решительно! От каждого человека – состоятельного и не очень, богатого или бедного – напрямую зависит благополучие его прихода и его настоятеля. Храм – это наш родной дом, который требует нашей заботы, внимания и участия.
Материал предоставлен редакцией газеты «Начало», август 2011 г.
Просмотров: 551 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: