Верою исцеляюсь
Главная » 2011 Август 15 » С ПРАЗДНИКОМ: С «МЕДОВЫМ» СПАСОМ
07:57 С ПРАЗДНИКОМ: С «МЕДОВЫМ» СПАСОМ | |
Эти праздники настолько необычны, что в них перепутано и народное, и церковное, и старинное, и новое
В воскресенье,14 августа, Православная Церковь чтила память семи святых мучеников Маккавеев, а также память Изнесения (происхождения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день также начнется Успенский пост, который продлится до 28 августа и завершится торжественным воспоминанием Успения Пресвятой Богородицы. В народе этот праздник известен как «маковый» и «медовый» Спас. Корни же его уходят вглубь веков, и за эти века церковные и народные традиции, связанные с освящением меда, мака и воды и почитанием Изнесения Древ Креста Господня, уже настолько переплелись. Об этих вековых традициях и том, почему праздник слывет как «медовый» и «маковый» Спас и Спас «на воде», почему люди несут святить в церковь именно мед, почему мы соблюдаем строгий Успенский пост и о другом — «Православию в Украине» рассказал епископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев), глава Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде УПЦ.
Что касается истории
Этот праздник, день святых мучеников Маккавеев, совпадает с памятью Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня – это очень интересное сочетание нескольких исторических и литургических моментов. Этот праздник настолько необычен, что в нем перепутано и народное, и церковное, и старинное, и новое. Что касается истории, то объяснение очень простое. По причине частых болезней, которые бывали в августе в Константинополе, на улицы и перекрестки выносили крест, проходили крестным ходом. Литии, хождения и моления были по всему городу, поэтому и получили название «изнесение» или «происхождение» Честных Древ Животворящего Креста. Кроме того, летописи XV-XVI веков указывают, что в этот день крестился князь Владимир и вся Русь ― 1-го августа, то есть, по-новому стилю как раз на 14-е число, в день памяти святых мучеников Маккавеев. В принципе, исторический день Крещения Руси является этим днем тоже. Кроме того, в этот день совершается еще и освящение воды. В принципе, каждый новый месяц в древности начинался с того, что освящалась вода, и люди окроплялись этой водой. Это своеобразный момент причастности к освящению. К слову, освящение воды полагается совершать 1-го числа каждого месяца. Но так сложилось исторически, что именно освящение воды «на Спаса» у нас прижилось больше всего. Мученичество братьев Маккавеев ― это подвиг сохранности себя от нечистоты
В этот же день отмечается память святых мучеников Маккавеев, именование которых очень похоже на славянское слово «мак». Хотим мы того или нет, но получается, что в народном сознании мученики Маккавеи отождествляются именно с маком. И воспринимается этот праздник в широких кругах как празднование мака. Хотя к церковному празднику это, собственно, не имеет отношения. Мученики Маккавеи — образ такого благоговейного особого почтительного отношения к Закону Божьему. Когда они были схвачены, им всего-навсего предлагали съесть пищу, не дозволенную Законом Моисея. Тем не менее, чтобы не сделать неугодного Богу, эти люди пошли на смерть. Поэтому их подвиг и смерть ― очень важный образ перед лицом мира, который пытается бороться с Богом. Для нас это образ сохранности себя от любой нечистоты ― телесной, духовной. И поэтому сохранение себя в чистоте перед лицом мира тоже важнейший момент и, если хотите, мученичество. Потому что в мирском сознании можно вместе со всеми пьянствовать, можно со всеми блудить, можно со всеми красть, можно со всеми осквернять язык непотребными словами. Так делают все, никто не осудит: «Да ну, что тут такого…». Но подражая вот этим мученикам в большом и малом, мы стараемся держать себя чистыми перед Богом. О тождественности «мака» и «Маккавеев» в народном сознании, сельском хозяйстве, пчелах и меде
Обычно к этому дню был заготовлен мед нового сбора, его приносили в церковь для освящения. Опять же, это связано не с духовным содержанием праздника, а с тем, что наши предки все приурочивали к каким-то дням церковного календаря. То есть, на «Георгия весеннего» выгоняли скотину, в такой-то день сеяли, в такой-то день жали, в какой-то день еще выполняли какую-то работу. И вот «на Спаса» приносился на освящение мед. У Церкви, кстати, своеобразное отношение к меду. С одной стороны, это материальный символ сладости и каких-то духовных благ. С другой стороны, мед – это плод больших трудов множества пчел, а в библейском понимании пчела воспринимается как образ трудолюбия, старания, которая в течение всей своей жизни трудится и собирает не что-то, а самое лучшее. Вот поэтому и существует такое вот особенное отношение к меду – очень здравое и со смыслом, и поэтому приносится мед на освящение. В Успенском посте ― образ Пресвятой Богородицы
Еще это и начало Успенского поста, который хотя и самый маленький, всего две недели, но по строгости равен посту Великому. Всего один раз дозволяется вкушение рыбы ― на Преображение Господнее. Пост достаточно строгий и, прежде всего, связан с образом Пресвятой Богородицы. И по преданию, и по осознанию церковному Она была совершеннейшим образом поста. И вот в ее память, в ее честь перед ее Успением, мы две недели принимаем на себя такой серьезный подвиг поста. Накануне праздничного богослужения выносится Честной Крест. Он выносится так, как выносится на Крестопоклонной неделе ― торжественно, украшенный цветами, и мы совершаем поклонение. Это напоминание всем нам, что Крест ― то единственное, чем мы собственно можем хвалиться. Мы привыкли, что христианам не подобает чем-то хвалиться. Но вот апостол Павел говорит: «Мне нечем хвалиться, только Крестом Господним». Апостол Павел – смиреннейший человек, хвалится Крестом Господним. И мы хвалимся Крестом, потому что это наша радость всеобщего искупления, это тот жертвенник, на котором Господь совершил жертву ради нашего спасения. Поэтому три раза раз в году ― на Крестопоклонной неделе, в день памяти мучеников Маккавеев и на Воздвижение — Крест полагается в храме для особенного поклонения. Душеполезного и приятного всем поста. С праздником! http://orthodoxy.org.ua/content/medovyi-spas-eti-prazdniki-nastolko-neobychny-chto-v-nikh-pereputano-i-narodnoe-i-tserkovnoe-i-starinnoe-i-novoe-30101
| |
|
Всего комментариев: 0 | |