Верою исцеляюсь
Главная » 2011 Август 16 » Женский Свято-Богоявленский монастырь в Диковке.
17:52 Женский Свято-Богоявленский монастырь в Диковке. | |
Во второй половине XIX века сербское войско под командованием полковника Хорвата соорудило каменный храм, в котором велись службы. В советское время храм был переоборудован и перестроен под больницу. И только в 1997 году решением Священного Синода УПЦ в селе Диковка был организован женский монастырь, настоятельницей которого стала игуменья Феофания. Открытая, добрая, светлая и приветливая женщина.
Игуменья Феофания работала в детском саду музыкальным руководителем. Очень любила работу, коллектив, детей. Но смущали некоторые моменты. Поскольку Юлия (мирское имя) была глубоко и искренне верующей (отец - священник), то соблюдала христианские законы. И когда во время поста надо было устраивать утренники для детишек и вечера для персонала, которые сопровождаются весельем, песнями и танцами, то было немного не по себе. Предположив, что надо в корне менять образ жизни, девушка в качестве паломницы отправилась в монастыри. Их было несколько, и не только в Украине. Выбор пал на обитель в Ярославской области России, где она осталась. Юлии было 35 лет, когда было решено в Знаменском районе устроить женский монастырь. Нужна была настоятельница, и ею стала инокиня российского монастыря, уроженка Александрии. Так Юлия вернулась на Кировоградщину. Для такой должности нужен был постриг. Духовно она была готова давно, оставалось пройти обряд. Это происходит торжественно и красиво. В назначенный день в монастырь приезжает владыка. Женщину одевают в белую длинную рубаху из грубого полотна, волосы распущены. У входа в храм она ложится на пол, две монахини держат над ней мантию. До распятия, расположенного в центре, она должна ползти, помогая себе только локтями, - нести свое бренное тело. У распятия ложится, изображая крест. Затем таким же образом к владыке. И только тогда убирают мантию, женщина встает. «По своей воле или по принуждению?» - задает владыка обязательный в этом случае вопрос. Своя воля подтверждается троекратным поднятием ножниц, которые владыка бросает на пол. Постриг - это таинство, подобное крещению. Называется так обряд потому, что одним из элементов священнодействия является пострижение волос - крестообразное, как и при крещении. Духовное пострижение означает, что человек уже не волен себе, отныне он служит Богу. При постриге, как и при крещении, дается имя. Перемена имени означает, что впредь ничто не напомнит монахине о ее прежней жизни. Имя дает владыка. Так Юлия стала Феофанией. Почему? Обычно духовное имя созвучно гражданскому. Юлия - Евфимия - Феофания. Монастырь был, настоятельница была, сразу же стали появляться обитатели. Сестра (так они друг друга называют) Надежда приехала в Свято-Богоявленский монастырь, только окончив школу. Вдвоем уже было сподручней. Иеромонах Амвросий пришел семнадцатилетним парнем. Потом присоединилась сестра Надежды, потом женщина с ребенком. «С Божьей помощью обжились, обустроились», - говорит матушка Феофания. Потихоньку, постепенно облагораживали территорию, ремонтировали храм, строили колокольню, оборудовали жилые помещения. Работы предстоит сделать еще очень много, но уже сейчас там необыкновенно красиво. Одним словом, благодать. «Я однажды стала посреди двора: цветы благоухают, птицы поют, солнце светит. Подумала, что как в раю. А потом задумалась: а какой же тогда рай?» - рассказала игуменья. Сейчас в монастыре около тридцати насельниц. Среди них есть монахини, инокини, послушницы и трудницы. Сюда уходят по разным причинам, но самая главная - непреодолимое желание посвятить себя служению Богу. Это похоже на чувство: если не уйду, то умру. Несмотря на жару, все сестры ходят в черном закрытом монашеском одеянии. Двери монастыря открыты и для мужчин. Когда требуется рабочая сила, не обращают внимания на пол - ведь сестрам не под силу установить колокольню на крыше храма. Вот местные мужички и трудятся время от времени на благо монастыря. Матушка Феофания жалуется, что мало кто из местных жителей посещает храм. Приход состоит в основном их приезжих людей, которые после создания монастыря поселились в Диковке. 25 соседних домиков заняты православными семьями из Одессы, Киева, Кировограда. Они 10 лет назад понадеялись, что выживут в селе, но сейчас понимают - сделать это сложно. Ведь помимо духовной пищи надо еще чем-то кормить детей, а работы в деревне, равно как и райцентре, нет. Выживает монастырь благодаря спонсорской помощи небезразличных кировоградцев. Кто углем поможет, кто продуктами, кто стройматериалами. Сестры надеются, что Бог и добрые люди не оставят их в беде. Говорят, что работа в монастыре, особенно в женском, равносильна покаянию. Вот и приезжают сюда на покаяние женщины с разными судьбами. Была одна трудница, которая вместе со своими друзьями приехала проведать их мать. Приехала, увидела, прочувствовала и осталась. Даже за вещами домой не вернулась. Правда, спустя довольно длительное время, покинула монастырь. С самого утра в монастыре кипит жизнь. Сестры встают рано, ведь кроме традиционных молитв надо успеть многое сделать по хозяйству - приготовить еду, накормить и подоить скотину, полить огород, подлатать прохудившуюся одежду... Те, кто служил молебен до утра, идет отдыхать, ведь вечером снова заступать на всенощную. Люди съезжаются в Диковку тоже спозаранку. Верующие приезжают или группами, или поодиночке. Ходят по храму, молятся, просто сидят во дворике, ожидая исповеди, и впитывают атмосферу этого святого места. В церкви не умолкают детские голоса. Сейчас лето, и в монастыре кроме постоянных маленьких прихожанок, живут и приезжие девочки - родственницы сестер или просто те, кого родители отправляют отведать на каникулах монашеской жизни. Одним из детских послушаний является непрерывное чтение молитв. По очереди девочки хорошо поставленными голосами поют благозвучные молитвы, иногда, правда, отвлекаясь от дела. Потому рядом с клиросом можно увидеть листочки с детскими добрыми рисунками или записями. Матушки не сердятся: что поделаешь, дети есть дети! В Диковском монастыре живут женщины разных возрастов. При входе в храм сидит пожилая сестра Александра. Она денно и нощно молится за своих прихожан. На столике - пожелтевшая от времени тетрадка, в которой по алфавиту записаны имена всех тех, кому требуется помощь свыше. Говорит, что искренняя молитва никому не помешает. А на кухне хлопочет молодая сестра Надежда. Она вместе с настоятельницей монастыря матушкой Феофанией пригласила нас отведать нехитрой снеди. Сейчас наступило время поста, и в Диковке его, безусловно, строго соблюдают. Едят здесь, что Бог послал, перед приемом пищи молятся. Вкусная вареная картошка с постным майонезом, овощи, рыба, фруктовый кисель. Все очень вкусно и сытно. Заходить в храм можно только предварительно разувшись. Видимо, чтобы стук каблучков не отвлекал от общения с Богом. Иконы в храме имеют удивительную историю и обладают сильной энергетикой. Страждущим помогает лик Скоропослушницы, список иконы, привезенной с Афона, а вот изображение Святого Николая не сразу появилось здесь. Однажды кто-то из прихожан принес в монастырь деревянный черный прямоугольник, вроде бы икону, но на ней почти ничего не было видно. Удивительно, но факт - спустя какое-то время лик Николая Чудотворца стал постепенно проявляться. Сейчас это яркая икона, которая периодически мироточит (на ней, если присмотреться, прямо на глазах появляются капли то ли воска, то ли масла). Практически все сестры монастыря имеют высшее образование. В основном жительницы городов. Но работают наравне со всеми: готовят, убирают, сеют, косят, строят и молятся. Есть учителя, врачи. Профессиональные навыки и в монастыре применяют. Среди послушниц есть девочки школьного возраста, с ними монахини занимаются. А экзамены экстерном сдают в школе. Когда кто-то болеет, ухаживают за ними свои специалисты. Между прочим, за одной из монахинь, которая прежде работала в больнице терапевтом, приезжал главврач. Ругался, вызывал милицию, заявлял, что женщину завербовали, удерживают насильно. А потом просил, чтобы ее из монастыря выгнали. Но такое здесь в принципе невозможно. ...Чтобы уйти в монастырь заявлений писать нет нужды. Достаточно приехать в монастырь и сообщить о своем намерении старшей монахине. Далее можно оставаться в монастырь на послушание, что ни к чему еще не обязывает, в любой момент можно вернуться домой... Уйти в монастырь можно только по доброй воле. Никаких заявлений писать не надо. Можно просто приехать, подойти к старшей монахине и сказать о своем желании. Немного личных вещей - и все. Постель дадут, место за столом найдется, работай и молись. Но есть ограничения. Если женщина - мать несовершеннолетних детей, она должна их дорастить до самостоятельной жизни. Если есть муж - необходимо его согласие. Коль так просто поселиться в монастыре, мы поинтересовались, не приходят ли к ним, мягко говоря, непутевые. «Бывают болящие, вокзального типа. Кто-то посмотрит на их мытарства и посоветует поехать в монастырь. Мол, там приютят, накормят. И мы принимаем, кормим. Но они, как правило, надолго не остаются, так как привыкли к кочевому образу жизни», - рассказала матушка Феофания. К монахиням приезжают родственники, знакомые, коллеги по бывшей работе - проведать, поговорить. Помогают кто чем может. Вот колокольню, к примеру, строили вместе с ними. И другого рода помощь оказывают. То дрова, то стройматериалы. Сейчас монастырю очень нужен цемент - монахини сами возводят очень красивый каменный забор, и дорожки надо сделать, да и прочая строительная работа без цемента не обойдется. Монашество предполагает соблюдение трех обетов: послушания (до смерти сохранять послушание матушке игуменье и старшим сестрам, не покидать монастырь и не оставлять монашества), нестяжания (бескорыстия, отсутствия алчности и страсти к богатству) и целомудрия (сохранить себя в девственности, целомудрии и благоговении). Именно поэтому женщина должна духовно готовить себя к такому ответственному, определяющему всю последующую жизнь решению. В монастыре нет радио и телевизора. Есть DVD, на котором сестры смотрят фильмы о монастырях, святых местах. Дети могут посмотреть мультфильмы, но тоже определенной тематики. Диски матушка игуменья покупает в Киево-Печерской лавре - гарантия того, что видео-продукт прошел цензуру и рекомендован к просмотру в подобных заведениях. Газет не читают, новостей не знают. В выборах тоже не участвуют. Правда, во втором туре президентских выборов несколько сестер приняли участие. А за весь период существования монастыря агитаторы здесь были только в 2004 году. Даже Луценко приезжал. Им пытались объяснить, что прессу здесь читают только духовную, но у политиков свои задачи. ...В Свято-Богоявленском женском монастыре происходят чудеса — обновляются и мироточат иконы... Мы убедились в том, что в Свято-Богоявленском женском монастыре происходят чудеса. Подтверждение тому - иконы в храме. Некоторые обновились. То есть были настолько старыми, что представляли собой просто черное пятно, а со временем, находясь в храме, стали приобретать краски, и проявились лики святых. Есть иконы, которые мироточат, и мы это видели. Иначе, как чудом, не назовешь монастырский сад, в котором даже самые маленькие деревца залиты плодами. На клумбах здесь цветет все, даже кактусы. «Как вам это удается?» - спросили мы. Нам ответили: «По милости Божией»… В Диковском монастыре есть одна особенность - поскольку этот монастырь семейного типа, то в монашество женщины могут обратиться лишь тогда, когда их дети достигнут 18-летнего возраста. Иногда период послушания затягивается до десятка лет. И объясняется этот «испытательный срок» не сомнениями самих женщин, а опасениями матушки. Ведь, когда дети подрастут и захотят покинуть храм, отзывчивое материнское сердце может потянуться за ними. И сложно матери будет по обязательствам монашества остаться при монастыре, а ребенка отправить в неизвестный и враждебный мир одного. А вот когда дочь подрастет и сама решит, что останется в монастыре, или же сознательно уйдет из-под материнского крыла, тогда можно и на постриг идти. Кстати, в Диковке таких случаев много. Одна сестра живет в монастыре практически с момента его основания, да вот монахиней так и не стала. Старшей ее дочери 17 лет, а другой - 14. Так что ждать исполнения своего предназначения ей еще, как минимум, 3 года. Матушка не делает различий между послушницами и монахинями. Говорит, что Бог послал ей надежных помощниц, которые каждый день обеспечивают жизнедеятельность монастыря, создавая здесь неповторимую атмосферу спокойствия, светлой благодати, добра и веры. К вере сестры Диковского прибежища приходили по-разному. Никто из этих женщин не может похвалиться простой и легкой судьбой. Все они жили в миру, сталкивались с горем, разочарованиями, страданиями. Матушку Феофания родилась и выросла в Александрии. Ходила в школу, как и большинство сверстниц, забывала выучить уроки и расстраивалась, когда сердились родители. Жизнь так и текла бы дальше, если бы не болезнь ее мамы. Александрийские врачи диагностировали практически неизлечимое заболевание головного мозга. Два с лишним месяца в реанимации. Решение перевозить больную в Кировоград. Бессилие областных светил. Возможность операции в Киеве. Это время матушка Феофания помнит очень хорошо. Помнит, как она, ее папа и сестричка сидели дома, тоскуя без мамы и ожидая чуда. «Однажды вечером мы сидели втроем в гостиной. И тут случилось чудо. Мы все услышали громкий вопрос откуда-то из-под потолка: "Почему вы не обратитесь к Богу?” Что это было, тогда не поняли. Но отец в ту же ночь отправился искать церковь. Бродил по улицам, спрашивал у прохожих. Храм с тусклым светом в окошке нашел уже глубокой ночью. Постучался, никто не открыл. Он по наивности думал, что церковь - это как больница, где прием страждущих ведется круглосуточно. Но не ушел. Сел на лавочку и прождал до утра. Когда с рассветом пожилая женщина открыла дверь храма и увидела прилично одетого мужчину, спящего на крыльце, спросила, что ему нужно. Папа, уставший от ожидания и отчаяния, бросился к ней с криком: "Спасите мою жену!” Ту же просьбу он повторил и пришедшему практически сразу священнику. Ведь время не терпело, надо было что-то делать...» Помимо молитв за здравие, сорокоустов и других положенных в таких случаях обрядов, тот александрийский батюшка посоветовал дать тяжело больной попить святой воды и скушать просвирку. Но это представлялось проблематичным. Мама Юлии находилась в полубессознательном состоянии и ела только перетертую пищу. Просвирку размочили и растолкли в воде. Теперь оставалась одна проблема - как дать церковную пищу жене, не смущая врачей. Но и тут, как вспоминает Феофания, вмешалось провидение. В купе, которое выкупила семья для перевозки матери в Киев, сопровождающие доктор и медсестра задремали. И отец, подсев к жене, все-таки дал ей отведать святой воды. После этого, поняв, что сделал все, что было в его силах, в изнеможении уснул под стук колес. Каково же было его удивление, когда он проснулся от голоса жены. Она сидела на полке и просила поесть... Операцию отменили. Потом был долгий период восстановления: мать училась заново ходить, внятно говорить, читать, писать... Сейчас папа Юлии-Феофании, отец Иннокентий, служит в Диковском монастыре вместе со своей женой, которая тоже обратилась в веру. Он слывет прозорливым старцем и оба они, слава Богу, хорошо себя чувствуют. После чудесного исцеления матери Юлия потихоньку начала обращаться к Богу. Ходила в церковь, соблюдала пост, что при работе в большом коллективе детского сада поначалу было проблематичным. Матушка вспоминает, как во времена атеизма даже немного стеснялась своих духовных наставников. «Однажды иду по улице с подружками и слышу, что меня зовут. Смотрю - а это тот батюшка, который посоветовал отцу напоить маму святой водой. Он меня вспомнил, представляете? Сам высокий, с окладистой бородой, в рясе. Я подошла, поговорила. Спасибо подругам, на меня никто не смотрел косо. Наоборот, поддерживали в стремлении обрести веру». Вера в Бога и в будущем поддержала Феофанию. Ее муж, добропорядочный христианин, тяжело заболел. У него диагностировали быстро прогрессирующее онкозаболевание. За советом и помощью молодая женщина обратилась к матушке Алипии, которая, по преданиям, обладала силой исцеления неизлечимых больных. Но даже она ничего утешительного не сказала. Муж Юлии умер, когда ей было всего 26 лет. «Я после этого поехала по святым местам. Была в Ярославле, Владимире, Пскове, под Ригой. Именно в одном из прибалтийских монастырей я и почувствовала свое предназначение. Мне просто захотелось там остаться навсегда. Спокойная монашеская жизнь показалась мне выходом из того ужасного душевного состояния, в котором я несколько месяцев находилась. Как вам рассказать - это как будто бы ты умер при жизни, а потом воскрес». Юлия даже подругам сказала: «Если будут спрашивать дома, где я, отвечайте, что не знаете. Потерялась, пропала, умерла. Неважно». Но путь в монашество был непростым. Вначале она прошла период послушания, который затянулся на 8 лет, потом было принятие пострига в Ярославле. Путь служения Богу наконец забросил матушку Феофанию в Диковку, где тогда создавался женский монастырь. Сейчас эта женщина очаровывает своей внутренней силой, доброжелательностью, какой-то мощной энергетикой и абсолютным отсутствием барьеров между нею, дочерью Господней, и нами, простыми мирскими людьми. Для каждого прихожанина у нее найдутся слова утешения, добрый взгляд и молитва.
«Я благословляю вас. Пусть вера, сила духа и мудрость сопутствуют вам во всех делах и помыслах. Иногда в жизни правильные решения найти сложно, но помните: делать надо так, чтобы потом не искать ответ на вопрос: "За что мне это, Господи?” Вы должны знать, что испытания - это не наказание Божье, а очередные жизненные трудности, которые вы найдете силу пережить», - напутствовала меня матушка Феофания, перекрестив перед дорогой. И я знаю, что еще не раз вернусь к ней за советом и душевной гармонией. Ведь путь в Диковку занимает не более часа... Адрес: Кировоградская обл., Знаменский р-н. с.Диковка. Тел.: (05233) 4-12-86 По материалам: http://www.uc.kr.ua/ | |
|
Всего комментариев: 0 | |