Среда, 20.06.2018, 21:46 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Апрель » 9 » Брянская церковь должна стать храмом Божиим
14:52
Брянская церковь должна стать храмом Божиим
Кто и для чего развернул скандал вокруг передачи Брянской Николаевской церкви, а ныне Органного зала, православной общине святителя Николая Чудотворца
С давних времен Екатеринослав славился своей архитектурой, зелеными парками и многочисленными красавцами-храмами. Да и официально город был основан именно во время закладки императрицей Екатериной Великой камня в фундамент Преображенского собора 9 мая 1787 года.
Когда сегодня едешь по промышленной части Днепропетровска - по улице Маяковского, проспекту Калинина, угрюмый пейзаж труб и цехов металлургических заводов-гигантов ДЗМО, Ленина, Бабушкина и Петровки украшает единственный на этом маршруте православный храм - Брянская Николаевская церковь.
Пятиглавый крестовый храм во имя святого Николая Чудотворца Мирликийского удивляет своей красотой и неповторимостью. Внушительный центральный объем храма имеет пять глав, перекрытых ребристыми куполами; центральный и самый большой купол - полусферический - создает стройный, величественный силуэт. Купола увенчаны позолоченными луковицами с крестами.
Над притвором западного фасада возвышается четырехъярусная, также увенчанная луковицей колокольня. Все здание церкви и колокольня богато украшены лепниной. Архитектурные детали, изящные профили карнизов, поясков, балюстрада отличаются безукоризненным вкусом и мастерством исполнителей. При кажущейся традиционности решения архитектура Брянской церкви не имеет аналогов, в ее архитектуре соединились классицизм, барокко и мотивы традиционного православного зодчества.
Некогда это была приходская церковь на территории Брянского завода, рабочие которого добровольно собирали средства на ее строительство, отрывая копейки от скудного жалования. 21 февраля 1913 года в торжественной обстановке в присутствии губернатора и заводского начальства была произведена закладка фундаментов. По данным газет тех лет, церковь рассматривалась еще и как храм-памятник в честь 300-летия Дома Романовых. Несмотря на начало Первой мировой войны, строительство шло полным ходом. В январе 1915 года недостроенную церковь посетил Николай II, прибывший на поезде в Екатеринослав.
Автором этого единственного в своем роде храма стал местный екатеринославский епархиальный архитектор Георгий Ильич Туровцев, прославившийся строительством многих прекрасных церквей. Для выполнения внутренней отделки был приглашен известный петербургский архитектор Евстафий Иосифович Константинович. Он и расписал уникальный иконостас длиной 18, а высотой - 7 метров.
Освящение новой церкви состоялось в мае 1915 года, о чем свидетельствует надпись в юбилейном альбоме, посвященном завершению внутренней отделки церкви: «Храм во имя святого Николая-чудотворца Мирликийского, построенный на колонии Александровского Южнороссийского завода Брянского акционерного общества, освященный 17 мая 1915 года». Со всего Екатеринослава ехали люди, чтобы посмотреть на новую церковь. Она поражала и своими размерами, вмещая свыше тысячи человек, и роскошью архитектурного убранства. Об истории Брянской церкви пишет городской портал «Gorodinfo.org.ua».
В феврале 1929 года церковь была закрыта. Остается только удивляться, как она уцелела в годы борьбы с религией. А она уцелела, практически не утратив своего внешнего облика, хотя что только там не размещалось за последние 70 лет - от складов угля и выставки металлургической продукции завода им. Петровского до детской спортивной школы. А в 1982 году было решено разместить в ней органный зал.
С тех «застойных» лет прошло уж много времени - отшумели 80-е, отгремели 90-е, Украина стала независимой, и вот четвертый по счету Президент решил-таки вернуть Православной Церкви то, что незаконно было отнято большевиками. Подошла очередь и Брянской церкви, благо и рабочие того самого Брянского завода, а ныне Петровки, создали церковную общину и выступили с просьбой вернуть им их храм. И местная власть передала храм общине Украинской Православной Церкви.
Вот как об этом написала «Комсомолка» от 5 марта 2011 года: «Здание Органного зала, которое изначально было построено как Брянский Николаевский храм, перешло в собственность общины Православной Церкви. Об этом сообщил Управляющий Днепропетровской епархией митрополит Ириней:
«Это ни в коей мере не повредит нынешнему состоянию органа в храме. Мы будем благоустраивать помещение для служения в нижней части здания. А орган останется нетронутым в верхней части храма до тех пор, пока в городе не будет построен хороший органный дом музыки, куда его смогут безболезненно перенести». По мнению Управляющего епархией, концерты классической музыки абсолютно не помешают проведению православных богослужений».
Казалось бы, на этой мажорной ноте можно было бы и окончить рассказ. Однако не все так просто. Но многим, ох как многим и сегодня золотые купола Брянской церкви слепят глаза. Как пел Игорь Тальков:
А золотые купола
Кому-то черный глаз слепили…
Разверзлись с треском небеса,
И с визгом ринулись оттуда,
Срубая головы церквам...
Вот и в данном случае против передачи храма верующим завизжал стоголосый хор наследников большевиков-безбожников. Раскольники, сектанты, коммунисты, националисты всех мастей и их СМИ обрушились на Православную Церковь, видимо, забыв, что ныне на дворе не большевицкие 20-е годы, не хрущевские - безбожные 60-е - и даже не ющенковско-филаретовские нулевые.
««Наша Украина» призывает Януковича разобраться с попами, захватившими Днепропетровский органный зал», - написал портал «ИА Видеоновости». Националисты, очевидно, позабыли о том, что до того как это здание стало Органным залом, до того как оно стало складом угля и Домом пионеров, это был православный храм, который большевицкая власть забрала у верующих и у Православной Церкви.
«УНИАН» озаглавило статью на эту тему так: «Как Московский Патриархат при участии чиновников захватывал Дом органной музыки», интернет-издание «Информатор» - так: «Тягнибокеры поймали председателя Днепропетровского облсовета на преступлении», а сайт «Украина сегодня» - так: «Днепропетровские «регионалы» отдали московским попам Органный зал».
«С резкой критикой действий Московского Патриархата и властей выступил народный депутат Святослав Олейник, фактически обвинив Церковь в культурной инквизиции и рейдерстве. По его словам, использованная днепропетровским областным руководством совместно с УПЦ МП церковно-рейдерская схема отъема помещения Дома органной и камерной музыки в Днепропетровске является недопустимой и очевидно влечет за собой мировоззренческий конфликт», - пишет «Украина сегодня».
О каком «мировоззренческом конфликте» говорит Олейник, разъяснил украинский аналитический портал «Версии.com» в материале «В Днепропетровске сектанты силой не пускают православных священников в храм»:
«Спокойное развитие ситуации осложнилось активизацией местных сектантов - последователей итальянского священника-расстриги Менегетти, которые после первого за всю историю Екатиринославщины визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла обезпокоены падением популярности их секты.
В частности, экс-бютовец, народный депутат Святослав Олейник, который неоднократно привозил лидера своей секты Антонио Менегетти в Днепропетровск, постоянно пытается инициировать конфликты вокруг храмов и благотворительной деятельности Православной Церкви.
Не является исключением и ситуация вокруг Свято-Николаевского храма. Сектанты запрещают православным заходить в православный храм, в котором сейчас находится Органный зал... Вход блокируется крепкими молодыми людьми».
Из материала «Версии.com» следует, что нардеп Святослав Олейник, бывший работник прокуратуры, шантажируя директора Органного зала Нину Голикову ее финансовыми махинациями, добился от нее поддержки в инициировании и проведении акций протеста против мирового соглашения областной власти и Православной Церкви.
И неудивительно, что 21 марта коллектив Органного зала вышел на акцию протеста. Как сообщили «Подробности», «перед Домом органной и камерной музыки прошла акция протеста музыкантов и общественности города против передачи здания Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В акции приняли участие более 100 человек». «Я считаю, что нет необходимости церковнослужителям иметь еще одну, 35-ю церковь в Днепропетровске», - авторитетно заявила на митинге Нина Голикова.
А через два дня, 23 марта, Днепропетровским филиалом Киевского института проблем управления имени Горшенина была проведена пресс-конференция, на которой заместитель председателя Днепропетровского областного совета Андрей Шипко заявил, что в ближайшие десять лет Органный зал в Днепропетровске будет работать в привычном режиме.
«То, что Органный зал перешел в собственность Днепропетровской епархии УПЦ, - это дань истории. Ведь всем известно, что Органный зал в прошлом был Свято-Николаевским храмом. Здание было отобрано у Церкви в советское время, но после президентского указа «О мероприятиях по возвращению религиозным организациям культового имущества» областная епархия по решению суда получила Органный зал назад, - сказал представитель власти. - В ближайшие десять лет Органный зал в Днепропетровске будет работать в привычном режиме. Между Днепропетровской епархией и областными властями заключено мировое соглашение по этому поводу на 10 лет. Если же в дальнейшем будет необходимость в переносе музыкального инструмента, то это вполне реально».
По словам Андрея Шипко, он лично встречался с трудовым коллективом Органного зала и заверил людей, что концерты будут продолжаться, а зарплата - выплачиваться вовремя. Шипко также отметил, что руководитель Органного зала инициировала этот конфликт не ради отстаивания интересов трудового коллектива, а потому что отстаивает собственные бизнес-интересы, сообщает ИА «Мост-Днепр».
Подробнее об этом рассказал на пресс-конференции в ИА «Мост-Днепр» руководитель Центра православной культуры «Лествица», заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко:
«Сегодня люди не скрывают своих религиозных убеждений, спокойно веруют в Бога. Но есть и безбожники, для которых орган на самом деле благочестивая ширма, прикрываясь которой, они творят беззаконие. За многие десятилетия они выстроили схему контроля и направления финансовых потоков, подотчетную только им, - это неконтролируемая аренда зала, регистрация браков и сопутствующий этому сервис, услуги бара-кафе, бизнес-встречи, фуршеты, ланчи, охраняемая автостоянка для личных автомобилей, услуги фото- и видеосъемок. Достаточно посмотреть этот перечень в меню «Услуги» на сайте Дома органной и камерной музыки (http://www.domorgan.dp.ua/uslugy).
Теперь с восстановлением исторической справедливости, с приходом нового собственника, то есть Церкви, с этим беззаконием им придется расстаться. А это большие деньги. Вот главная причина конфликта! И, в конце концов, Брянская церковь или Органный зал - это храм Божий, храм искусств или банкетный зал для бракосочетаний?!» - подчеркнул представитель епархии. «Всегда возможен разумный компромисс и совместное сосуществование православного прихода и органного зала. Пример - недалеко от Днепропетровска - славный город Харьков. Такой проблемы там не существует. Уже много лет мирно соседствуют Церковь и органный зал», - сказал в завершение отец Игорь Собко.
Будем надеяться, трудиться и уповать на Бога, чтобы здравый смысл все же победил предрассудки и зашоренность, был найден консенсус между Церковью и искусством и стала возможна работа и сосуществование музыкального коллектива Дома органной музыки и православных священников и верующих в одном здании. А в течение десяти лет подыщется или будет возведено подходящее здание и Брянская Николаевская церковь станет уже не складом, музеем, школой или концертным залом, а храмом Божиим.
Подготовил Юрий Истомин
Газета "Мир" №13 от 5 апреля 2011г
Просмотров: 475 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: