Среда, 20.06.2018, 21:51 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Апрель » 25 » СЛОВО НА ВТОРОЙ ДЕНЬ СВЯТОЙ ПАСХИ
11:26
СЛОВО НА ВТОРОЙ ДЕНЬ СВЯТОЙ ПАСХИ
РАДУЙТЕСЯ!!!

Так приветствовал Господь наш Иисус Христос, по воскресении своем из мертвых, возлюбленных учениц своих. Когда они печалились и плакали, и весть, что Господь жив, почли за мечтание и не поверили: тогда Иисус Сам встретил их и сказал: радуйтеся (Матф. 28, 9).
Сим же самым приветствием, тот же дух радости, в настоящий день светлаго торжества, старается вдохнуть в нас и святая Церковь. Она хочет предать на время забвению все тягостныя мысли о грехе, наказании и суде, она старается воодушевить нас одною Божественною радостию о воскресшемь Господе: «внидите вси в радость Господа своего, — вещает она устами одного из величайших учителей, — и первии и втории, мзду приимиме, богатии и убозии, друг ко другу ликуйте: воздержницы и ленивии день почтите, постившиися и непостившиися возвеселитеся днесь». Но такого чувства радости о Господе, такого истиннаго услаждения священнаго достигают только те, которые вполне понимают благодеяния, поставленныя нам Господом: ибо можно ли веселиться священно без побуждений к такой высокой радости! Побуждения сии указывает святая Церковь, открывая предмет торжества в одной из песней: мы празднуем умерщвление смерти, поет она, разрушение ада, начало другой, вечной жизни, и в восторге воспевает виновника сего единаго Бога Отцев. Таким образом святая Церковь, указывая нам основания священной радости, указывает нам и предмет настоящаго слова одним словом: радуйтеся.
Радуйтеся, ибо мы смерти празднуем умерщвление, говорит святая Церковь. Побуждение к радости, достойное небесной радости! Человек раждается для жизни; более всего любит ее, и ничего не боится так, как смерти, под которою мы разумеем не разлучение души с телом и разрушение бреннаго тела нашего, ибо кто поживет и не узрит смерти? Эта смерть необходима, чтобы тленное тело наше облеклось в нетленное, — праведник боится смерти духовной, отчуждения от Бога и Его Божественной благодати, страшится огня неугасимаго, угогованнаго диаволу и ангелам его, — смерти второй, вечной. Между тем без крестной смерти и воскресения Христа Спасителя такая смерть была бы необходимым наследием каждаго человека: она царствовала и над несогрешившими по подобию преступления Адамова, в котором мы все согрешили, и были лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Очевидно, чтобы избавиться роду человеческому от сей смерти, нужно было разрушить царство смерти и уничтожить жало ея — грех. Но это возможно только при удовлетворении правосудию Божию, удовлетворить же ему не мог ни человек-ходатай, ни Ангел; ибо соразмерно оскорблению существа безконечнаго требовалась и жертва величайшая; необходимо было воплотиться Единородному Сыну Божию и спасти человека, положивши душу свою за людей своих. Почему Господь наш Иисус Христос, в конце веков, явился с жертвою своею (Евр. 10, 14), для уничтожения греха, и един за всех умре, говорит св. Апостол (2 Кор. 5, 14), аще же един за всех умре, то убо вси умроша. Это значит: так как все мы согрешили, и не было праведнаго ни одного: то все подлежали смерти, необходимому следствию греха, оброцы коего смерть (Рим. 6, 23). Но Христос по любви своей к роду человеческому, один за всех умер, и поелику распят был Господь славы, то хотя не страдал Бог, ибо божество безстрастно, но поелику во Христе Иисусе обитает вся полнота божества телесне, то смертию Своею Он совершенно удовлетворил правосудию Божию; ибо в нем все мы умерли, все понесли за грехи свои достойное наказание, и все освободились от смерти, потому что Он попрал смертию смерть. И подлинно, мы прежде были без Христа, не участвовали в заветах обетования, не имели надежды и были без Бога в мире, а теперь во Христе Иисусе мы, некогда бывшие далеко, близко стали кровию Христовою; ныне нас мертвых по преступлениям Господь оживотворил со Христом, избавил нас от власти тмы и введ в царство возлюбленнаго Сына Своего (Кол. 1, 13).
Избавление рода человеческаго от власти диавола, — новое торжество воскресшаго Господа, величайшее из торжеств, достойное небесной радости; ибо до победителя смерти и ада — Христа Спасителя — никто не восходил на небо. Видение патриархом Иаковом во сне лествицы показывает нам, что только Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, но не видим никого из людей. Напротив, один из великих патриархов говорит: аще снидет человек во ад, ктому не взыдет (Иов. 10, 9). Хотя патриархи, пророки и ветхозаветные праведники не были погружены в глубокой тме, ибо свет праведным всегда, говорит Премудрый: однако и не выходили из сени смертной, и не восходили на небо: потому что оно заключено было для всех земнородных. Один ад был отверст, где, за преступления свои и прародительский грех, всякий должен был заключаться и платить раздраженной правде Божией вечною казнию, без надежды освобождения; ибо крепок был город смерти, высоки стены сего царства, врата тмы заключены были для всех мертвецов, крепкие наложены были запоры, не было туда доступа воскресению, и враг был уверен, что никакой исполин не овладеет его областию. Посему для освобождения людей из этой пропасти, поглощавшей души их, надлежало низойти Самому Господу в эту страну тмы вечной, где нет света (Иов. 10, 22), ибо никто не может войти в дом крепкаго и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильнаго (Матф. 12, 29). И вот Господь, по милосердию Своему, не допустил, чтобы в конец возобладал нами враг. Он снизшел в преисподняя земли, сокрушил врата вечныя, содержавшия связанных, просветил Божественным светом седящих во тме и сени смертной, и, обезсилив начальство и власть духов злобы, явно посрамил сих, восторжествовав над ними в Себе; ибо ад принявши землю, встретил небо, приняв мертвеца, приразился Богу, Который, восшед на высоту, пленил плен и извел заключенных в свободу и блаженство (Кол. 2, 15). Теперь ад не более как взятая крепость, стены которой разрушены, врата ниспровергнуты, запоры сокрушены и средина сени смертной соделалась светлым, безбоязненным путем, по которому, содержимые в узах адовых, идут к свету веселыми ногами, и переходят к жизни вечной, начало коей положил Своим воскресением Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
Для жизни вечной, блаженной и создан человек: Бог созда человека в неистление (Прем. 2, 23), говорит Премудрый. И кто бы не желал перейти к этой жизни, как переходят от совершенства к совершенству Ангелы, или как перешел к другой жизни Энох, не испытав смерти и тления? Но такой переход стал невозможен для нас, и наше тело сделалось негодно для вечности, ибо оно само в себе носит семя разрушения, семя, которое полагается частию нашим отпадением от Бога — источника жизни, частию — прежде положено падшим прародителем. Следовательно, чтобы тленному сему облечься в нетление и перейти к жизни блаженной, для нас необходим другой прародитель, который бы праведностию своею также положил семя безсмертия, как Адам грехопадением своим ввел смерть в мир. Такой источник безсмертия указывает нам святая Церковь в воскресшем Господе, Который соделался для нас вторым Адамом не в душу живу, а в дух животворящий. Так как Он имеет источник живота в Себе: то, положивши душу Свою за нас, Он положил основание безсмертию, и семя нетления для всех тел наших, поелику Бог не дал преподобному своему видети истления (Псал. 15, 10). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Воскресши из мертвых, как первенец из умерших, Он положил основание и нашему воскресению; ибо если Господь облекает и землю весною, как невесту в убранство, посеянному зерну дает тело, как хочет, и каждому семени свое тело, и мы, сложив с себя зимнюю угрюмость, веселимся, насладившись благорастворением воздуха: то, без сомнения, будет время, когда по гласу трубы Архангельской востанут все почившие от века и изыдут из гробов сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая в воскрешение суда (Иоан. 5, 29). Тем, кои были верны до смерти, дастся венец жизни, самое тело их Господь преобразит так, что оно будет сообразно телу славы Богочеловека (Флп. 3, 21); они будут вкушать от древа жизни, которое посреде рая Божия, не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет жечь их зной солнечный: ибо закланный за нас Агнец, Который на престоле, будет пасти и водить их на живые источники вод, и Бог отрет все слезы с очей их (Апок. 7, 16-17). Желаете ли бóльшаго? Дано будет и то. Господь явит преизобильное богатство благодати своей в благости к нам во Христе Иисусе. Самая тварь, совоздыхающая теперь с нами, свободитсятогда от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8, 21). Хотите ли уверения во всем этом? Не отказывает слово Божие и в том: Иже Сына Своего не пощаде, говорит Апостол, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует (Рим. 8, 32)! О как священ и радостен должен быть для нас этот день упокоения, день, в который почил от всех дел своих Единородный Сын Божий! Вся тварь празднует воскресение Христово, мы ли останемся равнодушны к этой всемирной радости! Будем же веселиться радостию священною, а не радостию, смешанною с суетою, разсеянною, шумною, ниспадающею в чувственность, дабы не пала на нас укоризна пророческая посрамиша радость сынове человечи (Иоан 1, 12). Радость наша, по выражению Апостола, должна быть всегда о Господе, а по учению св. Отцев, (шестаго Вселенскаго Собора), — духовная, мирная, чистая, возвышенная, состоящая в ежедневном хождении в храм в продолжении всей светлой седмицы, в славословиях Победителю смерти, в обращении сердца и мыслей горе — к вечному царствию (Прав. 66), и в соединении со Христом верою и любовию, особенно чрез таинство Его пречистаго тела и крови.
О Пасха великая и священнейшая Христе! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день царствия Твоего! Аминь.

Источник: Слова Преосвященнаго Епископа Алексия, сказанныя в Томске и Екатеринославе. Книга 1. — М.: В Синодальной типографии, 1872. — С. 133-138.




Просмотров: 280 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: